Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:45, контрольная работа
Перечень вопросов, подлежащих разработке:
1. Теоретический раздел.
2. Расчет показателей эффективности строительства и эксплуатации кирпичного завода.
3. Формирование финансового результата деятельности строительного предприятия.
Задание на выполнение курсовой работы…………………………………………..
1.Бюджетирование в деятельности строительных предприятий ……………. 3
2.Расчет показателей эффективности строительства и эксплуатации строительного предприятия…………………………………………………………..
2.1. Исходные данные для расчета………………………………………………11
2.2. Расчет показателей эффективности………………………………………... 11
2.3. Вывод…………………………………………………….
3.Формирование финансового результата деятельности строительного предприятия…………………………………………………………………………...
3.1. Исходные данные для расчета………………………………………………
3.2.Расчет амортизационных отчислений…………………………………........
3.3.Планирование потребности в оборотных средствах……………………….
Библиографический список…………………………………………………………..
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет – УПИ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»
Кафедра Экономики и управления строительством и рынком недвижимости
З А Д А Н И Е
на курсовую работу
по «Экономике отрасли»
Студент: Казакова Анна Сергеевна, ПГС-5
Тема теоретического раздела работы:
«Бюджетирование в деятельности строительных предприятий».
Номер варианта: 16
Перечень вопросов, подлежащих разработке:
Руководитель__________________
Задание на выполнение курсовой работы…………………………………………..
1.Бюджетирование в деятельности строительных предприятий ……………. 3
2.Расчет показателей
эффективности строительства и
эксплуатации строительного предприятия…………………………………………………
2.1. Исходные
данные для расчета………………………………
2.2. Расчет
показателей эффективности……………
2.3. Вывод…………………………………………………….
3.Формирование финансового результата
деятельности строительного предприятия…………………………………………………
3.1. Исходные
данные для расчета………………………………
3.2.Расчет
амортизационных отчислений…………
3.3.Планирование
потребности в оборотных
Библиографический список…………………………………………………………..
Введение |
Последнее десятилетие для многих строительных предприятий России стало периодом освоения новых инструментов управления финансами, ведущую роль в составе которых занимает бюджетирование - один из видов планирования деятельности предприятия. Многие специалисты, изучавшие вопросы организации бюджетирования на отечественных предприятиях, справедливо отмечают, что эффект от использования этого вида планирования весьма высок. Наиболее важным результатом признается переход на новый качественный уровень всей системы финансового менеджмента, начиная с формирования стратегических приоритетов в управлении финансами предприятия и заканчивая финансовым анализом итогов деятельности предприятия по истечении периода, на который был разработан бюджет. Однако освоение этого довольно сложного инструмента финансового менеджмента сопряжено с необходимостью решения целого ряда проблем как "понятийного" характера, так и связанных с реализацией нового вида планирования на строительном предприятии.
Следует признать, что бюджетирование - это относительно новое явление в практике управления строительными предприятиями, а термин "бюджет" ещё часто ассоциируется с такими понятиями, как "государственный бюджет", "бюджет проекта" и т. п. Пока ещё не произошло повсеместного восприятия понятия "бюджет" как равноценного эквивалента понятию "годовой план деятельности строительного предприятия". В этой связи важно сформулировать понятие "бюджет предприятия", которое стало бы отправным моментом в построении системы бюджетирования. В отечественной и зарубежной литературе пока нет единого мнения о том, что же может быть признано наиболее удачным определением понятия "бюджет". Специалисты в области финансового менеджмента, признают наиболее удачным определение, данное Институтом дипломированных бухгалтеров по управленческому учету США: бюджет представляет собой количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и/или расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели. На практике определенные трудности в управлении финансами вызывают также проблемы, связанные с обеспечением корректности терминологии нового вида планирования. Они заключаются в том, что достаточно часто слово "бюджет" используется для определения и годового планового документа предприятия в целом, и отдельных плановых форм в его составе. Это противоречие может быть решено достаточно просто - путем использования в первом случае словосочетания "совокупный бюджет строительного предприятия", а во втором - "локальные бюджеты". При этом понимается, что совокупный бюджет состоит из определенного числа локальных бюджетов. Отметим, основываясь на приведенном определении, важный аспект данного вида планирования - ориентацию на величину дохода, взаимоувязанную как с текущими, так и с инвестиционными затратами. При этом выбор метода достижения сбалансированного решения в процессе составления бюджета предприятия не является жестко ограниченным. На практике это находит выражение в том, что номенклатура и количество отдельных плановых форм - локальных бюджетов, совокупность которых составляет бюджет предприятия, определяется финансовыми менеджерами самостоятельно. Существенными условиями, влияющими на принимаемое решение, являются масштабы строительного предприятия, характер выполняемых работ. При возможных вариантах плановых форм совокупного бюджета предприятия сложилось устойчивое мнение о целесообразности их объединения в две группы: операционные и финансовые (см. рисунок). Целью составления совокупности плановых форм первой группы является определение величины текущих расходов строительного предприятия, дифференцируемых по отдельным элементам затрат, которые соответствуют выполняемым объёмам строительно-монтажных работ, обеспечивающим требуемую величину дохода. Плановые формы второй группы имеют, как правило, другую целевую ориентацию: с их помощью с различных позиций прогнозируются финансовые результаты деятельности строительного предприятия - рентабельность, ликвидность, структура источников средств для осуществления деятельности (пассивов) и их размещения в активы. Именно эта составляющая бюджета обеспечивает "объемное видение" финансов предприятия, что в конкурентных условиях функционирования предприятия на рынке строительных услуг является важным при принятии финансовыми менеджерами сбалансированных решений.
Заметим, что в сфере
планирования еще существует приверженность
менеджеров определенной части строительных
предприятий к составлению Определенные
предпосылки решения Гибкость модели бюджетного планирования заключается также и в том, что после составления "стартовой" (в смысле начального этапа годового планирования) плановой формы "Бюджет выполняемых объемов работ" формируются другие локальные бюджеты, непосредственно связанные с ним. Уже отмечалось, что это операционные бюджеты, которые в общем виде можно назвать бюджетами текущих затрат на отдельные ресурсы, привлечение которых необходимо для выполнения запланированных объёмов работ. Интересна с позиций решения задач финансового менеджмента по обеспечению рационального соотношения "доходы - затраты" взаимосвязь отдельных операционных бюджетов: каждый из них формируется последовательно, т. е. при условии составления предшествующего бюджета, который логически предопределяет последующий. Рассмотрим этот вопрос подробнее. Если принять за основу положение о том, что в "Бюджете выполняемых объемов работ" строительные предприятия планируют те работы, которые должны выполняться в соответствующем периоде, то вполне закономерно выделить ещё одну плановую форму, связанную с первой. Это бюджет завершенных, но неоплаченных работ, по которым имеется дебиторская задолженность. С позиций управления финансами строительного предприятия назначением данного бюджета является определение допустимого уровня задолженности по оплате, который позволяет проявить достаточную лояльность к заказчику, но вместе с тем не приводит к кризису ликвидности, нарушающему необходимый ритм осуществления материально-технического снабжения и расчетов с кредиторами. На обеспечение стабильного функционирования предприятия в части достижения запланированного объема строительно-монтажных работ (бюджет выполняемых объемов работ) требуемыми ресурсами направлены следующие за двумя приведенными выше операционные бюджеты текущих затрат. Для строительного предприятия наиболее характерен такой состав операционных бюджетов элементов прямых затрат: бюджет затрат на материалы, бюджет затрат на оплату труда, бюджет затрат на эксплуатацию машин и механизмов. "Общим знаменателем" этих операционных бюджетов является планирование средств по отдельным элементам затрат на ресурсы, требуемые для производства работ. В методическом плане эти плановые формы наименее сложны, они соответствуют традиционной структуре прямых затрат на строительство. Финансовые менеджеры предприятия при их разработке могут использовать сметно-нормативную базу, которая достаточно детально разработана в строительстве. Опыт показывает, что успех бюджетирования более чем на 90% гарантируется наличием нормативной базы, позволяющей с достаточной степенью обоснованности планировать затраты. С этой точки зрения организация систем бюджетирования в строительном бизнесе выгодно отличается от решения аналогичных задач в других сферах - промышленности, торговле и т. п. Многие предприятия, относящиеся к отраслям, не имевшим нормативной базы ещё во времена социалистической экономики или полностью утратившие ее после, сейчас затрачивают по два - три года на ее создание. Соответственно, на этот срок откладывается ожидаемый от бюджетирования результат. Изменения характера деятельности строительного предприятия в бизнес-среде, формирование которой происходило последние 15 лет, предопределили появление и необходимость учета новых видов затрат, связанных с организацией деятельности и продвижением товаров и услуг на рынке. Планирование объемов работ (бюджет выполняемых объемов работ) стало означать определение не только затрат, связанных с технологическими особенностями строительства, но и коммерческих затрат. Иначе говоря, в составе плановых форм бюджетирования предусматривается отдельный операционный бюджет коммерческих расходов. Эффективное управление финансами строительного предприятия заключается в том, что на стадии составления данного бюджета коммерческие расходы не только планируются по отдельным составляющим, но и непосредственно увязываются с объемом строительно-монтажных работ, предопределяемым в ранее составленном операционном бюджете. При ведении строительным предприятием управленческого учета ретроспективный анализ данных о понесенных коммерческих затратах позволит определить норматив для составления бюджета. Как правило, это фиксированный процент от объема строительно-монтажных работ. К операционным бюджетам, составляемым в процессе планирования деятельности строительного предприятия, относятся также операционные бюджеты общепроизводственных и управленческих расходов. Экономический смысл данных видов расходов не нов. По характеру - это накладные расходы, которые дифференцируются по двум уровням. Расходы первого уровня связаны непосредственно с организацией производственных процессов - общепроизводственные расходы (в старой терминологии, принятой для промышленных предприятий, - общецеховые), расходы второго относятся к организации деятельности строительного предприятия в целом - управленческие расходы (общезаводские). Со времен социалистической экономики о данной группе затрат сложилось представление, что по характеру они постоянны и не всегда зависимы от объемов строительно-монтажных работ. Не комментируя отдельные случаи, которые могут совпадать с этой характеристикой, отметим, что нынешние реалии управления финансами строительного предприятия предопределяют необходимость установления четкой зависимости между количеством объектов и объемом выполняемых на них работ, с одной стороны, и величиной накладных расходов - с другой. Невосприимчивость этой идеи определяется ещё и тем, что значительную часть накладных расходов составляют заработная плата менеджмента строительного предприятия и затраты на обеспечение его деятельности. Однако подход, основанный на нормировании данных расходов в системе бюджетирования в зависимости от объемов выполняемых работ, является весьма разумным стимулом к повышению отдачи от управленческого труда. Как отмечалось
выше, объемное представление о финансовом
состоянии строительного К инструментам финансового менеджмента интегрирующего характера бюджетирование относят также и по причине возможности планирования показателей важнейшего из финансовых бюджетов - бюджета по балансовому листу. Подходы к его составлению до сих пор дискутируются между специалистами. Одни отождествляют данный бюджет с прогнозом бухгалтерского баланса, другие (к числу которых относятся и авторы) рассматривают его более широко - как плановый документ, в результате составления которого можно получить прогнозируемый показатель стоимости бизнеса строительного предприятия. Возражения против возможности реализации последнего подхода несложно снимаются на практике соблюдением двух условий. Первое - в состав активов строительного предприятия должны быть включены все задействованные в его бизнесе активы (материальные и нематериальные), в том числе и те, что не отражаются, как правило, в бухгалтерском учете предприятия. Типичным примером могут являться торговые марки, эффективно функционирующая сеть продаж строительных услуг, деловая репутация. Опыт ведения бизнеса многими успешными строительными предприятиями показал, что именно эти активы являются существенными в увеличении стоимости предприятия. Вторым условием является оценка всех активов, которыми фактически располагает строительное предприятие по рыночной стоимости. В подавляющем числе случаев при составлении бюджета по балансовому листу стоимость активов определяется на основе данных бухгалтерского учета, т. е. по сути используется восстановительная стоимость. Последняя, в силу понятных причин, может значительно отличаться от рыночной. Соответственно, в системе планирования теряется рыночная оценка стоимости бизнеса. Если оба условия соблюдены, то путем вычитания из совокупной рыночной стоимости активов всех обязательств строительного предприятия можно получить его рыночную стоимость. Важность планирования данного показателя в системе управления финансами строительного предприятия определяется тем, что любые планируемые решения - по желаемой величине дохода, оптимальной структуре затрат, другим показателям - в рассматриваемых (операционных и финансовых) бюджетах прямо или опосредованно связаны со стоимостью бизнеса. Заключение Таким образом,
проблемы понятийного характера
при организации системы Другую часть проблем, связанную с переводом осознанной менеджментом идеологии бюджетирования в практическую плоскость, составляют проблемы его реализации в условиях конкретного предприятия. Для успешной постановки и внедрения бюджетирования на предприятии, как показывает практика, необходимо следующее. 1. Разработка
и утверждение единых условий,
на основании которых будет
строиться система бюджетирован 2. Разработка
и внедрение управленческих 3. Автоматизация
процессов бюджетирования. Практика
показывает, что решение этой
задачи следует начать с В целом рассмотренные нами проблемы бюджетирования в деятельности строительных предприятий весьма логично вытекают из реалий российского бизнеса. Однако положительная динамика в их решении и процесс накопления практического опыта позволяют надеяться на все более широкое использование финансовыми менеджерами новой формы планирования - бюджетирования. |
2.Расчет показателей
2.1. Исходные данные для расчета
Разработан технический проект строительства и эксплуатации кирпичного завода производственной мощностью М (тыс. шт./год). Период строительства и освоения производственной мощности нового предприятия (∆Т) равен 0,8 года. Признано целесообразным 10% производственной мощности завода использовать в качестве резерва.
В соответствии с проектом ежегодные постоянные расходы завода составляют С (тыс. руб./год), а переменные – V (руб./шт). Рыночная цена кирпича на момент проектирования завода определяется как Zр (руб./шт). Прогнозируемые исследования показывают, что к началу эксплуатации завода цена кирпича изменится: от αmin = 1,14 до αmax = 1,2. Капитальные вложения в создание завода определяются как К (тыс. руб.). Норма эффективности капитальных вложений (Ен), установленная фирмой, равна 0,2. Ожидаемый спрос на кирпич составляет 1,25М.
При расчетах примем, что планируемый выпуск кирпича составляет 85% производственной мощности предприятия, а налоги определяются как: λ = 0,215 величины постоянных затрат (условно-постоянные годовые налоги) и β = 0,28 балансовой прибыли предприятия (переменные налоги, зависящие от производственной деятельности предприятия).
Таблица 2.1
Исходные данные
Номер варианта |
M |
V |
Zр |
C |
K |
α |
αф |
Кэц |
Д |
Кэд |
16 |
13250 |
0.280 |
0.895 |
2500 |
4450 |
0.94 |
0.16 |
0.62 |
1.11 |
0.60 |
α – изменение товарной массы, поставляемой конкурентами на рынок, доли единицы;
α ф – рыночная доля новой фирмы по отношению к объему товарной массы базового периода, доли единицы;
Кэц – коэффициент ценовой эластичности спроса товара, доли единицы;
Д – коэффициент изменения дохода потребителей товара, доли единицы;
Кэд – коэффициент эластичности товара по доходу потребителей, доли единицы.
2.2. Расчет показателей эффективности
Затратное ценообразование
1. Определим годовую
производственную программу
q = Км ∙ М = 0,85 ∙ 13 250 = 11 263 тыс. шт.
где Км – коэффициент использования производственной мощности;
М – годовая производственная мощность предприятия.
2. Определим ожидаемую цену
= 0,5 ∙ (1,14 + 1,20) ∙ 0,895 = 1,0472 руб./шт. (2.2)
3. Определим годовую выручку от продажи кирпича по формуле:
В = q ∙ Z = 11 263 000 ∙ 1,0472 = 11 794 614 руб./год
4. Определим годовые переменные затраты предприятия по формуле:
Vпер = V ∙ q = 0,28 ∙ 11 263 000 = 3 153 640 руб./год (2.4)
5. Определим условно-постоянные затраты на единицу продукции по формуле:
с = С : q = 2 500 000 : 11 263 000 = 0,222 руб./шт. (2.5)
6. Определим себестоимость
s = V + с = 0,28 + 0,222 = 0,502 руб./шт.
7. Определим себестоимость годовой товарной продукции по формуле:
S = s ∙ q = 0,502 ∙ 11 263 000 = 5 654 026 руб./год
8. Определим величину
годовой балансовой прибыли
Пб = q ∙ (Z – s) = 11 263 000∙ (1,0472 – 0,502) = 6 140 588 руб./год (2.8)
9. Определим рентабельность
изготовления кирпича по
Ри = (Z – s) : s = (1,0472 – 0,502) : 0,502 = 1,0861 или 108,61% (2.9)
10. Определим годовую
производственную программу
qс = C : (Z – V) = 2 500 000 : (1,0472 – 0,28) = 3 258 603 шт./год (2.10)
11. Определим характеристику
и степень надежности будущего
бизнеса. Отношение
11 263 000 : 3 258 603 = 3,46
Полученная цифра
12. Определим величину
годового совокупного налога
предприятия (при отсутствии
Н = Нпос + Нпер = λ ∙С + β ∙Пб = 0,215 ∙ 2 500 000 + 0,28 ∙ 6 140 588 =
= 2 256 865 руб./год
13. Определим годовую
производственную программу
= шт./год (2.12)
Полученный результат
свидетельствует о том, что с
учетом налогообложения
14. Определим долю выручки,
остающуюся в распоряжении
Подставив в эту формулу исходные данные, получим:
или 32,93%.
Это значит, что в распоряжении предприятия после выплаты налогов останется почти 32,93% всей выручки, или 0,3293 ∙ 11 794 614 = 3 883 966,4 руб./год.
15. Определим совокупный
налог в процентах от
н = Н : Пб =2 256 865 : 6 140 588 = 0,37 или 37%
Это достаточно высокий результат, который позволяет сделать вывод о том, что почти 63% балансовой прибыли остается предприятию для социального и производственного развития.
16. Определим коэффициент
эффективности и срок
;
.
Подставим имеющиеся данные в формулу (2.15):
Следовательно, с учетом
риска эффективность
года.
Вывод: проект будущего бизнеса обеспечивает предпринимателю достаточно высокий доход и может быть рекомендован к реализации с учетом неопределенности будущей рыночной ситуации и риска вложений.
Рыночное ценообразование
1. Прежде всего, необходимо
по исходным данным и с учетом
принятой производственной
0,803423
2. Так как полученная
величина представляет не саму
цену кирпича, а ее индекс, то
для окончательного
Z’= Z∙d = 1,0472 ∙ 0,803423 = 0,8413 руб./шт.
3. Определим выручку предприятия по формуле:
В’=q∙Z’= 11263 000∙ 0,8413 = 9 475 562 руб./год.
4. Себестоимость одного кирпича остается без изменения, т.е. такой же как и при затратном ценообразовании, и составляет 0,502 руб./шт.
5. Себестоимость годового
товарного выпуска также
S = 5 654 026 руб./год.
6. Определим годовую балансовую прибыль по формуле:
Пб’ = q (Z’ – s) = 11263000 (0,8413 – 0,502) = 3 821 536 руб./год (2.19)
7. Определим рентабельность
изготовления кирпича по
Ри’ = (Z’ – s) : s = (0,8413 – 0,502) : 0,502 = 0,6758 или 67,59% (2.20)
8. Определим величину годового совокупного налога по формуле:
Н’=λ∙С+β∙Пб’=0,215∙2 500 000+ 0,28∙3 821 536 = 1 607 530 руб./год (2.21)
9. Определим долю выручки,
остающуюся в распоряжении
или 23,37%.
Таким образом, в распоряжении предприятия после расчета с бюджетом останется примерно 23,37% выручки или 0,2337 ∙ 9 475 562 = 2 214 438,8 руб./год.
10. Определим совокупный
налог в процентах от
н’ = Н’ : Пб’ = 1 607 530 : 3 821 536 = 0,4207 или 42,07% (2.23)
11. Определим коэффициент
эффективности и срок
;
.