Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 22:56, контрольная работа
Программно-целевое планирование – это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких-либо конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей и лишь затем подбираются пути их достижения.
1. Программно-целевое планирование……………………………………………..3
2. Расчетно-аналитический метод планирования………………………………….8
3. Характеристики планирования…………………………………………………...9
4. Методы расчета производственной мощности………………………………...12
5. Экономическая эффективность инвестиций предприятия……………………16
Задача………………………………………………………………………………..18
Список использованной литературы……
Содержание
1. Программно-целевое планирование…………………………………………….
2. Расчетно-аналитический метод планирования………………………………….8
3. Характеристики планирования………
4. Методы расчета
5. Экономическая эффективность инвестиций предприятия……………………16
Задача………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………...
1. Программно-целевое
Программно-целевое планирование – это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких-либо конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей и лишь затем подбираются пути их достижения.
Сущность программно-целевого планирования заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования.
Таким образом, программно-целевое планирование построено по логической схеме «цели - пути – способы – средства». Сначала определяются цели, которые должны быть достигнуты, потом намечаются пути их реализации, а затем – более детализированные способы и средства. В конечном итоге, поставив перед собой какие-то цели, организатор разрабатывает программу действий по их достижению. Отсюда следует, что особенностью данного метода планирования является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов. Можно сказать, что программно-целевой метод планирования «активен», он позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его от большинства других методов.
Особенностью программного планирования является также способ влияния на планируемую систему. Во главу угла ставится не система сама по себе, ее составные элементы и сложившаяся организационная структура, а управление элементами программы, программными действиями.
Из положений, рассмотренных выше, следует, что ключевым понятием программно-целевого планирования является программа. Программа — это комплекс мероприятий по реализации стратегий. В свою очередь, система стратегий и целей, достигаемых с их помощью, - не что иное, как план. Таким образом, подтверждается двойственность программно-целевого планирования, а именно объединение планирования и фактического влияния на экономические показатели.
Программно-целевое планирование может применяться на различных организационных уровнях: микроэкономическом – относительно отдельной организации, и макроэкономическом – относительно экономики страны в целом.
В каждом из этих случаев существует своя специфика применения рассматриваемого метода планирования.
При программно-целевом подходе к внутрифирменному планированию основой управления организацией является так называемая целевая программа предприятия, в которой сформулированы цели фирмы и комплекс мер по их достижению. Так как условия внешней среды постоянно изменяются, то программу предполагается периодически корректировать и приводить в соответствие с текущим состоянием рынка. При этом краткосрочные программы развития фирмы являются конкретизацией и продолжением целевой программы предприятия.
Проведение мероприятий по изменению целей фирмы и программы действий – это задача менеджера организации, руководителя высшего звена.
Процесс программно-целевого планирования в организации проходит поэтапно. При этом выделяются следующие этапы:
1. Разработка общих целей.
2. Определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени (2, 5,10 лет).
3. Определение путей и средств их достижения.
4. Контроль за достижением
На практике доказано, что применение программно-целевого планирования в организациях позволяет повысить точность прогнозов и приблизить плановые показатели к фактическим, что в значительной степени способствует успешному развитию компании. Гораздо чаще этот метод используется при государственном планировании и регулировании экономики.
Программно-целевой метод является одним из наиболее распространенных и эффективных методов государственного регулирования экономики, применяемых в большинстве развитых стран. Этот метод предполагает разработку плана исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств по их достижению и ресурсному обеспечению.
Перед программно-целевым планированием стоят и более конкретные задачи, такие как непосредственное влияние на размещение новых предприятий, миграционные потоки, развитие отдельных территориальных образований (освоение новых районов, подъем экономики депрессивных районов, разрешение острых эколого-экономических ситуаций и т.д.).
Программно-целевой метод планирования и управления предполагает определенную документальную базу. Основным документом, характеризующим социально-экономические процессы с точки зрения планирования и определяющим регулирующую роль государства, являются прогнозы социально-экономического развития на соответствующие периоды. Их содержание выходит за рамки чистых прогнозов, т. к. они содержат реальные предложения по воздействию на экономику страны.
Более конкретными плановыми документами являются комплексные целевые программы. Целевая комплексная программа – это документ, в котором отражаются цель и комплекс производственных, научно-исследовательских, организационно хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, направленных на решение наиболее эффективным путем экономических проблем и увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.
Целевые комплексные программы различаются также по своей временной продолжительности. Они могут быть долгосрочными, разрабатываемыми на период свыше пяти лет, и среднесрочными – продолжительностью до пяти лет.
Разработка целевых комплексных программ с использованием программно-целевого метода осуществляется в определенной последовательности.
1. Составляется перечень
2. Выдается задание на
3. Формируются состав заданий и комплекс мероприятий для реализации программы. Состав основных заданий программы устанавливается исходя из построенной иерархии целей. По каждому из заданий разрабатываются последовательные этапы их выполнения.
4. Расчет основных показателей
и ресурсного обеспечения
5. Заключительный этап. Он связан с формированием программных документов, согласованием и, при необходимости, с утверждением программы.
Таким образом, сущность программно-целевого метода планирования заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования.
Программно-целевое планирование может применяться на различных организационных уровнях: микроэкономическом – относительно отдельной организации, и макроэкономическом – относительно экономики страны в целом. Все недостатки программно-целевого планирования связаны с недостаточностью научной базы по данному вопросу. Следовательно, для оптимизации процесса программно-целевого планирования необходимы дальнейшие и более глубокие научные разработки в этой области.
2 Расчетно-аналитический метод планирования
Расчетно-аналитический метод состоит в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод финансового планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит экспертная оценка.
Рис. 1. Этапы расчетно-аналитического метода финансового планирования
Расчетно-аналитический метод широко применяется, например, при планировании суммы прибыли и доходов, определении величины отчислений от прибыли в фонд накопления, потребления и резервный фонд.
Расчет планируемой величины финансовых показателей можно отразить в следующих виде:
- Ф.n.пл - планируемая величина финансового показателя;
- Ф.n.отч — отчетное значение финансового показателя;
- I — индекс изменения финансового показателя.
3. Характеристика планирования
Планирование является целенаправленным.
Планирование осуществляется для достижения желаемой цели бизнеса. Создание целей должено иметь всеобщее признание, в противном случае индивидуальные усилия и энергия уйдут неправильно и ошибочно. Планирование определяет действия, которые приведут к желаемой цели быстро и экономично. Оно обеспечивает чувство направления в различных видах деятельности.
Планирование смотрит вперед.
Планирование проводится на будущее. Оно обязано заглядывает в будущее, анализируя и прогнозируя его. Таким образом основой планирования является прогнозирование. План представляет собой синтез прогнозов. Это психическая предрасположенность к вещам, которые произойдут в будущем.
Планирование является интеллектуальным процессом.
Планирование является психическим учением с участием творческого мышления, здравого смысла и воображения. Это не просто догадки, это вращение мышления. Менеджер может подготовить обоснованные планы, только если у него есть здравый смысл, дальновидность и воображение. Планирование всегда основано на целях и фактах.
Планирование включает в себя выбор и принятие решений.
Планирование по существу включает выбор между различными альтернативами. Поэтому, если есть только один возможный курс действий, нет никакой необходимости планирования, потому что нет никакого выбора.Таким образом, принятие решений является неотъемлемой частью планирования. Менеджер окружен альтернативными решениями, но он должен выбрать лучшее в зависимости от требований и ресурсов предприятий.
Планирование является основной функцией управления.
Планирование закладывает основу для других функций управления. Оно служит в качестве руководства для организации, штатного расписания, управления и контроля. Все функции управления осуществляются в рамках выложенных планов. Поэтому планирование является основной функцией управления.
Планирование является непрерывным процессом.
Планирование является бесконечной функцией в связи с динамичной бизнес-средой. Планирование подготавливается к определенному периоду, во время периода и в конце этого периода, планы подвергаются переоценке и пересматриваться с учетом новых требований и изменяющихся условий. Планирование никогда не приходит в конце определенного предприятия, так как существует много вопросов и проблем в период этого предприятия и они должны быть решены путем эффективного планирования.
Планирование является всепроникающим.
Это необходимо на всех уровнях управления и во всех подразделениях предприятия. Конечно, объем планирования может отличаться от одного уровня к другому. Верхний уровень может быть больше озабочен планированием организации в целом в то время как средний уровень может быть более конкретным в ведомственных планах и нижний уровень выполняя одни и теже планы.
Планирование предназначено для повышения эффективности.
Планирование приводит к accompishment целей при минимальных затратах. Это позволяет избежать нерационального использования ресурсов и обеспечивает адекватное и оптимальное использование ресурсов. План ничего не стоит или даже бесполезен, если он не ценит расходы, понесенные на его составление. Поэтому планирование должно привести к экономии времени, усилий и денег. Планирование приводит к правильному использованию людей, денег, материалов и машин.
Планирование является гибким.
Планирование проводится на будущее. Поскольку будущее непредсказуемо, планирование должно обеспечить достаточно места, чтобы справиться с изменениями спроса клиента, конкуренции, правительства, политики и т.д.
В изменившихся обстоятельствах, оригинальный план действий должн пересматриваться и обновляться в постоянно делать его более практичным.