Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 03:27, доклад

В литературных источниках встречается относительно небольшое количество сведений о приемах озеленения вечнозеленых цветочно-декоративных растений различного рода учреждений, кроме того не имеется общих нормативов для озеленения интерьеров детских дошкольных учреждений, в отличие от прилегающих территорий открытого грунта. В основном рассматриваются исследования на базе аллелопатических свойств вечнозеленых растений, в том числе местных древесных пород открытого грунта, а также в большей степени лекарственные растения для различного рода аромотерапии, ландшафтотерапии для укрепления иммунитета и оздоровления в медицинских учреждениях (профилакториях, санаториях и т. д.).

литобзор исправ.doc

— 1.26 Мб (Скачать)

Новосибирскими учеными был проведен эксперимент [17]. Очищающие воздух вечнозеленые растения разместили в помещениях детского сада, в котором совсем недавно был проведен ремонт и по результатам лабораторных исследований воздуха было установлено, что содержание вредных органических веществ в воздухе значительно превышало гигиенические нормативы.

Спустя 36 часов  после начала эксперимента вечнозеленые растения, очищающие воздух снизили концентрацию вредных веществ в нем на 30%, а возле самих растений воздух стал чище в два с половиной раза. При этом, в помещениях, где не было цветочно-декоративных растений, содержание вредных веществ осталось на прежнем уровне, не смотря на интенсивное проветривание.

Подтверждением факту улучшения среды служат эксперименты тех же Новосибирских ученых [17], которые провели исследования воздуха в одном из городских детских садов. В помещениях этого учреждения размещены растения, вырабатывающие фитонциды, специально подобранные по этому признаку. Оказалось, что содержание микроорганизмов в воздухе этого детского сада было на уровне 360 КОЕ (колонии образующие единицы – специальный показатель, характеризующий степень загрязнения объекта живыми микроорганизмами), что примерно сопоставимо с воздухом стерильных помещений в медицинских учреждениях.

В воздухе других детских учреждений, где не было этих растений, биологическая загрязненность воздуха была на уровне  15 тысяч КОЕ, и основными обнаруженными микроорганизмами были стафилококки – бактерии способные в определенных условиях вызывать разнообразные воспалительные заболевания.

В таблице 2.4 представлены комнатные растения, вырабатывающие фитонциды,   защищающие от основных видов микроорганизмов.

Таблица 2.4 – Комнатные растения, вырабатывающие фитонциды [17]

Название растений

Микроорганизмы, которые доказано гибнут в присутствии  этих растений

Стафило-

Лаванда

Розмарин

Фикус

+

Размещение большого числа растений в помещении, конечно, не сможет полностью обезопасить от инфекционных заболеваний. Но благодаря фитонцидам растения значительно снизят количество болезнетворных микробов в воздухе. Согласно полученным данным, на помещение стандартного размера (15–25 м2) достаточно 5–7 хорошо развитых домашних растений, к примеру, один-два мирта, две цветущие бегонии, две аглаонемы, несколько кустиков пилеи.

В воздухе закрытых помещений встречаются самые разные микроорганизмы, в том числе и болезнетворные микробы [19]. Количественный и качественный состав микрофлоры является санитарным показателем степени загрязненности воздушной среды. Бактериальное загрязнение воздуха выражается общим микробным числом (количеством микробных клеток на один кубический метр воздуха). Для микробиологических исследований с целью выделения различных видов микробов используют специальные методы, в том числе окраску микробов по методу Грама. Все микроорганизмы можно разделить на грамположительные (окрашивающиеся в фиолетовый цвет), к которым относятся стафилококки, стрептококки, сарцина и другие, и грамотрицательные (обесцвечивающиеся). Типичный пример – кишечная и синегнойная палочки, клебсиелла.

Одними из самых распространенных микроорганизмов являются стафилококки. Эти микробы находят буквально повсюду – в воздухе, в почве, в воде, да и в организме человека они присутствуют постоянно. Кожа и слизистые оболочки  – естественная среда обитания стафилококков. Этим, кстати, и объясняется тот факт, что именно стафилококк наиболее часто вызывает всевозможные нагноения. Малейшего повреждения кожи и слизистых оболочек на фоне пониженной общей сопротивляемости организма достаточно, чтобы открыть «ворота» стафилококковой инфекции.

Другие весьма «популярные» микроорганизмы носят название стрептококков. И хотя и во внешней среде, и в человеческом организме эти микробы встречаются значительно реже стафилококков, нет такого органа, который был бы застрахован от поражения ими. Особенно тяжело протекают инфекционные заболевания, вызванные стрептококковыми инфекциями, в случаях ослабления иммунитета. В кишечнике человека обитает кишечная палочка – бактерия, считающаяся условно патогенной, так как она не оказывает отрицательного воздействия на организм.

Особое место среди  патогенных бактерий занимают клебсиеллы, которые способны вызывать у человека воспаление легких, гнойные и фибринозные  плевриты, перикардит, менингит, гайморит и другие заболевания. Возбудителем инфекционного заболевания часто является синегнойная палочка. Попадая и без того в ослабленный организм больного, она дает тяжелейшие осложнения.

Отдельной статьей стоят  грибковые заболевания. На сегодняшний день известно около 400 грибков, являющихся возбудителями различных инфекционных заболеваний человека.

На сегодняшний  день существует огромное разнообразие видов и сортов цветочно-декоративных растений. Изучив источники [20–29], а также рассмотренные исследования, необходимо остановиться на более устойчивых культурах, которые одновременно со своими выполняемыми функциями являются несложными в уходе и содержании. Вот некоторые из них[30]:

– растения-кондиционеры – обладают максимальными воздухоочистительными способностями: хлорофитум хохлатый, эпипремнум перистый, аспарагус, монстера, красула древовидная;

– растения-пылесосы – поглощают из воздуха формальдегид и фенол, выделяющиеся из новой мебели, уничтожают микробы: алоэ древовидное, хлорофитум, филодендрон лазающий;

– растения-фильтры – успешно справляются с бензолом: плющ обыкновенный, драцены очищают воздух от окислов углерода: хлорофитум, эпипремнум перистый;

– растения-лекари – уничтожают стафилококковую инфекцию: руэллия, санхеция, мирт, псидиум; уничтожают стрептококковые микроорганизмы: бегонии, аглаонема, бересклет японский, антуриум Андрэ и Шерцера борются с кишечной палочкой: лавр благородный, понцирус; снижают общее содержание микробных клеток в воздухе помещений: бегонии, мирт, пеларгония, розмарин, антуриум, диффенбахия, сансивьера, красула древовидная, традесканция, эпипремнум, аглаонема;

– растения-ионизаторы – оздоравливают воздух: монстера, пеларгония, папоротники, сенполия.

Исходя из разных исследований, учеными были выделены девять самых полезных домашних растений [30]: драцена, плющ, фикус, филодендрон, хлорофитум, спатифиллюм, папоротники, хризантемы, пальмы.

Вывод. Все без исключения вечнозеленые растения способны очищать воздух помещений от различных вредных веществ и патогенных микроорганизмов, однако, интенсивность очистки разная. Но при правильном подборе растений можно в несколько раз улучшить микроклимат помещения, газовый состав, а также получить декоративный эффект.

2.1.3 Основные декоративные качества вечнозеленых растений

Все вечнозеленые растения можно разделить на несколько групп исходя из их жизненной формы. В первую группу входят травянистые растения: злаковидные, кустистые, ампельные, вьющиеся, розеточные растения и многие лианы [31].

Стебель злаковидных  растений либо максимально укорочен, либо отсутствует совсем. Листовые пластинки таких растений относительно длинные и узкие. В качестве примера можно привести скирпус, хлорофитум и другие.

Кустистые растения образуют несколько стеблей, растущих в неопределенном направлении. Пышность таких культур можно формировать прищипкой. Точно так же направляют рост стеблей. К растениям этой группы можно отнести колеус, ктенанту, каладиум, гипоэстес и фиттонию.

Ампельные – одни из самых красивых и популярных вечнозеленых растений. Немало среди них красивоцветущих экземпляров. Самые распространенные ампельные растения – церопегия, традесканция, нертера, камнеломка и другие.

Вьющиеся вечнозеленые растения, так же как и ампельные, образуют длинные повисающие плети, однако они способны цепляться за опору и виться по ней. В качестве опоры можно использовать веревку, проволоку и шнур. При правильном уходе из таких растений создают зеленые стенки или перегородки между комнатами. В качестве примера вьющихся вечнозеленых растений можно назвать эпипремнум, плющ, циссус и т. д.

Очень декоративны розеточные растения. У одних листья максимально сближены в одной точке (сансевьерия Ханна), у других – плоские листовые розетки (узумбарская фиалка), у третьих розетка листьев воронковидная (бромелиевые). Существует еще одна группа розеточных вечнозеленых растений, в которую входят суккуленты (эхеверия, молодило). Их листовые розетки, как правило, расположены на стебле по несколько штук рядом друг с другом.

К лианам относятся те растения, которые образуют длинные ползучие побеги. Их не относят ко вьющимся, так как побеги таких культур более толстые и им обязательно нужна опора, направленная вверх.

Вторую группу составляют прямостоячие вечнозеленые растения [31]. Большинство из них деревья или растения с полуодревесневшим стеблем. Их форма и высота могут быть самыми разными. Некоторые из них совсем небольшие и в высоту не превышают 5 см, другие могут вырасти до 2–3 м.

Такие вечнозеленые растения чаще всего используют как одиночные экземпляры, несколько реже – при составлении композиций. Наибольшей популярностью пользуются спармания, или комнатная липа, фикус и т. д.

Третья группа состоит  из кактусов. Среди них есть очень  маленькие и декоративные виды, не достигающие в высоту даже 10 см, однако можно встретить и такие, которые вырастают до 2,5 м.

Все кактусы подразделяются на три вида: прямостоячие (клейстокактус, цереус), шаровидные (эсхикактус, маммиллярия, ребуция) и лесные кактусы (эпифиллюм, зигокактус).

По использованию вечнозеленые растения можно разделить на декоративно-лиственные и красивоцветущие [32].

Декоративно-лиственные растения составляют неотъемлемую часть интерьера. Как правило, цветут мелкими и не декоративными цветками. Выращиваются из-за своих красивых листьев обычно зеленого цвета или других необычных расцветок: желтые, красные, некоторые растения имеют листья, меняющие цвет осенью. Формы листьев бывают: лопастные, рассеченные, линейные, овальные, и т. д. Большинство листовых пластинок имеют зубчатые края.

Красивоцветущие – наиболее обширная группа комнатных растений по праву считается наиболее ценной для выращивания в комнатах. Некоторые растения обладают особыми эстетическими свойствами – образуют ягоды и фрукты. Растения цветут в различные периоды года, некоторые – круглый год. Продолжительность цветения каждого вида колеблется от нескольких дней до нескольких месяцев. Среди множества цветущих растений встречаются однолетние, увядающие после первого цветения.

Чаще всего растения классифицируют на декоративноцветущие, декоративнолистные, ампельные и вьющиеся вечнозеленые растения, кактусы и суккуленты. Иногда в отдельную группу выделяют декоративноцветущие горшечные растения, обусловленные своей недолговечностью. Часто после цветения от них избавляются, но иногда хранят в виде луковиц, клубней до следующего сезона [12].

Кроме того, все вечнозеленые растения делятся по габитусу – от миниатюрных (сенполия, пеперомия) до крупномерных (бегония клещевинолистная, циперус и др.).

Различаются вечнозеленые травянистые растения по способам размножения, сроку использования, отношению к условиям произрастания и, самое главное, по своей декоративности.

Трудно себе представить, насколько разнообразны величина, форма, окраска листьев, их положение. Они изменяются от условий выращивания в течение сезонов года и на протяжении жизни – в зависимости от вида растений от очень короткой до продолжительной. При соответствующих знаниях ассортимента вечнозеленых травянистых растений и вкусе можно составить оригинальные композиционные уголки, площадки и т. д.

В современном интерьере все  большее значение приобретают вьющиеся и ампельные растения [31], которые могут быть использованы для вертикального озеленения: в настенных или подвесных вазах (амплях), в балконных ящиках, на наклонных или вертикальных стенках (шпалерах, трельяжах). Это находит применение не только для украшения интерьера, но и экономии общего пространства, а иногда невозможности «стандартного» размещения. Занимая мало места, не загораживая света из окон, эти растения эффектно декорируют помещения. Как правило, они не требовательны к свету, непритязательны к уходу их можно располагать в самых различных местах, в которых другие вечнозеленые растения использовать нельзя.

К ампельным  растениям относятся камнеломка, традесканция, хлорофитум, аспарагус Шпренгера и ряд других, а к лазающим и цепляющимся – слаборослые неприхотливые лианы, такие, как циссус (комнатный виноград), восковой плющ.

Помимо всего  выше перечисленого существуют специальные исследования влияния цветового спектра на эмоциональное и физическое состояние человека. Цвет может использоваться для стимуляции и поддержки или же, наоборот, для ослабления того или иного элемента.

Информация о работе Ассортимент и приемы использования вечнозеленых цветочно-декоративных растений в озеленении интерьеров дошкольных учреждений