Туберкулез как фактор риска для здоровья на территории Хмао-Югра

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 16:07, дипломная работа

Краткое описание

Цель: проанализировать состояния заболеваемости туберкулезом в ХМАО-Югре как источника биолого-социальных чрезвычайных ситуаций, и их потенциальную опасность для человека; рассмотреть место данной темы в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».
Задачи:
Раскрыть понятия и причин туберкулез
проанализировать причины и распространенность туберкулеза на территории ХМАО-Югры.
проанализировать динамику заболеваемости туберкулезом в ХМАО
Разработать элективный курс для учащихся общеобразовательной средней школы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Понятие туберкулеза и его причины возникновения. 6
1.1 Понятие туберкулеза 6
1.2 Исторические сведения 16
1.3 Туберкулёз в России 19
ГЛАВА2: Туберкулез как социальное явление несущее угрозу здоровью населению в ХМАЮ-ЮГРЫ. 29
2.1. Социальная проблема в России. Ошибка! Закладка не определена.
2.2. Заболевания туберкулезом и смертность от него. Ошибка! Закладка не определена.
2.3. Проблема заболеваемости туберкулезом в ХМАО. 29
Глава 3: Анализ заболеваемости туберкулезом на территории ХМАО. 31
ГЛАВА 4. ЗНАЧЕНИЕ И МЕСТО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТУБЕРКУЛЕЗ И РИСК ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ» В КУРСЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ. 37
4.1. Анализ программ в курсе «ОБЖ» общеобразовательной школы 37
4.2. Программа элективного курса «Туберкулез и риск для здоровья учащихся средней школы» 38
4.3. Программа элективного курса «Туберкулез и риск для здоровья учащихся средней школы» для учащихся 8 классов общеобразовательных школ 39
4.4. Анализ успешной апробаций элективного курса «Туберкулез и риск для здоровья учащихся средней школы» 66
Заключение. 71
Список используемой литературы. 73
(Приложение 1) 74
(Приложение 2) 79

Файлы: 1 файл

диплом №1.doc

— 582.00 Кб (Скачать)

Цель: Проверить уровень знаний у учащихся проходивших элективный курс.

Задачи:

  1. Образовательная задача: проверить знания учащихся по элективному курсу.
  2. Развивающая задача: развитие логического мышления, умений анализировать, развитие культуры речи и самостоятельности учащихся правильно делать выводы.
  3. Воспитательная задача: у учащихся заботы о себе и о ближних к ним людях, а также культуры гигиены.

Тип урока: Проверочный.

Методы и приёмы: словесные методы (беседа, лекция), наглядные, тест.

 Оборудование: мультимедийная доска.

Ход урока

 

Этапы

Структурные элементы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. актуализация опорных знаний и понятий

1. организационный момент

2. подготовка к осмыслению  нового материала

1. приветствие учащихся

 

 

На сегодняшнем уроке  мы подведем итоги наших знаний.

1. приветствие учителя

2. цели полагания

Сообщение темы, формирование целей

Поэтому тема нашего урока контрольная  работа.

Внимательно слушают  и задают вопросы.

3. изучение нового  материала

Изучение нового материала

1).Возбудители туберкулеза относятся  к виду:

(1) бактерий;

2) грибов;

3) простейших;

4) вирусов.

2).Модификация микобактерий туберкулеза  происходит под влиянием:

1) вакцинации;

(2) химиопрофилактики;

(3) химиотерапии;

(4) изменений внешней среды

3).Возможны следующие пути проникновения  возбудителя в

организм человека:

(1) аэрогенный;

(2) алиментарный;

(3) трансплацентарный;

(4) контактный.

4).Противотуберкулезный иммунитет определяется следующими

факторами:

(1) фагоцитоз;

(2) повышенная чувствительность  замедленного типа (ПЧЗТ);

(3) антителообразование

5).Туберкулема легкого представляет  собой:

1) очаг казеозного некроза размером  более 1 см, окруженный

зоной специфической грануляционной ткани;

(2) очаг казеозного некроза размером  более 1 см, окруженный

зоной специфического и неспецифического воспаления;

3) очаг казеозного некроза размером  более 1 см, окруженный

соединительнотканной капсулой с  включением клеточных эле-

ментов туберкулезной гранулемы.

6).Случай туберкулеза — это:

1) хроническое заболевание, сопровождающееся  рецидивирую-

щим кашлем, с выделением мокроты  и изменениями на рентгенограмме, специфичными для него;

2) заболевание, сопровождающееся  изменениями на рентгенограмме в области верхних отделов легких, а также в прикорневых лимфоузлах;

(3) заболевание, подтвержденное  обнаружением микобактерий

туберкулеза, выделенных из очага  поражения (с мокротой,

мочой и т.д.) или полученных из тканей путем биопсии

 

7).Ежегодный прирост инфицирования  населения туберкулезом в данной  популяции, оцененный по динамике  кожной туберкулиновой пробы,  свидетельствующий о высокой  пораженности заболеванием, начинается:

1) с 20% и более;

2) 10% и более;

(3) 1% и более;

4) 0,1% и более.

8).Заболеваемость туберкулезом  — это число:

1) больных на 10 000 жителей;

2) больных в процентах от всего  населения;

3) больных на 1000 жителей;

4) больных с положительной пробой  Манту;

(5) вновь выявленных больных  в данном году на 100 000 населения.

9).К высокой заболеваемости населения  туберкулезом можно

отнести выявление:

1) 20 заболевших на 100 000 населения;

2) 30-50 заболевших на 100 000 населения;

(3) 100 заболевших на 100 000 населения

10) Через сколько лет надо  проводить ревакцинации туберкулеза:

1) 4года

2) 5лет

3)10 лет

4) каждый год

Внимательно слушают  и конспектируют

 

Записывают определения

 

 

 

 

 

 

 

4. систематизация полученных знаний

Отработка способа действий

   

5. формирование основных выводов

1. закрепление изученного  материала

   

 

 

4.4. Анализ успешной апробаций элективного курса «Туберкулез и риск для здоровья учащихся средней школы»

Анализ анкетирования 7 класса численностью 20 человек.

В анкетировании (приложение1) участвовало 20 человек в соотношении женского и мужского полов 55% на 45% соответственно. В анкете было представлено 14 вопросов как открытого типа так и тестового. Так же вопросы условно подразделены на 2 группы – вопросы общего и социального характера.

(процентное соотношение правильных  ответов)

На графике представлены количественные значения правильных ответов на вопросы общего характера в процентном соотношении. Среднее значение правильных ответов равно 36,67%. Среди 20 человек 4 человека дали наименьшее количество правильных ответов (по одному правильному ответу из 9 возможных), т.е. 11%; двое человек дали наибольшее количество правильных ответов в группе участвующих в анкетировании. Ими было дано по 6 правильных ответов из 9 возможных, т.е. 66,67%.

В анкете так же были представлены вопросы социального характера. В ответах на вопросы данной группы доминировали значения «нет» и «не знаю», что является показателем низкой осведомленности анкетируемых о социальной значимости проблемы  туберкулеза в обществе.

(количество правильных ответов)

В данной таблице представлено процентное соотношение правильных ответов по каждому из вопросов общего характера. На первые 2 вопроса анкетируемые дали наибольшее количество правильных ответов  (70%). Наименьшее же количество правильных ответов дано на вопрос №6 (5%).

Сравнение анкетирования 11класса и 7 класса.

В анкетировании участвовало 21 человек В анкете было представлено 14 вопросов как открытого типа так и тестового.

(процентное соотношение правильных  ответов)

На графике представлены количественные значения правильных ответов на вопросы общего характера в процентном соотношении. Среднее значение правильных ответов равно 40,74%. По сравнению с 7 классами больше на 4%.  Среди 21 человек 2 человека дали наименьшее количество правильных ответов (два правильных ответа из 9 возможных), т.е. 22%; в 7 классе 4 человека дали наименьшее количество по одному правильному ответу. Двое человек дали наибольшее количество правильных ответов в группе участвующих в анкетировании. Ими было дано по 6 правильных ответов из 9 возможных, т.е. 66,67%. В 7 классе также дали двое челок по 6 правильных ответов.

В анкете так же были представлены вопросы социального характера. В ответах на вопросы данной группы доминировали значения «нет» и «не  знаю», что является показателем  низкой осведомленности анкетируемых о социальной значимости проблемы  туберкулеза в обществе.

Сравнение повторного анкетирования 11 класса .

В повторном анкетировании  участвовало 21 человек. В анкете было представлено 14 вопросов как открытого типа так и тестового. До анкетирования учащаемся был проведен классный час (приложение 2).

(процентное соотношение правильных  ответов)

На графике представлены количественные значения правильных ответов  на вопросы общего характера в  процентном соотношении. Среднее значение правильных ответов равно 66,67%. По сравнению с первым тестировании больше на 26% .  Среди 21 человека, один анкетируемый   дал наименьшее количество правильных ответов (три правильных ответа из 9 возможных), т.е. 33%; в первом анкетировании 2 человека дали наименьшее количество по два правильных ответа. Один человек дал наибольшее количество правильных ответов в группе участвующих в анкетировании. Им было дано 9 правильных ответов из 9 возможных, т.е. 100%. В первом анкетировании  ответило двое челок по 6 правильных ответов.

В анкете так же были представлены вопросы социального характера. В ответах на вопросы данной группы доминировали значения «нет» и «не  знаю», что является показателем  низкой осведомленности анкетируемых о социальной значимости проблемы  туберкулеза в обществе.

(количество правильных ответов)

В данной таблице представлено процентное соотношение правильных ответов по каждому из вопросов общего характера. На 4 и 5 вопросы анкетируемые дали наибольшее количество правильных ответов (90%). В первом анкетировании наибольшее количество ответов на второй вопрос. Наименьшее количество правильных ответов дали на 6 вопрос (20%).  Наименьшее же количество правильных ответов дано на вопрос №6 какие методы профилактики туберкулеза (0%).

(количество правильных ответов)

В данной таблице представлено процентное соотношение правильных ответов по каждому из вопросов общего характера. На второй вопрос «Старое название туберкулеза» анкетируемые дали наибольшее количество правильных ответов  (90%). В 7 классе наибольшее количество ответов на1 «Туберкулез – это» и 2 «Старое название туберкулеза» вопросы по (70%). Наименьшее же количество правильных ответов дано на вопрос №6 какие методы профилактики туберкулеза (0%). В 7 классе наименьшее количество дали также на 6 вопрос, и дали (5%).

 

Заключение.

Проанализировав литературу, связанную с проблемой туберкулеза, я пришел к выводу, что вопросы  с заболеванием туберкулеза снова  проявляют себя. В ХХI веке появилась новая угроза возникновению эпидемии туберкулеза. В связи появлением новой формой туберкулеза имеющей не восприимчивость к лекарствам и химиотерапии.

Борьба  с  туберкулёзом  является  государственным  приоритетом  для  России, что  нашло  своё  выражение  в  законодательных  актах, на  основе  которых  проводятся  противотуберкулёзные  мероприятия  во  всех  регионах  страны:

  • Федеральный  закон  от  18.06.2001  №  77-ФЗ  "О  предупреждении  распространения  туберкулёза    в  РФ";
  • Постановление  Правительства  РФ  от  25.12.2001  № 892  "О  реализации  ФЗ "О предупреждении  распространения  туберкулёза  в  РФ"".

Оказание  медицинской  помощи  больным  туберкулёзом  гарантируются  государством  и  осуществляются  на  основе  принципов  законности, соблюдения  прав  человека  и  гражданина, общедоступности  и  в  объёмах  предусмотренных  Программой  государственных  гарантий  оказания  гражданам  РФ  бесплатной  медицинской  помощи

В ХМАО-Югре на начало 2009 года было зарегистрировано 93 чел. На 100 тыс. человек. Эта цифра меньше чем  в прошлые года но остается проблемой  актуальной в нашем районе, так как является одним из самых большим количеством заболевших туберкулезом в России.

Из данной работы видно  что в некоторых районах число  заболевших значительно уменьшается, но в некоторых районах возрастает, что показывает что нужны способы профилактики и борьбы с заболеванием туберкулеза.

В школьной программе  с 5-11 классы  тема туберкулеза практически  не рассматривается, хотя заражением им выше чем даже у СПИДа и гепатита.

Из проведенного анкетирования  видно, что уровень знаний у учащихся среднего и старшего звена не превышает 40%. Причем между 7 и 11 классом уровень знаний различается на 4%. После проведения одного вводного урока уровень знаний увеличился на 26%. Отсюда видно, что введенный элективный курс будет эффективен, так как более углубленный и расширенный.

Если  мы введем элективный курс в программу то будем иметь  высокие результаты знаний и навыков  связанных с заболеванием туберкулеза.

  

 

Список используемой литературы.

    1. Визель А.А., Гурилева М.Э. Туберкулез / Под ред. М.И. Перельмана. - М., 1999.
    2. Кошечкин В.А., Иванова З.А. Туберкулез: Tuberculosis: Учебное

пособие. — М.: Изд-во РУДН, 2006. - 276 с: ил. (на рус. и англ. яз.).

    1. Перельман М.И., Корякин В.А., Богадельникова А.В. Фтизиатрия:

Учебник. - М., 2004.

 

    1. Фтизиатрия: национальное руководство / под ред. М.И. Перельмана. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. — 512 с. (Серия «Национальные

руководства»).

    1. Туберкулез. Пылаева Ю.В., Митрофанова Н.А. издательство «Феникс» 2005
    2. Хоменко А.Г. Основы диагностики туберкулеза // Российский мед. журнал. – 1995. – № 1. – С. 21–5.
    3. Туберкулез. Руководство для врачей. – М.: Медицина, 1996.
    4. www.med.pfu.edu.ru / Russian version / Библиотека / Учебные

материалы по туберкулезу. Сайт по туберкулезу Российского  уни-

верситета дружбы народов  на русском и английском языках.

    1. www.stoptb.org/home.html Stop ТВ, сервер Всемирной организа-

ции здравоохранения (ВОЗ), посвященный туберкулезу.

    1. www.cdc.gov/nchstp/tb/ центры по контролю и профилактике

заболеваний, отдел борьбы с туберкулезом.

    1. www.iuatld.org Международный союз по борьбе с туберкулезом

(IUATLD).

    1. http://www-medlib.med.utah.edu/WebPath/TUTORIAL/MTB/

MTB.html Интернет-лаборатория  по патологии Университета Юта,

США.

    1. www.medicalstudent.com электронная медицинская библиотека
    2. http://tuberkulez.pp.ru/
    3. http://www.rospotrebnadzor.ru/press_center/press/20658/
    4. www.tuberculosis-stop.ru
    5. http://www.tbpolicy.ru/statistic/national/
    6. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей от 9 марта 2004 г. № 314
    7. Письмо №01/19323-9-32 от 16.12.2009 Руководитель Г. Г. Онищенко
    8. ОБЖ. 1-11 клА.Т. Смирнов М: Просвещение 2006
    9. ОБЖ. 10клА.Т. Смирнов Б.И. МишинВ.А. ВасневМ: Просвещение 2006
    10. ОБЖ. 11клА.Т. Смирнов Б.И. МишинВ.А. Васнев М: Просвещение 2008
    11. Основные эпидемиологические показатели по туберкулезу 2003-2004, Полукеева И.Г.
    12. Основные эпидемиологические показатели по туберкулезу 2005-2006, Полукеева И.Г.
    13. Основные эпидемиологические показатели по туберкулезу 2008-2009, Полукеева И.Г.

Информация о работе Туберкулез как фактор риска для здоровья на территории Хмао-Югра