Бюджетирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 20:17, реферат

Краткое описание

Экономическая сущность страхования состоит в предоставлении страховой защиты. Страховую защиту можно объяснить как двустороннюю реакцию человечества на возможные опасности природного, техногенного, экономического, социального, экологического и другого происхождения. С одной стороны, страховая защита вызывается объективной потребностью физических и юридических лиц в сохранении своих имущественных интересов, связанных с различными сторонами жизнедеятельности. С другой стороны, эта потребность сопровождается соответствующей способностью людей в обеспечении названных интересов.

Файлы: 1 файл

википедия!!!!!!!!!!!!!!!.docx

— 37.14 Кб (Скачать)

Экономическая сущность страхования  состоит в предоставлении страховой  защиты. Страховую защиту можно объяснить  как двустороннюю реакцию человечества на возможные опасности природного, техногенного, экономического, социального, экологического и другого происхождения. С одной стороны, страховая защита вызывается объективной потребностью физических и юридических лиц  в сохранении своих имущественных  интересов, связанных с различными сторонами жизнедеятельности. С  другой стороны, эта потребность  сопровождается соответствующей способностью людей в обеспечении названных  интересов.

Если потребность в  защите порождается страхом, а способность  к защите осознанием в силу этого  страха необходимости создания соответствующих  натуральных или денежных фондов, при помощи которых можно обеспечить сохранность имущественных, личностных и прочих интересов людей, то можно  сказать, что в действие вступила система страховой защиты.

Таким образом, страховую  защиту можно определить как осознанную потребность физических и юридических  лиц в создании специальных страховых  фондов для восстановления имущества, здоровья, трудоспособности и личных доходов как самих участников создания этих фондов, так и третьих лиц.

Общественная практика в  течение длительного периода  времени выработала три основные формы организации страхового фонда:

Централизованные страховые (резервные) фонды, создаваемые за счет бюджетных и других государственных  средств. Формирование данных фондов осуществляется как в натуральной, так и в  денежной форме. Государственные страховые (резервные) фонды находятся в  распоряжении правительства.

Самострахование как система  создания и использования страховых  фондов хозяйствующими субъектами и  людьми. Эти децентрализованные страховые  фонды создаются в натуральной  и денежной форме. Эти фонды предназначены  для преодоления временных затруднений  в деятельности конкретного товаропроизводителя  или человека. Основным источником формирования децентрализованных страховых  фондов служат доходы предприятия или  отдельного человека.

Собственно страхование  как система создания и использования  фондов страховых организаций за счет страховых взносов заинтересованных в страховании сторон. Использование  средств этих фондов осуществляется для возмещения возникшего ущерба в  соответствии с условиями и правилами  страхования.

В настоящее время существенно  изменяется соотношение между централизованными, децентрализованными фондами и  фондами специализированных страховых  организаций. Сдвиг происходит в  сторону усиления роли страхования.

Таким образом, экономическая  сущность страхования состоит в  создании денежных фондов за счет взносов  заинтересованных в страховании  сторон и предназначенных для  возмещения ущерба у лиц, участвующих  в формировании этих фондов. Поскольку  возможный ущерб (или страховой  риск) носит вероятностный характер, то происходит перераспределение страхового фонда как в пространстве так и во времени. Можно сказать, что возмещение ущерба у пострадавших лиц происходит за счет взносов всех, кто участвовал в формировании этих страховых фондов.

 

Выделяют следующие функции страхования, выражающие общественное назначение этой категории:

Рисковая функция, которая состоит в обеспечении страховой защитой от различного рода рисков — случайных событий, ведущих к потерям. В рамках действия этой функции происходит перераспределение денежных ресурсов между всеми участниками страхования в соответствии с действующим страховым договором, по окончании которого страховые взносы (денежные средства) страхователю не возвращаются. Данная функция отражает основное назначение страхования — защиту от рисков.

Инвестиционная функция, которая состоит в том, что за счет временно свободных средств страховых фондов (страховых резервов) происходит финансирование экономики. Вследствие того, что страховые компании накапливают у себя большие суммы денежных средств, которые предназначены на возмещение ущерба, но до тех пор, пока не наступил страховой случай, они могут быть временно инвестированы в различные ценные бумаги, недвижимость и по другим направлениям. Объем инвестиций страховых компаний в мире составляет около 24 трлн долларов США[1]. Во второй половине ХХ века в странах с развитым страхованием доход, получаемый страховыми компаниями от инвестиций, стал преобладать над доходом, получаемым от страховой деятельности[2].

Предупредительная функция страхования состоит в том, что за счет части средств страхового фонда финансируются мероприятия по уменьшению страхового риска. Например, за счет части средств, собранных при страховании от огня, финансируются противопожарные мероприятия, а также мероприятия, направленные на уменьшение возможного ущерба от пожара.

Сберегательная функция. В страховании жизни категория страхования в наибольшей мере сближается с категорией кредита, так как происходит накопление по договорам страхования определенных страховых сумм. Сбережение денежных сумм, например с помощью страхования на дожитие, связано с потребностью в страховой защите достигнутого семейного достатка. Тем самым страхование может иметь и сберегательную функцию.

Контрольная функция страхования заключена в строго целевом формировании и использовании средств страхового фонда. Данная функция вытекает из указанных выше и проявляется одновременно с ними в конкретных страховых отношениях, в условиях страхования. В соответствии с контрольной функцией на основании законодательных и инструктивных документов осуществляется финансовый страховой контроль за правильным проведением страховых операций.

Современное государство  широко использует категорию страхования  в форме социального страхования  и пенсионного обеспечения для  общественной страховой защиты граждан  на случай болезни, потери трудоспособности (в том числе по возрасту), потери кормильца, наступления смерти. Однако вопросы организации и деятельности государственных фондов социального  страхования, пенсионных фондов регламентируются специальным законодательством, отличным от законодательства, регулирующего  деятельность специализированных страховых  организаций, то есть собственно страхования, и в данной статье не рассматривается.

Принципы организации страхового дела в Российской Федерации

Главной принципиальной чертой организации страхового дела в современный  период (в отличие от советского периода) является его демонополизация и развитие конкуренции страховых организаций. В процессе перехода к рыночным отношениям государственное страхование (в смысле существования страховых организаций, находящихся в собственности государства) практически исчезло со страхового рынка[3]. Подавляющее число страховых компаний, действующих в России, является частными.

Конкуренция действует не только в сфере добровольного  страхования, но и в сфере обязательного  страхования (например, между страховщиками, осуществляющими ОСАГО; между страховыми медицинскими организациями, осуществляющими  обязательное медицинское страхование). Конкуренция побуждает страховые  организации разрабатывать и  внедрять новые виды страхования, постоянно  их совершенствовать, расширять ассортимент  и охватывать дополнительные сегменты рынка страховых услуг. При проведении одинаковых видов страхования конкуренция  между страховыми организациями  выражается в создании удобных форм заключения договора и уплаты страховых  взносов, снижении тарифных ставок, оперативности  выплаты страхового возмещения и  страхового покрытия. Кроме того, это  стимулирует совершенствование  самих моделей страхования —  в последние годы начала развиваться  модель прямого страхования, суть которой  состоит в отказе от посредников.

Конкуренция во всех сферах — главное условие перехода к  рыночной экономике. Вместе с тем  страхование — особый вид деятельности, призванный обеспечить страховую защиту физических и юридических лиц. Поэтому  важно так организовать страхование, чтобы страховые компании не разорялись, не прекращали своей деятельности. Это достигается особыми методами государственного регулирования страховой  деятельности, а также четкой разработкой  юридических и экономических  основ страхования. Отсюда второй принцип  — необходимость государственного регулирования страховой деятельности, основанного на прочном юридическом  и экономическом фундаменте.

Соперничество в страховании, присущее конкуренции, нельзя рассматривать  как абсолютную категорию. Во многих случаях, особенно при принятии крупных  рисков на страхование, необходимо сотрудничество страховщиков. Это сотрудничество осуществляется в форме сострахования и перестрахования. Важным принципом организации страхования как части международных экономических отношений является международное сотрудничество в области страхования, что вызвано объективной необходимостью в условиях углубления и расширения мирохозяйственных связей. Таким образом, сотрудничество страховых организаций как внутри страны, так и за рубежом является также важным принципом организации страхового дела.

Организационно-правовые формы страховых  организаций

На страховом рынке  Российской Федерации действуют  страховые компании, имеющие различные  организационно-правовые формы (акционерное  общество, общество с ограниченной ответственностью и др.). Законодательство Российской Федерации не устанавливает  каких-либо изъятий по поводу организационно-правовых форм страховых компаний. Единственное требование состоит в том, что  в качестве страховщика может  выступать только юридическое лицо.

Учредителями страховой  компании могут быть как физические, так и юридические лица, в том  числе иностранные.

 

Российское страховое  законодательство выделяется в качестве особой формы, в которой может  быть создан страховщик, общество взаимного  страхования (ОВС). (Закон РФ «Об организации  страхового дела в Российской Федерации» не относит ОВС к категории  «страховые организации»).

Уходящие корнями в  историческое прошлое, общества взаимного  страхования в силу специфики  организации, владения активами и управления успешно конкурируют на современном  страховом рынке многих государств с акционерными страховыми компаниями. Общество взаимного страхования  — такая организационно-правовая форма страховой организации, при  которой каждый страхователь одновременно является членом страхового общества. ОВС — это объединение страхователей  в целях совместного создания страховых продуктов определенного  вида только для членов данного общества.

В соответствии с законодательством  РФ общества взаимного страхования  являются некоммерческими организациями.

Одной из форм коммерческого  сотрудничества страховых организаций  является совместное страхование (сострахование). В развитом виде это приводит к созданию пулов, страховых союзов, клубов. Цель их создания — оказание методической и организационной помощи своим учредителям, координация их деятельности по проведению различных видов страхования, участие в подготовке законодательных актов, содействие научным разработкам и др.

Меры государственного регулирования  страховой деятельности

Государственное регулирование  является необходимым элементом  и принципом организации страхового дела в любой стране. Целью государственного регулирования является обеспечение  формирования и развития эффективно функционирующего рынка страховых  услуг, создания необходимых условий  для деятельности страховщиков различных  организационно-правовых форм, защита интересов страхователей.

В систему мер государственного регулирования входят следующие:

1. Лицензирование — регистрация  страховых организаций и выдача  им лицензий на проведение  определенных видов страхования.  Лицензия на проведение страховой  деятельности выдается в соответствии  с Условиями лицензирования страховой  деятельности на территории Российской  Федерации. Эти условия определяют:

форму лицензии и ее реквизиты;

требования к владельцу  лицензии (факт регистрации в качестве юридического лица, факт оплаты уставного  капитала и требования к его размеру  в зависимости от вида страхования);

перечень документов, прикладываемых к заявлению на получение лицензии (учредительные документы, документы, подтверждающие оплату уставного капитала, бизнес-план на первый год деятельности, расчет соотношения активов и  обязательств по соответствующей форме, положение о порядке формирования и использования страховых резервов, при необходимости план по перестрахованию, баланс с приложением отчета о  финансовых результатах на последнюю  отчетную дату, план размещения страховых  резервов, правила по видам страхования, расчет страховых тарифов по соответствующей форме, сведения о руководителе и его заместителях);

порядок рассмотрения документов и выдачи лицензии;

порядок публикации сведений о страховщиках, получивших лицензии.

За выдачу лицензии взимается  плата в установленном порядке, которая поступает в бюджет. При  выявлении нарушений в деятельности страховых организаций государственный  орган по надзору за страховой  деятельностью вправе приостановить  или ограничить действие лицензии либо принять решение о ее отзыве. Отказ  в выдаче лицензии, ее отзыв, приостановка и ограничения действия могут  быть обжалованы в суде.

2. Контроль за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков. Основные факторы финансовой устойчивости страховой компании:

достаточный собственный  капитал;

размер обязательств (включая  технические резервы);

размещение активов;

портфель рисков, переданных в перестрахование;

тарифная политика.

Информация о работе Бюджетирование