Ассортимент и приемы использования вечнозеленых цветочно-декоративных растений в озеленении интерьеров дошкольных учреждений

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 03:27, доклад

Краткое описание

В литературных источниках встречается относительно небольшое количество сведений о приемах озеленения вечнозеленых цветочно-декоративных растений различного рода учреждений, кроме того не имеется общих нормативов для озеленения интерьеров детских дошкольных учреждений, в отличие от прилегающих территорий открытого грунта. В основном рассматриваются исследования на базе аллелопатических свойств вечнозеленых растений, в том числе местных древесных пород открытого грунта, а также в большей степени лекарственные растения для различного рода аромотерапии, ландшафтотерапии для укрепления иммунитета и оздоровления в медицинских учреждениях (профилакториях, санаториях и т. д.).

Файлы: 1 файл

литобзор исправ.doc

— 1.26 Мб (Скачать)

Изучена  фитонцидная  активность 22 видов  в  лабораторных  условиях  и 7

видов  непосредственно  в  условиях  помещений.  Результаты  лабораторных  исследований показали, что большинство из всех протестированных бегоний оказывают влияние на Staphyllococcus epidermidis – 95%. На Esherichia coli подействовало 72%, а на Candida albicans – 54% бегоний. Принимая во внимание, что особенно чувствительными к воздействию летучих выделений бегоний оказались  бактерии  рода  Staphyllococcus,  была  проверена возможность санации воздуха помещений  с  повышенным  содержанием  данных  микроорганизмов  с помощью  интактных  растений  из  рода  Begonia [70]. 

В  шести  детских   учреждениях автором был проведен  анализ  общей обсемененности  воздуха,  и  выявлено  помещение  с самым высоким содержанием бактерий рода Staphyllococcus, в котором разместили  бегонии:  B. ‘Argenteo-Guttata’, B. albo-picta, B. ‘Erytrophylla’, B. ‘Ricinifolia’. После установки растений по истечении 8 суток было зарегистрировано абсолютное и относительное снижение числа колоний стафилококка; минимальное значение составило 170 КОЕ/м3, или 3,4% от общего числа микроорганизмов до проведения анализа. 

В работе также освещены практические аспекты фитодизайна – создание фитокомпозиций.  Показано,  что  фитодизайн,  направленный  на  оздоровление  воздуха помещений, необходимо проводить в несколько этапов. Первый этап – определение микробного пейзажа микрофлоры помещения. Второй – проведение анализа микроэкологических условий помещения. Третий – подбор интродуцированных растений,  биологически  активные  летучие вещества  которых могут воздействовать на конкретные микроорганизмы, находящиеся в воздухе, и тем самым санировать помещение. 

Рекомендовано  размещать  растения  определенных  видов  в  помещении  как  основные элементы [71],  другие – в качестве  акцента (эстетического  центра) или как вспомогательные. Предложен ассортимент фитонцидных бегоний для использования их  в интерьерах: фитодизайне рекомендовано 14 видов  бегоний,  обладающих  выраженными  фитонцидными  свойствами  и  получивших  высокую  интродукционную  оценку  в  условиях  интерьеров. 

Вывод. Большой вклад в изучение волнующих нас вопросов был  сделан новосибирскими учеными. Они выделили 80 видов из 37 семейств, которые можно использовать в профилактических и лечебных целях, в том числе для озеленения детских садов. Также другими авторами в диссертациях и других научных работах были подробно изучены роды Ficus и Begonia, обладающие теми же полезными свойствами.

2.2 Результаты исследования общих вопросов озеленения интерьеров вечнозелеными цветочно-декоративными растениями в дошкольных учреждениях

Для формирования более точной картины по вопросам озеленения интерьеров вечнозелеными цветочно-декоративными растениями в дошкольных учреждениях нами был проведен метод натурных обследований помещений 15-ти детских дошкольных учреждений г. Минска.  Объекты обследования с указанием их расположения сведены в таблицу 2.6.

Таблица 2.6  –  Объекты обследования г. Минска

Название учреждения

Адрес учреждения

 

Детский сад № 103 «Солнынко»

Калиновского, 47

 

Детский сад  № 121

ул. Куйбышева, 25а

 

Детский сад  № 150

ул. Осипенко, 24

 

Детский сад  № 171

ул. Гая, 25

 

Детский сад  № 174

ул. Белинского, 8а

 

Детский сад  № 187

ул. Каховская, 64а

 

Детский сад  № 201

ул. Осипенко, 35

 

Детский сад  № 206

ул. Гая, 16а

 

Детский сад  № 210

ул. Калиновского, 39

 

Детский сад  № 218

б-р Шевченко, 13

 

Детский сад  № 256

ул. Осипенко, 17а

 

Детский сад  № 266

ул. Л. Карастояновой, 31

 

Детский сад  № 273

ул. Калиновского, 89

 

Детский сад № 286

ул. Калиновского, 14а

 

Детский сад  № 511

ул. Червякова, 8б

 

По результатам  обследований можно сделать следующие  выводы:

–    ассортимент вечнозеленых растений достаточно беден, однообразен и представлен в основном неприхотливыми в уходе и содержании видами;

– озеленение сконцентрировано в основном в холлах, вестибюлях, лестничных пролетах в больших кадках на полу с целью создания эстетического эффекта;

– качество представленного  ассортимента достаточно высоко, как  с декоративной стороны, так и по общим требованиям по уходу и содержанию (богатству почвы, водообеспеченности, состоянии воздушной среды, устойчивости растений к различным неблагоприятным внешним воздействиям);

– представленные вечнозеленые растения не имеют определенного  композиционного замысла, высажены в различные по размеру, материалу и цвету емкости, что не создает эффекта аккуратности и упорядоченности;

– не смотря на небогатый ассортимент данные вечнозеленые растения представлены различными жизненными формами, в том числе широко используются ампельные и вьющиеся формы (в подвесных кашпо).

Проведя учет вечнозеленых растений практически всех помещений  и комнат детских дошкольных учреждений, можно выделить шесть самых популярных вечнозеленых растений:

 – 1 место – хлорофитум хохлатый;

– 2 место – гибискус китайский;

– 3 место – пеларгония зональная;

– 4 место – сансивьерия трехполосая;

– 5 место – циссус ромболистный;

– 6 место – колеус гибридный.

Такой ассортимент  говорит в одно время о неразнообразии  растений, но в то же время о простоте ухода за ними, о наибольшей устойчивости растений в таких видах помещений. Количественное соотношение наиболее популярных вечнозеленых растений приведено на рисунке  2.2.

Рисунок 2.2 – Видовое разнообразие вечнозеленых растений в детских дошкольных учреждениях

Помимо натурных обследований как метод исследования был проведен опрос родителей воспитанников (53 опрошеных человека), по результатам которого было выяснено, что:

  • 30,3%  опрошенных хотят видеть в школе красивоцветущие растения, это обусловлено тем, что ребенку в этом возрасте ближе домашняя обстановка, а не строгие  служебные помещения;
  • 22,6%  опрошенных предпочитают декоративно-лиственные виды, что связано по их мнению с простотой ухода и декоративностью в течение всего года;
  • 17,0% предпочитают ампельные и вьющиеся виды;
  • 13,2% опрошенных хотят видеть пальмы, особенно в больших просторных помещениях (холл, вестибюль, актовый зал);
  • экзотические виды (7,5%), а также кактусы и суккуленты (9,4%) по мнению опрошенных необходимы для большего разнообразия и эстетического оформления.

Процентное  соотношение предпочитаемых групп  растений для озеленения детских дошкольных учреждений по опросу родителей представлено на рисунке 2.3.

Рисунок 2.3 – Процентное соотношение предпочитаемых групп растений для озеленения детских дошкольных учреждений

 В преимушественном большинстве 85% опрошенных  согласились, что цветы влияют на самочувствие и настроение и 70% опрошенных испытывают положительные эмоции, ухаживая за цветами.

Все родители согласились, что помимо эстетических и иных полезных функций вечнозеленые растения могут служить живыми учебными пособиями при проведении занятий ботаники и географии.

Однако говоря о каком-либо ассортименте растений необходимо изучить рынок сбыта. Этот вопрос является основным для озеленения любого интерьера не только в ценовом диапазоне, но  и в вопросе разнообразия ассортимента, так как предлагаемые вечнозеленые растения более или менее скорректированы под каждую климатическую зону.

В одном из столичных  магазинов был изучен ассортимент  предлагаемых вечнозеленых растений, представленный в таблице 2.7.

Таблица 2.7 –  Стоимость основных видов вечнозеленых  растений

В тыс. руб.

Вид растения

Стоимость

1

2

Agave viktoria reginae

75

Agave americana  

75

Anthurium scandens

130

Asparagus plumosus

60

Aucuba japonica

140

Azalea

120

Begonia rex

60

Begonia tuberhybrida

60

Begonia semperflorens

60


 

Продолжение таблицы 2.7

1

2

Calathea Makoyana 

85

Chlorophytum comosum  

40

Cissus antarctica  

45

Cissus rhombifolia 

45

Cyclamen persicum

70

Cyclamen europaeum 

80

Cyperus gracilis 

50

Dracaena

70

Fuchsia hybrida

60

Gardenia jasminoides

100

Hibiscus rosa-sinensis

70

Hoya camosa

120

Impatiens

60

Jasminum sambac

180

Myrtus commumis

210

Pelargonium grandiflorum hybridum  

45

Rosa  

65

Sansevieria trifasciata

80

Saxifraga sarmentosa

75

Shefflera Trinette 

90

Stephanotis floribunda Madagascar Jasmine

150


По результатам  таблицы 2.7 стоимость наиболее популярных декоративных вечнозеленых растений столичного цветочного рынка колеблется в пределах от 40 до 210 тыс. рублей за взрослое растение. Преимущественное большинство видов вечнозеленых растений различных жизненных форм можно купить в ценовом диапазоне 50–100 тыс. руб.

На рисунке 2.4  представлено процентное соотношение (красивоцветущие, декоративные, ампельные, орхидеи, бромеливые, суккуленты) в городских магазинах из расчета ассортимента в 70 видов.

Рисунок 2.4 – Процентное соотношение вечнозеленых растений в магазинах      г. Минска

Как видно из диаграммы на рисунке 2.4 ассортимент столичных магазинов представлен преимущественно красивоцветущими и декоративно-лиственными культурами. В отличие от более экзотических видов это обусловлено не только декоративными качествами, но простотой ухода и содержания, ценой.

Вывод. Было подробно проведено обследование помещений детских садов и сделан основной вывод об однообразии ассортимента вечнозеленых растений. Был также проведен опрос родителей воспитанников с целью выявления пожеланий озеленения интерьера. Изучен рынок вечнозеленых растений магазинов города.

2.3 Результаты  исследований

2.3.1 Изучение коллекции субтропических и тропических растений Центрального ботанического сада НАН Беларуси

Ботанический сад Национальной академии наук Беларуси был основан  в 1932 году. Начало работы по привлечению в коллекцию Сада тропических и субтропических растений относится к 1936 году, когда были построены первые разводочные теплицы, предназначением которых было накопление и размножение посадочного материала для создания экспозиций в проектируемых выставочных оранжереях. К 1941 году усилиями коллектива сотрудников была собрана коллекция пальм, папоротников и суккулентов и других растений субтропиков и тропиков. Однако за годы  Второй мировой войны теплицы были разрушены, а все наработанное  безвозвратно утеряно [13].

В 1960 году в коллекции насчитывалось  около 800 видов, разновидностей и культиваторов растений. И в этом же году благодаря инициативе директора Сада и куратора этого направления академика Н. В. Смольского был введен современный комплекс фондовой оранжереи площадью 1615 м2. Первоначально это были фондово-производственные оранжереи, где на полезной площади 1250 м2 наряду с коллекционными фондами в разное время выращивался ряд производственных культур: каллы, хризантемы, аммарилисы, герберы, цикламены.

Создание коллекций проводилось  путем обменных операций с ботаническими учреждениями Западной Европы, Кубы, Японии, России, Украины, стран Прибалтики.

Помимо фондовой существует и экспозиционная оранжерея, предназначенная для посещения граждан, ознакомления их экзотическими видами, а также проведения различных выставок и конференций по наиболее популярным вопросам выращивания и ухода за вечнозелеными растениями.

В целом подробное описание коллекции  значилось в Каталоге (1999 г.), где  насчитывалось 2282 вида, разновидностей и культиваров оранжерейных растений из 151 семейства, в том числе хризантемы индийской (85 сортов) и герберы гибридной (23 сорта и 10 гибридов), которые в предлагаемых списках не упоминаются. За прошедший период до 2003 года оранжерейный комплекс находился в состоянии капитального ремонта и по этой причине количественный и качественный состав коллекции претерпел значительные изменения.

Информация о работе Ассортимент и приемы использования вечнозеленых цветочно-декоративных растений в озеленении интерьеров дошкольных учреждений