Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 22:49, курсовая работа
Приступая к анализу современного российского федерализма, прежде всего, следует иметь в виду, что российское государство и российское общество, утверждая федеративную структуру страны, должны рассматривать федеративное устройство не как самоцель, а как средство более эффективного государственного управления. Иными словами, не федеративный принцип ради самого федеративного принципа, а федерация ради обеспечения социального и экономического прогресса.
Конституция Российской Федерации 1993 года провозглашает Россию федеративным государством. Российский федерализм - это далеко не беспроблемная категория, это та реальность, которая имеет на сегодняшний день ряд нерешенных аспектов. И это касается как формы, так и содержания федеративных отношений в России, сохранения ее территориальной целостности.
Введение 3
1. Федеративное устройство России 8
1.1 Развитие федеративного устройства 8
1.2 Федеративное устройство современной России 12
2. Общие конституционные принципы устройства современного
Российского государства 29
Заключение 42
Глоссарий 44
Список использованных источников 48
В
соответствии с Конституцией РФ принцип
единства системы органов
Система органов исполнительной власти в Российской Федерации определяется в Конституции РФ с учетом федеративного устройства России. Особенность единства системы органов исполнительной власти раскрывается в ст.ст. 77 и 78 Конституции России. Согласно ч. 2 ст. 77 Конституции РФ лишь в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Федерации по предметам совместного ведения Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Таким образом, если в унитарном государстве принцип единства системы органов исполнительной власти распространяется на все сферы ведения, то в федеративном - на предметы ведения Российской Федерации и частично - совместного ведения.
Федеральные органы исполнительной власти могут, но не обязательно создают свои территориальные органы в субъектах Федерации и назначают соответствующих должностных лиц (ч. 1 ст. 78 Конституции РФ). Допускается возможность использования двух организационных форм реализации компетенции по предметам ведения Федерации - создание собственных территориальных подразделений и наделение этими полномочиями органов государственной власти субъектов РФ.
Принцип единства правового и экономического пространства РФ. С одной стороны, устанавливаются определенные условия правотворческой и правоприменительной деятельности, которые позволяют учесть особенности составных частей Федерации и обеспечить единство правового пространства. С другой стороны, создается единый внутренний рынок, который способствует развитию экономических связей между регионами и повышению уровня их благосостояния, а также создает условия для добросовестной конкуренции между субъектами Федерации с целью создания благоприятной обстановки, гарантирующей свободное развитие и достойные условия для жизни.
Принцип
разграничения предметов
Конституционное
разграничение предметов
Анализируя
конституционно-правовые принципы построения
Российской Федерации, нельзя не оставить
без внимания, что Конституция
РФ не содержит раздела о национально-
Особо следует отметить, что российский федерализм в своем развитии исходит из принципа приоритета прав человека и гражданина. Это подтверждает ст. 19 Конституции РФ, закрепившая норму о том, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо, в частности, от расы, национальности или языковой принадлежности. Гарантией равноправия граждан независимо от их национальной принадлежности являются и положения ст. 26, которая предоставляет право гражданам России определять и указывать свою национальную принадлежность. Все это свидетельствует о том, что федеративное устройство, дополняя горизонтальное разделение государственной власти делением по вертикали, тем самым становится надежным средством ограничения государственной власти в системе «сдержек и противовесов», что повышает степень безопасности реализации прав и свобод человека и гражданина27, которые составляют основу конституционного строя любого демократического государства28.
Однако реализация ряда прав и свобод человека и гражданина неразрывно связана с его национальной самоидентификацией. Поэтому в рамках развития конституционного федерализма закреплено и право определять свой родной язык, государство обязуется предоставить возможность пользоваться им, воспитывать и учить детей. Российская Федерация на конституционном уровне гарантирует всем ее народам право на пользование родным языком, создание условий для его сохранения и развития, гарантирует права коренных малочисленных народов, защиту прав национальных меньшинств, исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей и многое другое.
Итак, мы рассмотрели развитие федеративного устройства России, проанализировали федеративное устройство современной России, а также рассмотрели принципы федеративного устройства России.
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Закрепление в Конституции Российской Федерации федеративного устройства России не означает, что основы и формы сложившейся федеративной организации неизменны. Неизменным должно оставаться деление Федерации на субъекты, хотя сами субъекты могут быть иными; неизменно и тесное сотрудничество между Федерацией и ее субъектами, однако не обязателен на все времена нынешний объем полномочий как Федерации, так и ее субъектов.
Принципы устройства федеративного государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между федеральным центром и субъектами Федерации. Попытки подорвать эти принципы под видом все более демократических, реальных моделей федерализма ведут только к одному: размыванию, выхолащиванию главных, наиболее существенных черт федеративного государства, к стиранию граней между такими качественно различными формами государственных образований, как «конфедерация», «союз государств», «союзное государство», «унитарное государство».
Современная форма государственного устройства России, сохраняя определенную преемственность с федеративной природой РСФСР (сочетая национально-государственный и территориальный принцип устройства), свидетельствует об уникальности российского федерализма по сравнению с классическими федерациями зарубежных стран. Эта уникальность есть отражение сложного исторического развития территориальных форм власти в России, полиэтничности ее населения, самобытности отечественной государственности и культуры. Поэтому специфика и особенности российского федерализма нуждаются не в устранении, приспособлении под известные «образцы», а научно-выверенной программе развития. Речь меньше всего идет о наборе декларативных положений, ибо потребность состоит главным образом в четкой, конкретной программе действий, в механизмах и гарантиях ее осуществления, в подключении к этому процессу всех сил общества.
№ п/п | Понятие | Содержание |
1 | Автономия | широкое
внутреннее самоуправление |
2 | Автономная область в составе Российской Федерации | область, самостоятельно осуществляющая государственную власть на соответствующей территории, отличающаяся особенностями быта и национального состава населения и входящая непосредственно в Российскую Федерацию на началах административной автономии (Еврейская автономная область). |
3 | Автономный округ в составе Российской Федерации | это национальное государственное образование, входящее в область или край и отличающееся особым национальным составом и бытом населения (например, Ханты-Мансийский автономный округ). Вхождение автономного округа в состав края или области означает такое конституционно-правовое состояние, при котором автономный округ, будучи равноправным субъектом РФ, одновременно составляет часть другого субъекта Федерации - края или области. Данная специфика статуса автономных округов не распространяется на Чукотский автономный округ, который считается непосредственно входящим в состав Российской Федерации. |
4 | Акт юридический | документ, издаваемый
государственным органом и |
5 | Государственный аппарат | в науке конституционного права система органов, практически осуществляющих функции государства |
6 | Демократия | форма государственного устройства, основанная на признании таких принципов, как верховенство конституции и законов, народовластие и политический плюрализм, свобода и равенство граждан, неотчуждаемость прав человека |
7 | Децентрализация | это процесс передачи из центра на места части функций и полномочий центральных органов; расширение прав субъектов Федерации, региональных образований и местного самоуправления. Так, в децентрализованном унитарном государстве региональные органы формируются независимо от центральных органов власти. К таким государствам относится Великобритания, отдельные регионы которой (Шотландия и Уэльс) обладают самостоятельностью. Кроме того, этот процесс затрагивает также возможность передачи части полномочий центральных органов власти региональным и местным с соответствующими материальными и финансовыми средствами для их исполнения. |
8 | Конституция | представляет собой закон или группу законов, обладающих высшей юридической силой |
9 | Конституционные принципы | это руководящие идеи, лежащие в основе всего содержания конституции определенной страны. Они обладают высшей степенью нормативной обобщенности, носят универсальный характер и в связи с этим оказывают регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений. Общеобязательность таких принципов состоит как в приоритетности перед иными правовыми установлениями, так и в распространении их действия на все субъекты права. Особенность этих основополагающих принципов в том, что как сами принципы, так и способы их толкования изначально признаются обязательными. Задача современного государства и общества состоит в том, чтобы внедрить конституционно установленные принципы в жизнь, а также оформить их в качестве норм действующего законодательства и добиться безусловного исполнения. |
10 | Плюрализм | в политико-правовой теории понятие, означающее один из фундаментальных принципов устройства гражданского общества и правового государства, согласно которому должно обеспечиваться многообразие форм и субъектов экономической, политической и культурной жизни |
11 | Регион | это часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий, которая может совпадать с границами территории субъекта РФ либо объединять территории нескольких субъектов РФ. |
12 | Республика | это форма государственного правления, характеризующаяся выборностью органов власти, гарантирующая демократический режим в стране. Существует несколько ее разновидностей. Парламентская (парламентарная) республика, характеризуется тем, что состав правительства формируется партиями, имеющими большинство в парламенте, а также несет перед ним ответственность за принятие решения и действия. Глава государства также может избираться парламентом. В президентской республике верховная власть принадлежит президенту как главе государства, избираемому всенародным голосованием и выступающим в системе разделения властей субъектом координации всех ветвей государственной власти. При полупрезидентской республике элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентской республики. |
13 | Совет Федерации | это верхняя палата Федерального Собрания (парламента) РФ, которая является органом представительства субъектов РФ. В ее состав входят по два члена от каждого субъекта Федерации - один от законодательного органа, а другой от исполнительного органа государственной власти. Срок деятельности данной палаты Федерального Собрания не ограничен, она не может быть распущена Президентом РФ, но ее состав постоянно обновляется. Избрание в субъектах РФ представительных и исполнительных органов государственной власти осуществляется в разное время, срок их полномочий колеблется в соответствии с законами субъектов Федерации, поэтому в течение года в Совете Федерации происходит ротация (замена выбывших членов вновь избранными). Совет Федерации выступает не только как обладатель права законодательной инициативы, но и полноправный участник всего законодательного процесса, который одобряет либо отклоняет законы, принятые Государственной Думой. |
14 | Субъект федерации | это
ограниченно правоспособное образование,
имеющее черты |
15 | Федерализм | одна из основ
конституционного строя РФ, основополагающий
принцип государственно- |
16 | Федеральный округ | в ряде государств
с федеративным устройством особая административно- |
17 | Федерация | это форма государственного устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований (субъектов или членов федерации), обладающих определенной политической самостоятельностью. Асимметричная федерация - вид федерации, субъекты которой обладают различным конституционным статусом, тогда как в симметричной федерации субъекты равностатусны. Российская Федерация является асимметричной, поскольку особое правовое положение в ней занимают республики, автономные округа, автономная область. Одним из основных принципов федеративного устройства выступает верховенство федерального закона, согласно которому законы, принятые на общефедеральном уровне, обладают высшей юридической силой по сравнению с законодательством субъектов Федерации. |
1 | Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. |
2 | Федеральный
закон от 17.07.1996г. № 74-ФЗ «О
национально-культурной |
3 | Федеральный закон от 30.04.1999г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (ред. от 26.06.2007) // "Собрание законодательства РФ", 03.05.1999, № 18, ст. 2208. |
4 | В соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 27.02.2007 № 14 «Об утверждении требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации». |
5 | В соответствии с Приказом Минфина РФ от 27.04.2006 № 67н «О порядке представления реестров расходных обязательств субъектов Российской Федерации и сводов реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 26, 26.06.2006. |
6 | Авакьян, С. А. Совет Федерации: эволюция и перспективы. Федерализм [Текст] / С. А. Авакьян. – М.: Норма, 2003. |
7 | Азрилиян, А.Н. Юридический словарь [Текст] / А.Н. Азрилиян. – М.: Институт новой экономики, 2007. |
8 | Алексеев, С. С. Государство и право [Текст]: Учебник для ВУЗов / С.С. Алексеев. - М.: Кодекс, 2004. |
9 | Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации [Текст]: Учебник для вузов / М. В. Баглай. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2001. |
10 | Венгеров А. Б. Теория государства и права [Текст] / А. Б. Венгеров. - М.: Юрист, 2005. |
11 | Гошуляк, В. В. Конституционно-правовые основы современного российского федерализма [Текст] / В. В. Гошуляк. -М.: Закон, 2005. |
12 | Енгибарян, Р.В. Конституционное право [Текст]: пособие для слушателей народных университетов / Р.В. Енгибарян, Э.В. Тадевосян. - М.: Статут, 2005. |
13 | К вопросу о «моделях» федерализма (Критический обзор некоторых публикаций) [Текст]: Государство и право. – 2003. - № 12. |
14 | Киселева A. B. Теория федерализма [Текст] / А. В. Киселева, А. В. Нестеренко. – М.: Право, 2002. |
15 | Конюхова, И. А. Современный российский федерализм и мировой опыт: Итоги становления и перспективы [Текст] / И. А. Конюхова. - М.: ЮрПресс, 2004. |
16 | Лившиц, Р. З. Теория права [Текст] / Р. З. Лившиц. - М.: БЕК, 2005. |
17 | Малько, А. В. Конституционное право России [Текст] Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов / А. В. Малько, Е. В. Колесников. - М.: Норма-Инфра, 2004. |
18 | Матузов, Н. И. Теория государства и права: курс лекций [Текст] / Под. ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. - М.: Юрист, 2003. |
19 | Развитие Федерации
и Конституция России (конституционные
изменения как назревшая |
20 | Российский федерализм: разграничение предметов ведения и полномочий [Текст]: Социально-политический журнал. – 2006. |
21 | Смирнягин, Л. В. Совет Федерации: Эволюция статуса и функций [Текст] / Л. В. Смирнягин. - М.: Закон, 2003. |
22 | Современный федерализм: сравнительные перспективы [Текст]: Международная жизнь. – М., 2006. – №4. |
23 | Страшун, Б. А. Конституционное право зарубежных стран [Текст] Общая ч. / Под ред. Б. А. Страшуна. - М.: Изд-во Бек, 2005. |
24 | Тэпс, Д. Концептуальные основы федерализма [Текст] / Д. Тэпс. - СПб.: «Спутник +», 2003. |
25 | Умнова, И. А. Конституционные основы современного российского федерализма [Текст] / И. А. Умнова. - М.: Спектр, 2006. |
26 | Федерация или унитарное государство. Российский федерализм - сегодня и завтра [Текст]: Международная жизнь. – М., 2005. – №3. |
27 | Von Beyme K. Asymmetric federalism between globalization and regionalization // Journal of European Public Policy; Jun2005, Vol. 12, Issue 3. - P. 432-447; Гибсон Э. Авторитарное и демократическое правление в федеративных странах Западного полушария // Русские чтения. Выпуск 2. - М. : Группа Эксперт, 2006. |
28 | Столяров М.
В. Теория и практика федерализма. -
М.: Изд-во РАГС, 2008. - 672 с.; Столяров М. В.
Социально-экономические |
29 | Туровский Р. Ф. Центр и регионы: проблемы политических отношений. - М. : ГУ ВШЭ, 2007. - 399 с.; Туровский Р. Ф. Политическая регионалистика. Учебное пособие. - М. : ГУ ВШЭ, 2006. |
30 | Зубаревич Н. В. Мифы и реальности пространственного неравенства. // Общественные науки и современность, 2009, № 1. - С. 38-53.; Назаров В. С. Эволюция моделей федерализма - российский и зарубежный опыт // Экономическая политика, 2007, № 1. |
31 | Арутюнов Ю.А. Укрепление федеративного устройства российского государства // Власть, 2005, № 8; Дахин А.В. Система власти в России в 2000-х годах и модели политического управления регионами // Полис, 2009, № 2; |
32 | Какабадзе Ш.Ш.
Институционализация |
33 | Брезгулевская Н.В. Виды федерации и модели федерализма // Правоведение, 2005, № 3; Лексин В.Н., Лексин И.В., Чучелина Н.Н. Качество государственного и муниципального управления и административная реформа. - М.: Европроект, 2006 |
34 | Пастухов В.Б. Российский федерализм: политические, правовые практики // Общественные науки и современность, 2003, №1; Прокопьев А.Е. Генезис современных теорий федерализма // Право: Теория и практика, 2003, № 10. |
35 | Основы национальных и федеративных отношений / Под общ. ред. Р. Г. Абдулатипова. - М.: Издательство РАГС, 2001. |
36 | Хлопонин А.Г. Региональные пространства роста // Коммерсантъ, № 47/П, 20.03.2006. |
37 | Киселева А.В., Нестеренко А.В. Теория федерализма. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. |
38 | Знаменщиков Р.В. Принципы федерализма в России и Германии (Сравнительное конституционно-правовое исследование): Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2003. |
39 | Соколова Н.С. Конституционные принципы современного российского федерализма // Федерализм, региональное управление и местное самоуправление. 2000. N 1. |
40 | Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 2000. |
41 | Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998; Федерализм и демократия // Государство и право. 1992. N 3 и др. |
42 | Эсмен А. Общие основания конституционного права. СПб., 1909. |