Туберкулез как фактор риска для здоровья на территории Хмао-Югра

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 16:07, дипломная работа

Краткое описание

Цель: проанализировать состояния заболеваемости туберкулезом в ХМАО-Югре как источника биолого-социальных чрезвычайных ситуаций, и их потенциальную опасность для человека; рассмотреть место данной темы в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».
Задачи:
Раскрыть понятия и причин туберкулез
проанализировать причины и распространенность туберкулеза на территории ХМАО-Югры.
проанализировать динамику заболеваемости туберкулезом в ХМАО
Разработать элективный курс для учащихся общеобразовательной средней школы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Понятие туберкулеза и его причины возникновения. 6
1.1 Понятие туберкулеза 6
1.2 Исторические сведения 16
1.3 Туберкулёз в России 19
ГЛАВА2: Туберкулез как социальное явление несущее угрозу здоровью населению в ХМАЮ-ЮГРЫ. 29
2.1. Социальная проблема в России. Ошибка! Закладка не определена.
2.2. Заболевания туберкулезом и смертность от него. Ошибка! Закладка не определена.
2.3. Проблема заболеваемости туберкулезом в ХМАО. 29
Глава 3: Анализ заболеваемости туберкулезом на территории ХМАО. 31
ГЛАВА 4. ЗНАЧЕНИЕ И МЕСТО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТУБЕРКУЛЕЗ И РИСК ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ» В КУРСЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ. 37
4.1. Анализ программ в курсе «ОБЖ» общеобразовательной школы 37
4.2. Программа элективного курса «Туберкулез и риск для здоровья учащихся средней школы» 38
4.3. Программа элективного курса «Туберкулез и риск для здоровья учащихся средней школы» для учащихся 8 классов общеобразовательных школ 39
4.4. Анализ успешной апробаций элективного курса «Туберкулез и риск для здоровья учащихся средней школы» 66
Заключение. 71
Список используемой литературы. 73
(Приложение 1) 74
(Приложение 2) 79

Файлы: 1 файл

диплом №1.doc

— 582.00 Кб (Скачать)

 

(приложение 1)

(Приложение2)

 (Приложение 3)

Конспект классного  часа.

Тема: Основные понятия о туберкулезе, и социальная роль профилактики заболевания.

Цель: Ознакомить учащихся с понятием о туберкулезе, ознакомить с ролью профилактики.

Задачи:

Образовательная задача: обеспечение усвоения следующих понятий: туберкулез, микобактерия, профилактика.

Развивающая задача: развитие логического мышления, умений анализировать, правильно делать выводы, а также развитие культуры речи и самостоятельности учащихся.

Воспитательная задача: у учащихся заботы о себе и о ближних к ним людях, а также культуры гигиены.

Тип урока: Вводный .

Методы и приёмы: словесные методы (беседа, лекция).

Ход урока

Этапы

Структурные элементы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. актуализация опорных знаний и понятий

1. организационный момент

2. проверка знаний о туберкулезе.

 

3. подготовка к осмыслению  нового материала

1. приветствие учащихся

 

 

 

2. Проведение с ребятами  анкеты.

 

 

 

 

 

3. вступительное слово: 

 

Эпидемическая ситуация по туберкулезу   в России и в мире, неблагоприятна. Если раньше туберкулез считали болезнью асоциальных лиц, злоупотребляющих алкоголем и  отбывавших срок заключения в ИТУ  (исправительно- трудовые учреждения), то сейчас туберкулезом  чаще болеют лица молодого, трудоспособного возраста;  служащие; лица, имеющие постоянную работу.    Ситуацию по туберкулезу отягощает повышение заболеваемости   людей, контактировавших в очагах с больными,    подростков.

1. приветствие учителя

 

2. цели полагания

Сообщение темы, формирование целей

Поэтому тема нашего классного часа. Основные понятия о туберкулезе, и социальная роль профилактики заболевания.

Внимательно слушают  и задают вопросы.

3. изучение нового  материала

Изучение нового материала

Проведение лекции.

Туберкулёз -(от лат. tuberculum — бугорок, англ. tuberculosis, греч. Φυματίωση) — инфекционное заболевание человека и животных (чаще крупного рогатого скота, свиней, кур). Вызываемое несколькими разновидностями кислотоустойчивых микобактерий (род Mycobacterium) (устаревшее название — палочка Коха). Устаревшее название туберкулёза лёгких — чахотка (от слова чахнуть), в древней Руси называлась сухотная. Для человека заболевание является социально зависимым. До XX века туберкулёз был практически неизлечим. 

Ещё задолго до открытия природы инфекционных заболеваний предполагали, что туберкулёз — заразная болезнь. В вавилонском Кодексе Хаммурапи было закреплено право на развод с больной женой, у которой имелись симптомы лёгочного туберкулёза. В Индии, Португалии и Венеции были законы, требующие сообщать о всех подобных случаях.

В середине XIX века французский  морской врач Жан Вильмен наблюдал распространение туберкулёза на корабле от одного больного матроса. Для доказательства инфекционной природы  Вильмен собирал мокроту больных  и пропитывал ею подстилку для морских свинок. Свинки заболевали туберкулёзом и умирали от него. Вильмен пришел к выводу, что туберкулёз — заразная («вирулентная») болезнь. Инфекционную природу туберкулёза подтвердил также немецкий патолог Юлиус Конгейм в 1879 г. Он помещал кусочки органов больных туберкулёзом в переднюю камеру глаза кролика и наблюдал образование туберкулёзных бугорков.

Первичное заражение  человека МБТ обычно происходит аэрогенным путем. Другие пути проникновения —  алиментарный, контактный и трансплацентарный — встречаются значительно реже.

Система дыхания защищена от проникновения микобактерий мукоцилиарным  клиренсом (выделение бокаловидными  клетками дыхательных путей слизи, которая склеивает поступившие  микобактерии, и дальнейшая элиминация микобактерий с помощью волнообразных колебаний мерцательного эпителия). Нарушение мукоцилиарного клиренса при остром и хроническом воспалении верхних дыхательных путей, трахеи и крупных бронхов, а также под воздействием токсических веществ делает возможным проникновение микобактерий в бронхиолы и альвеолы, после чего вероятность инфицирования и заболевания туберкулёзом значительно увеличивается.

Возможность заражения  алиментарным путём обусловлена  состоянием стенки кишечника и его  всасывающей функции.

В соответствии с информацией ВОЗ, около 2 миллиардов людей, треть общего населения Земли, инфицировано. В настоящее время туберкулёзом ежегодно заболевает 9 миллионов человек во всём мире, из них 3 миллиона умирают от его осложнений. (По другим данным, ежегодно 8 миллионов заболевают туберкулёзом, а 2 миллиона умирает.)

В России смертность от туберкулёза  за год составляет 18 человек на 100 тысяч жителей, таким образом, в  год умирает от туберкулёза около 25 000 человек. (В Европе смертность от туберкулёза приблизительно в 3 раза меньше.)В 2005 г. в России зарегистрирован 10

1901 больной с впервые  выявленным туберкулёзом активной  формы (70,49 на 100000 населения), что  на 1,6% ниже, чем в 2004 г. В то  же время отмечен рост бациллярных  форм туберкулёза (на 9% у детей  до 14 лет, на 0,03% у взрослых), что является признаком низкой эффективности противоэпидемических мероприятий в очагах туберкулёзной инфекции.

Основной профилактикой  туберкулёза на сегодняшний день является вакцина БЦЖ (BCG). В соответствии с «Национальным календарём профилактических прививок» её ставят в роддоме при отсутствии противопоказаний в первые 3—7 дней жизни ребенка. В 7 и 14 лет при отрицательной реакции Манту и отсутствии противопоказаний проводят ревакцинацию.

С целью выявления  туберкулёза на ранних стадиях взрослым необходимо проходить флюорографическое обследование в поликлинике не реже 1 раза в 2 года (в зависимости от профессии, состояния здоровья и принадлежности к различным группам риска). Также при резком изменении реакции Манту за год (т.н. «вираже») фтизиатром может быть предложено провести профилактическую химиотерапию несколькими препаратами, как правило, в комплексе с гепатопротекторами.

Особую важность эта  оценка приобретает при анализе  последствий реформ в России в  целом. Несмотря на ряд достижений в политической и социально-экономической сфере жизнедеятельности, налицо появление в обществе совершенно новых социально опасных явлений и тенденций. Неблагополучная экологическая обстановка, обнищание и резкое расслоение населения, появление безработных и все большего числа бездомных, беженцев, беспризорных детей, бедственное положение пожилых людей и инвалидов, увеличение смертности и падение рождаемости, беспрецедентный рост преступности, алкоголизма и наркомании среди части населения (особенно молодежи), высокий процент хронических заболеваний – вот неполный перечень тех негативных последствий, которые становятся факторами риска сохранения и развития человеческого потенциала и обеспечения безопасности жизнедеятельности общества.

Слушают лекцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. систематизация полученных знаний

Отработка способа действий

Ответы на вопросы  детей.

Дети задают вопросы.

5. формирование основных выводов

1. закрепление изученного  материала

Через неделю повторная  анкета.

 

 

(Приложение 4)

Анкета «туберкулез  и отношение вас к нему»

1) Туберкулез - это

1. сильный грипп

2. инфекционное заболевание, вызываемое несколькими разновидностями кислотоустойчивых микобактерий

3. онкологическое заболевание

 

2) Старое название туберкулеза

А) бацилла Коха

Б) мокрота

В) чахотка

Г) чума

 

3) Сколько по вашему мнению инфицировано людей на земле?_________

 

4) Верно ли суждения что «туберкулез болезнь низших слоев

_______________________________________________

 

5) Сразу же ли можно определить туберкулез у инфицированного ? ___________________________________________________________

 

6) Какие методы профилактики  туберкулеза

А) вакцина БЦЖ

Б) флюорография

В) 7 и 14 лет при отрицательной реакции Манту

Г) Другие

 

7) Как можно заразиться туберкулезом?_____________________________________

________________________________________________

 

 

8) Часто ли вы встречаете брошюры и буклеты про туберкулез._______________

_____________________

 

9) Болели ли у вас родственники________________________

 если болели, то какой формой туберкулеза?__________________

 

 

10) Как вы считаете, в каком состоянии развития заболеваемости туберкулезом находиться ХМАО

А) на низком

Б) на высоком 

В) на стадии эпидемии.

 

 

11) Является ли туберкулез болезнью 21 века_________________

 

12) Болели вы туберкулезом? _________

Если да то какой формой?_________________________

 

13) Есть ли у вас друзья больные туберкулезом?____________________________________

 

14) Как вы относитесь к инфицированным  туберкулезом?_________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

 




Информация о работе Туберкулез как фактор риска для здоровья на территории Хмао-Югра