Бюджетирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:18, курсовая работа

Краткое описание

Современный бизнес в России очень динамичен и достаточно суров. Уже нельзя принимать решения, основываясь только на интуиции и личном представлении о положении дел. Чтобы удержать достигнутые позиции, менеджеры, экономисты, бухгалтера вынуждены использовать новые технологии управления. Особенно это касается повышения эффективности управления материальными и финансовыми ресурсами. Для оптимизации процесса принятия управленческих решений, для оценки возможных последствий этих решений в компаниях и стали внедрять системы бюджетирования. Бюджетирование позволяет получить конкурентные преимущества через создание эффективной системы управления ресурсами, предугадывая возможные проблемы и соответствующим образом планируя будущие действия. Очень важным является и то, что создание системы бюджетирования требует интеграции управленческих и информационных технологий, что приводит к повышению эффективности управления.

Файлы: 1 файл

курсовая БУУ.doc

— 249.00 Кб (Скачать)

Выделяют следующие  типовые статьи управленческих (общехозяйственных) расходов промышленного предприятия:

- расходы на управление коммерческой организацией (заработная плата административно-управленческого персонала, командировочные расходы, представительские расходы и др.);

- общехозяйственные расходы (содержание прочего общезаводского персонала, амортизация основных средств, содержание и ремонт зданий, расход вспомогательных материалов, коммунальные платежи, и т.д.);

- налоги, сборы, платежи (относящиеся к себестоимости продукции);

- непроизводственные расходы (потери от простоев, недостачи и потери от порчи материалов при хранении на складе).

Составление бюджета доходов и расходов (или прогнозного отчета о прибылях и убытках) является «выходной формой» операционного бюджета.

Бюджет доходов и  расходов целесообразно составлять в двух вариантах: сводном (в целом  по организации) и «развернутом» (в  разрезе доходности отдельных видов  продукции). Такое построение документа  позволяет судить о рентабельности производства за определенный период и с его помощью можно провести анализ безубыточности.

Составление бюджета капитальных вложений (инвестиционного бюджета) - это процесс планирования и управления долгосрочными инвестициями организации.

В инвестиционном бюджете  происходит окончательное определение  объектов инвестирования, объемов и  сроков реальных инвестиций. В этом документе особое внимание должно быть сосредоточено на влиянии новых  инвестиций на финансовые результаты деятельности предприятия, величину прибыли. Определяя конкретные направления использования финансовых ресурсов, следует учитывать различия в уровне получаемой отдачи и выбирать затраты, обеспечивающие предельно высокую рентабельность. При этом финансовые затраты необходимо соотносить со сроками их окупаемости. 11

Главная задача бюджета движения денежных средств (БДДС) -- проверить реальность источников поступления средств (притоков) и обоснованность расходов (оттоков), синхронность их возникновения, определить возможную величину потребности в заемных средствах. Это документ, позволяющий реально оценить, сколько денежных средств и в каком периоде потребуется организации.

Необходимость подготовки данного документа обусловлена  следующим:

-понятия «доходы» и «расходы» в бюджете доходов и расходов не отражают действительного движения денежных средств: затраты на реализованную продукцию не всегда относятся к тому же временному интервалу, в котором последняя будет отгружена потребителю;

- в бюджете доходов и расходов отсутствует информация о направлениях деятельности предприятия: производственной (основной), финансовой и инвестиционной.

Прогноз баланса - это прогноз состояния активов и пассивов предприятия, в соответствии со сложившейся структурой активов и обязательств и ее изменением в процессе реализации бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств и инвестиционного бюджета. Он, как и бухгалтерский баланс, состоит из двух основных разделов - актива и пассива, которые должны быть равны между собой. Прогноз баланса строится на основе баланса на начало периода с учетом предполагаемых изменений каждой статьи баланса. Для определения изменения в статьях баланса используется информация, содержащаяся в бюджете доходов и расходе и бюджете движения денежных средств (БДДС) в соответствии с формулой:

Сальдо на конец периода - Сальдо на начало периода + Начисл ения из бюдже та  (доходов и расходов) + Поступления (из БДДС) - Выплаты (из БДДС)

Назначение прогноза баланса -- показать, как изменится  балансовая стоимость коммерческой организации в результате осуществления финансово-хозяйственной деятельности организации в целом или ее структурных подразделений в течение бюджетного периода. В отличие от бухгалтерского баланса прогноз баланса может быть составлен не только для организации в целом, но и для отдельного вида бизнеса и структурного подразделения (самостоятельного юридического лица или филиала). 12

Так как существует много разновидностей бюджетов, применяемых в зависимости от структуры и размера организации, распределения полномочий, особенностей деятельности важно не ошибиться в выборе максимально подходящих для предприятия видов бюджетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Контроль затрат  как система управления

2.1 Контроль и анализ деятельности предприятия

Функции бюджета как  средства контроля и оценки деятельности предприятия раскрываются только тогда, когда прогнозируемые показатели сравниваются c фактическими. Иными словами, по завершении планового периода необходимо составить отчет o деятельности предприятия, в котором будут сравниваться прогнозируемые и фактические показатели.

Среди анализируемых  показателей деятельности организации  особый интерес представляет прибыль. Для любого управляющего основным является вопрос: каковы причины отклонения фактической прибыли от запланированной? Ответить на него можно путем проведения пофакторного анализа прибыли, который выполняется на четырех уровнях - нулевом, первом, втором и третьем. Каждый последующий уровень анализа детализирует результаты, полyченные на предыдyщих уровнях.13

Нулевой уровень анализа прибыли предполагает сравнение фактически достигнутых результатов c данными статического бюджета, рассчитанного на конкретный уровень деловой активности организации. Иными словами, в статическом бюджете доходы и расходы планирyются исходя только из одного уровня реализации. Все частные бюджеты, входящие в состав генерального бюджета, являются статическими, так как доходы и затраты предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета, исходя из определенного запланированного уровня реализации.

При сравнении статического бюджета c фактически достигнутыми результатами не учитывается реальный уровень  деятельности организации, то есть все  фактические результаты сравниваются c прогнозируемыми вне зависимости  от достигнутого объема реализации. Вот почему этот уровень пофакторного анализа прибыли считается нулевым. C него обычно начинаются отчеты o деятельности западных компаний.

B основе нулевого уровня  анализа лежит сравнение статического  бюджета c фактическими результатами.

Возможности более детального исследования деятельности предприятия нулевой уровень анализа, использующий данные статического бюджета, не предоставляет. Эти задачи решаются на следующих уровнях анализа.

Первый ypовень. Расчеты, выполняемые на первом уровне факторного анализа прибыли, предполагают использование данных гибкого бюджета, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, a для определенного его диапазона, то есть им предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации. Для кaждого из них здесь определена соответствующая сумма затрат. Таким образом, гибкий бюджет учитывает изменение затрат в зависимости от изменения уровня продаж, он представляет собой динамическyю базу для сравнения достигнутых результатов c запланированными показателями.

В основе составления  гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. Если в статическом бюджете затраты  планируются, то в гибком бюджете  они рассчитываются. В идеальном  слyчае последний составляется после  анализа влияния изменений объема реализации на каждый вид затрат.

Второй уровень. Данный уровень анализа предполагает расчет отклонений по цене ресурсов. Результаты расчетов, выполненные на этом этапе, показывают, как повлияло на прибыль отклонение фактической цены приобретения ресурсов от нормативной (предусмотренной в бюджете). Отклонение по цене - это разница между фактической и нормативной ценами приобретения ресурсов, умноженнaя на фактический объем реализованной продукции (работ, услуг).

Отклонения по цене в  факторном анализе прибыли выделяются в отдельную группу, так как они в меньшей степени, чем отклонения по производительности, зависят от yправленческих решений. B рыночной экономике цены в значительной степени определяются спросом и предложением.

Отклонения по цене могyт возникать как при приобретении материалов (материалы могyт быть закуплены по цене, отличной от запланированной), так и при начислении заработной платы (ставка оплаты отлична от нормативной).

Однако столь углубленный  анализ прибыли возможен лишь при  наличии в организации нормативной базы - заранее разработанных нормативных цен и норм затрат, выраженных как в натуральных, так и в денежных единицax. При этом устанавливаются нормы затрат материалов (в натуральных и стоимостных единицax), рабочего времени (в часax и денежном вырaжении) и накладных расходов (в доле, приходящейся на единицу продукции), необходимые для изготовления единицы продукции.

Третий уровень. Задача заключительного уровня анализа состоит в том, чтобы выяснить, как повлияло на прибыль отклонение фактического расхода того или иного вида ресурсов от расхода, предусмотренного нормативной базой организации.

Отклонения, выявленные на этом этапе пофакторного анализа  прибыли, позволяют оценить степень  эффективности использования приобретенных  ресypсов. Они выявляются в результате сравнения нормативной величины использованных ресypсов c иx фактическим потреблением и вычисляются по следующим образом:

Отклонения по производительности = (Фактический объем использованных ресypсов - Планируемый объем использованных ресурсов) x Стандартнaя цена на ресурсы.14

Из этого можно сделать  следующий вывод: для максимизации прибыли предприятия необходимо проводить анализ хозяйственной  деятельности и вести непрерывный  контроль за ним.

 

2.2 Контроль выполнения бюджета предприятия

Система контроля выполнения бюджета на предприятии является своеобразным мониторингом финансового  состояния предприятия. Важность этой системы не вызывает сомнений. Тем  не менее, говоря о путях практической реализации системы, следует принимать  во внимание стратегическое позиционирование предприятия.

Будем различать три  подхода к реализации системы  контроля бюджета предприятия:

1. простой анализ отклонений, ориентированный на корректировку  последующих планов;

2. анализ отклонений, ориентированный на последующие управленческие решения;

3.  анализ отклонений в условиях неопределенности;

4.  стратегический подход к анализу отклонений.

Простой анализ отклонений

Суть подхода состоит  в том, что система контролирует состояние выполнения бюджета сопоставлением бюджетных показателей и их фактических значений. Если отклонение носит существенный характер, то финансовый менеджер принимает решение о необходимости вносить соответствующие коррективы в бюджет последующего периода. В противном случае никакие корректирующие действия не производятся.

В этой связи важным является вопрос о существенности издержек. Представляется, что в качестве критерия для определения важности издержек следует использовать итоговые бюджетные  показатели, например, величину суммарного денежного потока (или сумму чистой прибыли). Имея соответствующую компьютерную программу, финансовый менеджер рассчитывает последствия конкретного отклонения фактических показателей от плановых значений на величину суммарного денежного потока. На основании отклонения фактического суммарного денежного потока от планового значения делается вывод о необходимости производить корректировку плана следующего периода.

Анализ отклонений, ориентированный  на последующие управленческие решения  предполагает более детальный факторный анализ влияния различных отклонений параметров бизнеса на денежный поток. По существу, производится декомпозиция влияния всех, вместе взятых, отклонений на величину итогового денежного потока. Технология проведения такого контроля выглядит следующим образом.

Шаг 1. Установление всех факторов, которые влияют на величину денежного потока.

Шаг 2. Определение суммарного отклонения денежного потока от бюджетного значения.

Шаг 3. Определение отклонения годового денежного потока в результате отклонения каждого отдельного фактора.

Шаг 4. Составление таблицы  приоритетов влияния, которая располагает  все факторы по порядку, начиная  с более значимых.

Шаг 5. Составления окончательных  выводов и рекомендаций в части  управленческих решений, направленных на выполнение бюджета.

Анализ отклонений в условиях неопределенности

Все параметры бизнеса (цены, объемы, расходные коэффициенты и т. д.) признаются неопределенными  значениями и задаются не в виде отдельных чисел, а в виде интервалов неопределенности. Неопределенность в отношении параметров бизнеса порождает неопределенность результирующего годового денежного потока и прибыли, если последняя также является предметом анализа. Оценить неопределенность денежного потока можно с помощью статистического моделирования.

Информация о работе Бюджетирование