Основы информационной безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 09:38, курсовая работа

Краткое описание

Общественность, как и бизнес, должна, помимо раскрытия и донесения нужной информации, еще и обезопасить ту информацию, которая имеет особый вес и секретность. Но, много информации скрывается государством за «шторами секретности». Хотелось слышать всегда бы ту информацию, которая может быть и горькая, но правильная и не ложная. Но, безопасность, она на то и безопасность, чтоб уберечь и сохранить одну волну и не затронуть те темы, которые не являются достоверными. Существует много законов и правил подачи информации и термины безопасности. О них, о правилах, основах и законах информационной безопасности я хочу написать в своей контрольной работе. Просмотрев журналы, прочитав несколько учебников и газет о политике, обществе и информации сложилось много выводов и конечно, как и в любой науке - вопросов.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие информационной безопасности 4
2. Информационная безопасность и Интернет 7
3. Основы информационной безопасности 10
4. Методы обеспечения информационной безопасности 13
4. Исторические аспекты возникновения и развития информационной безопасности 17
5. Программно-технические способы и средства обеспечения информационной безопасности 20
Заключение 22
Список используемой литературы 27

Файлы: 1 файл

Курсовая Работа.doc

— 144.68 Кб (Скачать)
 

Содержание 

    Введение 3

    1. Понятие информационной безопасности 4

    2. Информационная безопасность и Интернет 7

    3. Основы информационной безопасности 10

    4. Методы обеспечения информационной безопасности 13

    4. Исторические аспекты возникновения и развития информационной безопасности 17

    5. Программно-технические способы и средства обеспечения информационной безопасности 20

    Заключение 22

    Список используемой литературы 27

 

     Введение 

     Я выбрала тему «Основы информационной безопасности». Мне эта тема показалась очень актуальной и интересной. В современности информационная безопасность, на мой взгляд, самое главное, для отношений в обществе.

     Общественность, как и бизнес, должна, помимо раскрытия и донесения нужной информации, еще и обезопасить ту информацию, которая имеет особый вес и секретность. Но, много информации скрывается государством за «шторами секретности». Хотелось слышать всегда бы ту информацию, которая может быть и горькая, но правильная и не ложная. Но, безопасность, она на то и безопасность, чтоб уберечь и сохранить одну волну и не затронуть те темы, которые не являются достоверными. Существует много законов и правил подачи информации и термины безопасности. О них, о правилах, основах и законах информационной безопасности я хочу написать в своей контрольной работе. Просмотрев журналы, прочитав несколько учебников и газет о политике, обществе и информации сложилось много выводов и конечно, как и в любой науке - вопросов.

      О глубоком анализе писать рано, недостаточно опыта, но есть анализ того, что на самом деле касается жизненных ситуаций, и, конечно связей с обществом и информацией. Термин - «информационная безопасность» имеет много характеристик. Это и состояние защищённости информационной среды, и защита информации, представляющая собой деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, процесс, направленный на достижение этого состояния. Информационная безопасность организации - это состояние защищённости информационной среды организации, обеспечивающее её формирование, использование и развитие.1. Понятие информационной безопасности 

     Под информационной безопасностью понимается защищенность информации и поддерживающей ее инфраструктуры от любых случайных или злонамеренных воздействий, результатом которых может явиться нанесение ущерба самой информации, ее владельцам или поддерживающей инфраструктуре.

     Информационная безопасность организации - состояние защищенности информационной среды организации, обеспечивающее её формирование, использование и развитие.

     В современном социуме информационная сфера имеет две составляющие: информационно-техническую (искусственно созданный человеком мир техники, технологий и т.п.) и информационно-психологическую (естественный мир живой природы, включающий и самого человека). Соответственно, в общем случае информационную безопасность общества (государства) можно представить двумя составными частями: информационно-технической безопасностью и информационно-психологической (психофизической) безопасностью.

     В качестве стандартной модели безопасности часто приводят модель из трёх категорий:

  1. Конфиденциальность - состояние информации, при котором доступ к ней осуществляют только субъекты, имеющие на него право;
  2. Целостность - избежание несанкционированной модификации информации;
  3. Доступность - избежание временного или постоянного сокрытия информации от пользователей, получивших права доступа.
  4. Выделяют и другие не всегда обязательные категории модели безопасности:
  5. неотказуемость или апеллируемость - невозможность отказа от авторства;
  6. подотчётность - обеспечение идентификации субъекта доступа и регистрации его действий;
  7. достоверность - свойство соответствия предусмотренному поведению или результату;
  8. аутентичность или подлинность - свойство, гарантирующее, что субъект или ресурс идентичны заявленным.

     1. Действия, осуществляемые авторизованными пользователями. В эту категорию попадают: целенаправленная кража или уничтожение данных на рабочей станции или сервере; повреждение данных пользователей в результате неосторожных действий.

     2. «Электронные» методы воздействия, осуществляемые хакерами. Под хакерами понимаются люди, занимающиеся компьютерными преступлениями как профессионально (в том числе в рамках конкурентной борьбы), так и просто из любопытства. К таким методам относятся: несанкционированное проникновение в компьютерные сети; DOS-атаки.

     Целью несанкционированного проникновения извне в сеть предприятия может быть нанесение вреда (уничтожения данных), кража конфиденциальной информации и использование ее в незаконных целях, использование сетевой инфраструктуры для организации атак на узлы третьих фирм, кража средств со счетов и т.п.

     Атака типа DOS (сокр. от Denial of Service - «отказ в обслуживании») − это внешняя атака на узлы сети предприятия, отвечающие за ее безопасную и эффективную работу (файловые, почтовые сервера). Злоумышленники организуют массированную отправку пакетов данных на эти узлы, чтобы вызвать их перегрузку и, в итоге, на какое-то время вывести их из строя. Это, как правило, влечет за собой нарушения в бизнес-процессах компании-жертвы, потерю клиентов, ущерб репутации и т.п.

     3. Компьютерные вирусы. Отдельная категория электронных методов воздействия − компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Они представляют собой реальную опасность для современного бизнеса, широко использующего компьютерные сети, интернет и электронную почту. Проникновение вируса на узлы корпоративной сети может привести к нарушению их функционирования, потерям рабочего времени, утрате данных, краже конфиденциальной информации и даже прямым хищениям финансовых средств. Вирусная программа, проникшая в корпоративную сеть, может предоставить злоумышленникам частичный или полный контроль над деятельностью компании.

     4. Спам. Всего за несколько лет спам из незначительного раздражающего фактора превратился в одну из серьезнейших угроз безопасности: электронная почта в последнее время стала главным каналом распространения вредоносных программ; спам отнимает массу времени на просмотр и последующее удаление сообщений, вызывает у сотрудников чувство психологического дискомфорта; как частные лица, так и организации становятся жертвами мошеннических схем, реализуемых спамерами; вместе со спамом нередко удаляется важная корреспонденция, что может привести к потере клиентов, срыву контрактов и другим неприятным последствиям; опасность потери корреспонденции особенно возрастает при использовании черных списков RBL и других «грубых» методов фильтрации спама.

     5. «Естественные» угрозы. На информационную безопасность компании могут влиять разнообразные внешние факторы: причиной потери данных может стать неправильное хранение, кража компьютеров и носителей, форс-мажорные обстоятельства и т.д.

     Таким образом, в современных условиях наличие развитой системы информационной безопасности становится одним из важнейших условий конкурентоспособности и даже жизнеспособности любой компании.

 

      2. Информационная безопасность и Интернет 

     Общение с использованием новейших средств коммуникации вобрал в себя Интернет. Всемирная информационная сеть развивается большими темпами, количество участников постоянно растет. По некоторым данным, в сети зарегистрировано около 1,5 миллиарда страниц. Некоторые «живут» до полугода, а некоторые работают на своих владельцев в полную силу и приносят большую прибыль. Информация в сети охватывает все стороны жизнедеятельности человека и общества. Пользователи доверяют этой форме себя и свою деятельность. Однако опыт работы в области компьютерных технологий полон примеров недобросовестного использования ресурсов Интернет.

     Специалисты говорят, что главная причина проникновения в компьютерные сети - беспечность и неподготовленность пользователей. Это характерно не только для рядовых пользователей, но и для специалистов в области компьютерной безопасности. Вместе с тем, причина не только в халатности, но и в сравнительно небольшом опыте специалистов по безопасности в сфере информационных технологий. Связано это со стремительным развитием рынка сетевых технологий и самой сети Интернет.

     По данным лаборатории Касперского, около 90% от общего числа проникновений на компьютер вредоносных программ используется посредством Интернет, через электронную почту и просмотр Web-страниц. Особое место среди таких программ занимает целый класс - Интернет-червь. Само распространяющиеся, не зависимо от механизма работы выполняют свои основные задачи по изменению настроек компьютера-жертвы, воруют адресную книгу или ценную информацию, вводят в заблуждение самого пользователя, создают рассылку с компьютера по адресам, взятым из записной книжки, делают компьютер чьим-то ресурсом или забирают часть ресурсов для своих целей или в худшем случае самоликвидируются, уничтожая все файлы на всех дисках.

     Все эти и другие с ними связанные проблемы можно решить с помощью наличия в организации проработанного документа, отражающего политику информационной безопасности компании. В таком документе должны быть четко прописаны следующие положения:

  1. как ведется работа с информацией предприятия;
  2. кто имеет доступ;
  3. система копирования и хранения данных;
  4. режим работы на ПК;
  5. наличие охранных и регистрационных документов на оборудование и программное обеспечение;
  6. выполнение требований к помещению, где располагается ПК и рабочее место пользователя;
  7. наличие инструкций и технической документации;
  8. наличие рабочих журналов и порядок их ведения.

     Кроме того, необходимо постоянно отслеживать развитие технических и информационных систем, публикуемых в периодической печати или следить за событиями, обсуждаемыми на подобных семинарах.

     Так согласно Указа Президента РФ «О мерах по обеспечению информационной безопасности РФ при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена», запрещено подключение информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей и средств вычислительной техники, применяемых для хранения, обработки или передачи информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, либо информации, обладателями которой являются госорганы и которая содержит сведения, составляющие служебную тайну, к информационно-телекоммуникационным сетям, позволяющим осуществлять передачу информации через государственную границу РФ, в том числе к Интернету.

     При необходимости подключения указанных информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей и средств вычислительной техники к информационно-телекоммуникационным сетям международного информационного обмена такое подключение производится только с использованием специально предназначенных для этого средств защиты информации, в том числе шифровальных (криптографических) средств, прошедших в установленном законодательством РФ порядке сертификацию в Федеральной службе безопасности РФ и (или) получивших подтверждение соответствия в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю.

 

      3. Основы информационной безопасности 

     Государство - это определенная организация политической, государственной власти в обществе, организация, не совпадающая с самим обществом. Но в обществе кроме государства существуют и другие организации. Общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности. Информация - результат взаимодействия источника, среды передачи и приёмника информации. В большинстве случаев, информацией не является статическое восприятие. Как информация воспринимается объектом потребления, изменение состояния источника информации или среда её передачи - все это имеет значение при ее получении. В узком смысле слова, информацией можно считать результат сравнения одного с другим (дифференцирование). Основная функция приёмника данных - фильтрация, игнорирование шума и выявление нового в бесконечном потоке обычного. Информация необходима для объектов, потребляющих её - как средство обеспечения их существования, позволяет реагировать на изменения в окружающем мире. Информация делится на множество типов: достоверная; непротиворечивая; ложная; неправдоподобная. А так же существует и своя охрана информации, называемая информационная безопасность. Тип информации определяет её потребитель, используя различные среды передачи и источники информации. Информационная безопасность государства - это состояние сохранности информационных ресурсов государства и защиты, законных прав личности и общества в информационной сфере. В современном социуме, информационная сфера имеет две составляющие: информационно-техническую (искусственно созданный человеком - мир техники, технологий и т.п.) и информационно-психологическую (естественный мир живой природы, включающий и самого человека). Информационную безопасность можно представить двумя частями: информационно-техническая безопасность и информационно-психологическая (психофизическая) безопасность.

Информация о работе Основы информационной безопасности