Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 16:07, дипломная работа
Цель: проанализировать состояния заболеваемости туберкулезом в ХМАО-Югре как источника биолого-социальных чрезвычайных ситуаций, и их потенциальную опасность для человека; рассмотреть место данной темы в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».
Задачи:
Раскрыть понятия и причин туберкулез
проанализировать причины и распространенность туберкулеза на территории ХМАО-Югры.
проанализировать динамику заболеваемости туберкулезом в ХМАО
Разработать элективный курс для учащихся общеобразовательной средней школы.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Понятие туберкулеза и его причины возникновения. 6
1.1 Понятие туберкулеза 6
1.2 Исторические сведения 16
1.3 Туберкулёз в России 19
ГЛАВА2: Туберкулез как социальное явление несущее угрозу здоровью населению в ХМАЮ-ЮГРЫ. 29
2.1. Социальная проблема в России. Ошибка! Закладка не определена.
2.2. Заболевания туберкулезом и смертность от него. Ошибка! Закладка не определена.
2.3. Проблема заболеваемости туберкулезом в ХМАО. 29
Глава 3: Анализ заболеваемости туберкулезом на территории ХМАО. 31
ГЛАВА 4. ЗНАЧЕНИЕ И МЕСТО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТУБЕРКУЛЕЗ И РИСК ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ» В КУРСЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ. 37
4.1. Анализ программ в курсе «ОБЖ» общеобразовательной школы 37
4.2. Программа элективного курса «Туберкулез и риск для здоровья учащихся средней школы» 38
4.3. Программа элективного курса «Туберкулез и риск для здоровья учащихся средней школы» для учащихся 8 классов общеобразовательных школ 39
4.4. Анализ успешной апробаций элективного курса «Туберкулез и риск для здоровья учащихся средней школы» 66
Заключение. 71
Список используемой литературы. 73
(Приложение 1) 74
(Приложение 2) 79
Цель: Проверить уровень знаний у учащихся проходивших элективный курс.
Задачи:
Тип урока: Проверочный.
Методы и приёмы: словесные методы (беседа, лекция), наглядные, тест.
Оборудование: мультимедийная доска.
Ход урока
Этапы |
Структурные элементы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. актуализация опорных знаний и понятий |
1. организационный момент 2. подготовка к осмыслению нового материала |
1. приветствие учащихся
На сегодняшнем уроке мы подведем итоги наших знаний. |
1. приветствие учителя |
2. цели полагания |
Сообщение темы, формирование целей |
Поэтому тема нашего урока контрольная работа. |
Внимательно слушают и задают вопросы. |
3. изучение нового материала |
Изучение нового материала |
1).Возбудители туберкулеза (1) бактерий; 2) грибов; 3) простейших; 4) вирусов. 2).Модификация микобактерий 1) вакцинации; (2) химиопрофилактики; (3) химиотерапии; (4) изменений внешней среды 3).Возможны следующие пути организм человека: (1) аэрогенный; (2) алиментарный; (3) трансплацентарный; (4) контактный. 4).Противотуберкулезный иммунитет определяется следующими факторами: (1) фагоцитоз; (2) повышенная чувствительность замедленного типа (ПЧЗТ); (3) антителообразование 5).Туберкулема легкого 1) очаг казеозного некроза зоной специфической грануляционной ткани; (2) очаг казеозного некроза зоной специфического и неспецифического воспаления; 3) очаг казеозного некроза соединительнотканной капсулой с включением клеточных эле- ментов туберкулезной 6).Случай туберкулеза — это: 1) хроническое заболевание, щим кашлем, с выделением мокроты и изменениями на рентгенограмме, специфичными для него; 2) заболевание, сопровождающееся изменениями на рентгенограмме в области верхних отделов легких, а также в прикорневых лимфоузлах; (3) заболевание, подтвержденное обнаружением микобактерий туберкулеза, выделенных из очага поражения (с мокротой, мочой и т.д.) или полученных из тканей путем биопсии
7).Ежегодный прирост 1) с 20% и более; 2) 10% и более; (3) 1% и более; 4) 0,1% и более. 8).Заболеваемость 1) больных на 10 000 жителей; 2) больных в процентах от всего населения; 3) больных на 1000 жителей; 4) больных с положительной (5) вновь выявленных больных в данном году на 100 000 населения. 9).К высокой заболеваемости отнести выявление: 1) 20 заболевших на 100 000 населения; 2) 30-50 заболевших на 100 000 населения; (3) 100 заболевших на 100 000 населения 10) Через сколько лет надо
проводить ревакцинации туберку 1) 4года 2) 5лет 3)10 лет 4) каждый год |
Внимательно слушают и конспектируют
Записывают определения
|
4. систематизация полученных знаний |
Отработка способа действий |
||
5. формирование основных выводов |
1. закрепление изученного материала |
4.4. Анализ успешной апробаций элективного курса «Туберкулез и риск для здоровья учащихся средней школы»
Анализ анкетирования 7 класса численностью 20 человек.
В анкетировании (приложение1) участвовало 20 человек в соотношении женского и мужского полов 55% на 45% соответственно. В анкете было представлено 14 вопросов как открытого типа так и тестового. Так же вопросы условно подразделены на 2 группы – вопросы общего и социального характера.
(процентное соотношение
На графике представлены количественные значения правильных ответов на вопросы общего характера в процентном соотношении. Среднее значение правильных ответов равно 36,67%. Среди 20 человек 4 человека дали наименьшее количество правильных ответов (по одному правильному ответу из 9 возможных), т.е. 11%; двое человек дали наибольшее количество правильных ответов в группе участвующих в анкетировании. Ими было дано по 6 правильных ответов из 9 возможных, т.е. 66,67%.
В анкете так же были представлены вопросы социального характера. В ответах на вопросы данной группы доминировали значения «нет» и «не знаю», что является показателем низкой осведомленности анкетируемых о социальной значимости проблемы туберкулеза в обществе.
(количество правильных
В данной таблице представлено процентное соотношение правильных ответов по каждому из вопросов общего характера. На первые 2 вопроса анкетируемые дали наибольшее количество правильных ответов (70%). Наименьшее же количество правильных ответов дано на вопрос №6 (5%).
Сравнение анкетирования 11класса и 7 класса.
В анкетировании участвовало 21 человек В анкете было представлено 14 вопросов как открытого типа так и тестового.
(процентное соотношение
На графике представлены количественные значения правильных ответов на вопросы общего характера в процентном соотношении. Среднее значение правильных ответов равно 40,74%. По сравнению с 7 классами больше на 4%. Среди 21 человек 2 человека дали наименьшее количество правильных ответов (два правильных ответа из 9 возможных), т.е. 22%; в 7 классе 4 человека дали наименьшее количество по одному правильному ответу. Двое человек дали наибольшее количество правильных ответов в группе участвующих в анкетировании. Ими было дано по 6 правильных ответов из 9 возможных, т.е. 66,67%. В 7 классе также дали двое челок по 6 правильных ответов.
В анкете так же были представлены вопросы социального характера. В ответах на вопросы данной группы доминировали значения «нет» и «не знаю», что является показателем низкой осведомленности анкетируемых о социальной значимости проблемы туберкулеза в обществе.
Сравнение повторного анкетирования 11 класса .
В повторном анкетировании участвовало 21 человек. В анкете было представлено 14 вопросов как открытого типа так и тестового. До анкетирования учащаемся был проведен классный час (приложение 2).
(процентное соотношение
На графике представлены количественные значения правильных ответов на вопросы общего характера в процентном соотношении. Среднее значение правильных ответов равно 66,67%. По сравнению с первым тестировании больше на 26% . Среди 21 человека, один анкетируемый дал наименьшее количество правильных ответов (три правильных ответа из 9 возможных), т.е. 33%; в первом анкетировании 2 человека дали наименьшее количество по два правильных ответа. Один человек дал наибольшее количество правильных ответов в группе участвующих в анкетировании. Им было дано 9 правильных ответов из 9 возможных, т.е. 100%. В первом анкетировании ответило двое челок по 6 правильных ответов.
В анкете так же были представлены вопросы социального характера. В ответах на вопросы данной группы доминировали значения «нет» и «не знаю», что является показателем низкой осведомленности анкетируемых о социальной значимости проблемы туберкулеза в обществе.
(количество правильных
В данной таблице представлено процентное соотношение правильных ответов по каждому из вопросов общего характера. На 4 и 5 вопросы анкетируемые дали наибольшее количество правильных ответов (90%). В первом анкетировании наибольшее количество ответов на второй вопрос. Наименьшее количество правильных ответов дали на 6 вопрос (20%). Наименьшее же количество правильных ответов дано на вопрос №6 какие методы профилактики туберкулеза (0%).
(количество правильных ответов
В данной таблице представлено процентное соотношение правильных ответов по каждому из вопросов общего характера. На второй вопрос «Старое название туберкулеза» анкетируемые дали наибольшее количество правильных ответов (90%). В 7 классе наибольшее количество ответов на1 «Туберкулез – это» и 2 «Старое название туберкулеза» вопросы по (70%). Наименьшее же количество правильных ответов дано на вопрос №6 какие методы профилактики туберкулеза (0%). В 7 классе наименьшее количество дали также на 6 вопрос, и дали (5%).
Заключение.
Проанализировав литературу,
связанную с проблемой
Борьба с туберкулёзом является государственным приоритетом для России, что нашло своё выражение в законодательных актах, на основе которых проводятся противотуберкулёзные мероприятия во всех регионах страны:
Оказание медицинской помощи больным туберкулёзом гарантируются государством и осуществляются на основе принципов законности, соблюдения прав человека и гражданина, общедоступности и в объёмах предусмотренных Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи
В ХМАО-Югре на начало 2009 года было зарегистрировано 93 чел. На 100 тыс. человек. Эта цифра меньше чем в прошлые года но остается проблемой актуальной в нашем районе, так как является одним из самых большим количеством заболевших туберкулезом в России.
Из данной работы видно
что в некоторых районах число
заболевших значительно уменьшается,
но в некоторых районах
В школьной программе с 5-11 классы тема туберкулеза практически не рассматривается, хотя заражением им выше чем даже у СПИДа и гепатита.
Из проведенного анкетирования видно, что уровень знаний у учащихся среднего и старшего звена не превышает 40%. Причем между 7 и 11 классом уровень знаний различается на 4%. После проведения одного вводного урока уровень знаний увеличился на 26%. Отсюда видно, что введенный элективный курс будет эффективен, так как более углубленный и расширенный.
Если мы введем элективный курс в программу то будем иметь высокие результаты знаний и навыков связанных с заболеванием туберкулеза.
Список используемой литературы.
пособие. — М.: Изд-во РУДН, 2006. - 276 с: ил. (на рус. и англ. яз.).
Учебник. - М., 2004.
руководства»).
материалы по туберкулезу. Сайт по туберкулезу Российского уни-
верситета дружбы народов на русском и английском языках.
ции здравоохранения (ВОЗ), посвященный туберкулезу.
заболеваний, отдел борьбы с туберкулезом.
(IUATLD).
MTB.html Интернет-лаборатория по патологии Университета Юта,
США.
Информация о работе Туберкулез как фактор риска для здоровья на территории Хмао-Югра