Проблема активных методов обучения с использованием компьютерных технологий в преподавании курса ОБЖ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:59, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В современном обществе отмечается неуклонный рост количества и масштабов негативных последствий различного рода аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и других кризисных явлений, которые определяются как чрезвычайные ситуации. В нашей стране риск оказаться среди пострадавших или погибнуть выше, чем в других странах мира. В России число погибших ежегодно повышается в среднем на 4%, а материальный ущерб возрастает в среднем на 10%.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ..…..8
1.1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности………………8
ГЛАВА 2. НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………12
2.1. Актуальность разработки современных технологий образования в области предупреждения и ликвидации ЧС………………………………………….12
2.2. Технологии, связанные с созданием учебных программных комплексов в области безопасности жизнедеятельности……………………………………..13
2.3. Современные разработки в области образования………………………...14
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ…………………...26
3.1. Автоматизированная система оповещения (АСО) как технология учено-методического обеспечения формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников в чрезвычайных ситуациях……………………….26
3.2. Модель поведения учащихся в условиях чрезвычайных ситуаций……..31
3.3. Критериальная диагностика сформированности культуры безопасности жизнедеятельности школьников в чрезвычайных ситуациях………………...36
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...41
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………...43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..44
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….48

Файлы: 1 файл

Пантелеев диплом.doc

— 241.00 Кб (Скачать)

С помощью данных технологий станет возможным:

1. Наряду с процессом  формирования устойчивых знаний и навыков в области безопасности жизнедеятельности более эффективно изучать другие общеобразовательные дисциплины: географию, математику, физику, информатику и др.

2. Используя дистанционные методы обучения, обеспечить значительный контингент людей требуемых знаниями и решить задачу преодоления дефицита квалифицированных преподавателей ОБЖ.

3. Наряду с образованием, параллельно осуществлять ежедневное воспитание в молодом человеке чувство гражданской ответственности за безопасность страны и общества. Это достигается целенаправленной подачей необходимой информации в реальном масштабе времени.

4. Воспитывать в молодых людях чувство патриотизма и гордости за нашу страну. Это становится возможным при внедрении в учебный процесс передовых российских информационных технологий, не уступающих, а зачастую, превосходящих аналогичные зарубежные технологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

3.1. Автоматизированная система оповещения (АСО) как технология учено-методического обеспечения формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников в чрезвычайных ситуациях.

 

Исходя из ведущих тенденций и принципов подготовки школьников к безопасной и защитной деятельности, мы обосновали основные педагогические условия эффективности данной подготовки: сформированность в школе педагогически ориентированной образовательной среды; реконструкция содержания и структуры подготовки школьников к безопасной и защитной деятельности, технологическая обеспеченность данного процесса; инициирование личностной самореализации школьников в безопасной и защитной деятельности.

Сформированность в школе педагогически ориентированной среды предполагает существование соответствующего микроклимата, атмосферы «социально-педагогического оазиса» (А.С. Чернышев). Направленность образовательного процесса в школе на педагогические ценности, на приоритеты личностного развития ребенка в педагогическом процессе формируют у школьников понимание важности и значимости безопасной и защитной деятельности.

Реконструкция содержания и структуры подготовки школьника к безопасной и защитной деятельности, технологическая обеспеченность данного процесса выполняются на программно-целевом и содержательно процессуальном уровнях подготовки. Изменения вносятся в содержание и логику социально-гуманитарной, психолого-педагогической и специальной подготовки, обеспечиваются научно-теоретической и практической психолого-педагогической и специальной подготовкой школьника;  использование новых информационных технологий способствует развитию умений в управлении безопасной и защитной деятельности.

Инициирование личностной самореализации школьников в безопасной и защитной деятельности реализуются за счет усиления практико-ориентированной направленности их подготовки к данному виду деятельности. Данные обстоятельства способствуют развитию самоанализа и самооценки деятельности, формированию личностной позиции в безопасной и защитной деятельности, выработке профессионально-значимых качеств в этой деятельности, развитию рефлексивных способностей школьников на всех этапах формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Полифункциональный характер культуры безопасности жизнедеятельности отражает множество ее связей с различными видами деятельности школьников, в частности с учебной, оказывая на нее определенное влияние. Эффективность реализации важнейших функций культуры безопасности жизнедеятельности, связанных с безопасной и защитной деятельностью, может существенно возрасти, если будут определены педагогические условия ее рационального и направленного использования как общесоциальной ценности.

Полноценная реализация этих функций связана с разрешением противоречий между необходимостью принимать решения по защите окружающих в стрессовой ситуация и дефицитом времени, являющимся главным отличием всех чрезвычайных ситуаций (скоротечность); внутренним принятием школьниками целей защиты своей жизни, жизни присутствующих и необходимостью тренировочной деятельности; требованиями, предъявляемыми к школьникам учебной средой, организацией учебного труда и необходимостью адаптации к ней; между логикой развития учебного процесса, основанной на закономерных изменениях психофизиологических возможностях школьников и содержанием практических занятий по безопасной жизнедеятельности, нередко оказывающих угнетающее влияние на текущую работоспособность; между необходимостью повышения уровня знаний и отсутствием или частичным дефицитом свободного времени.

Разрешение этих противоречий нам видятся в применении новых информационных технологий (НИТ), опирающихся на достижения компьютерной техники, внедренных в учебный процесс. Современные потребности системы образования требуют существенного повышения качества и эффективности учебно-воспитательного процесса. Информатизация образования обеспечивает приращение знаний за счет самостоятельной работы с обучающими программами, имитационное моделирование позволяет повысить уровень научности школьного эксперимента, усиливает интеллектуальную деятельность школьников.

Опираясь на проведенный анализ, определен тот необходимый круг задач, решение которого позволит значительно повысить уровень знаний, практических навыков и умений, сформировать культуру безопасности жизнедеятельности школьников в чрезвычайных ситуациях. К ним относятся создание программы «Подготовка операторов на персональных компьютерах по проблемам ГО и ЧС», формирование имитационной моделирующей базы чрезвычайных ситуаций техногенного характера, разработка обучающих и тестирующих программ. Реализация поставленных задач позволит повысить эффективность формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников в чрезвычайных ситуациях, создать модель поведения молодежи в условиях чрезвычайных ситуаций, использовать результаты моделирования чрезвычайных ситуаций для построения автоматизированной системы оповещения (АСО).

Технология, формирующая культуру безопасности жизнедеятельности, ставит своей целью подготовить из учащихся операторов по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС), умеющих работать на персональном компьютере. Для этого были разработана программа для общеобразовательной школы. По дополнительной программе обучаются школьники 8-10 классов. Общее количество часов курса − 68. Курс рассчитан для учащихся 8-х классов на 17 часов, для 9-х − 17 часов, для 10-х − 34ч. Общее количество практических занятий составляет 70% (48 часов).

Предлагаемый вариант программы для образовательной школы решает следующие задачи:

- научить учащихся составлять планы опасных объектов (ОО) (пожаро- и взрывоопасных, химических, радиоактивных и так далее) и объектов повышенной защищенности (ОПЗ) (школы, больницы и так далее);

- уметь пользоваться средствами защиты и оказывать первую помощь при отравлении АХОВ;

- с помощью методики уметь рассчитывать на компьютере выходные параметры аварии и моделировать различные ситуации;

- по проведенным расчетам и экспертным заключениям АСО уметь принимать обоснованные решения по защите населения;

- моделируя различные ситуация на компьютере, уметь составлять прогноз возможных вариантов техногенных аварий;

- на базе прогноза уметь разрабатывать «План защиты населения при чрезвычайных ситуациях техногенного характера» для ОПЗ.

Для формирования культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях использовались и дополнительные формы обучения и воспитания − экспериментальный класс и факультатив.

Экспериментальные классы − это школьники, принимающие участие в эксперименте с 8 по 10 класс и углубленно изучающие чрезвычайные ситуации техногенного характера. Конечная цель работы экспериментальных классов − подготовка операторов по ГО и ЧС, умеющих работать с комплексной программой АСО и доведения их до уровня старшего оператора по ГО и ЧС объекта. По годам ориентировочные уровни подготовки школьников следующие: 8 класс − ученик оператора ГО и ЧС; 9 класс − оператор ГО и ЧС; 10 класс − старший или оператор ГО и ЧС.

Организация проведения занятий с учащимися экспериментальных классов строится на ряде концептуальных положений: в основу занятий положен принцип интеграции программированных и традиционных форм работы; применение стимулирующих методов обучения, одним из которых является метод «мозговой атаки»; применение методов развивающего, проблемного обучения; основным видом организационной работы с учащимися при компьютерной поддержки выбрана работа группами.

Школьники 8-10 классов, желающие улучшить свои практические навыки по овладению курсом культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях, могут посещать факультатив. За период с 8 по 10 класс такие учащиеся набирают практических занятий на 24 часа больше по сравнению с обычным курсом безопасности жизнедеятельности, то есть имеют общую практику 72 часа.

Подготовка операторов по ГО и ЧС, формирование культуры безопасности жизнедеятельности потребовали специального автоматизированного комплекса программ, с помощью которых можно было создать любую модель аварий и катастроф техногенного характера. Комплекс должен позволять накапливать информацию об объектах повышенной защищенности (ОПЗ) (школы, детсады, поликлиники и тому подобное), информацию о пожароопасных объектах и объектах, имеющих аварийно химические опасные вещества АХОВ), рассчитывать параметры аварии в режимах «Авария» и «Прогноз», выдавать рекомендации руководителям ГО объектов по обоснованным действиям в режиме чрезвычайной ситуации, представлять им оперативную информацию о чрезвычайной ситуации в виде карт и планов, позволять рассчитывать «План защиты персонала объекта от чрезвычайных ситуаций». Общая комплексная модель возникающих чрезвычайных ситуаций техногенного характера, которая названа «Автоматизированной системой оповещения» (АСО), позволяет создать единое информационное поле района, в пределах которого можно решать не только задачи оповещения о сложившихся ситуациях по гражданской обороне (ГО), чрезвычайным ситуациям (ЧС), но и по вопросам экологии, криминогенных ситуаций, решению хозяйственных задач, принятию оперативных управленческих решений по ликвидации сложившейся ситуации.

 

3.2. Модель поведения учащихся в условиях чрезвычайных ситуаций

 

На базе АСО и в соответствии с обязательным минимумом содержания образовательной программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (см. Приложение 1) и поурочным тематическим планированием (см. Приложение 2) нами разработана «Модель поведения учащейся молодёжи в условиях чрезвычайных ситуаций». Построение структуры модели организуется от поведения каждого человека (личная безопасность) к коллективной безопасности.

Вопросы личной безопасности подробно рассмотрены в курсе «ОБЖ». Они подразделяются на средства индивидуальной защиты (СИЗ) и медицинские средства индивидуальной защиты. В свою очередь, СИЗ разделяются на средства защиты органов дыхания (противогазы, респираторы, простейшие средства) и средства защиты кожного покрова (специальные средства, фильтрующая одежда, простейшие средства). Употребление СИЗ требует знаний их пользования (надевание, снятие, применение при неисправности).

Применение средств и способов общественной безопасности также рассмотрены в курсе «ОБЖ». К ним относятся средства коллективной защиты (убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия), эвакуация и медицинские средства и способы (первая медицинская помощь, санитарная обработка, карантин, обсервация).

Принципиальным отличием курса “Защита жизни и информатизация” является то, что нами предлагается другая структура организации общественной безопасности. В соответствии с этим программа состоит из двух элементов: специальных средств и ей подчиненной − обычных средств и способов, изложенных выше.

Специальные средства − это автоматизированная система оповещения (АСО), представляющая комплекс технического, методического и программного обеспечения (комплексная методика «Расчет параметров аварии», методика «План защиты населения», методика «Формирование  геоинформационных систем»).

Работа специальных средств строилась следующим образом. По сигналу «Внимание всем!» объекты повышенной защищенности (ОПЗ) (детсады, школы, больницы и тому подобное) действуют согласно инструкции, разработанной по методике «Плана защиты населения». Эта инструкция должна быть на каждом ОПЗ. В течение менее 5 минут в АСО проводится расчет параметров аварии и на их основе и электронной карты принимается решение о действиях населения. В уточненном сообщении передаются рекомендации, которые необходимо неукоснительно выполнять. Далее мы практически переходили к действиям при использовании обычных средств и способов общественной безопасности.

Предлагаемая структура, по сравнению с существующей схемой оповещения (20 − 25 минут), дает выигрыш во времени около 15-20 минут. Оперативность принятия решения значительно сокращает количество жертв.

Наиболее эффективным способом успешного изучения нового материала

является использование обучающих программ на персональных компьютерах. Они позволяют многократно повторять новые понятия и определения в различных комбинационных ситуациях, в связи с какими-то базовыми понятиями, которые уже усвоены обучающимися. Учебная информация, предъявляемая школьнику при помощи обучающих компьютерных программ, позволяет примерно в 10 раз уплотнить поток учебной информации. Это достигается благодаря активной деятельности обучаемого в моделируемой искусственной среде и комплексному воздействию на органы чувств.

Так, в общеобразовательной школе № 10 был разработан факультатив «Оператор по чрезвычайным ситуациям техногенного характера». На этом факультативе школьники получают более углубленные знания по географии (учатся работать с картами, составлять планы местности, ориентироваться на местности), информатики (изучают графические редакторы, базы данных, базы знаний, экспертные системы, геоинформационные системы), экологии (понятия экосистемы, загрязнения среды), ОБЖ (умение ориентироваться в опасных для жизни ситуациях и применять средства индивидуальной защиты). Весь курс рассчитан на 68 часов и предполагает обучение школьников старших классов в течение одного учебного года.

Информация о работе Проблема активных методов обучения с использованием компьютерных технологий в преподавании курса ОБЖ