Типы, виды и приемы дискуссий

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 22:22, реферат

Краткое описание

Еще издавна жанр дискуссий считается одним из наиболее почтенных. Словесные дуэли уже давно сменили поединки на холодном и огнестрельном оружии и прочие анахронизмы, именно дискуссии зачастую решают судьбы если не мира, то изрядных его частей. Тем не менее, до сих пор не создана система вербальной борьбы, эффективнее дискуссии.

Оглавление

Введение……………………………………………………… .2
§1. Дискуссия. Понятия. Цели.……………… ………………2
§2.Виды дискуссий…………………………………………… 5
§3. Манипулятивные приемы, используемые в ходе
дискуссий……………………………………………………… 12
3.1 Уловки организационно-процедурного характера 13
3.2 Личностные или психологические уловки…………14
3.3 Логико-психологические уловки……………………..15
§4.Приемы ухода от дискуссий……………………………….18
Заключение………………………………………………………19
Список используемой литературы……

Файлы: 1 файл

Негосударственное образовательное учреждение.docx

— 53.12 Кб (Скачать)

- Оценка и отбор наилучших идей экспертной группой или всеми участниками ``мозгового штурма''. Этот шаг носит характер групповой дискуссии из которой исключены моменты персонализации выдвинутых предложений. Обсуждаются непосредственно идеи и предложения, для чего их оглашение и презентацию берет на себя ведущий или члены экспертной группы. Оценка и обсуждение проводятся в соответствии в заранее подготовленными критериями и показателями. При этом оценка может носить не только качественный, но и количественный характер. Продолжительность этого этапа может сильно варьировать. В целом не стоит сворачивать обсуждение. Если ни один из предложенных вариантов не

§3. Манипулятивные приемы, используемые в ходе  дискуссий

    Рассмотрение приемов психологических манипуляций, используемых в ходе деловых обсуждений, дискуссий, совещаний, других официальных и неофициальных формах межличностного взаимодействия, позволяет проиллюстрировать каким образом люди с выраженными манипулятивными качествами формируют аргументационные модели, позволяющие приобретать преимущество. Подобный анализ показывает какие психические образования личности выступают в качестве мишеней манипулятивного воздействия, помогает в определенной степени раскрывать структурные элементы самого процесса манипулирования и механизмы межличностных психологических манипуляций.  
 
    Анализ работ в этой области и наши собственные исследования позволяют выделить три основные группы приемов, которые еще обозначаются как уловки, используемые в дискуссионных обсуждениях Исходя из содержания и направленности манипулятивного воздействия, данные уловки можно разделить на организационно-процедурные, логико-психологические и личностные.

3.1Уловки организационно-процедурного характера.

    Использование подобных уловок затрудняют процесс обсуждения для объектов манипулятивного воздействия и, соответственно, облегчает (способствует достижению намеченных целей) субъекту организующему манипуляцию. 
    Материалы, необходимые для обсуждения, не предоставляются участникам вовремя, или даются выборочно. Некоторым участникам обсуждений, “как бы случайно”, раздают неполный комплект материалов, а по ходу выясняется, что кто-то, к сожалению, оказался не в курсе всей имеющейся информации. “Теряются” рабочие документы, письма, обращения, записки и все остальное, что может повлиять на процесс и результаты обсуждения в невыгодную сторону. Таким образом, осуществляется неполное информирование некоторых участников, что затрудняет для них обсуждение, а для других создает дополнительные возможности использования психологических манипуляций. Обратный вариант - “избыточное информирование”, заключающееся в том, что готовится очень много проектов, предложений, решений и т.п., сопоставление которых в процессе обсуждения оказывается практически невозможным. Подобное происходит и в тех случаях, когда для обсуждения предлагается большой объем материалов в крайне сжатые сроки, в связи с чем их качественный анализ затруднен.

    Формирование установок путем целенаправленного подбора выступающих. Слово предоставляется сначала тем, чье мнение известно и импонирует организатору или участникам заблаговременно подготовленным соответствующим образом к выступлению. Таким способом на первом этапе осуществляется формирование желаемой установки у участников обсуждения. Это в первую очередь связано с тем, что изменение созданной первичной установки требует больших усилий, чем ее формирование. В этих же целях обсуждение может приостанавливаться на выступающем, позиция которого более желаема и соответствует взглядам организатора.  
Двойной стандарт в нормах оценивания поведения участников дискуссий. Одних выступающих жестко ограничивают в соблюдении регламента и правил взаимоотношений во время обсуждения, другим, позволяют отходить от них и нарушать установленные правила. То же самое происходит в отношении характера допускаемых высказываний - одним “прощают” резкости в адрес оппонентов, другим делают замечания и т.д. Возможен вариант, когда регламент специально не устанавливается, чтобы можно было по ходу выбирать более удобную линию поведения. При этом осуществляться либо сглаживание позиций оппонентов и “подтягивание” их к желаемой точке зрения, либо, наоборот, производится усиление различий в их позициях вплоть до несовместимых и взаимоисключающих точек зрения. 
Управление процессом обсуждения. В публичных дискуссиях слово поочередно предоставляется наиболее агрессивно настроенным представителям оппозиционных группировок, допускающих взаимные оскорбления, которые либо не пресекаются, либо пресекаются только для видимости. В результате атмосфера обсуждения накаляется до критической. Таким образом, может быть прекращено обсуждение актуальной темы или даже дискредитирован сам вопрос обсуждения. Другой, более “цивилизованный” способ прерывания процесса обсуждения, заключается в том, что в ключевые моменты обсуждения, когда может быть выработано нежелательное решение, объявляется перерыв или участники побуждаются к переходу рассмотрения иной темы, то есть другого вопроса. Ограничения в технике проведения обсуждения. При использовании этого приема игнорируются предложения, касающиеся процедуры обсуждения; обходятся нежелательные факты, вопросы, доводы; не предоставляется слово участникам, которые могут своими высказываниями привести к нежелательным изменениям хода обсуждения. Реферирование - краткое переформулирование вопросов, предложений, доводов, в процессе которого происходит смещение акцентов в желаемую сторону. Одновременно с этим может осуществляться произвольное резюмирование, при котором в процессе подведения итогов происходит изменение акцентов в выводах, изложении позиций оппонентов, их взглядов, результатов обсуждения в желаемую сторону.  
 
Личностные или психологические уловки

      В эту группу включаются обычно приемы, основанные на раздражении оппонента, использовании чувства стыда, невнимательности, унижении личных качеств, лести, игре на самолюбии и других индивидуально-психологических особенностях человека . 
Раздражение оппонента, выведение его из равновесия насмешками, несправедливыми обвинениями и другими способами, пока он не “вскипит”. Успех уловки будет еще большим, если оппонент не только придет в состояние раздражения, но и сделает при этом ошибочное или в чем-то невыгодное заявление для его позиции в дискуссии или обсуждении.  
Действуя подобным образом и стремясь уйти от нежелательного обсуждения, манипулятор-оппонент может подчеркивать, например, такие отрицательные черты личности объекта, как необразованность, неосведомленность в определенной области или то, что данный человек проявил себя уже как неправильно решавший ранее какие-либо вопросы и т.п. Таким образом, оказывается давление на личностные качества объекта, осуществляется инициация сомнений у аудитории в истинности выдвигаемого тезиса.

     Дело в том, что правильные, умные мысли человек может высказывать независимо от образования и имеющегося опыта . Главным же является содержание обсуждаемой проблемы, тезисы и аргументы в защиту тех или иных отстаиваемых идей и положений.  
Собственное возвышение или самовосхваление. Практически эта уловка является косвенным приемом принижения оппонента. В данном случае не говорится прямо “кто есть ты”, но по тому “кто есть я” и “с кем ты споришь” следует соответствующий вывод. Могут использоваться такие, например, выражения: “...Я руководитель крупного предприятия, региона, отрасли, учреждения и т.п...”, “...мне приходилось решать крупные задачи...”, “...прежде чем претендовать на это... необходимо побыть руководителем хотя бы...”, “...прежде чем обсуждать и критиковать... необходимо лично приобрести опыт решения задач хотя бы в масштабе...” и т.п. Повышение психологической значимости собственных доводов может также осуществляться с помощью “внушающих заявлений” типа: “...я Вам со всей ответственностью авторитетно заявляю...”; “...я Вам прямо скажу...” “мне нечего скрывать и я скажу Вам откровенно...” и т.п. При этом особо выделяется какая-то мысль, а все остальное на этом фоне выглядит второстепенно, недостаточно полно и откровенно.  
 
     Использование незнакомых для оппонента слов, теорий и терминов, то есть тех, значение которых ему не понятно. Уловка удается в случае, если оппонент постесняется переспрашивать и сделает вид, что он воспринял эти доводы, понял значение неясных для него терминов. “Ошарашивание” оппонента незнакомыми или сложными для понимания терминами и теориями лучше действует в ситуациях, когда у него нет возможности возразить или уточнить, что же имелось в виду, а также может усугубляться использованием быстрого темпа речи и множеством мыслей.

Логико-психологические  уловки.

    Их название связано с тем, что с одной стороны они могут быть построены на нарушении законов логики, а с другой, наоборот, использовать формальную логику в целях манипуляции недостаточно искушенным объектом. Еще в древности был известен софизм, требующий ответа “да” или “нет” на вопрос “перестал ли ты бить своего отца?” Любой ответ не красит человека - получается, что он либо до сих пор бьет, либо бил раньше. Особенно эффективны публичные обвинения, при этом главное получить короткий ответ и не дать человеку возможности объясниться.  
 
    К наиболее распространенным логико-психологическим уловкам относятся: сознательная неопределенность выдвигаемого тезиса, или ответа на поставленный вопрос, когда мысль формулируется нечетко, неопределенно, что позволяет ее интерпретировать по - разному. В политике и дипломатии этот прием позволяет уйти от щекотливых вопросов. 
К распространенным уловкам логического характера относятся порочный круг в доказательстве, когда какая-либо мысль доказывается с помощью ее же самой, только высказанной другими словами.  
Сочетание логического нарушения с психологическим фактором применяется в тех случаях, когда из выдвинутых оппонентом в свою защиту положений и доводов выбирают наиболее уязвимый, разбивают его в резкой форме и делают вид, что остальные доводы даже внимания не заслуживают. Уловка проходит в том случае, если приниженный оппонент не возвращается к теме, чтобы не выглядеть неловко, или лишен этой возможности.  
 
    Усиление психологического плана с помощью фраз типа “не увиливайте..”, “скажите четко, при всех...” “скажите прямо..” и т.п. используется в случаях, когда предлагают дать однозначный ответ “да” или “нет”, на вопрос требующий развернутого ответа и когда однозначность может привести к неправильному пониманию сути проблемы. Эта уловка бывает эффективна для аудитории с низким образовательным уровнем, потому что может восприниматься, как проявление принципиальности, решительности и прямоты.  
 
   К логико-психологическим уловкам относятся также следующие: какое-либо утверждение делается безо всякого доказательства, как само собой разумеющееся; для доказательства используют аналогии с какими-то событиями и явлениями, несоизмеримыми с рассматриваемыми; сводятся к абсурду доводы оппонента путем чрезмерного преувеличения высказанных им положений, с последующим осмеянием этого смоделированного заключения.

   На самом деле, для ведения достойных диалогов нужно соблюдать всего лишь несколько очень простых правил. Но за один день их не выучить. Как-никак ежедневно мы ведем бесчисленное множество разговоров – важных и не очень, - почти не обращая внимания на то, как именно мы их ведем.  
Поэтому сначала обратите внимание на свое поведение во время разговора и постарайтесь понемногу использовать правила. Вам откроются поразительные детали, а Ваши беседы станут протекать совсем по-другому.

Правило 1: Соблюдайте правила игры  
 
Если Вы хотите, чтобы в ходе дискуссии остальные ее участники вели себя честно, Вы должны соблюдать правила. Если постоянно перебивать собеседников, нельзя ожидать от них иного поведения. Если не принимать доводы других всерьез, зачем им рассматривать Ваши теории

Правило2: Слушайте  
 
Лишь хорошие слушатели способны дать хорошие ответы: только внимательно слушая, можно различить нюансы, понять намеки и тонкости – и отреагировать соответственно.  
 
Правило 3: Думайте  
 
Задумайтесь о том, что говорит другой человек, и не отвечайте слишком быстро. Необдуманные замечания – утверждения, обещания или обвинения – могут поставить Вас в неловкое положение, которого можно было избежать. Для того чтобы сохранять выгодную позицию, надо действовать с умом.  
 
Правило 4: Будьте кратки  
 
Не заговаривайте собеседника до смерти. Дайте и другим время от времени вставить слово – и не прерывайте их. Но если человек говорит без пауз и тормозит беседу нескончаемым потоком слов, вежливо прервать его будет не только допустимым, но и разумным решением. В конце концов, и другим есть что сказать.  
 
Правило 5: Говорите правду  
 
Вы достигнете цели общения, если будете убедительны, а убедительны Вы будете, если станете говорить искренне и правдиво. Это правило ежедневно подтверждается бесчисленными политиками, излагающими "истины", в которые они сами ни на йоту не верят, из-за чего их речи звучат крайне фальшиво.  
 
Правило 6: Сохраняйте спокойствие  
 
Следуйте принципу "тише едешь – дальше будешь" и не позволяйте вывести себя из равновесия. В паузах выжидайте и обдумывайте сказанное. Если Вы не уверены, что поняли то, что было произнесено, переспросите. Так Вы избежите недоразумений, которые могут привести к осложнениям. При возникновении сомнений подытожьте сказанное другими, чтобы они убедились в том, что их замечания поняты.  
 
Правило 7: Не переключайте каналы  
 
Переключение каналов хорошо при просмотре телепрограмм, но в разговоре это табу. Не отклоняйтесь от темы и вежливо указывайте другим на то, что они уводят беседу в сторону. Иначе в конце разговора уже никто не сможет сказать, о чем же шла речь.  
 
Правило 8: Избегайте дежурных слов  
 
Не используйте дежурные слова и не позволяйте другим использовать их. Убедительными являются лишь реальные доводы. Задавайте вопросы, чтобы разоблачить бахвальство. Докапывайтесь до истины и просите собеседников пояснить, что они имели в виду. Не принимайте неопределенности и требуйте четких формулировок.  
 
Правило 9: Используйте яркие образы  
 
Он мне плешь проел; мы просто не на одной волне; мы слишком поздно раскрыли перед нею все карты; мы всё проворонили – наш язык полон образов. Используйте их, чтобы Ваша речь не была чересчур теоретической, ведь образы и метафоры придают речи живость, делая ее более запоминающейся. Добавьте эмоций в свои слова и всегда подкрепляйте теории практическими примерами.  
 
Правило 10: Держите всё в своих руках  
 
Старайтесь держать руку на пульсе и не позволяйте сдвинуть себя в пассажирское кресло. Только таким образом Вы сможете влиять на курс следования и пункт назначения – на ход беседы и ее итог. В этом Вам помогут первые девять правил.

Информация о работе Типы, виды и приемы дискуссий