Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:59, дипломная работа
Актуальность исследования. В современном обществе отмечается неуклонный рост количества и масштабов негативных последствий различного рода аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и других кризисных явлений, которые определяются как чрезвычайные ситуации. В нашей стране риск оказаться среди пострадавших или погибнуть выше, чем в других странах мира. В России число погибших ежегодно повышается в среднем на 4%, а материальный ущерб возрастает в среднем на 10%.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ..…..8
1.1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности………………8
ГЛАВА 2. НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………12
2.1. Актуальность разработки современных технологий образования в области предупреждения и ликвидации ЧС………………………………………….12
2.2. Технологии, связанные с созданием учебных программных комплексов в области безопасности жизнедеятельности……………………………………..13
2.3. Современные разработки в области образования………………………...14
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ…………………...26
3.1. Автоматизированная система оповещения (АСО) как технология учено-методического обеспечения формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников в чрезвычайных ситуациях……………………….26
3.2. Модель поведения учащихся в условиях чрезвычайных ситуаций……..31
3.3. Критериальная диагностика сформированности культуры безопасности жизнедеятельности школьников в чрезвычайных ситуациях………………...36
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...41
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………...43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..44
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….48
Методика преподования обж, использования на уроках обж презентация в начальной классах,
Министерство образования и науки РФ.
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования.
Красноярский государственный педагогический университет
им. В.П.Астафьева.
Факультет физической культуры и спорта.
Кафедра безопасности жизнедеятельности и адаптивной физической
культуры.
Утверждаю:
Зав. кафедрой БЖ и АФК
к.м.н., профессор
Мейнгот Я.Я.
______________
ПРОБЛЕМА АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА ОБЖ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Выпускная квалификационная работа
по специальности № 050104 «Безопасность жизнедеятельности».
Работу выполнил студент 5 курса __________________ Пантелеев А.А.
Научный руководитель: доцент_____________________ Кольвинковский Е.В.
Рецензент: к.б.н., доцент________________________
г. Красноярск 2011г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ..…..8
1.1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности………………8
ГЛАВА 2. НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………12
2.1. Актуальность разработки современных технологий образования в области предупреждения и ликвидации ЧС………………………………………….12
2.2. Технологии, связанные с созданием учебных программных комплексов в области безопасности жизнедеятельности…………………………………
2.3. Современные разработки в области образования………………………...14
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ…………………...26
3.1. Автоматизированная система оповещения (АСО) как технология учено-методического обеспечения формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников в чрезвычайных ситуациях……………………….26
3.2. Модель поведения учащихся в условиях чрезвычайных ситуаций……..31
3.3. Критериальная диагностика сформированности культуры безопасности жизнедеятельности школьников в чрезвычайных ситуациях………………...36
ВЫВОДЫ………………………………………………………………
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………...
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..44
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном обществе отмечается неуклонный рост количества и масштабов негативных последствий различного рода аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и других кризисных явлений, которые определяются как чрезвычайные ситуации. В нашей стране риск оказаться среди пострадавших или погибнуть выше, чем в других странах мира. В России число погибших ежегодно повышается в среднем на 4%, а материальный ущерб возрастает в среднем на 10%.
Отсюда потребность государства и общества в подготовке населения, особенно учащейся молодежи, к действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в современных условиях, приобретает особую значимость и относится к сфере обеспечения национальной безопасности.
В этих условиях актуализируется содержание сравнительно нового школьного учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) как системообразуещего фактора становления культуры этой безопасности. Новая парадигма образования, определяя его фундаментальность, целостность и направленность на максимальное удовлетворение интересов личности, объективно требует при отборе и построении содержания курса ОБЖ, восприятие его как непременного условия природо- и культуросообразного бытия человека.
Преподавание основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной школе насчитывает немногим более десяти лет. За это время для этого курса были разработаны учебные программы, учебники, учебные пособия. Например, существует ряд концепций, обосновывающих задачи и содержание курса безопасности жизнедеятельности. Так, в основу программы положена идея создания школьного курса как составной части человековедения В программе курса «ОБЖ для учащихся общеобразовательных учреждений» (Е.Л. Вишневская, И.Б. Волошинов и др., М., 1997) [11] представлен материал различной тематики (от общих характеристик возможных кризисных и опасных ситуаций до практикумов по оказанию само- и взаимопомощи), изучение которых должно выработать у учащихся психологическую устойчивость к стрессу и готовность к адекватному поведению в контактах с техникой, природой, людьми. В.Я. Сюньков в программе ОБЖ (М, 1996) выделяет задачи воспитания и формирования человека, не являющегося носителем или источником возникновения экстремальных и чрезвычайных ситуаций.
В процессе преподавания ОБЖ в школе сегодня обнаружился ряд противоречий:
- противоречие между общими целями образования и существующими средствами их достижения (например, методы развивающего обучения недостаточно используются на практике, так как требуют для своей реализации более современных технологий, чем традиционные);
- противоречие между существующими формами сохранения и передачи методического и педагогического опыта и теми возможностями, которые дают новые информационные технологии. Дидактические средства, способствующие успешности учебного процесса, являются одним из важнейших инструментов в работе учителя ОБЖ. Количественная недостаточность и малая вариативность этих средств ограничивают свободу преподавателя в подборе материала;
- на уроках ОБЖ ученики получают большой объем теоретического материала, приобретают необходимые умения и навыки в решении поставленных задач. Однако при переносе полученных знаний в другие нестандартные ситуации учащиеся оказываются не в силах применить готовые алгоритмы.( Иовенко И В) [20,23]
С учетом этих противоречий был сделан выбор темы исследования «ПРОБЛЕМА АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА ОБЖ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ».
Решение этой проблемы составляет цель исследования: изучить проблему применения компьютерных технологий в преподавании курса ОБЖ в общеобразовательном учреждении.
Объектом исследования выступает процесс внедрения активных методов обучения в преподавании курса ОБЖ в общеобразовательном учреждении.
Предметом исследования является методика внедрения активных методов обучения в курс ОБЖ.
Задачи исследования:
1. Разработать и обосновать совокупность положений, определяющих теоретико-методологические предпосылки исследования культуры безопасности жизнедеятельности и ее формирования в общеобразовательной школе.
2. Определить сущность, структуру, критерия и уровни сформированности культуры безопасности жизнедеятельности школьника в чрезвычайных ситуациях.
3. Выявить и обосновать основные ведущие тенденции, принципы и педагогические условия, необходимые для формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьника в чрезвычайных ситуациях.
4. Осуществить опытно-экспериментальную проверку содержания и преподавания факультатива «Оператор по чрезвычайным ситуациям техногенного характера» и курса «Защита жизни и информатизация» в контексте формирования культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях у школьников.
Гипотеза исследования мы предположили, что внедренная нами методика активных методов обучения с использованием компьютерных технологий даст положительные результаты в овладении курса ОБЖ.
Формирование культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях как качества личности школьника представляет собой целенаправленный, системно организованный педагогический процесс, эффективность которого может быть существенно повышена, если:
- подготовка школьника к овладению культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях строится как процесс и результат формирования личной направленности учащегося на безопасную и защитную деятельность, а также освоение им системы знаний и умений, целенаправленного развития профессионально значимых качеств;
- этот процесс опирается на личностно - деятельностный и культурологический подходы, определяющие и целостное развитие личности в процессе безопасной и защитной деятельности, и самоопределение в этой сфере культуры;
- деятельность по формированию культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях на всех этапах подготовки выступает как совокупность ее структурных элементов и направлена на развитие личности школьника;
- основу теоретической модели подготовки учащихся к формированию культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях составляют ведущие тенденции, принципы, педагогические условия реализации учебно-воспитательного процесса в школе; технологии подготовки учащихся к формированию культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях строятся как процесс поэтапного решения задач личной готовности школьника к данному виду деятельности с использованием компьютерных технологий.(Бернс Р.) [6]
Методологическую основу исследования составляют философские положения о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности явлений и процессов окружающего мира, о социальной деятельности и творческой сущности личности.
Решение поставленных задач потребовало привлечения следующих методов исследования: анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, школьных программ по безопасности жизнедеятельности, учебников и учебных пособий; изучение опыта по обновлению содержания обучения; обобщение педагогического опыта, интервьюирование, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, статистическая обработка полученных результатов.
Опытно-экспериментальной базой исследования служила школа № 18 г. Красноярска.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ
1.1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности.
Необходимым условием существования человеческого общества является деятельность. Существует большое количество видов деятельности, которые охватывают практические, интеллектуальные и духовные процессы, протекающие в быту, общественной, культурной, производственной, научной и других сферах жизни.
Модель процесса жизнедеятельности в наиболее общем виде можно представить состоящей из двух элементов: человека и среды его обитания. Между собой эти элементы связаны двухсторонними связями (рис.1).
Прямые связи человека со средой очевидны.
Обратные связи обусловлены всеобщим законом реактивности материального мира.
Система “человек – среда” является двухцелевой:
1) одна цель состоит в достижении определенного эффекта в процессе деятельности;
2) вторая – в исключении нежелательных последствий от этой деятельности.
Другими словами, окружающая нас природа рассматривается человеком с двух противоположных позиций. С одной стороны, для нормального существования нам необходимо обеспечивать стабильность всех факторов окружающей среды. Например, потепление, изменение давления, влажности, уровня радиации, уменьшение количества растений и т.д. может оказывать вредное влияние на человеческий организм. Насколько важна эта проблема, можно судить по возросшей роли “зеленых” в политической жизни развитых стран.
С другой стороны, жизнедеятельность человека невозможна без пагубного воздействия на природу. Извлечение полезных ископаемых, различные загрязнения грунта, вод и воздуха, выделение большого количества тепла – вот лишь небольшая часть “последствий” человеческой деятельности, которые оказывают вредное влияние на окружающую среду.
Именно в одновременности этих двух сторон состоит противоречие во взаимодействии человека с природной средой. Человеческая практика дает основание утверждать, что любая деятельность потенциально опасна (так называемая “аксиома о потенциальной опасности”).[8]
Тема взаимодействия человека и окружающей среды выходит за пределы какой-либо одной науки или области человеческой деятельности. Это предопределило необходимость появление новой области знаний – безопасности жизнедеятельности (БЖД).
Опасность – это явление, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно.