Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 18:44, творческая работа
Презентация по психологии на тему памяти.
презентация
№ 2
Янович Оксана, гр.0792
Пронин
Максим, гр.0290
Мнемические
приемы.
Томск 2010
Мнемические приемы.
Память человека можно представить в виде дерева, где корневую систему составляет природная память, а ствол и крону – культурная. Память действительно можно сравнить с волшебным лесом, который бывает тихим, спокойным и нерастущим, а может быть развивающимся, шумным, заметным, растущим.
Когда
человек думает, анализирует материал,
его мозг постоянно видоизменяется,
нервные окончания
Какую же роль в развитии памяти играют мнемические приемы?
Мнемические приемы — это своего рода солнечные лучи, без которых невозможно «вырастить», усилить память.
Мнемические
приемы — основа развития памяти.
Нашу память можно сравнить с домом, где фундамент составляет природная память, а все остальные конструкции — культурная. Получается, что каждый может быть и архитектором, и строителем своей памяти. В качестве строительных материалов будем использовать различные способы осмысления и обработки информации.
Способы запоминания (мнемические приемы):
Надо
всегда помнить, что любой материал можно
разделить на части, группы. Например,
в любом параграфе можно выделить вступление,
основную часть, заключение, выводы. Можно
отметить различные части материала: справа,
слева, внизу, вверху и т. д.; группы простых
и сложных слов; знакомых слов и незнакомых,
и т. д.
Выделяются
несколько видов группировки
информации: смысловая
группировка (в терминологии А. А. Смирнова),
комплексы Мюллера,
структуры Келера и
Коффки. Основной характерной особенностью
смысловой группировки материала при
запоминании является то, что текст разбивается
на части не по внешним признакам, а по
смысловому содержанию, на основе единства
«микротем».
Материал
можно разделить на определенные,
четко обозначенные группы — классы.
Другими словами, классифицировать
информацию. Например, выделить: животных
и растения, виды транспорта и предметы
интерьера дома, мебель и посуду,
существительные и глаголы и
т. д. Этот прием называется классификацией.
В этом случае нагрузка на память уменьшается
ровно во столько раз, на сколько
классов или групп был разделен
материал, подлежащий запоминанию.
Характеризуя
этот мнемический прием, можно сказать,
что классификация есть сложный процесс
группировки, когда основания группировки
— виды классов —представляют собой известные,
общие признаки. Человек, как правило,
не придумывает основания классификации,
а сортирует материал по очевидным параметрам.
В случае классификации, как и при других
видах группировки, составления плана
и т. д., происходит организация более сложных
единиц, которые могут быть затем декодированы
в первоначальные сообщения. Но свойства
крупных единиц, образующихся в результате
организации, могут быть в разных случаях
неодинаковыми.
Любая
информация всегда содержит нечто, что
может стать опорой для запоминания.
В этом качестве могут выступать
даты, необычные словосочетания, незнакомые
или очень знакомые слова, неожиданный
поворот событий, метафоры, имена, рисунки,
формулы, схемы и т.д. Этот прием
называется поиском опорного пункта.
Опорные
пункты важны прежде всего для
запоминания.
Припоминание
идет по опорным пунктам, когда текст
воспроизводится сразу же после
запоминания. При отсроченном
Опорные
пункты, как нечто краткое и
сжатое, взятые в совокупности, составляют
план материала. И сам набор опорных
пунктов есть инструмент или орудие
запоминания или
Для
запоминания целых страниц
Мнемический
план может состоять из разнообразных
поддержек, отражающих и внешние связи,
и внутренние, характеризующие отношения
различных групп материала; смысловые
связи с имеющимися в тексте данными и
связи с личным опытом, знаниями и ценностями
субъекта. Мнемические планы будут различными
в зависимости от характера запоминаемого
материала, его объема, целей запоминания,
характера деятельности, поэтому следует,
видимо, выделить план как возможный способ
организации материала.
Отличительной
особенностью мнемических планов будет,
следовательно, разнохарактерность, разноуровневость
и различная направленность его пунктов
в отличие от других видов организации
материала (классификация, систематизация,
структурирование и др.). Пункты мнемического
плана могут быть детерминированы текстом,
заданы материалом; могут привноситься,
достраивать материал, но в любом случае
характер пунктов обусловлен целью мнемической
деятельности.
Психика человека так устроена, что любая новая информация помимо нашей воли цепляет, как-то затрагивает уже известную. Эти процессы, присущие абсолютно всем людям, называют ассоциациями. Для того чтобы использовать эту способность для развития памяти, достаточно задать ребенку вопрос:
что напоминает тебе это слово, это изображение?
на что похож этот рисунок (эта формула, мелодия и т. д.).
Какие
же ассоциации встречаются чаще? Как
правило, цифры запоминаются в связи
с памятными датами (днями рождений,
номерами квартир, домов, датами рождения
известных писателей и поэтов,
общественных деятелей и т. п.). Имена
и отчества соотносятся с именами
знаменитых людей или с именами
своих родственников.
В
процессе обучения совершенно необходимо
запоминать много определений, правил
и формул. В этих случаях нужна
точность запоминания. Для того чтобы
при воспроизведении избежать ошибок,
можно использовать прием аналогии,
когда устанавливается
В
ряде случаев материал легче запоминать,
изобразив его основное содержание
в виде схемы, т. е. в обобщенном и
упрощенном виде. Этот прием называют
схематизацией. Схематизацию целесообразно
использовать при запоминании грамматических
правил, теорем, физических и биологических
закономерностей и т. д.
Характеризуя
процессы схематизации как описание
или изображение какого-либо материала
в общих чертах, нельзя не отметить,
что выделение «в общих чертах»
не всегда означает упрощение, это может
быть обобщение, т. с. выделение сущностного
соотнесения схемы и
Разрозненную
информацию (например, иностранные
слова) легче запомнить, объединив
их, придумывая какие-либо связки, посредники,
добавляя к запоминаемому что-то
от себя. Этот прием называется достраиванием
материала. Достраивание запоминаемого
материала — привнесение в
запоминаемое субъектом: использование
вербальных посредников; объединение
в привнесение чего-либо по ситуативным
признакам; распределение по местам
(метод локальной привязки, или
метод мест). Выделение этого способа
запоминания как
Наиболее
сложными мнемическими приемами являются
способы структурирования и систематизации
материала.
Прием
структурирования означает выяснение
строения, внутренней формы запоминаемой
информации.
Процесс
структурирования состоит в выделении
структурной единицы и
Процесс
структурирования может перерасти
в процесс систематизации. Можно
сказать, что систематизация представляет
собой процесс выделения
Приемы
систематизации и структурирования
позволяют человеку хорошо запоминать,
сохранять и воспроизводить любую
информацию (абстрактную, большого объема,
неизвестную, запутанную и т. д.), ибо
направлены на упорядочение ее.
Мнемотехнические приемы
— совокупность готовых, известных способов
запоминания.