Формы и способы обучения населения основам безопасности жизнедеятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:12, реферат

Краткое описание

В наши неспокойные дни жизнь и здоровье человека находится в постоянной опасности. И естественно встает вопрос о том, как защитить себя от этой постоянной опасности. Наверняка еще с начала времен человек начал задумываться, как защититься от неблагоприятной среды. И накопив определенные знания, он задумался о том, что свои знания о том, как спасти свою жизнь нужно передать дальше.

Оглавление

1. Почему основы безопасности жизнедеятельности изучают как обязательный предмет?

2. Где впервые человек сталкивается с основами безопасности жизнедеятельности?

3. Профилактические и личные беседы в качестве формы обучения населения основам безопасности жизнедеятельности.

4. Основы безопасности жизнедеятельности, как предмет, преподаваемый в школе.

5. Иные формы обучения населения основам безопасности жизнедеятельности.

6. Вывод.

7. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 57.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 

Реферат на тему

«Формы  и способы обучения населения основам безопасности жизнедеятельности». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание. 

1. Почему основы  безопасности жизнедеятельности  изучают как обязательный  предмет?

2. Где впервые человек  сталкивается с  основами безопасности жизнедеятельности?

3. Профилактические  и личные беседы  в качестве формы  обучения населения  основам безопасности  жизнедеятельности.

4. Основы безопасности  жизнедеятельности,  как предмет, преподаваемый в школе.

5. Иные формы обучения  населения основам безопасности жизнедеятельности.

6. Вывод.

7. Список использованной  литературы.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Почему основы безопасности жизнедеятельности изучают как обязательный предмет?  

В наши неспокойные  дни жизнь и здоровье человека находится в постоянной опасности. И естественно встает вопрос о том, как защитить себя от этой постоянной опасности. Наверняка еще с начала времен человек начал задумываться, как защититься от неблагоприятной среды. И накопив определенные знания, он задумался о том, что свои знания о том, как спасти свою жизнь нужно передать дальше. Собственно с первых попыток человека объяснить другим людям, родственникам, потомкам, как защитить себя от неблагоприятных условий среды и можно назвать началом обучения населения безопасности жизнедеятельности.  

Почему же основы безопасности жизнедеятельности – является обязательным предметом для изучения? Как уже было сказано – окружающий мир таит в себе большое число всевозможных угроз и опасностей для жизни и здоровья человека. В процессе своей деятельности человек постоянно оказывается в зоне риска. И научить, как распознать и устранить угрозу, как вести себя в ситуации повышенной опасности и прямой угрозы жизни и здоровью – вот основная задача основ безопасности жизнедеятельности. Поскольку этот предмет позволяет человеку научиться, не только узнавать о грозящей ему опасности, но предотвращать угрозу, помогать защитить жизнь и здоровье других людей в опасных ситуациях – этот предмет включен в перечень предметов, обязательных для преподавания в школах.  
 
 
Так какими же способами можно донести до населения эти знания?

2. Где впервые человек  сталкивается с  основами безопасности жизнедеятельности? 

С самого детства  родители заботятся о своих чадах, стараясь уберечь от всех опасностей внешней среды. Но родители не могут быть всегда рядом. И поэтому, чтобы избежать дурных последствий, они начинают объяснять детям, что делать можно, а чего нельзя.  

Именно родители впервые объяснили нам, что нельзя совать пальцы в розетку, что спички детям не игрушки, что с ножом играть нельзя и многое, многое другое. Это очень важно, так как без этого первого знания жизнь человека была бы куда сложнее и короче. Самое первая встреча с основами безопасности – это наставления наших родителей. Именно родители говорили нам – не подходи к незнакомым людям, тем самым предостерегая нас от многих бед и опасностей окружающего мира.  

Личная беседа родителей с детьми, первая попытка  их приспособить своих детей к  опасному миру – вот самый первый способ обучить население основам безопасности жизнедеятельности. Начинать нужно с семьи, где человек впервые узнает, что нужно делать и как поступать в ситуациях, сопряженных с риском для здоровья и жизни. Это один из самых первых способов обучения, известных людям. Так еще древние люди передавали знания из уст в уста, устанавливая нормы и правила, которые нигде официально зафиксированы не были, но впитались в грядущие поколения и надежно закрепились в сознании общества, что является одним из самых действенных способов по предотвращению вреда здоровью и жизни человека.  
 

3. Профилактические  и личные беседы  в качестве формы  обучения населения  основам безопасности  жизнедеятельности. 

Вы задумывались, почему в детских садах и школах иногда появляются люди в форме правоохранительных органов? Нет, конечно, бывают прецеденты, но в основном блюстители закона и порядка прибывают в образовательные учреждения для проведения профилактических бесед с обучающимися.

 
Данная форма обучения населения  основам безопасности жизнедеятельности  весьма эффективна. Сотрудники правоохранительных органов проводят беседы, на которых объясняют как нужно себя вести в опасных для жизни ситуациях. Коль уж мы говорим о правоохранительных органах – то это в основном беседы в целях профилактики преступления с участием несовершеннолетних. Граждане в форме объясняют практически то же самое, что и родители – не подходите к незнакомцам, не играйте на дороге, не переходите улицу в неположенном месте.
 

Так же в образовательных  учреждениях можно встретить  и пожарных и лиц других профессий, чья деятельность связана с охраной жизнедеятельности человека. Они так же проводят профилактические беседы на соответствующие темы, как например,  поведение во время пожара.  
 
Однако не только профессионалы проводят профилактические беседы, но и лица, отвечающие за жизнь и здоровье обучающихся, такие как, например, воспитатели или классные руководители так же проводят периодически профилактические беседы с обучающимися. Так, например, каждый классный руководитель обязан перед объявлением о начале каникул провести профилактическую беседу по поведению на водоемах и обращению с пиротехникой, напомнить о правилах дорожного движения.
 

Но не только в учебных учреждениях проводятся профилактические беседы. На предприятиях, в иных учреждениях для персонала так же проводят обязательные профилактические беседы касательно техники безопасности, поведения в экстремальных ситуациях.  

Одними из самых  важных, на мой взгляд – являются обязательное и всеобщее доведение до сведения сотрудников учреждений, особенно связанных с высоким риском для жизни и потенциально общественно опасных объектов (атомных электростанций, шахт, трудоемких предприятий) положений техники безопасности. Это так же, на мой взгляд, является неотъемлемой частью основ безопасности жизнедеятельности, так как люди в ответе не только за свою собственную жизнь и свое собственное здоровье, но и за жизнь и здоровье окружающих их людей, и их непрофессионализм и элементарное несоблюдение или незнание техники безопасности может навредить не только им самим, но и окружающим.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Основы безопасности жизнедеятельности, как предмет, преподаваемый в школе. 

На сегодняшний  день основы безопасности жизнедеятельности  являются в школьной программе предметом  обязательным для изучения. В курсе основ безопасности жизнедеятельности собраны все основные угрозы, которые могут ждать человека в современном мире. От хулигана за углом, до возможности ядерной войны. Начинается предмет в начальной школе. На изучение основ безопасности жизнедеятельности в школьной программе в среднем отводят 430 часов. В начальной школе (1 - 4 классы) отводится 128 часов. В средней школе (5 – 9 классы) около 160 часов. В старшей школе (10 – 11 классы) около 68 часов. Помимо этого выделяется около 74 часа в старшей школе для так называемой «основы военной службы». Все это делается для того, чтобы подготовить к выпуску из школы грамотных в отношении безопасности жизнедеятельности людей, которые могут распознать угрозу, правильно решить, как поступить для ее ликвидации, оказать первую медицинскую помощь в том случае, если кто-то пострадал. Существует множество различных способов обучения населения основам безопасности жизнедеятельности в школе. Это могут быть как лекционные занятия, где учащиеся получают основные представления об угрозах современного мира. Это могут быть наглядные способы обучения, когда те или иные аспекты основ безопасности учащиеся могут увидеть либо воочию, либо на достоверном примере оценить и научиться определять угрозы, научиться правильно их ликвидировать. Так, например, проводятся практические занятия по оказанию первой медицинской помощи. Либо проводятся тренировочные учения, вроде команд «газы» для отработки обращения с противогазом, в случае реальной угрозы. Таким образом – обучение в школе является одной из самых продуктивных форм обучения населения основам безопасности жизнедеятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Иные формы обучения  населения основам  безопасности жизнедеятельности. 

Помимо всего  описанного выше, существуют еще несколько  форм обучения населения основам безопасности жизнедеятельности. 

Так, например, в различных учреждениях проводятся регулярные учебные тревоги. Чаще всего, наверное, мы с ними сталкивались в школе. Благодаря этим тренировкам мы отрабатывали четкость своих действий в экстремальной ситуации.  

В детских садах  и в начальной школе чаще всего  обучение основам безопасности жизнедеятельности  проходит в форме игры. В более  поздний период – в форме обычных  школьных занятий, совмещенных с  определенной практикой. 

В недалекие времена Союза Советских Социалистических Республик не было такого предмета как основы безопасности жизнедеятельности. Вместо него были уроки начальной военной подготовки, где юноши проходили подготовку для сохранения жизнедеятельности в военное время, а девушки проходили курсы первой медицинской помощи. 

Можно вынести  определенные вопросы по безопасности жизнедеятельности на обсуждение и  в неформальной обстановке, что так  же будет способствовать повышению  уровня образованности в данной сфере  у определенных задействованных групп людей.  

Однако, не всегда все можно предугадать заранее  и обучить население как защитить свою жизнь и здоровье в случае возникновения непредусмотренной  заранее угрозы. В таком случае остается последнее средство – по возможности через средства массовой информации, через квалифицированных сотрудников распространить среди населения основные знания, о противодействии угрозе. То есть непосредственно руководить действиями населения в случае возникновения прямой угрозе жизнедеятельности. Но нужно стараться просчитать все возможные угрозы и обучить население сохранять безопасность жизни и здоровья не только доля себя, но и для окружающих в условиях неблагоприятной окружающей среды.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. Вывод. 

Основы безопасности жизнедеятельности – очень важный предмет для изучения населением. Существует большое количество способов и форм, как обучить население основам безопасности жизнедеятельности. Можно обучать в форме игры, можно в форме лекций, можно пробовать применять знания на практике, но конечно лучше – чтобы на самом деле их применять не пришлось. Но самое главное – что человек в процессе своей жизни постоянно учится противостоять неблагоприятной окружающей среде, хочет он того или нет. И мне кажется самая главная, самая основная форма обучения человека основам безопасности жизнедеятельности – это есть сама жизнь, сама его жизнедеятельность. Благодаря своим глазам и ушам, своим ощущениям – человек сам в состоянии научиться противостоять угрозам его жизни и здоровью. Опыт его предков и его собственное будущее помогут ему в этом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7. Список использованной литературы. 

  1. Основы  Безопасности Жизнедеятельности (А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев)
  2. Основы Безопасности Жизнедеятельности (Б.О. Хренников)
  3. Теория и методика преподавания безопасности жизнедеятельности (Н. Абоскалова)
  4. Основы безопасности жизнедеятельности (Марков, В.В. Латчук, В.Н. Вангородский, С.Н. Миронов)
  5. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (П.В. Ижевский, А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин)
  6. Организационно-методические указания

по  подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2006-2010 годы. 

Информация о работе Формы и способы обучения населения основам безопасности жизнедеятельности