Проблема активных методов обучения с использованием компьютерных технологий в преподавании курса ОБЖ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:59, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В современном обществе отмечается неуклонный рост количества и масштабов негативных последствий различного рода аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и других кризисных явлений, которые определяются как чрезвычайные ситуации. В нашей стране риск оказаться среди пострадавших или погибнуть выше, чем в других странах мира. В России число погибших ежегодно повышается в среднем на 4%, а материальный ущерб возрастает в среднем на 10%.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ..…..8
1.1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности………………8
ГЛАВА 2. НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………12
2.1. Актуальность разработки современных технологий образования в области предупреждения и ликвидации ЧС………………………………………….12
2.2. Технологии, связанные с созданием учебных программных комплексов в области безопасности жизнедеятельности……………………………………..13
2.3. Современные разработки в области образования………………………...14
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ…………………...26
3.1. Автоматизированная система оповещения (АСО) как технология учено-методического обеспечения формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников в чрезвычайных ситуациях……………………….26
3.2. Модель поведения учащихся в условиях чрезвычайных ситуаций……..31
3.3. Критериальная диагностика сформированности культуры безопасности жизнедеятельности школьников в чрезвычайных ситуациях………………...36
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...41
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………...43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..44
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….48

Файлы: 1 файл

Пантелеев диплом.doc

— 241.00 Кб (Скачать)

 

Примерные варианты контрольных работ

Вариант I.

1. Задачи МЧС России. 2. Ударная волна. Способы защиты от ударной волны. Прямое и косвенное воздействие ударной волны. 3. Очаг химического поражения. 4. Отличия зарина от иприта. 5. Бактериологическое оружие.

Вариант II.

1. Задачи РСЧС. 2. Световое излучение. Способы защиты от светового излучения. 3. Зона химического поражения. 4. Отличия замана от фосгена. 5. Химическое оружие.

ПРИЛОЖЕНИЕ  3

 

Тест по теме «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях»

 

1. В 1961 г. местная противопожарная оборона нашей страны была преобразована в гражданскую оборону (ГО), руководство которой осуществлялось: а) органами МВД; б) Комитетом обороны; в) Министерством обороны; г) органами УВД.

2. Координирующим органом РСЧС на территориальном уровне является: а) комиссия по ЧС органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации; б) комиссия по ЧС органов местного административного управления; в) объектные комиссии по ЧС; г) региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России.

3. Если РСЧС функционирует в режиме ЧС, то она осуществляет следующие мероприятия: а) планирование и выполнение программ и мер по предупреждению ЧС, совершенствование подготовки органов ГСЧС; б) организацию обучения населения способам защиты и действиям при ЧС, создание и пополнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; в) определение границ ЧС, осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей среды в районе ЧС; г) прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов, усиление дежурно-диспетчерской службы.

4. ЧС относится к локальной, если: а) ЧС охватывает территорию нескольких государств; б) ЧС охватывает территорию нескольких краев, областей; в) ЧС ограничивается пределами населенного пункта; г) распространение ЧС ограничивается пределами производственного помещения.

5. Электрические и магнитные поля, возникающие в результате воздействия гамма-излучения ядерного взрыва на атомы окружающей среды, и образование в этой среде потока электронов и положительных ионов называется: а) проникающей радиацией; б) электромагнитным импульсом; в) световым излучением; г) ударной волной.

6. Зона полных разрушений образуется, если ударная волна имеет избыточное давление: а) менее 20 кПа; б) от 20 до 30 кПа; в) от 30 до 50 кПа; г) свыше 50 кПа.

7. Зоной умеренного радиоактивного заражения считается территория, на которой уровень радиации через 1 час после взрыва равен: а) 8 рад/ч; б) 80 рад/ч; в) 240 рад/ч; г) 800 рад/ч.

8. При избыточном давлении свыше 100 кПа у людей наблюдается: а) потеря сознания, повреждение органов слуха; б) сильные вывихи конечностей, кровотечения из носа и ушей; в) крайне тяжелые поражения, нередко со смертельным исходом; г) легкие ушибы, контузии.

9. При световом излучении ожог II степени характеризуется: а) образованием красноты; б) образованием на коже пузырей; в) омертвлением участков кожи и глубоко лежащих тканей; г) обугливанием открытых участков тела.

10. Интенсивность гамма-излучения ослабевает наиболее сильно при прохождении через одинаковой толщины материал: а) древесину; б) бетон; в) грунт; г) сталь.

11. Химические вещества Елковой природы растительного, животного, микробного происхождения, обладающие высокими отравляющими свойствами и способные при их применении оказывать поражающее действие на организм человека и животных, это: а) вирусы; б) токсины; в) грибки; г) бактерии.

12. Признаками поражения химическими веществами удушающего действия являются: а) сладковатый, неприятный вкус во рту, кашель, головокружение, общая слабость; б) слюнотечение, сужение зрачков, затруднение дыхания, рвота, судороги, паралич; в) металлический привкус во рту, раздражение горла, головокружение, резкие судороги, паралич; г) покраснение кожи, образование на коже мелких пузырей.

13. Фильтрующий противогаз не бесполезен (применение противогаза даст эффект) при: а) большом недостатке кислорода в воздухе (например, при пожаре); б) использовании его под водой; в) чрезмерно высокой концентрации СДЯВ; г) небольшом содержании в воздухе радиоактивной пыли.

14. К простейшему средству защиты органов дыхания относится: а) фильтрующий противогаз; б) изолирующий противогаз; в) респиратор; г) ватно-марлевая повязка.

15. Изолирующий противогаз отличается от фильтрующего тем, что: а) подача чистого воздуха осуществляется за счет запасов кислорода, находящегося в самом противогазе; б) воздух из атмосферы проходит две фильтрующе-поглощающие коробки; в) воздух из атмосферы проходит термическую обработку; г) противогаз не защищает органы дыхания от СДЯВ.

16. В зоне опасного заражения люди должны быть в укрытиях и убежищах: а) в течение месяца; б) несколько часов (2 − 3 часа); в) трое суток и более; г) в течение 24 часов.

17. Комплекс режимных, административных и санитарных противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекционных болезней и ликвидацию очагов поражения, это: а) эпидемия; б) эвакуация; в) карантин; г) санитарная обработка.

18. Дезинфекция – это: а) удаление или химическое разрушение отравляющих веществ; б) уничтожение биологических средств; в) уничтожение биологических средств и химическое разрушение токсикантов; г) удаление радиоактивных веществ с зараженной поверхности; д) комплекс мероприятий, предусматривающих усиленное медицинское наблюдение за очагом поражения.

ПРИЛОЖЕНИЕ  4

 

Пример билета итоговой аттестации в IX классе, составленного при помощи тестовой компьютерной программы

 

1. Авария – это …

1) ЧС, возникающая по техногенным причинам, а также из-за непредвиденных внешних воздействий;

2) ЧС, связанная с угрозой выброса опасного вещества;

3) Крупномасштабная ЧС, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб.

2. Как подразделяются сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ)?

1) Удушающие, ядовитые, удушающие и общеядовитые, нервно-паралитические, удушающие и нейтронные;

2) Кожно-нарывные, психохимические, раздражающие;

3) Удушающие, нервно-паралитические, нейтронные, раздражающие, психохимические.

3. Какой характер поражения имеют СДЯВ?

1) Комбинированный (химическое поражение, возгорание, взрывы);

2) Химическое поражение;

3) Радиационное поражение.

4. Что надо делать, если прозвучал сигнал «Радиационная опасность», но отсутствуют указания и рекомендации?

1) Защитить органы дыхания любыми средствами и укрыться в ближайшем укрытии (здании);

2) Провести герметизацию помещения и защиту продуктов питания;

3) Подготовить средства индивидуальной защиты (СИЗ), одежду, обувь, однодневный запас продуктов, документы и деньги.

5. Тяжелая степень лучевой болезни возникает при проникновении радиации:

1) 450 бэр; 2) 10 бэр; 3) 0,5 бэр.

6. Основными поражающими факторами катастрофического затопления являются:

1) Разрушительная волна прорыва, водный поток, спокойные воды;

2) Стремительное затопление волной прорыва ниже расположенной местности;

3) Разрушение искусственной или естественной плотины.

7. Сколько времени в день отводится военнослужащему на отдых?

1) 8 часов; 2) 7 часов; 3) 6 часов.

8. Сколько времени человек может прожить без воздуха?

1) 5 мин.; 2) 7 мин.; 3) 3 мин.

9. Если рядовой затратил на основной отпуск всего 20 дней и ему не уменьшили и не увеличили его, то сколько дней он был в пути?

1) 5 суток; 2) 3 суток; 3) 4 суток.

10. Какой самый надежный способ отдыха на воде?

1) На спине;

2) На боку;

3) В вертикальном положении.

11. При отравлении СДЯВ сколько воды надо выпить для вызова рвоты?

1) 3-6 л;

2) 7-8 л;

3) 1-2 л.

12. Сколько положений принято для ношения противогаза?

1) 3; 2) 4; 3) 2.

13. Что такое землетрясение?

1) Подземные удары и колебания поверхности Земли;

2) Область возникновения подземного удара;

3) Проекции центра очага землетрясения на земную поверхность.

14. Продолжительность действия урагана:

1) 9-12 суток;

2) От нескольких часов до нескольких суток;

3) От нескольких минут до нескольких часов.

15. Что надо сделать перед эвакуацией при возможном наводнении?

1) Отключить воду, газ, электричество, перенести на чердак ценные предметы, взять документы;

2) Взять документы, деньги, ценности, медицинскую аптечку, одежду, постельное белье, трехдневный запас продуктов;

3) Не поддаваться панике, занять ближайшее возвышенное место, быть готовым к эвакуации по воде.

16. Крупным принято считать пожар на площади:

1) 201-2000 га; 2) Свыше 2000га; 3) 21-200 га.

17. По скольким степеням сложности принято разделять ожоги?

1) по 4; 2) по 3; 3) по 5.

18. Что на латинском значит «Вале»?

1) Будь здоров; 2) Живи дольше; 3) Хорошее настроение.

19. Что может произойти при несильном ударе пальцами в глаза противника?

1) Кратковременное ослепление;

2) Оглушение;

3) Сильная боль.

20. На каком боку носят противогаз?

1) На левом; 2) На правом; 3) Не имеет значения.

 



Информация о работе Проблема активных методов обучения с использованием компьютерных технологий в преподавании курса ОБЖ