Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:54, доклад
Процесс бюджетирования является составной частью финансового планирования, т.е. процесса определения будущих действий по формированию и эффективному использованию финансовых ресурсов. Функции бюджета (показывают Роль и место бюджетирования в общей системе разработки финансового планирования):
Процесс бюджетирования является составной частью финансового планирования, т.е. процесса определения будущих действий по формированию и эффективному использованию финансовых ресурсов. Процесс бюджетирования на предприятии объединяет работу по составлению оперативного, финансового и общего бюджетов, управлению и контролю за выполнением бюджетных показателей.
Бюджет –
это количественное воплощение плана,
характеризующее доходы и расходы
на определенный период, и капитал,
который необходимо привлечь для
достижения заданных планом целей. Данные
бюджета планируют будущие
Бюджетирование выступает составной
частью финансового управления и позволяет:
• планировать деятельность предприятия
в целом путем координации планов работы
отделов и служб;
• усовершенствовать процесс распределения
материальных, производственных и трудовых
ресурсов;
• осуществлять помесячное планирование
бюджетов структурных подразделений,
детализируя и уточняя бюджетные показатели
об объеме дох.и расх.;
• предоставлять структурным подразделениям
предприятия большую самостоятельность
в использовании средств в рамках утвержденных
бюджетов;
• более эффективно расходовать денежные
ресурсы предприятия;
• анализировать достигнутые и желаемые
результаты путем сравнения;
• оказывать положительное воздействие
на мотивацию и настрой коллектива;
• система бюджетирования, ориентированная
на достижение целей, формализует полномочия
и устанавливает конкретные показатели,
посредством формирования бюджета предприятия.
Функции
бюджета (показывают
Роль и место бюджетирования
в общей системе разработки финансового
планирования):
1. Планирование операций, обеспечивающих
достижение целей организации. Составление
бюджета основано на уточнении и детализации
стратегических планов на заданный бюджетом
период.
2. Коммуникация и координация различных
подразделений предприятия и видов деятельности,
подразумевающие согласование интересов
отдельных работников и групп в целом
по предприятию для достижения намеченных
целей. Бюджет способствует выявлению
слабых звеньев в организационной структуре,
решению проблем коммуникации и распределения
ответственности между исполнителями.
3. Ориентация руководителей всех рангов
на достижение задач, поставленных перед
их центрами ответственности.
4. Контроль текущей деятельности, обеспечение
плановой дисциплины. В качестве основы
для оценки выполнения плана центрами
ответственности лучше использовать именно
бюджетные данные, а не отчетные данные
прошлых лет. Это связано с тем, что текущая
деятельность может отличаться от прошлой
изменениями в технологии, составе персонала,
ассортименте продукции или новыми общеэкономическими
условиями.
5. Повышение профессионализма менеджеров.
Составление бюджетов способствует детальному
изучению деятельности своих подразделений
и взаимоотношений между центрами ответственности
на предприятии.
Бюджет предприятия представляет собой совокупность планов деятельности на предстоящий период, составляемый в денежном и натуральном выражении, определяющий потребность предприятия в необходимых ресурсах для получения запланированных доходов.
бюджеты можно
классифицировать по ряду признакам:
1. Бюджетный период
Долгосрочные бюджеты
Краткосрочные бюджеты
N.B. За рубежом часто долгосрочные и краткосрочные
бюджеты объединены в единый процесс,
при котором краткосрочный бюджет составляется
в рамках разработанного долгосрочного.
2. Степень статичности
Статичные бюджеты предполагают в своей
основе жестко заданный и единожды утвержденный
план, исполнение которого является обязательным
вне зависимости от динамично меняющихся
условий окружающей бизнес-среды.
Гибкие бюджеты предполагают наличие
некоторого множества вариантов бюджета
на этапе его исполнения при наступле-нии
определенных событий (к примеру, резкого
падения курса национальной валюты или
кризиса ликвидности), позволяет оперативно
вносить изменения в бюджетную политику
предприятия целью его максимально быстрой
адаптации к изменив-шимся рыночным условиям.
3. Методы бюджетирования
Метод сверху-вниз (top-down)
В данном случае процесс бюджетирования
осуществляется исходя из целей и ограничений,
поставленных руководством предприятия,
на основе которых происходит распределение
ресурсов. Исходя из установленных бюджетных
ориентиров предприятия в целом, формируются
бюджеты крупных структурных подразделений
(департаменты, управления), которые, в
свою очередь по нисходящей, детализируются
и разрабатываются в бюджеты конкретных
отделов и участков. Данный метод бюджетирования
является наиболее распространенным среди
предприятий, имеющих холдинговую структуру.
Преимущество: целевые установки всех
бюджетов соответствуют целевой установке
всего предприятия.
Недостатки: отсутствие мотивации и идентификации
со стороны сотрудников; высокие временные
затраты на исследования рыночных тенденций,
разработку общей стратегии, на построение
реалистичного прогноза.
Метод снизу-вверх (bottom-up)
Бюджетирование снизу-вверх предполагает
составление бюджетных планов отдельных
подразделений, которые после их утверждения
становятся основой бюджетов более крупных
структур, и, по нарастающей, всего предприятия.
При данном подходе осуществляется сбор
и обработка бюджетной информации, поступающей
как от менеджеров нижнего управленческого
звена, так и от руководителей более крупных
подразделений, и в конечном итоге, доведение
ее до высшего руководства.
Преимущество: составление бюджета на
местах, приближенного к реальности и
снижение управленческих расходов.
Недостаток: отсутствие четко поставленных
общих целей и создание условий для искусственного
завышения плановых рас-ходов и занижения
доходов.
Метод вверх и вниз (down-up)
На практике предприятия пытаются внедрять
комплексные методики, позволяющие совмещать
достоинства и минимизировать недостатки
обоих методов бюджетирования. К примеру,
построение первичных бюджетов по методу
снизу-вверх с по-следующим приведением
данных бюджетов в соответствие с целями
стратегического планирования по методу
сверху-вниз. При этом, основной задачей
системы бюджетирования является приведение
в соответствие целей организации, определяемых
руководством предприятия, и реальных
детальных знаний о путях достижения этих
целей, которыми располагает персонал
структурных подразделений на местах.
Недостаток: значительные временные затраты.
В отличие от финансовой отчетности,
формы бюджетов нестандартизированы.
Их структура зависит от объекта планирования,
размера организации и степени квалификации
разработчиков.
Бюджеты могут разрабатываться на годовой
основе (с разбивкой по месяцам) и на основе
непрерывного планирования (в течение
1 квартала пересматривается смета на
2 квартал и составляется смета на 1 квартал
следующего года, бюджет все время проецируется
на год вперед).
Работа по составлению бюджета предполагает
несколько этапов:
1.Подготовка прогноза и бюджета продаж.
2.Определение ожидаемого объема производства.
3.Расчет затрат, связанных с производством
и реализацией продукции.
4.Расчет и анализ денежных потоков.
5.Составление плановых финансовых отчетов.
Несмотря на то, что бюджет не имеет стандартизированных
форм, определяемых государственными
органами, наиболее широко используется
структура общего бюджета с выделением
оперативного и финансового бюджетов.
Рассмотрим основные особенности финансового
бюджета.
Финансовый бюджет – это план, в котором
отражаются объем и структура предполагаемых
источников средств и планируемые направления
их использования. Финансовый бюджет состоит
из бюджета денежных средств, бюджета
капитальных вложений и бюджетного баланса.
Финансовый бюджет составляется с учетом
информации, содержащейся в бюджетном
отчете о прибылях и убытках. Для детализации
финансового бюджета разрабатываются
бюджет движения денежных средств и бюджет
капитальных вложений.
Бюджет движения денежных средств – это
план денежных поступлений и платежей.
При расчете бюджета движения денежных
средств принципиально важно определить
время фактических поступлений и платежей,
а не время исполнения хозяйственных операций.
Бюджет капитальных вложений на основе
выбранного критерия рентабельности инвестиций
определяет, какие долгосрочные активы
необходимо приобрести или построить.
Информация, содержащаяся в этом бюджете,
влияет на бюджет движения денежных средств
(затрагивая вопросы выплаты процентов),
на бюджетный отчет о прибылях и убытках,
на бюджетный бухгалтерский баланс (изменяя
величину основных средств и других долгосрочных
активов).
Завершающим шагом в процессе подготовки
финансового бюджета служит разработка
бюджетного бухгалтерского баланса, который
характеризует изменения в финансовом
и имущественном положении предприятия
при условии выполнения запланированных
в предыдущих бюджетах хозяйственных
и финансовых операций.