Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:54, доклад
Процесс бюджетирования является составной частью финансового планирования, т.е. процесса определения будущих действий по формированию и эффективному использованию финансовых ресурсов. Функции бюджета (показывают Роль и место бюджетирования в общей системе разработки финансового планирования):
Процесс бюджетирования является составной частью финансового планирования, т.е. процесса определения будущих действий по формированию и эффективному использованию финансовых ресурсов. Процесс бюджетирования на предприятии объединяет работу по составлению оперативного, финансового и общего бюджетов, управлению и контролю за выполнением бюджетных показателей.
Бюджет – 
это количественное воплощение плана, 
характеризующее доходы и расходы 
на определенный период, и капитал, 
который необходимо привлечь для 
достижения заданных планом целей. Данные 
бюджета планируют будущие 
     Бюджетирование выступает составной 
частью финансового управления и позволяет:  
• планировать деятельность предприятия 
в целом путем координации планов работы 
отделов и служб;  
• усовершенствовать процесс распределения 
материальных, производственных и трудовых 
ресурсов;  
• осуществлять помесячное планирование 
бюджетов структурных подразделений, 
детализируя и уточняя бюджетные показатели 
об объеме дох.и расх.;  
• предоставлять структурным подразделениям 
предприятия большую самостоятельность 
в использовании средств в рамках утвержденных 
бюджетов;  
• более эффективно расходовать денежные 
ресурсы предприятия;  
• анализировать достигнутые и желаемые 
результаты путем сравнения;  
• оказывать положительное воздействие 
на мотивацию и настрой коллектива;   
• система бюджетирования, ориентированная 
на достижение целей, формализует полномочия 
и устанавливает конкретные показатели, 
посредством формирования бюджета предприятия.
Функции 
бюджета (показывают 
Роль и место бюджетирования 
в общей системе разработки финансового 
планирования): 
1. Планирование операций, обеспечивающих 
достижение целей организации. Составление 
бюджета основано на уточнении и детализации 
стратегических планов на заданный бюджетом 
период. 
2. Коммуникация и координация различных 
подразделений предприятия и видов деятельности, 
подразумевающие согласование интересов 
отдельных работников и групп в целом 
по предприятию для достижения намеченных 
целей. Бюджет способствует выявлению 
слабых звеньев в организационной структуре, 
решению проблем коммуникации и распределения 
ответственности между исполнителями. 
3. Ориентация руководителей всех рангов 
на достижение задач, поставленных перед 
их центрами ответственности. 
4. Контроль текущей деятельности, обеспечение 
плановой дисциплины. В качестве основы 
для оценки выполнения плана центрами 
ответственности лучше использовать именно 
бюджетные данные, а не отчетные данные 
прошлых лет. Это связано с тем, что текущая 
деятельность может отличаться от прошлой 
изменениями в технологии, составе персонала, 
ассортименте продукции или новыми общеэкономическими 
условиями. 
5. Повышение профессионализма менеджеров. 
Составление бюджетов способствует детальному 
изучению деятельности своих подразделений 
и взаимоотношений между центрами ответственности 
на предприятии.
Бюджет предприятия представляет собой совокупность планов деятельности на предстоящий период, составляемый в денежном и натуральном выражении, определяющий потребность предприятия в необходимых ресурсах для получения запланированных доходов.
бюджеты можно 
классифицировать по ряду признакам: 
1. Бюджетный период  
Долгосрочные бюджеты  
Краткосрочные бюджеты   
N.B. За рубежом часто долгосрочные и краткосрочные 
бюджеты объединены в единый процесс, 
при котором краткосрочный бюджет составляется 
в рамках разработанного долгосрочного.  
2. Степень статичности  
Статичные бюджеты предполагают в своей 
основе жестко заданный и единожды утвержденный 
план, исполнение которого является обязательным 
вне зависимости от динамично меняющихся 
условий окружающей бизнес-среды.  
Гибкие бюджеты предполагают наличие 
некоторого множества вариантов бюджета 
на этапе его исполнения при наступле-нии 
определенных событий (к примеру, резкого 
падения курса национальной валюты или 
кризиса ликвидности), позволяет оперативно 
вносить изменения в бюджетную политику 
предприятия целью его максимально быстрой 
адаптации к изменив-шимся рыночным условиям.   
3. Методы бюджетирования  
Метод сверху-вниз (top-down)   
В данном случае процесс бюджетирования 
осуществляется исходя из целей и ограничений, 
поставленных руководством предприятия, 
на основе которых происходит распределение 
ресурсов. Исходя из установленных бюджетных 
ориентиров предприятия в целом, формируются 
бюджеты крупных структурных подразделений 
(департаменты, управления), которые, в 
свою очередь по нисходящей, детализируются 
и разрабатываются в бюджеты конкретных 
отделов и участков. Данный метод бюджетирования 
является наиболее распространенным среди 
предприятий, имеющих холдинговую структуру. 
Преимущество: целевые установки всех 
бюджетов соответствуют целевой установке 
всего предприятия. 
Недостатки: отсутствие мотивации и идентификации 
со стороны сотрудников; высокие временные 
затраты на исследования рыночных тенденций, 
разработку общей стратегии, на построение 
реалистичного прогноза.  
Метод снизу-вверх (bottom-up)   
Бюджетирование снизу-вверх предполагает 
составление бюджетных планов отдельных 
подразделений, которые после их утверждения 
становятся основой бюджетов более крупных 
структур, и, по нарастающей, всего предприятия. 
При данном подходе осуществляется сбор 
и обработка бюджетной информации, поступающей 
как от менеджеров нижнего управленческого 
звена, так и от руководителей более крупных 
подразделений, и в конечном итоге, доведение 
ее до высшего руководства. 
Преимущество: составление бюджета на 
местах, приближенного к реальности и 
снижение управленческих расходов. 
Недостаток: отсутствие четко поставленных 
общих целей и создание условий для искусственного 
завышения плановых рас-ходов и занижения 
доходов.  
Метод вверх и вниз (down-up)   
На практике предприятия пытаются внедрять 
комплексные методики, позволяющие совмещать 
достоинства и минимизировать недостатки 
обоих методов бюджетирования. К примеру, 
построение первичных бюджетов по методу 
снизу-вверх с по-следующим приведением 
данных бюджетов в соответствие с целями 
стратегического планирования по методу 
сверху-вниз. При этом, основной задачей 
системы бюджетирования является приведение 
в соответствие целей организации, определяемых 
руководством предприятия, и реальных 
детальных знаний о путях достижения этих 
целей, которыми располагает персонал 
структурных подразделений на местах. 
Недостаток: значительные временные затраты. 
     В отличие от финансовой отчетности, 
формы бюджетов нестандартизированы. 
Их структура зависит от объекта планирования, 
размера организации и степени квалификации 
разработчиков. 
     Бюджеты могут разрабатываться на годовой 
основе (с разбивкой по месяцам) и на основе 
непрерывного планирования (в течение 
1 квартала пересматривается смета на 
2 квартал и составляется смета на 1 квартал 
следующего года, бюджет все время проецируется 
на год вперед). 
     Работа по составлению бюджета предполагает 
несколько этапов: 
1.Подготовка прогноза и бюджета продаж. 
2.Определение ожидаемого объема производства. 
3.Расчет затрат, связанных с производством 
и реализацией продукции. 
4.Расчет и анализ денежных потоков. 
5.Составление плановых финансовых отчетов. 
     Несмотря на то, что бюджет не имеет стандартизированных 
форм, определяемых государственными 
органами, наиболее широко используется 
структура общего бюджета с выделением 
оперативного и финансового бюджетов. 
Рассмотрим основные особенности финансового 
бюджета. 
Финансовый бюджет – это план, в котором 
отражаются объем и структура предполагаемых 
источников средств и планируемые направления 
их использования. Финансовый бюджет состоит 
из бюджета денежных средств, бюджета 
капитальных вложений и бюджетного баланса. 
Финансовый бюджет составляется с учетом 
информации, содержащейся в бюджетном 
отчете о прибылях и убытках. Для детализации 
финансового бюджета разрабатываются 
бюджет движения денежных средств и бюджет 
капитальных вложений. 
Бюджет движения денежных средств – это 
план денежных поступлений и платежей. 
При расчете бюджета движения денежных 
средств принципиально важно определить 
время фактических поступлений и платежей, 
а не время исполнения хозяйственных операций. 
Бюджет капитальных вложений на основе 
выбранного критерия рентабельности инвестиций 
определяет, какие долгосрочные активы 
необходимо приобрести или построить. 
Информация, содержащаяся в этом бюджете, 
влияет на бюджет движения денежных средств 
(затрагивая вопросы выплаты процентов), 
на бюджетный отчет о прибылях и убытках, 
на бюджетный бухгалтерский баланс (изменяя 
величину основных средств и других долгосрочных 
активов). 
Завершающим шагом в процессе подготовки 
финансового бюджета служит разработка 
бюджетного бухгалтерского баланса, который 
характеризует изменения в финансовом 
и имущественном положении предприятия 
при условии выполнения запланированных 
в предыдущих бюджетах хозяйственных 
и финансовых операций.