Типы, виды и приемы дискуссий

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 22:22, реферат

Краткое описание

Еще издавна жанр дискуссий считается одним из наиболее почтенных. Словесные дуэли уже давно сменили поединки на холодном и огнестрельном оружии и прочие анахронизмы, именно дискуссии зачастую решают судьбы если не мира, то изрядных его частей. Тем не менее, до сих пор не создана система вербальной борьбы, эффективнее дискуссии.

Оглавление

Введение……………………………………………………… .2
§1. Дискуссия. Понятия. Цели.……………… ………………2
§2.Виды дискуссий…………………………………………… 5
§3. Манипулятивные приемы, используемые в ходе
дискуссий……………………………………………………… 12
3.1 Уловки организационно-процедурного характера 13
3.2 Личностные или психологические уловки…………14
3.3 Логико-психологические уловки……………………..15
§4.Приемы ухода от дискуссий……………………………….18
Заключение………………………………………………………19
Список используемой литературы……

Файлы: 1 файл

Негосударственное образовательное учреждение.docx

— 53.12 Кб (Скачать)

    Регламент точно устанавливает очередность и время выступления спикеров. Ведущий следит за регламентом, предоставляя слово, при необходимости напоминая о времени и даже прерывая выступления. Члены групп поддержки могут дополнять выступления спикера, задавать вопросы его оппонентам, выражать отношение к выступлениям любых участников дискуссии. Выступления спикеров начинает дискуссию, а вслед за этим может начаться полемика или общая дискуссия.

    Чаще всего направленные дискуссии проводятся на политические, экономические, научные, социальные, этно-культурные, религиозные и т.п. темы. Если участниками их являются школьники или студенты, то необходимо заранее выбрать спикеров, предоставить им возможность подготовиться к выступлению, подобрать для него материал, продумать форму и общую логику подачи материала. От того насколько умело подобраны спикеры, во многом зависит общий успех свободной дискуссии. Ведущий также заботится о том, чтобы члены групп поддержки проявляли достаточную активность, не пытались отсидеться за спинами других. Именно направленные дискуссии являются средством деидеологизации мышления обучающихся. Рассмотрение различных точек зрения, подходов позволяет формировать панорамность их сознания, критичность мышления, способствует выработке личностной гражданской позиции.

    Подведение итогов направленной дискуссии предполагает краткое обозначение ведущим всех представленных спикерами позиций, оценку хода полемики, разгоревшейся между участниками, выявившееся сходство - различие, преимущества и недостатки каждой из заявленных точек зрения или подходов.

Общая продолжительность направленной дискуссии  может колебать от 1-го до 3-х часов  в зависимости от количества спикеров и вопросов, обсуждаемых ими.

  Совещание специалистов

    Всякое совещание преследует цель разрешения какой-либо проблемной ситуации, принятие решения по тому или иному вопросу, требующему обсуждения, учета различных точек зрения, сочетания интересов разных групп людей. Обычно совещание проводится руководителем. Как метод АСПО, совещание специалистов может быть использовано для подготовки будущих менеджеров и управленцев разного уровня, так и для исследования общественного мнения по актуальной для общества проблеме.

    При организации и проведении совещаний ведущий должен убедиться, что все участники правильно понимают задачу, стоящую перед ними. Он так же четко формулирует тему и устанавливает общий регламент работы, порядок выступлений и время, отводимое участникам совещания или специалистам на информирование присутствующих. Соотношение суммарного времени выступления всех специалистов не должно превышать 1/3 от общей продолжительности работы, поскольку важнейшей частью совещания является полемика сторон и достижение конценсуса. По ходу дискуссии ведущий должен следить, чтобы слишком эмоциональные и разговорчивые участники совещания не подменяли тему обсуждения, а их критика позиций других участников была обоснованной и конструктивной.

Любое совещание преследует цель выработки  совместного решения. При подготовке к совещанию ведущий готовит  проект решения. В ходе дискуссии  пункты, включенные в него делятся  на две группы, в первую группу входят положения, не вызывающие принципиальных разногласий; во вторую группу входят положения проекта решения, вызвавшие  принципиальные разногласия в точках зрения специалистов. Ведущий должен фиксировать сам факт наличия  таких разногласий, минимизировать их количество путем обобщения ряда положений, включения особого мнения отдельных специалистов и использования  тактики компромисса. При проведении этого вида дискуссии возникает  опасность появления "эффекта  фасада", т.е. желание участников произвести впечатление на других. Для его предупреждения и устранения важно заранее продумать пространственную организацию совещания. Лучше всего  если пространство взаимодействия будет  иметь форму круглого стола, тогда  участники смогут почувствовать  себя равноправными. Отсюда и другое название данного метода - ``круглый  стол''. Замечено, что такое расположение участников лицом друг к другу, приводит к возрастанию активности, увеличению количества высказываний. Расположение ведущего в круге помогает ему  управлять группой и создает  менее формальную обстановку, возможность  для личного включения каждого  в общение, повышает мотивацию участников, включает невербальные средства общения.Задача совещания специалистов - коллективно, с разных точек зрения, под разными углами исследовать спорные вопросы и узкие места обсуждаемой темы. Для остроты на круглый стол приглашают представителей разных групп и направлений, это также уменьшает опасность получения односторонних знаний, принятия пристрастного однобокого решения.

    Форму совещания специалистов могут принимать и вузовские семинары- дискуссии, круглые столы во время проведения научных конференций, симпозиумов.

    Завершением совещания является процедура утверждения принятого и уточненного путем доработки и обсуждения группового решения. Это решение как резюме прошедшей дискуссии может формулировать ведущий или его готовит группа участников, специально назначенных для этой цели. Проект решения так же может еще раз обсуждаться, в него могут вноситься поправки, пункты условий выполнения и т.п. указания. Утверждением решения служит голосование, визирование, когда специалисты, участники совещания ставят свои подписи под принятым документом или обнародование его в виде приказа, распечатки, публикации.

Обсуждение  профессиональных и жизненных казусов

    К профессиональным и жизненным казусам относят конкретные ситуации, имевшие место в жизни или профессиональной практике того или иного человека. Они могут принимать форму проблемных или затруднительных случаев (ситуаций), инцидентов.

    Существует три принципиально разных способа формулировки этих ситуаций. Для обучения участников ведущий сам формулирует несколько ситуаций, варьируя степень их проблемности и меняя глубину анализа ситуации. Также ведущий может предложить участникам вспомнить и описать на бумаге один или несколько случаев из собственной жизни и практики, оказавшихся значимыми, поворотными моментами в их жизни и карьере, до сих пор вызывающих сильную положительную или отрицательную реакцию. Собранные записи являются анонимными. Они в случайном порядке зачитываются ведущим и обсуждаются участниками группы без комментариев автора. Наконец, третий способ формулировки профессиональных и жизненных казусов, состоит в описании от первого лица на группе какой-либо ситуации, оцениваемой автором как проблемная, затруднительная, травмирующая. Здесь уже не ведущий, а автор рассказа управляет обсуждением предложенного им казуса, сворачивая или продлевая обсуждение до тех пор, пока он не получит ответа не волнующий его вопрос, не испытает облегчения или удовлетворения от всего сказанного в его адрес и предложенного другими участниками дискуссии.

    Первый способ наиболее приемлем для работы со студентами. Преподавателем создаются и предъявляются группе проблемные ситуации, заимствованные из профессиональной практики, пока не доступной студентам. От учащихся требуется глубокий анализ ситуации и принятие соответствующего оптимального решения в данных условиях. Достоинство метода состоит в том, что в процессе обсуждения и принятия решения о способе поведения, действия в предложенной им конкретной ситуации студенты обычно действуют по аналогии с реальной практикой. При предъявлении ситуаций студентам целесообразно варьировать степень познавательной трудности обсуждаемых казусов через дозирование и характер выдаваемой информации.

Дебаты

    Дебаты имеют форму групповой дискуссии, участники которой разделены на два или три противоборствующих лагеря. Для обсуждения здесь берется реальная проблема или ситуация, не имеющая однозначного решения, например, автоназия, аборты, совмещение учебы с трудовой деятельностью и т.п. Ведущий самостоятельно или вместе с группой формулирует возможные варианты ее разрешения, которые представляются участникам на экране отображения.

    Далее следует процедура деления участников на группы или команды, которым предстоит представлять и отстаивать заявленные точки зрения. Это может делаться по желанию участников, путем жеребьевки или в противовес имеющейся у них убежденности (голосуя за, человек оказывается в группе против). Группам дается незначительное время на наработку аргументов. Затем участники переходят непосредственно к дебатам.

    Способ ведения спора здесь может быть классическим, когда каждая команда представляет и отстаивает свою позицию, отвечая на вопросы оппонентов, парируя их замечания и контраргументы. Или же дебаты носят характер обсуждения, каждого положения и позиции, отражающих разные точки зрения и варианты решения. Это ведет к более детальному обсуждению, возможности увидеть сходство фактов, используемых для доказательства противоположных точек зрения.

Метаплан

    Техника матаплана объединяет в себе элементы дискуссии и демократического принятия группового решения.

    Ведущий предлагает участникам кратко или метафорически в назывном порядке написать на специальных карточках тематику вопросов или ситуаций, в обсуждении которых они видят для себя смысл ил пользу. Количество карточек обычно колеблется от 2-х до 4-х, но может быть увеличено по требованию индивида. На обдумывание ситуаций и их формулировку отводится 5-7 минут, после этого карточки размещаются участниками на экране отображения. Так создается проблемное поле. Все члены группы, принимающие участие в работе, знакомятся с элементами проблемного поля и содержанием представленной на нем тематики. Для этого им предоставляется слово для краткого комментария своих предложений. Далее ведущий организует процедуру голосования. Для этого чаще всего используются специальные фишки. Каждый участник отдает свой голос (1 или 2 фишки) тем представленным на карточках проблемам и ситуациям, которые кажутся ему наиболее полезными, интересными и перспективными. Путем несложного подсчета голосов определяется рейтинг каждой из них. Полемика организуется в отношении той из ситуаций (проблем), которые получили наивысший балл или занятии первые 2-5 мест. Процедура обсуждения может быть аналогичная свободной дискуссии, методике обсуждения реальных ситуаций и профессиональных казусов или дебатам в зависимости от компетентности и потребностей членов группы или целей обучения.

Мозговой  штурм (мозговая атака) или брейнсторминг

   ``Мозговой штурм'' (``мозговая атака'') представляет собой разновидность групповой дискуссии, который характеризуется отсутствием критики поисковых усилий, сбором всех вариантов решений, гипотез и предложений, рожденных в процессе осмысления какой-либо проблемы, их последующим анализом с точки зрения перспективы дальнейшего использования или реализации на практике.

   В целом организацию ``мозговой атаки'' можно представить следующими шагами или этапами:

- Формулирование  проблемы, которую необходимо решить. Проблема может носить реальный или учебный характер и служить развитию продуктивного мышления, гибкости, критичности обучаемых. Этот шаг реализуется непосредственно ведущим или преподавателем.

- Формирование и экспертной группы (3-4 человека), способной отобрать наилучшие идеи и разработать показатели и критерии оценки. Ведущий может участвовать в реализации этого этапа или предложить сделать это самим участникам.

- Тренировочная интеллектуальная разминка для приведения обучаемых в рабочее психологическое состояние за счет активизации их знаний, обмена мнениями и выработки общей позиции по проблеме. Позволяет участникам освободиться от воздействия сковывающих факторов (страхов, статусно-ролевый установок, лени, замедленной скорости реакций и т.п.), психологических барьеров и дискомфорта. Обычно носит отвлеченный характер. Прямо не связанный с общей тематикой и проблематикой дискуссии. Этот шаг осуществляется в форме экспресс-опроса. Ведущий обращается к участникам с вопросом, на который те должны дать краткий ответ. При затруднении одного отвечающего ведущий спрашивает другого. Таким образом, в течении 10-15 мин. производится подготовка к дальнейшей активной когнитивной деятельности и коммуникации.

- Собственно ``мозговая атака'', направленная на разрешение поставленной проблемы. Генерирование идей начинается с подачи ведущим сигнала о начале работы. Участники формулируют любые пришедшие им в голову варианты решений, стараясь избавиться от их критической оценки. Для этого ведущий поощряет интеллектуальную активность участников, запрещает любые комментарии в адрес высказанных идей и предложений к ним, блокирует невербальные эмоциональные реакции членов группы на услышанное. Для этого работа ведется в максимально быстром темпе. Каждому участнику слово предоставляется на несколько секунд, что не исключает его повторной активации. Работа может вестись по кругу или вразнобой. Экспертная группа фиксирует все выдвинутые идеи с помощью технических средств и/или на бумаге. Общая продолжительность этапа 10-20 минут. Об истощении свидетельствуют паузы, появляющиеся в работе, повторы.

    Если продуктивность работы недостаточна ведущий может предложить перейти к индивидуальной работе, когда после получения установки каждый участник фиксирует свои мысли и идеи на бумаге (2-5 минут), затем все члены группы одновременно выкладывают свои карточки для обозрения, сравнения и обсуждения.

Информация о работе Типы, виды и приемы дискуссий