Типы, виды и приемы дискуссий

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 22:22, реферат

Краткое описание

Еще издавна жанр дискуссий считается одним из наиболее почтенных. Словесные дуэли уже давно сменили поединки на холодном и огнестрельном оружии и прочие анахронизмы, именно дискуссии зачастую решают судьбы если не мира, то изрядных его частей. Тем не менее, до сих пор не создана система вербальной борьбы, эффективнее дискуссии.

Оглавление

Введение……………………………………………………… .2
§1. Дискуссия. Понятия. Цели.……………… ………………2
§2.Виды дискуссий…………………………………………… 5
§3. Манипулятивные приемы, используемые в ходе
дискуссий……………………………………………………… 12
3.1 Уловки организационно-процедурного характера 13
3.2 Личностные или психологические уловки…………14
3.3 Логико-психологические уловки……………………..15
§4.Приемы ухода от дискуссий……………………………….18
Заключение………………………………………………………19
Список используемой литературы……

Файлы: 1 файл

Негосударственное образовательное учреждение.docx

— 53.12 Кб (Скачать)

             Негосударственное образовательное учреждение

                  Высшего профессионального образования

                            Московский институт права 

                      Реферат

                           По дисциплине «Риторика»

       На тему «Типы, виды и приемы дискуссий» 
 
 

                         Выполнила: студентка

                                                                                            Гр. ГМУ-021

                                                                                            Елфимова Светлана                                     

                                                                                           

                                                                                             Проверил:

                                                                                             Бухтояров В.А. 

                                                  Москва

                                                     2011 
 
 
 
 
 
 

                                          Содержание

     Введение………………………………………………………   .2

     §1. Дискуссия. Понятия. Цели.……………… ………………2

     §2.Виды дискуссий……………………………………………  5

     §3. Манипулятивные приемы, используемые в ходе 

     дискуссий………………………………………………………  12

                                        3.1  Уловки организационно-процедурного характера  13

                                        3.2  Личностные или психологические уловки…………14

                                       3.3 Логико-психологические уловки……………………..15

    §4.Приемы ухода от дискуссий……………………………….18

    Заключение………………………………………………………19

    Список используемой литературы…………………………   20 
 
 
 
 
 
 

                                             Введение

    Еще издавна жанр дискуссий считается одним из наиболее почтенных. Словесные дуэли уже давно сменили поединки на холодном и огнестрельном оружии и прочие анахронизмы, именно дискуссии зачастую решают судьбы если не мира, то изрядных его частей. Тем не менее, до сих пор не создана система вербальной борьбы, эффективнее дискуссии.

   Актуальность данной работы заключается в том, что дискуссии постоянно используются в нашей жизни, в разных ее областях. Несмотря на изученность данного вида красноречия, он постоянно совершенствуется и изменяется. Мастера красноречия постоянно пытаются разработать новые приемы ведения дискуссии. При всем этом, очень мало литературы, посвященной конкретно дискуссии, ее типам видам и приемам.

                                §1. Дискуссия. Понятия. Цели

    Термин «дискуссия» происходит от латинского discussio – рассмотрение, исследование. Дискуссия – это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого, а по возможности и общезначимого ее решения. Как правило, участниками дискуссии являются лица, которые обладают необходимыми знаниями по обсуждаемым вопросам и имеют полномочное право принимать решение или рекомендовать принять то или иное решение.

  От  других видов споров, прежде всего  полемики, дискуссия отличается своей  целенаправленностью и используемыми  средствами. Цель любой дискуссии  – достижение максимально возможной  в данных условиях степени согласия ее участников по обсуждаемой проблеме. Очевидно, что дискуссия содержит в себе известную долю компромисса, так как она в большей мере ориентирована на поиск и утверждение  истины или оптимального решения, чем  на торжество определенной позиции. Истина или оптимальное решение  являются сплавом, синтезом необходимых, взаимосвязанных элементов, которые  обычно содержатся в различных точках зрения, высказанных участниками  дискуссии. Средства, используемые в  дискуссии, должны признаваться всеми  ее участниками. Применение иных средств  не допускается.

    Итог дискуссии не должен сводиться к сумме высказанных точек зрения относительно обсуждаемого предмета. Он должен представлять собой синтез объективных и необходимых черт, присущих дискутируемому предмету. Другими словами, результат дискуссии должен выражаться в более или менее объективном суждении, поддерживаемом всеми участниками дискуссии или их большинством. Таким образом, в дискуссии выкристаллизовывается более четкая и ясная формулировка решения проблемы, снимается, устраняется до известного предела момент субъективности: убеждения одного человека или группы людей получают должную поддержку других и тем самым объективируются, обретая определенную обоснованность.

   Тема дискуссии должна быть интересной и актуальной, затрагивающей насущные интересы ее участников и содержащей полемический заряд. Для реализации цели дискуссии необходимо тему декомпозировать в виде конкретных вопросов, охватывающих в своей совокупности поставленную проблему. Вопросы должны сконцентрировать внимание участников дискуссии на приоритетных позициях, вызвать размышления и обмен мнениями.

                                             Цели дискуссии

    Все люди — разные, но это не мешает им общаться и понимать друг друга. Часто случается, что ваши с собеседником точки зрения на что-то не совпадают. Это противоречие может перерасти в спор или в дискуссию.

   Чем отличается спор от дискуссии? Каковы их цели?

    Как вы видите, спор принципиально отличается от дискуссии. Во-первых, целями. В споре цель — доказать правоту, в дискуссии — найти истину, решение задачи, выход из ситуации.Во-вторых, спор направлен на результат, дискуссия — это процесс. Он может быть длительным и изменяющимся. Под влиянием новой информации, аргументов обеих сторон меняется ход обсуждения и даже его. В-третьих, предмет спора обычно конкретный и незначительный, дискуссия же возникает вокруг чего-то глобального и важного. Итак, если обсуждение вопроса с собеседниками плавно перетекает в дискуссию, то, во избежание превращения ее в безрезультатный спор, придерживайтесь следующих правил.

   Всегда помните о цели дискуссии — найти истину, решение, выход. Обсуждайте только то, что относится к данному вопросу. Пустые сожаления, воспоминания, нелепые сравнения мягко прерывайте. Не давайте обсуждению уходить в сторону от темы. Пресекайте попытки доказать, что кто-то лучше, а кто-то хуже. Стремитесь не к победе, а к истине.

   С уважением относитесь к мнению другого человека. Любое мнение — это точка зрения человека. Даже отличаясь от вашей, она имеет право на существование. Не обижайте другого человека, называя его мнение неверным, нелепым, смешным. Пока дискуссия не окончена, любая точка зрения может быть верной. А в конце обсуждения могут оказаться реальными кажущиеся в начале невероятными вещи.Любое высказываемое мнение должно быть аргументировано. Этим дискуссия отличается от скандала на базаре. Рассказчик должен доказать, почему он так считает. Уважайте мнение любого человека. Иногда мнение важной персоны или авторитета изначально считается верным просто в силу статуса этого человека. Прислушивайтесь к ним, но без фанатизма. Опирайтесь на реальные факты. Иногда свежий непредвзятый взгляд какого-то новичка помогает по-иному взглянуть на ситуацию, найти новые подходы к решению давней проблемы, считавшейся неразрешимой.

    Придерживайтесь дружелюбного тона. Обращайтесь к человеку по имени или другим уважительным способом. Ваш оппонент — не ваш личный враг, он просто человек с другой точкой зрения. Не допускайте проявлений враждебности, оскорблений, перехода на личности.

     В дискуссии могут участвовать только те, кто открыт для другой точки зрения и терпим к иному мнению. Не пытайтесь доказать что-то тому, кому невозможно что-либо доказать. Иногда это люди, считающие себя лучше и правильнее всех. Люди, слышащие только себя. Люди, неспособные понять иную точку зрения. Люди, закосневшие в своих оценках и стереотипах. Это бывает чертой личности, особенностью характера. Зачастую подобная гибкость оценок и суждений утрачивается с возрастом. Относитесь к ним терпимо, но не тратьте силы, чтобы убедить их в чем-либо. 

                                        §2.Виды дискуссий

Свободные дискуссии

    Свободные дискуссии получили свое название в соответствии с минимальной степенью регламентации действий участников. Здесь каждый выступает от собственного имени, выражает свою точку зрения, консолидируется или вступает в конфронтацию и противоборство с другими участниками в зависимости от сходства - различия заявленных позиций. Ведущий лишь задает общее направление обсуждения и побуждает участников к открытому, откровенному диалогу. Обмен мнениями предполагает достаточно высокую эмоциональную вовлеченность участников, а споры здесь приобретают особенно жаркий характер, ведь людям свойственно верить в свою правоту и настороженно, если не сказать неприязненно, относиться к людям, чьи взгляды не совпадают с их собственными.

    Успех свободной дискуссии во многом определяются выбором темы, которая должны быть актуально для данной аудитории, полезна с точки зрения личностного, профессионального роста участников, их нравственного самосовершенствования. Каждый участник свободной дискуссии берет слово тогда, когда его позиция достаточно продумана, осознана и прочувствована, а мотив выступления побуждает поделиться своими мыслями с окружающими. Совпадение этих двух моментов дает зрелое выступление. Но не редки случаи, когда участники свободной дискуссии чувствуют себя зажато и нуждаются в помощи ведущего. Другой распространенный случай, это снижение качества выступления в силу чрезмерной эмоциональности оратора. Здесь уместно использовать приемы парафраза, когда ведущий подправляет выступление кого-либо из участников, снижая степень его эмоциональности, но не забывая основную идею или пафос, вставляя слова и речевые обороты, прозвучавшие в нем.

    Еще один отличительный момент этой формы дискуссионной работы - отсутствие строгой регламентации времени работы, количества выступающих и общего количества подходов отдельных участников, то есть человек может брать слово столько раз, сколько ему хочется. Однако нельзя допускать, чтобы свободная дискуссия перерастала в ``бенефис'' кого-либо из участников или перепалку двух - трех наиболее активных и заинтересованных лиц. Оптимальная продолжительность работы здесь составляет 45-90 минут, но не следует растягивать ее более чем на два часа.

    В завершении свободной дискуссии ведущий благодарит все участников за активную работу, говорит о том, удалось ли обсудить все интересующие вопросы, дает оценку наиболее содержательным выступлениям.

Направленные  дискуссии

    Тема свободной дискуссии должна быть известна участникам заранее. В силу этого круг участников определяется заинтересованными лицами и ведущий в меньшей степени озабочен активизацией аудитории участников.

    В отличие от свободных дискуссий здесь существуют спикеры, то есть люди, чья позиция заранее известна. Спикеры могут выражать и представлять как личную, так и групповую точку зрения. Имя спикера и наименование его позиции наглядно отображается в виде табличек. Все остальные участники направленной дискуссии делятся на группы поддержки представляемых спикерами точек зрения. Одновременно в направленной дискуссии могут принять участие от двух до шести-семи спикеров и их групп поддержки. Обычно спикеры располагаются в круге, а группы поддержки находятся сзади них.

Информация о работе Типы, виды и приемы дискуссий