Федеративное устройство России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 22:49, курсовая работа

Краткое описание

Приступая к анализу современного российского федерализма, прежде всего, следует иметь в виду, что российское государство и российское общество, утверждая федеративную структуру страны, должны рассматривать федеративное устройство не как самоцель, а как средство более эффективного государственного управления. Иными словами, не федеративный принцип ради самого федеративного принципа, а федерация ради обеспечения социального и экономического прогресса.
Конституция Российской Федерации 1993 года провозглашает Россию федеративным государством. Российский федерализм - это далеко не беспроблемная категория, это та реальность, которая имеет на сегодняшний день ряд нерешенных аспектов. И это касается как формы, так и содержания федеративных отношений в России, сохранения ее территориальной целостности.

Оглавление

Введение 3
1. Федеративное устройство России 8
1.1 Развитие федеративного устройства 8
1.2 Федеративное устройство современной России 12
2. Общие конституционные принципы устройства современного
Российского государства 29
Заключение 42
Глоссарий 44
Список использованных источников 48

Файлы: 1 файл

конституционное право.doc

— 448.00 Кб (Скачать)

     В соответствии с Конституцией РФ принцип  единства системы органов государственной  власти непосредственно закрепляется в отношении системы органов  исполнительной и судебной власти.

     Система органов исполнительной власти в  Российской Федерации определяется в Конституции РФ с учетом федеративного устройства России. Особенность единства системы органов исполнительной власти раскрывается в ст.ст. 77 и 78 Конституции России. Согласно ч. 2 ст. 77 Конституции РФ лишь в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Федерации по предметам совместного ведения Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Таким образом, если в унитарном государстве принцип единства системы органов исполнительной власти распространяется на все сферы ведения, то в федеративном - на предметы ведения Российской Федерации и частично - совместного ведения.

     Федеральные органы исполнительной власти могут, но не обязательно создают свои территориальные органы в субъектах Федерации и назначают соответствующих должностных лиц (ч. 1 ст. 78 Конституции РФ). Допускается возможность использования двух организационных форм реализации компетенции по предметам ведения Федерации - создание собственных территориальных подразделений и наделение этими полномочиями органов государственной власти субъектов РФ.

     Принцип единства правового и экономического пространства РФ. С одной стороны, устанавливаются определенные условия правотворческой и правоприменительной деятельности, которые позволяют учесть особенности составных частей Федерации и обеспечить единство правового пространства. С другой стороны, создается единый внутренний рынок, который способствует развитию экономических связей между регионами и повышению уровня их благосостояния, а также создает условия для добросовестной конкуренции между субъектами Федерации с целью создания благоприятной обстановки, гарантирующей свободное развитие и достойные условия для жизни.

     Принцип разграничения предметов ведения  между РФ и субъектами РФ (базовый  принцип) лежит в основе всей системы  принципов российского федерализма26. Принцип разграничения предметов ведения между РФ и ее субъектами формально-юридически не закреплен в качестве принципа российского федерализма. В ч. 3 ст. 5 Конституции РФ основой федеративного устройства РФ провозглашается разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Однако его необходимо рассматривать как производный принцип, так как предметы ведения РФ и ее субъектов предопределяют предметы ведения и полномочия органов государственной власти Федерации и ее субъектов. Предметы ведения РФ и ее субъектов разграничиваются Конституцией РФ, что выступает существенной гарантией федерализма и стабилизирующим фактором. Разграничение предметов ведения и полномочий органов государственной власти федерального и регионального уровней осуществляется Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

     Конституционное разграничение предметов ведения  между РФ и ее субъектами имеет  определенные правовые последствия, вытекающие из ст.ст. 71-73, 76 Основного закона России. Во-первых, разграничение предметов ведения между РФ и ее субъектами осуществляется только Конституцией РФ. Во-вторых, перечень вопросов исключительного ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ не подлежит перераспределению. В-третьих, по вопросам исключительного ведения РФ принимаются только федеральные законы. В-четвертых, по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов федеральный центр осуществляет рамочное регулирование. Государствоподобные образования (субъекты РФ) принимают нормативные акты в развитие федерального законодательства. В-пятых, правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, которые регулируют вопросы, отнесенные к предметам исключительного ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. В-шестых, субъекты РФ самостоятельно осуществляют правовое регулирование вопросов, не отнесенных к исключительному ведению федерального центра и совместному ведению федерального центра и регионов. В-седьмых, Конституция России разграничивает именно предметы ведения РФ и ее субъектов, а не предметы ведения и полномочия органов государственной власти центра и регионов.

     Анализируя  конституционно-правовые принципы построения Российской Федерации, нельзя не оставить без внимания, что Конституция  РФ не содержит раздела о национально-государственном устройстве. Это можно рассматривать не только как гарантию равноправия субъектов Российской Федерации независимо от национального состава проживающего в них населения, но и признание, что Россию населяет многонациональный народ, объединяемый общей судьбой, а следовательно, все государственные органы должны исходить из необходимости сохранения исторически сложившегося государственного единства.

     Особо следует отметить, что российский федерализм в своем развитии исходит  из принципа приоритета прав человека и гражданина. Это подтверждает ст. 19 Конституции РФ, закрепившая норму о том, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо, в частности, от расы, национальности или языковой принадлежности. Гарантией равноправия граждан независимо от их национальной принадлежности являются и положения ст. 26, которая предоставляет право гражданам России определять и указывать свою национальную принадлежность. Все это свидетельствует о том, что федеративное устройство, дополняя горизонтальное разделение государственной власти делением по вертикали, тем самым становится надежным средством ограничения государственной власти в системе «сдержек и противовесов», что повышает степень безопасности реализации прав и свобод человека и гражданина27, которые составляют основу конституционного строя любого демократического государства28.

     Однако  реализация ряда прав и свобод человека и гражданина неразрывно связана  с его национальной самоидентификацией. Поэтому в рамках развития конституционного федерализма закреплено и право определять свой родной язык, государство обязуется предоставить возможность пользоваться им, воспитывать и учить детей. Российская Федерация на конституционном уровне гарантирует всем ее народам право на пользование родным языком, создание условий для его сохранения и развития, гарантирует права коренных малочисленных народов, защиту прав национальных меньшинств, исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей и многое другое.

     Заключение

     Итак, мы рассмотрели развитие федеративного  устройства России, проанализировали федеративное устройство современной  России, а также рассмотрели принципы федеративного устройства России.

     Из  всего вышеизложенного можно  сделать следующие выводы.

     Закрепление в Конституции Российской Федерации  федеративного устройства России не означает, что основы и формы сложившейся  федеративной организации неизменны. Неизменным должно оставаться деление  Федерации на субъекты, хотя сами субъекты могут быть иными; неизменно и тесное сотрудничество между Федерацией и ее субъектами, однако не обязателен на все времена нынешний объем полномочий как Федерации, так и ее субъектов.

     Принципы  устройства федеративного государства  относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между федеральным центром и субъектами Федерации. Попытки подорвать эти принципы под видом все более демократических, реальных моделей федерализма ведут только к одному: размыванию, выхолащиванию главных, наиболее существенных черт федеративного государства, к стиранию граней между такими качественно различными формами государственных образований, как «конфедерация», «союз государств», «союзное государство», «унитарное государство».

     Современная форма государственного устройства России, сохраняя определенную преемственность с федеративной природой РСФСР (сочетая национально-государственный и территориальный принцип устройства), свидетельствует об уникальности российского федерализма по сравнению с классическими федерациями зарубежных стран. Эта уникальность есть отражение сложного исторического развития территориальных форм власти в России, полиэтничности ее населения, самобытности отечественной государственности и культуры. Поэтому специфика и особенности российского федерализма нуждаются не в устранении, приспособлении под известные «образцы», а научно-выверенной программе развития. Речь меньше всего идет о наборе декларативных положений, ибо потребность состоит главным образом в четкой, конкретной программе действий, в механизмах и гарантиях ее осуществления, в подключении к этому процессу всех сил общества.

     Глоссарий

№ п/п Понятие Содержание
1 Автономия  широкое  внутреннее самоуправление региона  государства, а также особые  права в сфере местного самоуправления, культуры, предоставляемым национальным меньшинствам (этническим группам). Различают следующие виды автономий.
2 Автономная область в составе Российской Федерации область, самостоятельно осуществляющая государственную  власть на соответствующей территории, отличающаяся особенностями быта и национального состава населения и входящая непосредственно в Российскую Федерацию на началах административной автономии (Еврейская автономная область).
3 Автономный округ в составе Российской Федерации это национальное государственное образование, входящее в область или край и отличающееся особым национальным составом и бытом населения (например, Ханты-Мансийский автономный округ). Вхождение автономного округа в состав края или области означает такое конституционно-правовое состояние, при котором автономный округ, будучи равноправным субъектом РФ, одновременно составляет часть другого субъекта Федерации - края или области. Данная специфика статуса автономных округов не распространяется на Чукотский автономный округ, который считается непосредственно входящим в состав Российской Федерации.
4 Акт юридический документ, издаваемый государственным органом и содержащий общенормативные или индивидуальные предписания, документы, составленные в предусмотренном законом порядке  и порождающие определенные правовые последствия
5 Государственный аппарат  в науке конституционного права система органов, практически  осуществляющих функции государства
6 Демократия форма государственного устройства, основанная на признании  таких принципов, как верховенство конституции и законов, народовластие и политический плюрализм, свобода и равенство граждан, неотчуждаемость прав человека
7 Децентрализация это процесс  передачи из центра на места части  функций и полномочий центральных  органов; расширение прав субъектов Федерации, региональных образований и местного самоуправления. Так, в децентрализованном унитарном государстве региональные органы формируются независимо от центральных органов власти. К таким государствам относится Великобритания, отдельные регионы которой (Шотландия и Уэльс) обладают самостоятельностью. Кроме того, этот процесс затрагивает также возможность передачи части полномочий центральных органов власти региональным и местным с соответствующими материальными и финансовыми средствами для их исполнения.
8 Конституция представляет  собой закон или группу законов, обладающих высшей юридической силой
9 Конституционные принципы  это  руководящие идеи, лежащие в основе  всего содержания конституции  определенной страны. Они обладают  высшей степенью нормативной обобщенности, носят универсальный характер и в связи с этим оказывают регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений. Общеобязательность таких принципов состоит как в приоритетности перед иными правовыми установлениями, так и в распространении их действия на все субъекты права. Особенность этих основополагающих принципов в том, что как сами принципы, так и способы их толкования изначально признаются обязательными. Задача современного государства и общества состоит в том, чтобы внедрить конституционно установленные принципы в жизнь, а также оформить их в качестве норм действующего законодательства и добиться безусловного исполнения.
10 Плюрализм в политико-правовой теории понятие, означающее один из фундаментальных  принципов устройства гражданского общества и правового государства, согласно которому должно обеспечиваться многообразие форм и субъектов экономической, политической и культурной жизни
11 Регион это часть  территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий, которая может совпадать с границами территории субъекта РФ либо объединять территории нескольких субъектов РФ.
12 Республика это форма  государственного правления, характеризующаяся  выборностью органов власти, гарантирующая демократический режим в стране. Существует несколько ее разновидностей. Парламентская (парламентарная) республика, характеризуется тем, что состав правительства формируется партиями, имеющими большинство в парламенте, а также несет перед ним ответственность за принятие решения и действия. Глава государства также может избираться парламентом. В президентской республике верховная власть принадлежит президенту как главе государства, избираемому всенародным голосованием и выступающим в системе разделения властей субъектом координации всех ветвей государственной власти. При полупрезидентской республике элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентской республики.
13 Совет Федерации это верхняя  палата Федерального Собрания (парламента) РФ, которая является органом представительства субъектов РФ. В ее состав входят по два члена от каждого субъекта Федерации - один от законодательного органа, а другой от исполнительного органа государственной власти. Срок деятельности данной палаты Федерального Собрания не ограничен, она не может быть распущена Президентом РФ, но ее состав постоянно обновляется. Избрание в субъектах РФ представительных и исполнительных органов государственной власти осуществляется в разное время, срок их полномочий колеблется в соответствии с законами субъектов Федерации, поэтому в течение года в Совете Федерации происходит ротация (замена выбывших членов вновь избранными). Совет Федерации выступает не только как обладатель права законодательной инициативы, но и полноправный участник всего законодательного процесса, который одобряет либо отклоняет законы, принятые Государственной Думой.
14 Субъект федерации       это ограниченно правоспособное образование, имеющее черты государственности, входящее в единое федеративное государство. Субъекты Федерации отвечают следующим параметрам: не обладают суверенитетом; не имеют права на отделение или сецессию; граждане любого субъекта Федерации имеют равные основные права и обязанности на территории всей Федерации; закон субъекта Федерации не может противоречить федеральному закону; перед лицом федеральной власти субъекты Федерации равны.
15 Федерализм одна из основ  конституционного строя РФ, основополагающий принцип государственно-территориального устройства РФ, за счет которого обеспечиваются единство страны, децентрализация власти на основе разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами, а также равноправие и самоопределение народов в составе Федерации
16 Федеральный округ в ряде государств с федеративным устройством особая административно-территориальная единица, на территории которой размещается столица федерации
17 Федерация это форма  государственного устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований (субъектов или членов федерации), обладающих определенной политической самостоятельностью. Асимметричная федерация - вид федерации, субъекты которой обладают различным конституционным статусом, тогда как в симметричной федерации субъекты равностатусны. Российская Федерация является асимметричной, поскольку особое правовое положение в ней занимают республики, автономные округа, автономная область. Одним из основных принципов федеративного устройства выступает верховенство федерального закона, согласно которому законы, принятые на общефедеральном уровне, обладают высшей юридической силой по сравнению с законодательством субъектов Федерации.

     Список  использованных источников

1 Российская  Федерация. Конституция (1993). Конституция  Российской  Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001.
2  Федеральный  закон от 17.07.1996г. № 74-ФЗ «О  национально-культурной автономии» (ред. от 01.12.2007) // "Собрание законодательства  РФ", 17.06.1996, № 25, ст. 2965.
3 Федеральный закон  от 30.04.1999г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (ред. от 26.06.2007) // "Собрание законодательства РФ", 03.05.1999, № 18, ст. 2208.
4 В соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 27.02.2007 № 14 «Об утверждении требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации».
5 В соответствии с Приказом Минфина РФ от 27.04.2006 № 67н «О порядке представления реестров расходных обязательств субъектов  Российской Федерации и сводов реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 26, 26.06.2006.
6 Авакьян, С. А. Совет  Федерации: эволюция и перспективы. Федерализм [Текст] / С. А. Авакьян. – М.: Норма, 2003.
7 Азрилиян, А.Н. Юридический  словарь [Текст] / А.Н. Азрилиян. – М.: Институт новой экономики, 2007.
8 Алексеев, С. С. Государство и право [Текст]: Учебник  для ВУЗов / С.С. Алексеев. - М.: Кодекс, 2004.
9 Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации [Текст]: Учебник для вузов / М. В. Баглай. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2001.
10 Венгеров А. Б. Теория государства и права [Текст] / А. Б. Венгеров. - М.: Юрист, 2005.
11 Гошуляк, В. В. Конституционно-правовые основы современного российского федерализма [Текст] / В. В. Гошуляк. -М.: Закон, 2005.
12 Енгибарян, Р.В. Конституционное право [Текст]: пособие  для слушателей народных университетов / Р.В. Енгибарян, Э.В. Тадевосян. - М.: Статут, 2005.
13 К вопросу о  «моделях» федерализма (Критический  обзор некоторых публикаций) [Текст]: Государство и право. – 2003. - № 12.
14 Киселева A. B. Теория федерализма [Текст] / А. В. Киселева, А. В. Нестеренко. – М.: Право, 2002.
15 Конюхова, И. А. Современный российский федерализм и мировой опыт: Итоги становления и перспективы [Текст] / И. А. Конюхова. - М.: ЮрПресс, 2004.
16 Лившиц, Р. З. Теория права [Текст] / Р. З. Лившиц. - М.: БЕК, 2005.
17 Малько, А. В. Конституционное  право России [Текст] Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов / А. В. Малько, Е. В. Колесников. - М.: Норма-Инфра, 2004.
18 Матузов, Н. И. Теория государства и права: курс лекций [Текст] / Под. ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. - М.: Юрист, 2003.
19 Развитие Федерации  и Конституция России (конституционные  изменения как назревшая потребность  развития федеративных отношений) [Текст]: Государство и право. - 2003. - №8.
20 Российский  федерализм: разграничение предметов  ведения и полномочий [Текст]: Социально-политический журнал. – 2006.
21 Смирнягин, Л. В. Совет Федерации: Эволюция статуса  и функций [Текст] / Л. В. Смирнягин. - М.: Закон, 2003.
22 Современный федерализм: сравнительные перспективы [Текст]: Международная жизнь. – М., 2006. –  №4.
23 Страшун, Б. А. Конституционное  право зарубежных стран [Текст] Общая  ч. / Под ред. Б. А. Страшуна. - М.: Изд-во Бек, 2005.
24 Тэпс, Д. Концептуальные основы федерализма [Текст] / Д. Тэпс. - СПб.: «Спутник +», 2003.
25 Умнова, И. А. Конституционные  основы современного российского федерализма [Текст] / И. А. Умнова. - М.: Спектр, 2006.
26 Федерация или  унитарное государство. Российский федерализм - сегодня и завтра [Текст]: Международная жизнь. – М., 2005. –  №3.
27 Von Beyme K. Asymmetric federalism between globalization and regionalization // Journal of European Public Policy; Jun2005, Vol. 12, Issue 3. - P. 432-447; Гибсон Э. Авторитарное и демократическое правление в федеративных странах Западного полушария // Русские чтения. Выпуск 2. - М. : Группа Эксперт, 2006.
28 Столяров М. В. Теория и практика федерализма. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 672 с.; Столяров М. В. Социально-экономические проблемы федерализма. - М.: Изд-во РАГС, 2008.
29 Туровский Р. Ф. Центр и регионы: проблемы политических отношений. - М. : ГУ ВШЭ, 2007. - 399 с.; Туровский Р. Ф. Политическая регионалистика. Учебное пособие. - М. : ГУ ВШЭ, 2006.
30 Зубаревич Н. В. Мифы и реальности пространственного  неравенства. // Общественные науки  и современность, 2009, № 1. - С. 38-53.; Назаров  В. С. Эволюция моделей федерализма - российский и зарубежный опыт // Экономическая политика, 2007, № 1.
31 Арутюнов Ю.А. Укрепление федеративного устройства российского государства // Власть, 2005, № 8; Дахин А.В. Система власти в России в 2000-х годах и модели политического управления регионами // Полис, 2009, № 2;
32 Какабадзе Ш.Ш. Институционализация согласования интересов субъектов Российской Федерации: изменение законодательства и новые политические реалии // Полис, 2008, № 4.
33 Брезгулевская Н.В. Виды федерации и модели федерализма // Правоведение, 2005, № 3; Лексин В.Н., Лексин И.В., Чучелина Н.Н. Качество государственного и муниципального управления и административная реформа. - М.: Европроект, 2006
34 Пастухов В.Б. Российский федерализм: политические, правовые практики // Общественные науки и современность, 2003, №1; Прокопьев А.Е. Генезис современных теорий федерализма // Право: Теория и практика, 2003, № 10.
35 Основы национальных и федеративных отношений / Под общ. ред. Р. Г. Абдулатипова. - М.: Издательство РАГС, 2001.
36 Хлопонин А.Г. Региональные пространства роста // Коммерсантъ, № 47/П, 20.03.2006.
37 Киселева А.В., Нестеренко А.В. Теория федерализма. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.
38 Знаменщиков Р.В. Принципы федерализма в России и Германии (Сравнительное конституционно-правовое исследование): Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2003.
39 Соколова Н.С. Конституционные принципы современного российского федерализма // Федерализм, региональное управление и местное  самоуправление. 2000. N 1.
40 Умнова И.А. Конституционные  основы современного российского федерализма. М., 2000.
41 Умнова И.А. Конституционные  основы современного российского федерализма. М., 1998; Федерализм и демократия // Государство  и право. 1992. N 3 и др.
42 Эсмен А. Общие основания конституционного права. СПб., 1909.

Информация о работе Федеративное устройство России