Сущность бюджетирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:13, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является освещение вопросов классификации бюджетов и взаимосвязи видов бюджетов. Для этого будут решены следующие задачи: Дано понятие бюджета РФ Охарактеризованы виды бюджетов РФ. Показана взаимосвязь видов бюджетов.

Оглавление

Введение
1. Сущность бюджетирования
1.1 Понятие бюджета и бюджетирования
1.2 Виды бюджетов
2. Взаимосвязь бюджетов
2.1 Операционный бюджет
2.2 Финансовый бюджет
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

УЗК2.doc

— 176.50 Кб (Скачать)


Содержание:

Введение

1. Сущность бюджетирования

1.1 Понятие бюджета  и бюджетирования

1.2 Виды бюджетов

2. Взаимосвязь  бюджетов

2.1 Операционный  бюджет

2.2 Финансовый  бюджет

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В Бюджетном  Кодексе РФ (статья 6) определяется, что бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.                                                                                                               Бюджет так устроен и облечен в такую форму, чтобы точно отражать всю хозяйственную деятельность государства. В нем определены, с одной стороны, потребности данного хозяйства на протяжении года (предстоящие расходы), а с другой - средства, с помощью которых намеченные цели должны быть реализованы (ожидаемые доходы).                                                      Бюджет включает в себя все доходы и расходы государства, которые возможно предусмотреть (принцип полноты). Доходы и расходы должны быть объединены как по существу в единстве баланса (проходят через единый счет), так и формально в одном документе (принцип единства).                                                         Целью данной работы является освещение вопросов классификации бюджетов и взаимосвязи видов бюджетов. Для этого будут решены следующие задачи:                                                                                                             Дано понятие бюджета РФ                                                                       Охарактеризованы виды бюджетов РФ.                                                               Показана взаимосвязь видов бюджетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность  бюджетирования

1.1 Понятие бюджета  и бюджетирования

Планирование  представляет собой постановку целей  деятельности в виде количественных и качественных показателей, которые  необходимо достигнуть предприятию  за тот или иной период.                                                           В зависимости от периодов планирования (период планирования - временной промежуток, на который составляются и в течение которого реализуются планы) различают:                                                                                                                     - оперативное (текущее) планирование - на период до 1 года;                                            - тактическое (среднесрочное) планирование - на период 1 - 3 года;                                - стратегическое (долгосрочное) планирование - на период свыше 3 лет.      Внедрение на предприятии системы планирования призвано решить следующие задачи:                                                                                                                 - повышение эффективности использования ресурсов предприятия;                                  - обеспечение координации деятельности и обеспечение взаимосвязи интересов отдельных подразделений и предприятия в целом;                                          - прогнозирование, анализ, оценка различных вариантов хозяйственной деятельности предприятия и повышение обоснованности принимаемых управленческих решений;                                                                                                       - обеспечение финансовой устойчивости и улучшение финансового состояния предприятия.                                                                                           Необходимо заметить, что для обозначения процесса оперативного планирования в российской управленческой практике используется ряд понятий - «Бюджетирование», «финансовое планирование», «планирование финансово - хозяйственной деятельности». Такое терминологическое разнообразие, по нашему мнению, скорее мешает специалистам, чем помогает.                                                                                                                            Бюджет - это план, содержащий стоимостные показатели. Но стоимостные показатели можно "встроить" практически в любой план. Если, например, "План производства" отражает планируемую к производству продукцию в натуральном выражении - это план. Но если добавить в "План производства" еще одну колонку - "Стоимость произведенной продукции по учетной цене реализации", - план превратится в бюджет. Получается, что деление планов на собственно планы и бюджеты достаточно условно и практически любой план одновременно можно квалифицировать как бюджет. Таким образом, можно сказать, что план и бюджет - синонимы.                                                              Под бюджетом (согласно Бюджетному Кодексу РФ) понимается форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций органов государственной власти и местного самоуправления в виде баланса доходов и расходов законодательными (представительными) органами.                                                                                               Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации.                                                                                                   Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.                                    Кроме выше изложенного на предприятии возможно бюджетирование по принципам «снизу вверх» и «сверху вниз».                                                                        При бюджетировании по принципу "снизу вверх" сбор и фильтрация бюджетной информации осуществляется от исполнителей к руководству компании. Довольно часто показатели, разработанные исполнителями в процессе утверждения бюджета, сильно изменяются, что при необоснованности решения или неубедительности аргументации может привести к снижению доверия и внимания к бюджету исполнителями. Это проявляется в небрежно подготовленных данных или сознательно завышенных цифр в первоначальных версиях бюджета.                               Бюджетирование по принципу "сверху вниз" - предусматривает составление бюджета руководством компании, которое осведомлено о ситуации на фирме, знает ее долгосрочные цели и предоставляет информацию специалистам, которые более взвешенно планируют свою деятельность и деятельность своих подразделений. Бюджетирование "сверху вниз" обеспечивает согласованность бюджетов всех уровней и позволяет задавать контрольные показатели для оценки эффективности работы подразделений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Виды  бюджетов

Самыми распространенными  и основными бюджетами являются операционный и финансовый бюджеты.                                                                Выделяют также непрерывные (скользящие) планы. Особенность их состоит в том, что по окончании очередного планового периода (месяца, квартала) к плану прибавляется новый. Таким образом, обеспечивается неизменность планового горизонта (в любой момент существует план, например, на год вперед).                                                                                                                                       На практике принято выделять статические и гибкие планы.                             Статический план - это план, составленный для определенного уровня деловой активности.                                                                                                   Понятие гибкого плана можно трактовать двояко:                                                            1) гибкий план - это совокупность планов, рассчитанных для нескольких уровней деловой активности (диапазона деловой активности). В этом смысле гибкий план - это совокупность статических планов.                                                       В этой трактовке гибкий план используется до начала отчетного периода, когда менеджеры рассматривают и оценивают несколько вариантов развития событий;                                                                                                                                2) гибкий план - это план, рассчитанный для фактического уровня деловой активности, но с использованием плановых показателей (например, цен реализации продукции, стоимости приобретаемых ресурсов и т.д.).                                   В этой трактовке гибкий план используется после окончания отчетного периода для анализа отклонений между фактическими и плановыми показателями.                                                                                                                               Как уже было отмечено, планы могут создаваться для предприятия в целом (консолидированные планы) и для отдельных структурных единиц, называемых центрами финансовой отчетности. Таким образом, под центрами финансовой отчетности понимаются структурные единицы предприятия:                               - для которых формируются планы;                                                                                    - которые отчитываются за результаты выполнения планов.                                       Как правило, центры финансовой отчетности - это те же центры ответственности, но только достаточно крупные (цеха, производства или даже отдельные предприятия в рамках холдингов).                                       Закрепление основных и вспомогательных планов (бюджетов) за центрами финансовой отчетности определяется, в первую очередь, статусом центра финансовой отчетности. Под статусом в данном случае понимается совокупность показателей, отражающих характер ответственности структурной единицы. В зависимости от статуса принято выделять:                               - центры расходов (ответственность за понесенные расходы);                                          - центры доходов (ответственность за полученные доходы);                                             - центры прибыли (ответственность как за понесенные расходы, так и за полученные доходы);                                                                                                           - центры инвестиций (ответственность за отдачу от инвестиций).

Если, например, центр финансовой отчетности имеет  статус "центр расходов", потенциально возможными для него будут:                                                       - план производства;                                                                                                                - бюджет прямых материальных затрат;                                                                               - бюджет затрат на оплату труда;                                                                                          - план потребности в мощностях;                                                                                            - план общепроизводственных затрат;                                                                                                  - бюджет производственной себестоимости.                                                                    Для центра финансовой отчетности со статусом "центр прибыли" к перечисленным видам планов может добавиться:                                                                - план реализации;                                                                                                                   - план общехозяйственных затрат;                                                                                                       - план коммерческих затрат;                                                                                                       - бюджет доходов и расходов.                                                                           Долгосрочными бюджетами считаются бюджеты, разработанные на срок превышающий двухлетний период, а краткосрочными - на срок не более одного года.                                                                                                                             За рубежом часто долгосрочные и краткосрочные периоды объединены в единый процесс, при котором краткосрочный бюджет составляется в рамках разработанного долгосрочного и поддерживает его. При этом долгосрочный бюджет уточняется по прошествии каждого периода краткосрочного планирования и как бы продлевается еще на один период.                                   Постатейные бюджеты имеют жесткое ограничение суммы по каждой статье расходов без возможности их переноса в другую статью.                                                 За рубежом такой вид бюджетов применяется с целью обеспечения более жесткого контроля и лимитирования полномочий руководителей нижнего и среднего звена.                                                                                                                            В бюджетах с временным периодом неизрасходованные бюджетные средства на конец периода не переносятся на начало следующего периода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Гибкие  и статичные бюджеты

При составлении  статичных бюджетов цифры не зависят  от параметров базовой активности, а при составлении гибких бюджетов - ставятся в зависимость от некоего  параметра базовой активности.                                           Бюджеты с нулевым уровнем составляется каждый раз заново, а при составлении преемственных бюджетов существует строго разработанный механизм, в который при очередном бюджетировании вносятся определенные коррективы, учитывающие текущие изменения.                                      Бюджет называется недостижимым - если недостижимы поставленные цели.      Бюджет называется неприемлемым - если условия достижения поставленных целей не выгодны для предприятия.                                                                                      Ясно, что фундаментом бюджетирования является правильная оценка объема продаж, а следовательно, хорошо "поставленные" маркетинговые исследования и как их результат - план маркетинга. Даже незначительное его отклонение от запланированного уровня может привести к серьезным нарушениям не только в основном бюджете, но по существу во всей системе планирования.                                                                                                                       Также очевидно, что процесс бюджетирования фокусирует в себе работу всей системы управления предприятием, требует постоянного мониторинга за многими аспектами как во внутренней, так и во внешней среде, хорошо отлаженной автоматизированной информационной системы, очень кропотливого отношения менеджмента.                                                                                К сожалению, бюджеты быстро устаревают. Существует два направления смягчения этого недостатка.                                                                                                    1. Создание "роллинг"-бюджетов. В каждый квартал годового бюджета вносятся небольшие дополнения, цель которых переоценить следующие девять месяцев.                                                                                                                                             2. Гибкое отношение к бюджету. Внесение изменений в существующий бюджет по мере их появления.                                                                                   Бюджет не должен становиться самоцелью, оторванной от реального бизнеса. В то же время для выполнения бюджета необходима определенная твердость менеджмента. Грань между первым и вторым и характеризует, с одной стороны, реалистичность и искусство руководства, а с другой - использование потенциала бюджетирования как эффективного инструмента. Один из путей нахождения этой грани - вовлечение подразделений в процесс бюджетирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Взаимосвязь  бюджетов

2.1 Операционный  бюджет

Процедура планирования начинается с составления бюджета  реализации.                                                                  Бюджет реализации (план продаж) показывает объем продаж по видам продуктов в натуральных и стоимостных показателях на протяжении бюджетного периода (табл. 1).                                                                                  Таблица 1 План продаж

Наименование  продукта

Количество 

Средняя цена

Стоимость

Продукт 1

     

Продукт 2

     
       

Продукт n

     
       

Подготовка  плана продаж - едва ли не самый ответственный  момент в процедуре планирования. Во-первых, в последовательности составления  планов он стоит первым, поэтому  любое искажение показателей  в плане продаж скажется на всех последующих планах. Во-вторых, как никакой другой, план продаж непосредственно связывает предприятие с внешней средой - покупателями.                                                                                                         При подготовке плана продаж должны быть учтены две группы факторов - внутренние и внешние.                                                                                                Внутренние факторы определяют ограничения, связанные с самим предприятием. К ним могут относиться, например: возможности проектирования новых продуктов (предприятие не может разработать продукт, который требуется покупателю); уровень технологий, которыми располагает предприятие (например, предприятие не имеет необходимого оборудования); уровень производственных мощностей (предприятие не способно производить продукт в необходимом покупателю количестве и в необходимые сроки); отсутствие необходимых материалов (или средств для их приобретения) и т.д.                                                                                             Поскольку данные факторы связаны с самим предприятием, определение их величины не составляет особого труда.                                                                            Внешние факторы отражают состояние внешней (по отношению к предприятию) среды и место предприятия в этой среде. К ним, например, могут относиться: уровень спроса на производимую предприятием продукцию и степень его сезонных колебаний; эластичность спроса (зависимость спроса от уровня цен); платежеспособность покупателей и динамика ее изменений; сложившаяся доля предприятия на данном рынке; количество и поведение конкурентов; общая экономическая ситуация в стране и т.д.                                                                                                                 Очевидно, что крайне затруднительно достаточно точно определить количественные и качественные значения перечисленных факторов. Тем не менее они должны быть учтены при формировании плана продаж.                                      На основе количественных данных о выпуске продукции составляется группа планов, отражающая потребности в необходимых для этого ресурсах.         Бюджет прямых материальных затрат содержит информацию о затратах в предстоящем бюджетном периоде сырья, материалов, комплектующих в натуральном и стоимостном выражении по видам продуктов и в целом по предприятию (табл. 2).                                                                                                Таблица 2 Бюджет прямых материальных затрат

Информация о работе Сущность бюджетирования