Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 13:58, контрольная работа
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении особенностей федеративного устройства России.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. рассмотреть развитие федеративного устройства России;
2. проанализировать федеративное устройство современной России;
Введение
Основная часть:
Глава 1. Федеративное устройство России:
1.1. Развитие федеративного устройства России
1.2. Федеративное устройство современной России
Глава 2. Принципы федеративного устройства России:
2.1. Верховенство Конституции и федеральных законов
2.2. Равноправие субъектов федерации
2.3. Государственная целостность
Заключение
Список использованной литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Основная часть:
Глава 1. Федеративное устройство России:
1.1.
Развитие федеративного
1.2.
Федеративное устройство
Глава 2. Принципы федеративного устройства России:
2.1.
Верховенство Конституции и
2.2.
Равноправие субъектов
2.3. Государственная целостность
Заключение
Список
использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
В соответствии с Конституцией РФ (ст.1) Российская Федерация есть федеративное государство.
Как заметил Вишняков В. Г., «принципы устройства федеративного государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между федеральным центром и субъектами Федерации»[1]. Среди таких принципов выделяют следующие: верховенство Конституции и федеральных законов; равноправие субъектов Федерации; государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; равноправие и самоопределение народов.
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении особенностей федеративного устройства России.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. рассмотреть развитие федеративного устройства России;
2. проанализировать федеративное устройство современной России;
3. рассмотреть принципы федеративного устройства России.
Объект исследования – особенности федеративного устройства России.
Предметом
исследования являются общественные
отношения, связанные с рассмотрением
особенностей федеративного устройства
России.
Глава 1. Федеративное устройство России
1.1. Развитие федеративного устройства России
Возникшая
в результате победы Октябрьской
революции Российская Советская
Республика являлась унитарным государством.
Она была провозглашена в границах
дореволюционной, царской России. Однако
многонациональность России и провозглашение
советской властью права наций
на самоопределение активизировали
тенденцию к распаду России, возникшую
еще до Октября, когда усилилось
национально-освободительное
Декларация
прав трудящегося и эксплуатируемого
народа, принятая III Всероссийским съездом
Советов рабочих, солдатских и крестьянских
депутатов в январе 1918 г., провозгласила
Россию федерацией. Подчеркивалось стремление
"создать действительно
Вскоре после Съезда началось практически формирование Российской Федерации, государственное строительство ее составных частей[2].
Принятая
в июле 1918 г. Конституция Российской
Социалистической Федеративной Советской
Республики закрепила федеративный
принцип организации
В
первой половине 1918 г. основной и единственной
формой автономии была автономная республика.
Однако уже во второй половине 1918 г.
создается новая форма
Высшей формой автономии была автономная республика, которая являлась государством, имеющим свой государственный механизм, свою конституцию (или закон, выполняющий ее функции).
Вступление
РСФСР в состав Союза ССР совпало
с завершением становления
В этот же период можно отметить и переход многих народов России к более высоким формам государственности. Первым шагом в этом направлении стало преобразование округов Горской АССР в автономные области, начавшееся в 1921 г.
Важным
этапом в государственном
Новая
Конституция Российской Федерации,
принятая 12 декабря 1993 г., закрепила
федеративное устройство России в составе
89 субъектов, которыми были признаны республики
в составе Российской Федерации,
края, области, города федерального значения,
автономная область и автономные
округа и которые, как установлено
в ст. 5 Конституции, между собой
равноправны во взаимоотношениях с
федеральными органами государственной
власти.
1.2. Федеративное устройство современной России
Сегодня
Российская Федерация является федеративным
государством, которое идет по пути
централизации, что выражается в
создании федеральных округов, изменении
способа формирования Совета Федерации,
приведении регионального законодательства
в соответствии с Конституцией Российской
Федерации и т. д. Кроме того, до
сих пор отсутствует
В российской конституционной практике указывается на ряд проблем, связанных с формой территориального устройства в России. Анализ статей 5, 66, 68 Конституции России показывает, что субъекты Российской Федерации фактически неравноправны. Например, только республики именуются в тексте Основного закона государствами; учредительным документом республики является конституция, а иных субъектов – устав. Республики и автономии строятся по национальному признаку, однако только республики
вправе вводить
собственный государственный
Наблюдая
процесс поступательного
Учитывая опыт формирования и функционирования формы государственного устройства Российской Федерации в настоящем или как он проявится в будущем, представляется важным обратить внимание на следующие тенденции.
1.
В условиях перехода от старой
формы государственного
2.
Сохранена тенденция
3.
В настоящее время, в
4.
В Конституции Российской
5.
Тенденции четкой и ясной
6.
Выверены подходы к
7.
Наличие разнообразных форм
Глава 2. Принципы федеративного устройства России
2.1. Верховенство Конституции и федеральных законов
В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 4), «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».
Верховенство
федеральной Конституции и
Верховенство
федеральных законов
В
ч. 1 ст. 76 говорится, что «по предметам
ведения Российской Федерации принимаются
федеральные конституционные
Ч.
5 ст. 76 Конституции РФ устанавливает
гарантии и пределы действия и
применения федеральных законов, а
также законов и иных актов
субъектов Федерации, изданных по предметам
ведения Российской Федерации, а
также по предметам совместного
ведения Федерации и ее субъектов.
В данной статье указано, что «законы
и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации
не могут противоречить
Ч. 6 ст. 76 устанавливает важную гарантию приоритета нормативного правового акта субъекта Федерации в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с ч. 4 той же статьи. Это означает, что при наличии такого противоречия действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.