Федеративное устройство России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 13:58, контрольная работа

Краткое описание

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении особенностей федеративного устройства России.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. рассмотреть развитие федеративного устройства России;
2. проанализировать федеративное устройство современной России;

Оглавление

Введение
Основная часть:
Глава 1. Федеративное устройство России:
1.1. Развитие федеративного устройства России
1.2. Федеративное устройство современной России
Глава 2. Принципы федеративного устройства России:
2.1. Верховенство Конституции и федеральных законов
2.2. Равноправие субъектов федерации
2.3. Государственная целостность
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Федеративное устройство россии(доработать).docx

— 35.92 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ

     Введение

     Основная  часть:

     Глава 1. Федеративное устройство России:

     1.1. Развитие федеративного устройства  России

     1.2. Федеративное устройство современной  России

     Глава 2. Принципы федеративного устройства России:

     2.1. Верховенство Конституции и федеральных  законов

     2.2. Равноправие субъектов федерации

     2.3. Государственная целостность

     Заключение

     Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность  темы исследования.

     В соответствии с Конституцией РФ (ст.1) Российская Федерация есть федеративное государство.

     Как заметил Вишняков В. Г., «принципы  устройства федеративного государства  относятся к основополагающим конституционным  основам и определяют всю систему  отношений между федеральным  центром и субъектами Федерации»[1]. Среди таких принципов выделяют следующие: верховенство Конституции и федеральных законов; равноправие субъектов Федерации; государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; равноправие и самоопределение народов.

     Цели  и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении особенностей федеративного устройства России.

     Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

     1.         рассмотреть развитие федеративного устройства России;

     2.         проанализировать федеративное устройство современной России;

     3.         рассмотреть принципы федеративного устройства России.

     Объект  исследования – особенности федеративного устройства России.

     Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением особенностей федеративного устройства России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Федеративное устройство России

     1.1. Развитие федеративного  устройства России

     Возникшая в результате победы Октябрьской  революции Российская Советская  Республика являлась унитарным государством. Она была провозглашена в границах дореволюционной, царской России. Однако многонациональность России и провозглашение советской властью права наций  на самоопределение активизировали тенденцию к распаду России, возникшую  еще до Октября, когда усилилось  национально-освободительное движение народов, разбуженных Февральской  революцией 1917 г.

     Декларация  прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом  Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в январе 1918 г., провозгласила  Россию федерацией. Подчеркивалось стремление "создать действительно свободный  и добровольный, а, следовательно, тем  более полный и прочный, союз трудящихся классов всех наций России".

     Вскоре  после Съезда началось практически  формирование Российской Федерации, государственное  строительство ее составных частей[2].

     Принятая  в июле 1918 г. Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской  Республики закрепила федеративный принцип организации государственного единства РСФСР.

     В первой половине 1918 г. основной и единственной формой автономии была автономная республика. Однако уже во второй половине 1918 г. создается новая форма автономии - трудовая коммуна, а с 1920 г. начинает широко применяться еще одна форма  автономии - автономная область. К концу 1922 г. основная масса народов России завершила создание своей автономии. Все эти автономии, образовавшиеся после принятия Конституции, формировались  на основе законов центральной власти. После издания общероссийского  закона о провозглашении автономии  созывались учредительные съезды Советов  автономных единиц, на которых акт  провозглашения автономии реализовывался.

     Высшей  формой автономии была автономная республика, которая являлась государством, имеющим  свой государственный механизм, свою конституцию (или закон, выполняющий  ее функции).

     Вступление  РСФСР в состав Союза ССР совпало  с завершением становления самой  Российской Федерации. С 1923 г. начинается новый этап в развитии формы государственного единства Республики. Он, прежде всего, характеризуется изменением форм автономии. Национальные округа как новая форма  автономии являлись особенностью лишь Российской Федерации. Ни в одной  другой союзной республике они не создавались.

     В этот же период можно отметить и  переход многих народов России к  более высоким формам государственности. Первым шагом в этом направлении  стало преобразование округов Горской  АССР в автономные области, начавшееся в 1921 г.

     Важным  этапом в государственном строительстве  РСФСР стало принятие 21 января 1937 г. новой Конституции РСФСР. Эта  Конституция закрепила наличие  в составе Федерации 17 автономных республик и 6 автономных областей, которые перечислялись в Конституции, а также, подчеркнем еще раз, упомянула  при установлении системы местных  органов государственной власти о наличии в Республике национальных округов. В Конституции в самых  общих чертах определялся правовой статус автономной республики и автономной области. После принятия Конституции  РСФСР 1937 г. во всех автономных республиках  были приняты конституции этих республик[3].

     Новая Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., закрепила  федеративное устройство России в составе 89 субъектов, которыми были признаны республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа и которые, как установлено  в ст. 5 Конституции, между собой  равноправны во взаимоотношениях с  федеральными органами государственной  власти.  

     1.2. Федеративное устройство  современной России

     Сегодня Российская Федерация является федеративным государством, которое идет по пути централизации, что выражается в  создании федеральных округов, изменении  способа формирования Совета Федерации, приведении регионального законодательства в соответствии с Конституцией Российской Федерации и т. д. Кроме того, до сих пор отсутствует сбалансированные отношения между центром и  субъектами федерации[4].

     В российской конституционной практике указывается на ряд проблем, связанных  с формой территориального устройства в России. Анализ статей 5, 66, 68 Конституции  России показывает, что субъекты Российской Федерации фактически неравноправны. Например, только республики именуются  в тексте Основного закона государствами; учредительным документом республики является конституция, а иных субъектов  – устав. Республики и автономии  строятся по национальному признаку, однако только республики

вправе вводить  собственный государственный язык. Кроме того, современные проблемы федеративного устройства России связаны  с большим размером территории государства, огромным количеством субъектов.

     Наблюдая  процесс поступательного развития федерализма во многих странах и  сравнивая этот процесс с эволюционным изменением федерализма в России, многие задаются вопросом: каковы же реальные перспективы развития российского федерализма в будущем?

     Учитывая  опыт формирования и функционирования формы государственного устройства Российской Федерации в настоящем  или как он проявится в будущем, представляется важным обратить внимание на следующие тенденции.

     1. В условиях перехода от старой  формы государственного устройства  к новой модели федеральных  отношений наметилась тенденция  учета мирового опыта федерализма  и выработки оптимального пути  федерирования Российского государства. 

     2. Сохранена тенденция перегруппировки  субъектов Российской Федерации  (в сторону увеличения либо  уменьшения).

     3. В настоящее время, в результате  сложной политической практики  – борьбы компромиссов, наработки  конкретного опыта, наметилась  тенденция переосмысления федерализма  в России. Формируется новая концепция  "кооперативного федерализма".

     4. В Конституции Российской Федерации  в системе распределения полномочий  между центром и субъектами  федерации все более вырисовываются  тенденции субсидиарных взаимоотношений.

     5. Тенденции четкой и ясной структуризации  и правового оформления субъектов  Российской Федерации, форма государственного  устройства России, строительства  и функционирования ее правовой  системы, согласно которому Российская  Федерация как демократическое  федеративное правовое государство  состоит из республик, краев,  областей, городов федерального  значения, автономной области, автономных  округов (ст. 1, ч. 1 и ст. 5, ч. 1 Конституции  РФ).

     6. Выверены подходы к определению  понятия суверенитета.

     7. Наличие разнообразных форм национально-государственного  самоопределения (республики, автономная  область, автономные округа) породило  тенденцию максимального учета  национальных интересов Российского  общества в целом и составляющих  его народов. 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Принципы федеративного  устройства России 

     2.1. Верховенство Конституции  и федеральных  законов

     В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 4), «Конституция Российской Федерации  и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».

     Верховенство  федеральной Конституции и федеральных  законов на всей территории РФ обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей ее правовой системы. Причем понятие  «федеральные законы» в контексте  данной статьи следует понимать в  его широком значении, т. е. и как  собственно федеральные законы, и  как федеральные конституционные  законы.

     Верховенство  федеральных законов предполагает точное и неуклонное их соблюдение, исполнение и применение». Из этого  вытекает требование точного соответствия Конституции и федеральным законам  всех нормативных правовых актов, принимаемых  федеральными органами исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых  субъектами Российской Федерации по предметам совместного ведения  Федерации и ее субъектов. Если же противоречие обнаруживается, то применяется  норма Конституции или федеральный  закон. Акты, не соответствующие им, подлежат в установленном порядке  опротестованию, приостановлению, отмене. Как следует из смысла данной статьи Конституции, это правило действует  на всей территории Российской Федерации[5].

     В ч. 1 ст. 76 говорится, что «по предметам  ведения Российской Федерации принимаются  федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие  прямое действие на всей территории Российской Федерации».

     Ч. 5 ст. 76 Конституции РФ устанавливает  гарантии и пределы действия и  применения федеральных законов, а  также законов и иных актов  субъектов Федерации, изданных по предметам  ведения Российской Федерации, а  также по предметам совместного  ведения Федерации и ее субъектов. В данной статье указано, что «законы  и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации  не могут противоречить федеральным  законам, принятым в соответствии с  частями первой и второй настоящей  статьи. В случае противоречия между  федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует  федеральный закон».

     Ч. 6 ст. 76 устанавливает важную гарантию приоритета нормативного правового  акта субъекта Федерации в случае противоречия между федеральным  законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с ч. 4 той  же статьи. Это означает, что при  наличии такого противоречия действует  нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

Информация о работе Федеративное устройство России