Проблема активных методов обучения с использованием компьютерных технологий в преподавании курса ОБЖ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:59, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В современном обществе отмечается неуклонный рост количества и масштабов негативных последствий различного рода аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и других кризисных явлений, которые определяются как чрезвычайные ситуации. В нашей стране риск оказаться среди пострадавших или погибнуть выше, чем в других странах мира. В России число погибших ежегодно повышается в среднем на 4%, а материальный ущерб возрастает в среднем на 10%.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ..…..8
1.1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности………………8
ГЛАВА 2. НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………12
2.1. Актуальность разработки современных технологий образования в области предупреждения и ликвидации ЧС………………………………………….12
2.2. Технологии, связанные с созданием учебных программных комплексов в области безопасности жизнедеятельности……………………………………..13
2.3. Современные разработки в области образования………………………...14
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ…………………...26
3.1. Автоматизированная система оповещения (АСО) как технология учено-методического обеспечения формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников в чрезвычайных ситуациях……………………….26
3.2. Модель поведения учащихся в условиях чрезвычайных ситуаций……..31
3.3. Критериальная диагностика сформированности культуры безопасности жизнедеятельности школьников в чрезвычайных ситуациях………………...36
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...41
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………...43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..44
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….48

Файлы: 1 файл

Пантелеев диплом.doc

— 241.00 Кб (Скачать)

В начале школьники производят обследование района. Выявляют объекты, опасные для жизнедеятельности населения. Обследуют территории, прилегающие к опасным объектам. Производят классификацию объектов по степени опасности: пожаро- и взрывоопасные, с сильнодействующими ядовитыми и радиоактивными веществами, подверженные гидродинамическим авариям.

По полученным данным составляются планы объектов, прилегающих территорией к опасным объектам. Эти планы вводятся в компьютер. Создается цифровая модель объекта наблюдения, база данных на каждый опасный объект. В базу данных вводят состав элементов, которыми объект загрязняет атмосферу, гидросферу, литосферу Земли. Их среднее значение, предельно допустимый коэффициент (ПДК) загрязнения.

Производится углубленное изучение карт. Ученики обучаются различать карты по их типу, масштабу, назначению. Изучают виды картографических условных знаков для различных масштабов. Дается понятие о геоинформационных системах (ГИС), цифровых картах и методах их создания. В необходимом объеме производится изучение программ машинной графики, методы построения карт на компьютере. Школьники знакомятся с интерфейсом и программным обеспечением компьютера, составляют и распечатывают план-схему района.

Производится моделирование простой чрезвычайной ситуации (пожар, взрыв). Обследуется объект, исследуется обстановка с учетом характера аварии,  её последствий, метеоусловий и других факторов. Формируются данные, имеющие не учебное, а ценное практическое значение.

Выясняется характер опасности для жизнедеятельности людей, и принимаются решения о необходимых действиях. Составляются карты последствий аварии с указанием произведенных разрушений. При помощи компьютерной экспертной программы с учетом заложенных данных и правил выдаются необходимые рекомендации оператором о том, какие действия необходимо предпринять.

Моделируется сложная чрезвычайная ситуация, имеющая комбинированный характер действия: взрыв на заводе с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ и возникновение пожара. Обследуется объект, производится взятие проб, оценка метеоусловий и других факторов.

С помощью экспертной системы выносится оценка опасности для жизнедеятельности людей и решение о предварительных целесообразных действиях (применение средств индивидуальной защиты, эвакуации).

При помощи компьютера и принтера составляется карта загрязненности с вычерчиванием изолиний загрязненности: приземного слоя воздуха, загрязнения местности. Производится составление и вычерчивание карты открытых и закрытых источников воды, карты-схемы вывода людей. Разрабатываются рекомендации по действию людей, оставшихся в зараженной зоне.

Производится тренировка по эвакуации школьников из здания школы.

По результатам обучения проводится зачет.

Проведение такового факультатива показало, что школьники, посещающие его, значительно лучше усваивают дисциплины «Информатика», «ОБЖ», «География», имеют дополнительные навыки работы с компьютером, с географическими и экологическими картами, умеют ориентироваться в чрезвычайных, опасных для здоровья и жизни человека ситуациях.

Для курса «Защита жизни и информатизация» разработан и проверен терминологический аппарат, классификация и методика составления обучающих программ. На базе этого создан ряд обучающих программ, в основном смешанного типа, с коротким шагом, содержащих до 30 кадров информации. Эксперимент подтвердил, что усвоение программ проходило довольно успешно при одноразовом их прохождении и немедленной проверке. При отсроченной проверке (от 4 до 6 недель) выполнение программ требует 2-3 разового прохождения, в зависимости от их сложности. Среднее время прохождения программ составляет около 30-40 минут.

Оперативный контроль знаний учащихся является одной из наиболее актуальных задач обеспечения высокого качества образования. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что объем школьных программ не предусматривает специальных часов для контрольных или тестовых задач. Сравнительно небольшое количество часов (34) в год делают задачу фронтальной проверки знаний учащихся почти невозможной.

Наиболее приемлемым средством повышения эффективности контроля знаний учащихся является применение вычислительной техники. Созданные компьютерные программы по проверке знаний учащихся школ по четвертям, итоговой аттестации (см. Приложение 4) обладают особенностью: они построены не по обычной тестовой схеме − билет и альтернативные ответы, а все вопросы представляют собой единое информационное поле. Программа сама выбирает любой вопрос из каждой темы по порядку, то есть традиционный билет формируется, а не представляется готовым. Это повышает уровень проверки знаний, так как исключается механическая зубрежка номеров ответов. Билеты, имеющие один и тот же номер, могут иметь различное наполнение, то есть можно говорить об очень большом количестве традиционных билетов при 120 вопросах (для итоговой аттестации).

Программа рассчитана на рядового пользователя, то есть человека, не имеющего специальной подготовки по информатике. На всю процедуру сдачи итоговой аттестации тратится около 10-15 минут. В компьютерном классе, где находятся 10-12 компьютеров, весь экзамен проходит за 20-30 минут при наполняемости класса 25-30 человек (см. образец проверочного теста в Приложении 3).

3.3. Критериальная диагностика сформированности культуры безопасности жизнедеятельности школьников в чрезвычайных ситуациях.

 

Культура безопасности жизнедеятельности школьника совершенствует все стороны его общей культуры и достигает своего оптимального уровня в условиях определенной системы ее формирования. Она представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов в их последовательности, преемственности, единой направленности, формирующих мотивационно-ценностное отношение к культуре безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях с позиций педагогического идеала развития социальных личностных качеств, физического и нравственного совершенства и социально значимой общественной деятельности.

В результате проведенных исследований определены ведущие критерии сформированности культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях, проявляющихся в ряде показателей. Совокупность выявленных критериев имеет следующий вид: степень сформированности потребности в культуре безопасности жизнедеятельности и способы ее удовлетворения, выраженность эмоционально-волевых и нравственных проявлений личности в процессе тренировочной деятельности (самостоятельность, настойчивость целеустремленность, самообладание, способность к сопереживанию, коллективизм, интернационализм, патриотизм, порядочность, принципиальность, трудолюбие, долг, личная ответственность, организованность, дисциплинированность и другие); удовлетворенность и отношение к выполняемой деятельности; проявление самодеятельности, самоорганизации, самообразования и самовоспитания в культуре безопасности жизнедеятельности, уровень сформированности психофизиологических и физических возможностей и отношение к ним; владение средствами, методами, умениями и навыками, необходимыми для формирования собственного совершенства; целостное обеспечение готовности учащегося к безопасной дёятельности; содержание преобладающей мотивации в защитной деятельности и ее направленность; системность и глубина усвоения научно-практических знаний, необходимых для понимания сущности особенностей природных и социальных процессов функционирования культуры безопасности жизнедеятельности, умения их творчески применять в жизни; интенсивность участия в тренировочной деятельности (затрачиваемое время, регулярность); характер сложности и творческий уровень ее выполнения, обусловленный наличием соответствующей подготовленности.

Результаты формирования культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях показывают, что количество школьников, обладающих эвристическим уровнем и использующих традиционные технологии внутри экспериментальной группы повысилось на 9,0%, внутри контрольной - на 3,6% Разница в уровнях сформированности культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях школьников контрольной и экспериментальных групп для эвристического уровня повысилась на 9,3%, то есть технология формирования культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях показала себя эффективной при работе с учащимися общеобразовательной школы.

При применении новых информационных технологий к вышеперечисленным критериям добавляются: мотивационно-ценностные характеристики (предвидение опасности; развитость личной безопасности; умение не создавать опасные ситуации; знание последовательности действий в чрезвычайных ситуациях); познавательная составляющая (знания, умения и навыки профессиональной деятельности; внимание; память); эмоциональная составляющая (надежность психики; уверенность в профессиональной подготовке, регулированность психического состояния); психомоторная составляющая (быстрое переключение внимания; развитость сенсомоторики;

работоспособность);              нравственно-личноствые характеристики (самообла-дание; настойчивость; исполнительность; инициативность; самостоя-тельность; дисциплинированность).

Эффективность сформированности культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях у школьников, применяющих новые информационные технологи, для эвристического уровня повысилась на 41 ,4%, а репродуктивного − снизилась на 31,1%.

Сравнение традиционных и новых информационных технологий показало, что относительное приращение  культуры безопасности жизнедеятельности для эвристического уровня повысилась на 32,1%, для репродуктивного − снизилась на 29,2%, что явно говорит о преимуществе использования новых информационных технологий в процессе формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников при чрезвычайных ситуациях.

Сравнительный анализ применения традиционных и новых информационных технологий позволил установить, что оптимальным способом формирования культуры безопасности жизнедеятельности  школьников в чрезвычайных ситуациях может быть целесообразное применение этих технологий с доминированием компьютерной поддержки.

Исследования подтвердили правильность и обоснованность выбора грех уровней формирования культуры безопасности жизнедеятельности  школьников в чрезвычайных ситуациях: адаптивного, репродуктивного и эвристического. Установление зависимости между уровнем сформированности культуры безопасности жизнедеятельности личности учащегося и результатами его социально-профессиональной деятельности диктует необходимость управления этим сложным личностным образованием. Этот процесс становится управляемым если: обеспечивается исходная диагностика уровня развития культуры безопасности жизнедеятельности личности; проектируются и планируются пути перевода ее на более высокий уровень; соблюдается целостность и функциональное единство всех компонентов образовательно-воспитательного процесса на всех этапах его развития, принципами которого выступают − направленность, связь теории и практики, непрерывности и преемственности, дифференциации и индивидуализации, целостности, деятельностного подхода, гуманизации; на основе роста самосознания, самопознания, саморазвития и самоуправления личности производится корректировка и регулирование этого процесса, итоговая оценка приближения к запланированному результату в духовной и физической сфере.

Выводы по третьей главе.

Экспериментальные результаты исследования позволили сделать следующие выводы:

В основе процесса формирования культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях лежат технологии поэтапного формирования готовности школьника к деятельности, связанной с работой на  компьютерах в качестве операторов по ГО и ЧС. Специфика новых информационных технологий состоит в том, что в них конструируется и осуществляется учебный процесс, гарантирующий достижение поставленной цели. В подготовке учащихся к работе с использованием НИТ были выделены ее основные компоненты: мотивационно-ценностный, познавательный, эмоциональный, психомоторный, нравственно-личностный.

Подготовка включает три этапа: первый − школьники 8 класса могут стать учениками оператора ГО и ЧС; второй − школьники 9 класса становятся операторами ГО и ЧС; третий − ученики 10 класса могут достигать должности старшего оператора ГО и ЧС. Им соответствуют три уровня готовности учащихся к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера: адаптивный, репродуктивный, эвристический.

При формировании культуры безопасности жизнедеятельности школьников в чрезвычайных ситуациях осуществлялось программно-методическое обеспечение учебного процесса: была разработана программа для общеобразовательной школы − «Подготовка операторов на компьютерах  по проблемам ГО и ЧС»; на компьютерной базе создала имитационная моделирующая база чрезвычайных ситуаций техногенного характера; разработаны обучающие и тестирующие компьютерные программы.

Реализация поставленных задач позволила повысить эффективность формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников в чрезвычайных ситуациях, создать модель поведения молодежи в условиях чрезвычайной ситуации, использовать результаты моделирования техногенных аварий для построения автоматизированной системы оповещения (АСО), определить состав и содержание нового курса по безопасной и защитной деятельности − «Защита жизни и информатизация», определить совокупность форм организации учебных занятий.

Критерии диагностики включают в себя: потребность в культуре безопасности жизнедеятельности; выраженность эмоционально-волевых и нравственных проявлений личности в процессе тренировочной деятельности; удовлетворенность и отношение к выполняемой деятельности; проявление самодеятельности, самоорганизации, самообразования и самовоспитания; уровень сформированности психофизиологических и физических возможностей; владение средствами, методами, умениями и навыками, необходимыми для формирования собственного совершенства; целостное обеспечение готовности учащегося к безопасной деятельности; содержание преобладающей мотивации в защитной деятельности; системность и глубину усвоения научно-практических знаний; интенсивность участия в тренировочной деятельности.

Информация о работе Проблема активных методов обучения с использованием компьютерных технологий в преподавании курса ОБЖ