Федеративное устройство России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 22:49, курсовая работа

Краткое описание

Приступая к анализу современного российского федерализма, прежде всего, следует иметь в виду, что российское государство и российское общество, утверждая федеративную структуру страны, должны рассматривать федеративное устройство не как самоцель, а как средство более эффективного государственного управления. Иными словами, не федеративный принцип ради самого федеративного принципа, а федерация ради обеспечения социального и экономического прогресса.
Конституция Российской Федерации 1993 года провозглашает Россию федеративным государством. Российский федерализм - это далеко не беспроблемная категория, это та реальность, которая имеет на сегодняшний день ряд нерешенных аспектов. И это касается как формы, так и содержания федеративных отношений в России, сохранения ее территориальной целостности.

Оглавление

Введение 3
1. Федеративное устройство России 8
1.1 Развитие федеративного устройства 8
1.2 Федеративное устройство современной России 12
2. Общие конституционные принципы устройства современного
Российского государства 29
Заключение 42
Глоссарий 44
Список использованных источников 48

Файлы: 1 файл

конституционное право.doc

— 448.00 Кб (Скачать)

     Основные данные о работе

Версия  шаблона 2.1
Филиал  
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины  
Тема  
Фамилия студента  
Имя студента  
Отчество  студента  
№ контракта  

 

     Содержание

Введение           3

1. Федеративное устройство России      8

1.1 Развитие федеративного устройства      8

1.2 Федеративное  устройство современной России    12

2. Общие  конституционные принципы устройства  современного

 Российского  государства        29

Заключение          42

Глоссарий           44

Список  использованных источников       48 
 

     Введение

     Приступая к анализу современного российского  федерализма, прежде всего, следует  иметь в виду, что российское государство  и российское общество, утверждая  федеративную структуру страны, должны рассматривать федеративное устройство не как самоцель, а как средство более эффективного государственного управления. Иными словами, не федеративный принцип ради самого федеративного принципа, а федерация ради обеспечения социального и экономического прогресса.

     Конституция Российской Федерации 1993 года провозглашает Россию федеративным государством. Российский федерализм - это далеко не беспроблемная категория, это та реальность, которая имеет на сегодняшний день ряд нерешенных аспектов. И это касается как формы, так и содержания федеративных отношений в России, сохранения ее территориальной целостности.

     Федерализм  в России во многом уникален. Ему  трудно подобрать аналоги в истории  и современном мире. Он не сводится ни к национально- государственному устройству, (что отличало советскую  модель) ни к территориальному (свойственному многим странам). Попытки копировать опыт

     США, Германии и других государств не имели  успеха, потому что расходились с  российскими реалиями и противоречили  интересам развития страны. Асимметрия, присутствующая в конституционных положениях о федеративной организации России, отразила сложный состав и прошлое страны.

     Принцип федерализма, безусловно, крайне важен  для интеграции Российского государства  в сферу международных отношений  и мировую правовую систему, отличающегося не только своими масштабами, но и многообразием черт, присущим только нашей стране: экономическим, национальным, историческим, социально-политическим, идеологическим. Некоторые считают, что Россия находится в процессе перехода от прежней жестко централизованной экономики к рыночным отношениям и в этом процессе выявляется необходимость многих специфических форм и методов такого перехода. И всё-таки большинство авторов в настоящее время чаще всего рассматривают нашу страну в качестве «застрявшей» между авторитарно-тоталитарным прошлым и пока еще несбывшимся либеральным будущим. Многие исследователи подчеркивают переходный характер современной отечественной государственности. Данный период характеризуется высоким уровнем дезорганизации, слабостью государства, слабостью массового признания его ценности, отсутствием сформированного по новым принципам правового поля, крайне недостаточным продвижением к рынку и развитием частной инициативы, коррупцией, преступностью и т. д.

     Совершенно  определенно можно сказать, что проблемы российского федерализма будут актуальны ещё не для одного поколения.

     Актуальность  выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время федеративная система существует в более чем  двух десятках стран мира - это десятая  часть всех стран мира, треть населения, также это самая сложная организация территориального устройства, требующая пристального внимания для решения существующих в таких государствах проблем.

     Объектом  исследования является конституционные  правоотношения.

     Целью курсовой работы является изучение федеративного устройства РФ.

     Предмет исследования – российский федерализм.

     Целью курсовой работы является комплексное  исследование российского федерализма.

     Указанная цель обусловливает постановку следующих  задач:

     - определить понятие, признаки и принципы образования федерации;

     - рассмотреть становление и развитие  Российской Федерации;

     - изучить юридическую природу  российского федеративного государства;

     - проанализировать современные проблемы  российского федерализма.

     Среди наиболее заметных исследований федерализма как территориальной основы общества и государства, формата взаимодействия между центром и периферией можно выделить работы ряда зарубежных ученых, таких как К. фон Бейм, Э. Гибсон, Й. Лейн, Дж. Скотт, Р. Хигготт, Дж. Циммерман.1

     В российской общественно-политической мысли число работ по федерализму и региональной политике стало особенно значительным к середине 2000-х гг., когда случился пик федеративных преобразований президента В.В. Путина. Особенностью отечественных исследований остается тесная связь с действующей моделью территориального устройства в России, что, безусловно, всегда было связано с концептуализацией практики управления территориально крупнейшей страной мира.

     Глубокое  и всестороннее рассмотрение проблем  федерализма представил в своем фундаментальном исследовании «Теория и практика федерализма» один из наиболее крупных специалистов в этой области - М.В. Столяров.2 Он раскрывает как политологические, так и правовые и социально-экономические аспекты тематики, рассматривает развитие всех современных реформ применительно к федеративным отношениям в России.

     В работах Р.Ф. Туровского активно  поднимаются вопросы взаимодействия федеральных и региональных органов  власти, их динамики, представительства  интересов субъектов Российской Федерации в решении общегосударственных вопросов, рассматриваются электоральные процессы в регионах.3

     Четкое  и последовательное исследование влияния  реформ В.В. Путина на территориальную  организацию власти в России проводит в своих работах В. В. Иванов4. Им рассматриваются все институциональные изменения российского федерализма с момента образования федеральных округов и реформы Совета Федерации в 2001 году до окончания второго президентского срока В. Путина, анализируется их политико-правовой смысл и выделяются наиболее значимые тенденции федеративной политики.

     Федерализм, региональное управление и центр-периферийные отношения продолжают привлекать внимание многих ученых именно в контексте  тех реформ государственного управления, которые протекают в России на протяжении последнего десятилетия. Интерес с этой точки зрения представляют исследования Ю.А. Арутюнова, А.В. Дахина, Ш.Ш. Какабадзе, В.М. Капицына, Е.Чебанковой, В.А. Черепанова, А.Н. Черткова5 .

     Правовые  аспекты процессов реформирования на современном этапе рассматриваются Н.В. Брезгулевской, В.Н. и И.В. Лексиными, В.Б. Пастуховым, А.Е. Про-копьевым, Н.Н. Чучелиной6. Экономическую сторону изменений в региональной политике описывают Н.В. Зубаревич, М.М. Назаров, Л.И. Якобсон7.

     Методологическую  основу курсовой работы составляет комплексное применение общенаучных и частнонаучных методов познания: диалектического, формально - логического, сравнительно – правового, системного. Теоретическая основа заключается в анализе и обобщении научной литературы, систематизации имеющегося материала.

     При выполнении курсовой работы использовались нормативные правовые акты, учебная  литература (учебники и учебные пособия), также научная литература, список которой располагается в конце  работы после заключения. Многие из использованных литературных источников опубликованы в последние годы и отражают современное состояние проблемы.

     Структура курсовой работы обусловлена целью  исследования и вытекающими из неё  задачами. Она включает в себя введение, две главы, вторая глава состоит из двух параграфов, заключение, глоссарий, список использованных источников и приложение.

     Основная  часть

     1. Федеративное устройство России

     1.1 Развитие федеративного  устройства России

 

     Территориально-государственная  форма устройства России прошла несколько этапов в своем развитии.

     Первый  этап начался с провозглашения на III Всероссийском съезде Советов  в январе 1918 г. Российской Федерации, что явилось прямым следствием осуществления  Октябрьской революции и распада  бывшей Российской империи. Это был  этап создания и развития социалистического федерализма, в результате которого было образовано новое государство - Российская Федерация, а 10 июля 1918 г. была принята первая Конституция РСФСР. На российской территории произошло образование республик и областей по национальному и географическому признакам, хотя четких границ национального расселения населения не устанавливалось, как не было и четкого различия между республикой и областью, а также разграничения компетенции между центральным правительством и автономными образованиями. Кроме того, административно-территориальные части России включали также губернии и области. В 1923 г., например, в состав РСФСР входило 11 автономных республик, 14 автономных областей и 63 губернии и области.

     В 1922 г. был провозглашен СССР - новое федеративное государство, которое включало в свой состав формально равные субъекты - социалистические республики, обладавшие правом выхода из Союза. В действительности это была фиктивная федерация с ярко выраженной тенденцией к созданию централизованного унитарного государства. РСФСР вошла в состав СССР на правах отдельной союзной республики. При этом статус ее автономий и административно-территориальных единиц не изменялся. Было провозглашено, что субъекты Советского Союза - республики - являются национальными по форме и социалистическими по содержанию. Руководящая роль Коммунистической партии, которая официально характеризовалась как интернациональная сила, превращала Советский Союз, по существу, в фактически унитарное государство с формальными признаками федеративного государства, построенного по национальному принципу.

     После вхождения РСФСР в состав СССР на правах союзной республики сложилась  уникальная, с точки зрения территориально-государственной  структуры, ситуация, когда в состав федеративного государства входило другое федеративное государство, наряду с унитарными государствами. В этот период вопрос о национально-территориальной структуре РСФСР отошел на второй план, поскольку на первый план вышли вопросы укрепления Союза ССР как единого жестко централизованного государства.

     В 1936 г. была принята новая Конституция  СССР, а в 1937 г. по аналогии с общесоюзной  была принята новая Конституция  РСФСР. В составе РСФСР насчитывалось 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 национальных округов (последние не были перечислены в тексте Конституции). Края и области, в которых проживала большая часть населения РСФСР, в качестве субъектов Федерации не признавались. Автономные республики являлись государствами, но несуверенными, поскольку их основные законы - Конституции - подлежали обязательному утверждению высшим органом государственной власти РСФСР - Верховным Советом. Правовое положение автономных областей и национальных округов не нашло своего четкого конституционного закрепления. В последующий период существование в СССР тоталитарного государства и особенно практика политических репрессий очень серьезно ударили по национально-территориальному устройству РСФСР. Были физически уничтожены многие руководители автономных образований РСФСР, были ликвидированы многие автономии без какого-либо юридического обоснования, а целые народы были насильственным путем переселены в другие места с мест их традиционного проживания.

Информация о работе Федеративное устройство России