Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:59, дипломная работа
Актуальность исследования. В современном обществе отмечается неуклонный рост количества и масштабов негативных последствий различного рода аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и других кризисных явлений, которые определяются как чрезвычайные ситуации. В нашей стране риск оказаться среди пострадавших или погибнуть выше, чем в других странах мира. В России число погибших ежегодно повышается в среднем на 4%, а материальный ущерб возрастает в среднем на 10%.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ..…..8
1.1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности………………8
ГЛАВА 2. НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………12
2.1. Актуальность разработки современных технологий образования в области предупреждения и ликвидации ЧС………………………………………….12
2.2. Технологии, связанные с созданием учебных программных комплексов в области безопасности жизнедеятельности……………………………………..13
2.3. Современные разработки в области образования………………………...14
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ…………………...26
3.1. Автоматизированная система оповещения (АСО) как технология учено-методического обеспечения формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников в чрезвычайных ситуациях……………………….26
3.2. Модель поведения учащихся в условиях чрезвычайных ситуаций……..31
3.3. Критериальная диагностика сформированности культуры безопасности жизнедеятельности школьников в чрезвычайных ситуациях………………...36
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...41
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………...43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..44
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….48
Комплекс отмечен дипломом ВВЦ на проводимой Минобразования России в 2001г. выставке «Учебная техника для профессионального образования».
В нашей стране мультимедиа обучающие программы пока не получили достаточного распространения, однако в Центре уже отработаны методы использования специальных комплексов программного обеспечения в области безопасности дорожного движения, а также программ, обучающих реагированию в условиях чрезвычайных ситуаций, вызванных землетрясениями. Большую роль при такой подаче материала играет именно психическое состояние обучаемых в момент создания проблемных ситуаций, так как обучаемые в подростковом возрасте остро воспринимают только то, что касается их лично. Примером может служить компьютерная обучающая программа «Как Иван – царевич подземного змея победил» для учащихся 7-8 классов, созданная по мотивам русских народных сказок. Обучаемые легко запоминают свои основные действия в том случае, если землетрясение застаёт их дома.
Занимаясь по компьютерной обучающей программе «Безопасность на улицах и дорогах», учащийся овладевает правилами дорожного движения в игровом варианте: нарушение правил приводит «к его гибели».
Таким образом, видя проблемные ситуации на экране компьютера, учащийся будет, скорее всего, вести себя разумно в реальной жизни. Кроме того, учащиеся отрабатывают приёмы само - и взаимопомощи, приобретают навыки спасательных работ при пожарах, дорожно-транспортных происшествиях, учатся оказывать первую медицинскую помощь при различных травмах.
Авторским коллективом Федерального центра с привлечением ряда ведущих специалистов Российской Федерации в области образования, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций под общей редакцией С.К. Шойгу, Ю.Л. Воробьёва, М.И. Фалеева разработана сетевая версия мультимедийного учебника по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса общеобразовательных учреждений, успешно прошедшая многоплановую экспертизу специалистов Федерального экспертного совета по учебным электронным изданиям Минобразования России и получившая соответствующий рекомендательный гриф.
Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 классов общеобразовательных учреждений составлен в соответствии с Программой, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, и содержит полный учебный курс за десятый класс общеобразовательной школы в поурочном разрезе в виде мультимедиа иллюстрированного и озвученного лекционного материала с контрольными вопросами (всего 108 уроков, 56 из них – материал для практических занятий).
В разделе «В помощь преподавателю» приведены нормативные документы Минобразования России и МЧС России по методике преподавания предмета, проведению учебных сборов, вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуациях и пр.
Мультимедийное учебное пособие было удостоено серебряной медали на Всероссийской конференции «Современная образовательная среда» в рамках одноимённой выставки-продажи, прошедшей 1-4 ноября 2002г. На ВВЦ под эгидой Минобразования России, и золотой медали – на Международной выставке инноваций в г. Сеул, что ещё раз подчёркивает его актуальность и значимость.
Чтобы повысить мотивацию и качество обучения в области безопасности жизнедеятельности, в ФЦ ВНИИ ГОЧС разрабатываются новые системно-функциональные информационно-образовательные технологии (СФИТ) по использованию адаптированных к учебным целям программно-технических средств, применяемых в оперативной работе МЧС России, для обучения всех групп населения в области обеспечения безопасности жизнедеятельности и защиты населения от ЧС.
Реализация проекта «Компьютеризация сельских школ – 2001» показала, что и в общеобразовательной школе широкому распространению новейших информационных технологий мешает не только недостаток современной вычислительной техники. Недостаточная подготовленность учителей к использованию новых информационных образовательных технологий, а также отсутствие программно-технических средств, встраиваемых в учебный процесс традиционной школы, не меньшая проблема. Использование передовых образовательных технологий в учебном процессе требует создания новых электронных учебных материалов, перестройки организационных форм и насыщения содержания учебной деятельности, а также переподготовки преподавательских кадров.
Органично интегрированные в учебный процесс опережающие информационные технологии, состоящие из трёх модулей (малогабаритного программно-аппаратного комплекса дистанционного спутникового зондирования Земли; геоинформационной системы, адаптированной для учебных целей; комплекта учебно-дидактических пособий, состоящего из мультимедийного учебника, методических разработок конкретных аудиторных и практических занятий в рамках данной технологии), смогут стать средством решения этих задач общеобразовательной школы на современном этапе.
В области профессионального образования Федеральным центром проводится работа по открытию ряда специальностей и специализации по предупреждению и ликвидации ЧС, созданию передовых технологий подготовки кадров РСЧС.
Так, разработана и согласована с Минобразования России программа новой учебной специализации «Управление предупреждением и ликвидацией ЧС» по специальности 0613 «Государственное и муниципальное управление» с дополнительной подготовкой «Управление системами по предупреждению и ликвидации ЧС».
Необходимость целевой подготовки квалифицированных специалистов по обработке и анализу мониторинговой информации, принятию управленческих решений по предотвращению ЧС и уменьшению масштабов их последствий обусловлена созданием в городах России единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) и объединённых систем оперативно-диспетчерского управления (ОСОДУ) в ЧС (поручение Правительства Российской Федерации от 16.07.98 г. № БИ-П4-20705, распоряжение Президента Российской Федерации от 23.03.2000 г. № 86-РП).
Одним из важнейших направлений деятельности в области профессионального образования является создание базовых кафедр МЧС России в ведущих ВУЗах страны. В настоящее время при Федеральном центре созданы базовые (выпускающие) кафедры «Высокие технологии предупреждения и ликвидации ЧС» Московского физико-технического института (государственного университета) и Кубанского государственного университета, кафедра «Менеджмент риска в чрезвычайных ситуациях» Современного Гуманитарного Университета (СГУ).
На кафедрах готовятся высококвалифицированные специалисты по современным наукоёмким информационным технологиям в области прогнозирования и снижения риска природных и техногенных катастроф. Учебный процесс на кафедре СГУ организован и осуществляется по программам, методикам и учебным планам, разработанным специалистами Федерального центра по следующим дисциплинам:
основы теории снижения риска;
основы мониторинга и прогнозирования ЧС;
основы дистанционного зондирования Земли из космоса для предупреждения и ликвидации ЧС и контроля территорий;
основы информатики ЧС;
основы оценки социально-экономического ущерба ЧС (бакалавриат);
технологии мониторинга и прогнозирования ЧС (бакалавриат);
технические средства предупреждения и ликвидации ЧС (бакалавриат);
технологии космического мониторинга ЧС и контроля территорий (магистратура);
технологии управления риском ЧС (магистратура);
информационные технологии безопасности (магистратура).
В учебном процессе также широко используется космические снимки территории России, данные мониторинга ЧС, ГИС, научно-методическое и программное обеспечение анализа, прогнозирования и ликвидации ЧС, созданные в Федеральном центре.
Для устранения существенного дефицита педагогических кадров в области безопасности жизнедеятельности МЧС России планирует создание системы дистанционного обучения.
С использованием данной формы обучения станет возможным квалифицированно проводить методические занятия по предупреждению и ликвидации ЧС учителям и преподавателям, у которых данный предмет не является основным, дифференцированно доводить необходимую учебную информацию непосредственно до различных категорий обучаемых, а также дистанционно осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников образования.
Федеральным центром в настоящее время проводится активная работа по созданию системы дистанционного обучения совместно с Современным Гуманитарным Университетом, ведущим ВУЗом страны в области дистанционного обучения. Разработана методика организации и функционирования современных базовых кафедр дистанционного обучения и подготовки специалистов в области ГО, прогнозирования, предупреждения и ликвидации ЧС. Предполагается широкое использование дистанционного обучения, в том числе на территориях с нарушенными условиями жизнеобеспечения населения.
В связи с обращениями в МЧС России Председателя Правительства Чеченской Республики С.В. Ильясова и помощника Президента Российской Федерации С.В. Ястржембского об оказании помощи по организации в Чеченской Республике обучения по программе «Основы безопасности жизнедеятельности», как важного шага в направлении восстановления мирной жизни – в настоящее время Федеральным центром реализуется проект дистанционного обучения с использованием мультимедийных компьютерных программ и учебных пособий в области безопасности жизнедеятельности.
В целях развития системы дополнительного профессионального образования в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Федеральном центре создан и успешно функционирует Центр подготовки специалистов в области современных технологий предупреждения и ликвидации ЧС, который получил лицензию Комитета образования города Москвы (серия СЛОД № 002627 код-Г) на право ведения образовательной деятельности.
В данном Центре осуществляется дополнительное профессиональное образование специалистов, в том числе и зарубежных, по следующим курсам (специализациям):
работотехнические системы и современные технологии ведения аварийно-спасательных работ (теоретический курс);
Ежегодно в Центре проходит обучение более 90 специалистов, в том числе и зарубежных.
Проводятся исследования по внедрению передовых российских технологий в подготовку специалистов для обеспечения деятельности служб гражданской защиты европейских стран.
В целях объединения интеллектуальных, финансовых и материальных ресурсов в 2000г. По инициативе Федерального центра подписано совместное соглашение и утверждена Межотраслевая программа научно-инновационного сотрудничества между МЧС России и Минобразования России на период до 2004г. В области подготовки специалистов по безопасности жизнедеятельности.
Программа предусматривает разработку системы конкретных действий, направленных на координацию выполнения НИОКР, развитие инновационной деятельности ВУЗов, подготовку и переподготовку высококвалифицированных кадров в интересах РСЧС.
В 2001-2002 годах в рамках выполнения НИР по плану НИОКР МЧС России разработана следующая научно-техническая продукция:
методические рекомендации по оснащению кабинета (класса, лаборатории) по «ОБЖ» и «БЖД» для образовательных учреждений;
учебно-методическое пособие по проблемам защиты населения и территорий от ЧС для учреждений среднего профессионального образования;
компьютерная обучающая программа по теме «Защита от ЧС природного и техногенного характера» для учащихся 8-х классов общеобразовательных учреждений;
комплект плакатов по дисциплине «БЖД» для студентов ВУЗов;
учебная программа для повышения квалификации преподавателей организаторов курса «ОБЖ» в учебно-методических центрах ГОЧС;
мультимедийная энциклопедия по действиям населения в условиях ЧС;
проект базовой межвузовской лаборатории по защите от ЧС на базе учреждения высшего, профессионального образования Минобразования России;
компьютерная презентационная программа для образовательных учреждений «Стратегия безопасного Будущего»;
методика и база данных для переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов структур управления различного уровня.
Данная научно-техническая продукция прошла апробацию на Всероссийской специализированной ярмарке-выставке «Учебная техника для профессионального образования» (25-28 сентября 2001 г., ВВЦ) и Научно-практической конференции «Высшая школа и регионы: основы взаимодействия и сотрудничества» (26-29 октября 2001г., г. Туапсе), Всероссийской конференции «Современная образовательная среда» (1-4 ноября 2002г.), проведёнными Минобразования России.