Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:59, дипломная работа
Актуальность исследования. В современном обществе отмечается неуклонный рост количества и масштабов негативных последствий различного рода аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и других кризисных явлений, которые определяются как чрезвычайные ситуации. В нашей стране риск оказаться среди пострадавших или погибнуть выше, чем в других странах мира. В России число погибших ежегодно повышается в среднем на 4%, а материальный ущерб возрастает в среднем на 10%.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ..…..8
1.1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности………………8
ГЛАВА 2. НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………12
2.1. Актуальность разработки современных технологий образования в области предупреждения и ликвидации ЧС………………………………………….12
2.2. Технологии, связанные с созданием учебных программных комплексов в области безопасности жизнедеятельности……………………………………..13
2.3. Современные разработки в области образования………………………...14
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ…………………...26
3.1. Автоматизированная система оповещения (АСО) как технология учено-методического обеспечения формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников в чрезвычайных ситуациях……………………….26
3.2. Модель поведения учащихся в условиях чрезвычайных ситуаций……..31
3.3. Критериальная диагностика сформированности культуры безопасности жизнедеятельности школьников в чрезвычайных ситуациях………………...36
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...41
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………...43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..44
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….48
ВЫВОДЫ
1. Анализ научно-методической литературы показал, что совокупность положений, определяющих теоретико-методологические предпосылки исследования культуры безопасности жизнедеятельности и ее формирования в общеобразовательной школе не достаточно освещены и требуют дальнейшей разработки.
2. На основании анализа литературных источников нам удалось определить сущность, структуру, критерия и уровни сформированности культуры безопасности жизнедеятельности школьника в чрезвычайных ситуациях
3. Анализ и осмысление системы ведущих тенденций и принципов дают возможность наметить стратегию и тактику процесса подготовки учащихся к формированию культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях и определить основные педагогические условия: программно-целевая направленность учебно-воспитательного процесса; опора на личностно-деятельностный и культурологические подходы; учет структурного взаимодействия и единство целевого, мотивационно-потребностного, содержательно-
4. Нам удалось осуществить опытно-экспериментальную проверку содержания и преподавания факультатива «Оператор по чрезвычайным ситуациям техногенного характера» и курса «Защита жизни и информатизация» в контексте формирования культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях у школьников. Были получены следующие результаты: эффективность сформированности культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях у школьников, применяющих новые информационные технологи, для эвристического уровня повысилась на 41 ,4%, а репродуктивного − снизилась на 31,1%. Сравнение традиционных и новых информационных технологий показало, что относительное приращение культуры безопасности жизнедеятельности для эвристического уровня повысилась на 32,1%, для репродуктивного − снизилась на 29,2%, что явно говорит о преимуществе использования новых информационных технологий в процессе формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников при чрезвычайных ситуациях.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
В заключении обозначим некоторые вытекающие из исследования существенные рекомендации:
- проецирование общей культуры ученика школы в сферу защитной, безопасной и физкультурной деятельности;
- формирование инновационной среды и включение учащихся в процесс создания, освоения и внедрения педагогических нововведений;
- внедрение вариативных форм повышения культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях, ориентированных на развитие безопасного и защитного сознания и самосознания, мышления и рефлексии, способностей и умений;
- изменение ориентации практической деятельности при проведении спортивных соревнований с количественных показателей на качественное проведение массовых, групповых, индивидуальных мероприятий, отвечающих задачам формирования культуры безопасности жизнедеятельности личности.
Резюмируя результаты выполненного исследования, есть основания заключить, что поставленные в нем задачи решены, гипотеза получила подтверждение.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.
1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. − М.: Наука, 1981. − С. 19-84.
2. Аванесов B.C. Научные проблемы тестового контроля знаний / Учебное пособие М., 1994.-135 с.
3. Авдеева С.М. Болотов В.А. Журнал «Вестник образования» Информатизация общего образования № 2, 2003.-112с.
4. Артюхова И.С. Ценности и воспитание // Педагогика. – № 4. – С. 117 – 122.
5. Байбородова Л.В., Индюков Ю.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: Метод. Пособие.- М: ВЛАДОС, 2003. – 272с.
6. Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитание / Пер. с англ.; Общ. ред. В.Я. Пилиповского. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.
7. Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 328 с.
8. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. – 135 с.
9. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека, культуры и нравственности. – Ростов н/Д: РГПИ, 1994. – 22 с.
10. Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. – М.: Мысль, 1970. – 191 с.
11. Вишневская Е.Л., Волошинов И.Б. ОБЖ для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., 1997. – 209 с.
12. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования. Проблемы и перспективы. – М.: Педагогика, 1987. – 269 с.
13. Григорьев С.И., Демина Л.Д., Растов Ю.Е. Жизненные силы человека. – М.: Слово, 1996. – 196 с.
14. Демушкин, А.С. Компьютерные обучающие программы / А.С. Демушкин, А.И. Кириллов, Н.А. Сливина и др. // Информатика и образование. – 1995. - №3. - С. 15-22.
15. Десятникова Ю.М. Психологическое состояние старшеклассников при измерении социального окружения // Вопросы психологии. – 1995. – № 5. – С. 18 – 25.
16. Жданов Ю.А. Нерасторжимые звенья: культура и наука. Традиции и современность. – Ростов н/Д: Кн. изд-во,1984. – 239 с.
17. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М.:Политиздат, 1987. – 297 с.
18. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13. 01. 96. № 12 – Ф3.
19. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М.: Политиздат, 1986. – 223 с.
20. Иовенко И.В. Безопасность жизнедеятельности как аспект национальной безопасности России // Национальная безопасность и геополитика России. − 2000. − № 5. − С. 30-42.
21. Иовенко И.В. Знания учащихся – на компьютере // Физическая культура в школе. − 1997. − № 2. − С. 94.
22. Иовенко И.В. Компьютер в школе и чрезвычайные ситуации // Физическая культура в школе. − 1999. − № 4. − С. 94-95.
23. Иовенко И.В. Компьютерное обучение по курсу ОБЖ // Основы безопасности жизнедеятельности. − 1999. − № 2. − С. 70.
24. Иовенко И.В. Персональные компьютеры и итоговая аттестация учащихся // Физическая культура в школе. − 1998. − № 2. − С. 95-96.
25. Иовенко И.В. Применение инновационных технологий в ОБЖ // Педагогическое образование и наука. − 2001. − № 3. − С. 25-27.
26. Иовенко И.В. Школьники контролируют чрезвычайные ситуации // Физическая культура в школе. − 1999. − № 5. − С. 61.
27. Каталог программных средств. Информатика: Инструментально- педагогические средства. - Красноярск, 1995.- 30 с.
28. Колпаков, О.Л. Оболочка для создания электронного задачника / О.Л, Колпаков, С.В. Прескоков // Новые информационные технологии в университетском образовании: Сб. тр. - Новосибирск: НИИ МИОО НГУ, 1997. - С 149-150.
29. Конституция Российской Федерации. – М., 2003. – 63 с.
30. Кривошеев, А.О. Проблемы развития компьютерных обучающих программ / А.О. Кривошеев // Высшее образование в России. – 1994. - № 3. - С.12-20.
31. Ларионов, В.Н. Информатизация профессионального образования: проблемы и перспективы / В.Н. Ларионов // Педагогическая информатика. – 1993. - №1. - С. 12-15.
32. Ловцов, Д.А. Адаптивная система индивидуализации обучения / Д.А. Ловцов, В.В. Богорев // Педагогика. – 2001. - №6. – С. 24-28.
33. Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. – М.: Слово, 1998. – 198 с.
34. Михалев, В.И. Технология формирования тестовых заданий при создании электронных учебников в среде Toolbook-II
35. Могилев, А. В. Дидактические принципы в компьютерном обучении / А.В. Могилев, С.А. Титоренко // Педагогическая информатика. - 1998. - № 2. - С.10-16.
36. Мясищев В.Н. Психология отношений. – Москва-Воронеж, 1995. – 326 с.
37. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. – 1998. – № 3. – С. 3 – 10.
38. Панарин А.С. Россия в цивилизованном процессе. – М.: ИФРАН, 1995. – 262 с.
39. Попов, С. П. Информационные технологии в образовании: VIII междунар. конф.–выставка: Официальный каталог. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1998. – Ч.2. - 112 с.
40. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
41. Селютина, М. Б. О достоинствах и недостатках электронных учебных программ / М.Б. Селютина, С.Б. Энтина // Информационные технологии в образовании: Десятая юбилейная конф.-выставка: Сб. тр. участников конф. – М.: МИФИ, 2000. – Ч.2. - С. 319-321.
42. Сергеева, Т.А. Новые информационные технологии и содержание обучения / Т.А. Сергеева // Информатика и образование. – 2005. - № 1. - С. 3-10.
43. Смирнов А.Т., Фролов М.Ф., Литвинова Е.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. − М.: Изд-во АСТ, 1997. − 187 с.
44. Стариченко, Б.Е. Новые информационные технологии в вопросах оптимизации образовательных систем / Б.Е. Стариченко. - Екатеринбург.: УрГПУ, 2004. – 208 с.
45. Столаров, Л. М. Обучение с помощью машин: Пер. с англ. / Л.М. Столаров. - М., 1965. - 373 с.
46. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избр. труды. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флита, 1999. – 672 с.
47. Шоломий, К.М. О дефиците программных средств для компьютерного обучения школьным предметам /К.М. Шоломий // Информатика и образование. 2001. № 1. С.105-109.
48. Щуркова Н.Е. «Философия жизни» в школе: Методические материалы к учебному курсу человековедения. – М.: Новая школа, 1994. – 48 с.
49. Ястребцева Е.Н., Быховский Я.С. «Обучение для будущего» М.:2007.-368 с.
Обязательный минимум содержания образовательной программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (фрагмент)
Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни. Закономерность их проявления, способы защиты от них. Условия безопасного поведения обучающихся дома, в транспорте, на улице, на природе. Основы правил дорожного движения, пожарной безопасности, безопасности на воде, способы автономного выживания человека в природных условиях.
Опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и влияние на безопасность жизнедеятельности человека. Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура и задачи. Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях.
Действия обучаемых в условиях чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время. Способы повышения защитных свойств дома (квартиры, класса). Использование средств индивидуальной и коллективной защиты. Организация эвакуации населения. Подготовка обучающихся к участию в детско-юношеском движении «Школа безопасности».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Поурочное планирование курса ОБЖ для X класса (фрагмент).
Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности». А.Т. Смирнов, М.Ф. Фролов, Е.Н. Литвинова
ТЕМА 1. Единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС).
Урок 1. Гражданская оборона (ГО) как система защиты населения. Понятие ЧС и ГО. Задачи, решаемые ГО. Органы управления системы ГО. Создание групп ГО из мирного населения.
Урок 2. Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Создание МЧС. Основные задачи, возложенные на МЧС.
Урок 3. Единая государственная система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Создание РСЧС, её задачи. Структура, органы управления, режимы функционирования РСЧС.
Урок 4. План действий в ЧС. Разработка плана действия в учебном заведении при угрозе ЧС. Обязанности учащихся при возникновении ЧС.