Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 22:49, курсовая работа
Приступая к анализу современного российского федерализма, прежде всего, следует иметь в виду, что российское государство и российское общество, утверждая федеративную структуру страны, должны рассматривать федеративное устройство не как самоцель, а как средство более эффективного государственного управления. Иными словами, не федеративный принцип ради самого федеративного принципа, а федерация ради обеспечения социального и экономического прогресса.
Конституция Российской Федерации 1993 года провозглашает Россию федеративным государством. Российский федерализм - это далеко не беспроблемная категория, это та реальность, которая имеет на сегодняшний день ряд нерешенных аспектов. И это касается как формы, так и содержания федеративных отношений в России, сохранения ее территориальной целостности.
Введение 3
1. Федеративное устройство России 8
1.1 Развитие федеративного устройства 8
1.2 Федеративное устройство современной России 12
2. Общие конституционные принципы устройства современного
Российского государства 29
Заключение 42
Глоссарий 44
Список использованных источников 48
Версия шаблона | 2.1 |
Филиал | |
Вид работы | Курсовая работа |
Название дисциплины | |
Тема | |
Фамилия студента | |
Имя студента | |
Отчество студента | |
№ контракта |
Введение 3
1. Федеративное устройство России 8
1.1 Развитие федеративного устройства 8
1.2 Федеративное
устройство современной России
2. Общие
конституционные принципы
Российского государства 29
Заключение 42
Глоссарий 44
Список
использованных источников 48
Приступая к анализу современного российского федерализма, прежде всего, следует иметь в виду, что российское государство и российское общество, утверждая федеративную структуру страны, должны рассматривать федеративное устройство не как самоцель, а как средство более эффективного государственного управления. Иными словами, не федеративный принцип ради самого федеративного принципа, а федерация ради обеспечения социального и экономического прогресса.
Конституция Российской Федерации 1993 года провозглашает Россию федеративным государством. Российский федерализм - это далеко не беспроблемная категория, это та реальность, которая имеет на сегодняшний день ряд нерешенных аспектов. И это касается как формы, так и содержания федеративных отношений в России, сохранения ее территориальной целостности.
Федерализм в России во многом уникален. Ему трудно подобрать аналоги в истории и современном мире. Он не сводится ни к национально- государственному устройству, (что отличало советскую модель) ни к территориальному (свойственному многим странам). Попытки копировать опыт
США, Германии и других государств не имели успеха, потому что расходились с российскими реалиями и противоречили интересам развития страны. Асимметрия, присутствующая в конституционных положениях о федеративной организации России, отразила сложный состав и прошлое страны.
Принцип
федерализма, безусловно, крайне важен
для интеграции Российского государства
в сферу международных
Совершенно определенно можно сказать, что проблемы российского федерализма будут актуальны ещё не для одного поколения.
Актуальность
выбранной темы обусловлена тем,
что в настоящее время
Объектом исследования является конституционные правоотношения.
Целью курсовой работы является изучение федеративного устройства РФ.
Предмет исследования – российский федерализм.
Целью курсовой работы является комплексное исследование российского федерализма.
Указанная цель обусловливает постановку следующих задач:
- определить понятие, признаки и принципы образования федерации;
-
рассмотреть становление и
-
изучить юридическую природу
российского федеративного
-
проанализировать современные
Среди наиболее заметных исследований федерализма как территориальной основы общества и государства, формата взаимодействия между центром и периферией можно выделить работы ряда зарубежных ученых, таких как К. фон Бейм, Э. Гибсон, Й. Лейн, Дж. Скотт, Р. Хигготт, Дж. Циммерман.1
В российской общественно-политической мысли число работ по федерализму и региональной политике стало особенно значительным к середине 2000-х гг., когда случился пик федеративных преобразований президента В.В. Путина. Особенностью отечественных исследований остается тесная связь с действующей моделью территориального устройства в России, что, безусловно, всегда было связано с концептуализацией практики управления территориально крупнейшей страной мира.
Глубокое и всестороннее рассмотрение проблем федерализма представил в своем фундаментальном исследовании «Теория и практика федерализма» один из наиболее крупных специалистов в этой области - М.В. Столяров.2 Он раскрывает как политологические, так и правовые и социально-экономические аспекты тематики, рассматривает развитие всех современных реформ применительно к федеративным отношениям в России.
В
работах Р.Ф. Туровского активно
поднимаются вопросы
Четкое и последовательное исследование влияния реформ В.В. Путина на территориальную организацию власти в России проводит в своих работах В. В. Иванов4. Им рассматриваются все институциональные изменения российского федерализма с момента образования федеральных округов и реформы Совета Федерации в 2001 году до окончания второго президентского срока В. Путина, анализируется их политико-правовой смысл и выделяются наиболее значимые тенденции федеративной политики.
Федерализм, региональное управление и центр-периферийные отношения продолжают привлекать внимание многих ученых именно в контексте тех реформ государственного управления, которые протекают в России на протяжении последнего десятилетия. Интерес с этой точки зрения представляют исследования Ю.А. Арутюнова, А.В. Дахина, Ш.Ш. Какабадзе, В.М. Капицына, Е.Чебанковой, В.А. Черепанова, А.Н. Черткова5 .
Правовые
аспекты процессов
Методологическую основу курсовой работы составляет комплексное применение общенаучных и частнонаучных методов познания: диалектического, формально - логического, сравнительно – правового, системного. Теоретическая основа заключается в анализе и обобщении научной литературы, систематизации имеющегося материала.
При выполнении курсовой работы использовались нормативные правовые акты, учебная литература (учебники и учебные пособия), также научная литература, список которой располагается в конце работы после заключения. Многие из использованных литературных источников опубликованы в последние годы и отражают современное состояние проблемы.
Структура курсовой работы обусловлена целью исследования и вытекающими из неё задачами. Она включает в себя введение, две главы, вторая глава состоит из двух параграфов, заключение, глоссарий, список использованных источников и приложение.
Территориально-
Первый
этап начался с провозглашения на
III Всероссийском съезде Советов
в январе 1918 г. Российской Федерации,
что явилось прямым следствием осуществления
Октябрьской революции и
В
1922 г. был провозглашен СССР - новое
федеративное государство, которое включало
в свой состав формально равные субъекты
- социалистические республики, обладавшие
правом выхода из Союза. В действительности
это была фиктивная федерация с ярко выраженной
тенденцией к созданию централизованного
унитарного государства. РСФСР вошла в
состав СССР на правах отдельной союзной
республики. При этом статус ее автономий
и административно-
После
вхождения РСФСР в состав СССР
на правах союзной республики сложилась
уникальная, с точки зрения территориально-
В 1936 г. была принята новая Конституция СССР, а в 1937 г. по аналогии с общесоюзной была принята новая Конституция РСФСР. В составе РСФСР насчитывалось 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 национальных округов (последние не были перечислены в тексте Конституции). Края и области, в которых проживала большая часть населения РСФСР, в качестве субъектов Федерации не признавались. Автономные республики являлись государствами, но несуверенными, поскольку их основные законы - Конституции - подлежали обязательному утверждению высшим органом государственной власти РСФСР - Верховным Советом. Правовое положение автономных областей и национальных округов не нашло своего четкого конституционного закрепления. В последующий период существование в СССР тоталитарного государства и особенно практика политических репрессий очень серьезно ударили по национально-территориальному устройству РСФСР. Были физически уничтожены многие руководители автономных образований РСФСР, были ликвидированы многие автономии без какого-либо юридического обоснования, а целые народы были насильственным путем переселены в другие места с мест их традиционного проживания.