Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 22:49, курсовая работа
Приступая к анализу современного российского федерализма, прежде всего, следует иметь в виду, что российское государство и российское общество, утверждая федеративную структуру страны, должны рассматривать федеративное устройство не как самоцель, а как средство более эффективного государственного управления. Иными словами, не федеративный принцип ради самого федеративного принципа, а федерация ради обеспечения социального и экономического прогресса.
Конституция Российской Федерации 1993 года провозглашает Россию федеративным государством. Российский федерализм - это далеко не беспроблемная категория, это та реальность, которая имеет на сегодняшний день ряд нерешенных аспектов. И это касается как формы, так и содержания федеративных отношений в России, сохранения ее территориальной целостности.
Введение 3
1. Федеративное устройство России 8
1.1 Развитие федеративного устройства 8
1.2 Федеративное устройство современной России 12
2. Общие конституционные принципы устройства современного
Российского государства 29
Заключение 42
Глоссарий 44
Список использованных источников 48
Уже в современный период в 1991 г. был принят Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов», в соответствии с которым действия советских властей в отношении репрессированных народов были признаны преступными, а эти народы были юридически реабилитированы.
Важнейший
этап развития территориально-
И
наконец, особым этапом развития современного
российского федерализма стало
принятие всенародным референдумом
12 декабря 1993 г. Конституции Российской
Федерации. Проект был одобрен Конституционным
совещанием и представлен Президентом
РФ на всенародное голосование. Большинством
голосов проект был одобрен, и Конституция
Российской Федерации вступила в силу,
положив начало новому этапу развития
федеративных отношений в России.
Референдум был проведен в соответствии с Указом Президента РФ от 15 октября 1993 г. «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». По условиям проведения референдума Конституция считалась принятой, если за нее проголосовало 50% избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в референдуме участвовало не менее 50% зарегистрированных избирателей. По итогам голосования такие условия были соблюдены: в голосовании участвовало более 58 млн. избирателей (54,8%), а за принятие Конституции проголосовало 33,4 млн. избирателей, что составило 58,4% всех участвовавших в референдуме.
В ходе реализации в России институциональных реформ начала XXI века были осуществлены значительные перемены в системе центр-периферийной организации страны - изменения федерализма как ее конституционной формы. Эти изменения носили во многом радикальный характер, утверждая новую парадигму отношений между центром и российскими регионами, заставляя формулировать и выстраивать новые стандарты федеративного устройства.
Налицо
формирование в России собственной,
соответствующей своим
Единство целей и задач, стоящих перед всеми субъектами Российской Федерации в процессе реализации институциональных реформ, к которым можно отнести административную, бюджетную реформы, реформу местного самоуправления и др., является интегрирующим инструментом федеральной политики. Суть этой интеграции, унификации разнообразных политических традиций регионов проявляется в новых технологиях, применяемых сегодня при взаимодействии центра и субъектов Федерации. Результат изменения механизма этого взаимодействия отражает реальное, а не формально декларируемое содержание процесса реформирования государственных институтов, непосредственные задачи повышения эффективности как центр-периферийных отношений, так и управления страной в целом - такой эффективности, какой ее видит федерация как инициатор современных реформ.
Пространственный аспект изменений политической системы, которые происходили в России с начала 1990-х годов, свидетельствует о некой эволюции, через которую прошел российский федерализм. Если останавливаться на институциональных изменениях, то можно увидеть ломку советской системы управления, когда перестала существовать единая нить Советов - от поселковых до Верховного, - связывавшая все территориальные общности в единую структуру. Прослеживается формирование системы разделения властей на всем пространстве Российской Федерации, когда в каждой области, крае, республике, крупном городе и даже в каждом из изначально десяти малонаселенных автономных округов образовывались не только администрации, но и избирались местные парламенты, назначались мировые судьи, а где-то даже учреждались конституционные (уставные) суды. Различим процесс создания и расширения правового пространства на региональном уровне, когда в каждом субъекте Федерации принимались собственные конституции (уставы) и законы, оформлявшие реализацию компетенции регионов и выполнение связанных с этим обязательств перед населением.
Если
анализировать
При этом динамика российского федерализма, как уже можно было обнаружить, не носила одновекторного характера и не отличалась последовательностью и стабильностью. Менялись общие принципы организации власти в субъектах Федерации, менялись способы формирования «палаты регионов» Федерального Собрания - Совета Федерации, менялась экономическая база российских территорий: смены собственников на предприятиях, налоговые и бюджетные изменения. Наконец, в большинстве случаев так или иначе сменялись региональные элиты. Тем не менее федерализм оставался формой территориальной организации власти в России, и ни сама форма, ни название государства «Российская Федерация» правящей политической элитой так ни разу и не оспаривались.
Весь период эволюции федерализма в России есть период интенсивных изменений, период формирования новых институтов, период зарождения и дальнейшего развития элементов внутри системы. Причем если образование первых элементов - таких, как заключение Федеративного договора, принятие новой Конституции, формирование изначальных управленческих структур и их персональный состав, - было продуктом деятельности акторов иных систем: Верховного Совета РСФСР, структур бывшей КПСС (прежде всего ее областных и краевых комитетов), консультантов международных организаций, то в последующем названные элементы жили собственной жизнью и изменяли систему в соответствии со своими представлениями. Т.е. система развивалась уже самостоятельно, своими внутренними силами, под действием собственных элементов - система обучалась, вернее даже, самообучалась:становилась другой в результате накопления нового опыта, новых знаний.
При этом самообучение в данном случае осуществляется хоть и стихийно (в том смысле, что не запрограммированно), но не без некой определенной целесообразности. Ключевой динамической особенностью самообучающегося федерализма и России как самообучающейся федерации может быть названо перманентное инкрементальное изменение соответствующих федеративных институтов в целях обеспечения устойчивости политической системы на случай возникновения внешних или внутренних угроз по мере их выявления.
В содержательном плане развитие федерализма в России демонстрирует поиск наиболее соответствующих традициям и реалиям отечественного государственного строительства форм существования и функционирования каждого из аспектов модели, рожденной политической мыслью иной традиции. Все классики учения о федерализме от Й. Альтузиуса и отцов-основателей США до Д. Элейзера являлись представителями западной политической философии и описывали федеративные отношения как активный двусторонний процесс, инициаторами которого выступают сами отдельные территории, желающие образовать единую политическую общность, но при этом сохранить свою самостоятельность в определенных сферах. Очевидно, что природа федерализма в России носит совершенно другой характер.
Само понятие федеративных отношений применительно к России синонимично понятию центр-периферийных отношений - отношений между экономически развитым активным политическим центром и во многом зависимыми от него периферийными регионами. Периферия является поставщиком,источником ресурсов для федерального центра - и природных, и людских, и материальных. Периферия в большинстве своем пассивна. Центр активен. Это потребитель периферийных ресурсов: он стягивает все самое лучшее, что есть в стране, перерабатывает и на выходе выпускает продукт: управленческий, технологический, социальный.
Этот продукт по природе своей инновационен - он представляет собой нечто новое для страны и общества. И в свою очередь, потребителем этих инноваций является уже периферия: теперь она последовательно воспринимает, распространяет, интегрирует в свою практику продукт центра. Регионы в России, даже став субъектами Федерации, не ушли от такой схемы отношений, они не утратили и вряд ли утратят в ближайшей перспективе положение политической периферии относительно федерального центра. Важно подчеркнуть, что такова российская политическая традиция: подобная структура взаимодействия не характерна для классической теории федерализма.
Российский
опыт - это ситуация, при которой
фактически унитарное партийно-
Очевидно, что особенность процесса первичной федерализации в России может служить достаточным основанием, чтобы не оценивать в полной мере российский федерализм исключительно с позиций опыта западных федераций - их принципов, политических возможностей и сценариев развития. В то же время нельзя отрицать и того факта, что все крупнейшие (прежде всего территориально) демократии мира являются на сегодняшний день федеративными государствами: таковы США, Канада, Индия, ЮАР, ФРГ, Австралия и т. д. А значит, Россия - закономерный участник этого ряда.
Можно сомневаться в справедливости тезиса о том, что «Россия сегодня выбирает федеративный тип государственного устройства... потому, что он исторически выстрадан нашими народами, исконно стремящимися к сохранению самостоятельности и национальной самобытности»9. Однако уже практически не приходится спорить с тем, что современный федерализм возник именно как один из способов регулирования отношений между народами, населяющими Российскую Федерацию.
В начале 1990-х годов на волне «парада суверенитетов» он призван был выполнять две принципиально важные для национальных отношений страны функции. С одной стороны, федерализм позволил ряду национальных групп, постоянно проживающих в России, реализовывать свои интересы, используя весь спектр современных политических возможностей. Для этого наиболее крупные национальные общности были наделены статусами республик, а также автономных округов или автономных областей (на сегодняшний день последняя форма - в единственном регионе) с соответствующим набором государственных полномочий. При этом второй функцией федерализма стало обеспечение совместного существования всех этих национальных групп в рамках одного государства. То есть вторая функция должна была сдерживать первую функцию - реализацию политических интересов этносов, развитие которых ведет к выделению данных национальных общностей в самостоятельные государства.
Федерализм стал своего рода компромиссом между набиравшими силу этнонационалистическими движениями и ослабевавшим государством. В то же время федерализм стал и одним из трех «китов» (наряду с демократией и республиканской формой правления), на которых стал возникать новый конституционный строй России.
Воспринятые извне, а не взращенные естественным путем матрицы не могли оставаться неизменными: при наложении на реальные общественные отношения они сразу же стали корректироваться - разумеется, задавая новые стандарты социуму, но и интегрируя в себя его прежние традиции. В этом нет ничего неожиданного - скорее, это показатель живого, реагирующего государства.
Именно поэтому сегодня федеративные отношения в России характеризуются проблемами совсем иного характера по сравнению с изначальными условиями. Это проблемы, порожденные самой жизнью общества, его насущными потребностями и интересами: преодоление последствий глобального финансово-экономического кризиса, комплексное развитие субъектов Федерации в рамках единого общенационального вектора, сохранение гражданского мира и укрепление социальных связей между жителями разных частей страны.