Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 10:01, курсовая работа
В своей курсовой работе я выбрал тему «Федеративная форма государственного устройства». Она является актуальной уже на протяжении десятков лет и в настоящее время, не теряет интерес к себе не только среди исследователей правоведов и историков, но и простых людей, наблюдавших сначала за распадом союзного государства СССР в суверенные государства и последующие проблемы в этих государствах, затем за распадом и гражданской войной в Югославии и нерешенными до сих пор вопросами деления государства по национальным или каким-то иным признакам и так далее.
Введение …………………….……………………………………………………3
1. Понятие и признаки федерации.........................................................................5
2. Виды федераций………………………………………………………………12
3. Особенности федеративного устройства России……………..……………18
Заключение……………………………………………………………………...26
Список литературы.............................................................................................28
ПЛАН:
Введение …………………….……………………………………………………3
1. Понятие и признаки
федерации.....................
2. Виды федераций………………………………………………………
3. Особенности федеративного устройства России……………..……………18
Заключение……………………………………………………
Список
литературы....................
ВВЕДЕНИЕ
В своей курсовой работе я выбрал тему
«Федеративная форма государственного
устройства». Она является актуальной
уже на протяжении десятков лет и в настоящее
время, не теряет интерес к себе не
только среди исследователей правоведов
и историков, но и простых людей, наблюдавших
сначала за распадом союзного государства
СССР в суверенные государства и последующие
проблемы в этих государствах, затем за
распадом и гражданской войной в Югославии
и нерешенными до сих пор вопросами деления
государства по национальным или каким-то
иным признакам и так далее. В настоящее
время существует около 200 суверенных
государств, и только около тридцати из
них являются федерациями. Но какую роль
занимают они в современном мире? На
этот вопрос можно ответить
однозначно - их значение для
современного общества неоценимо.
Федеративные государства имеются
на всех континентах и, как
правило, занимают там лидирующие позиции.
Федеративное государство является
самой молодой формой государственно-
При всей разработанности федеративное устройство остается одной из самых дискуссионных проблем со множеством неясностей, двусмысленностей и недоразумений. Американский политолог Д. Элейзер считает, что причины всего этого заключаются в том, что: 1)федерализм одновременно относится и к структуре, и к функционированию государственной власти; 2)обеспечивает синтез единства и разнообразия; 3)выступает одновременно как политическое и социальное явление; 4)предусматривает определенные цели и средства их достижения, причем эти цели могут быть по своему характеру ограниченными и глобальными. Все перечисленные выше события подвигли меня на выбор именно этой темы, несмотря на высокую степень ее разработанности учеными.
Цель моего курсового исследования: дать наиболее широкое и полное представление федеративной форме государственного устройства. Задачами же для достижения данной цели являются:
Для рассмотрения этих вопросов я постарался привлечь наиболее всесторонний и объективный круг нормативных и литературных источников и, конечно же, тот багаж знаний, который я получил, обучаясь в СибЮИ МВД РФ.
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ФЕДЕРАЦИИ
Прежде чем дать определение федерации,
необходимо отметить, что это форма государственно-
Основное отличие между
Федеративная форма государственного устройства является еще более многоликой, чем унитарная. Каждая федерация обладает уникальными, специфическими особенностями. И все же можно выделить черты, характеризующие все федеративные государства. Так, в отличие от унитарного государства, федеративное в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Оно состоит из территорий субъектов федерации и является союзным государством. Государственные образования, входящие в состав федеративного государства, могут не являться государствами в собственном смысле слова, поскольку они не обладают полным суверенитетом, т.е. самостоятельностью и независимостью по всем вопросам внутренней и внешней политической жизни. Степень суверенности может быть разной. Однако выделяется круг вопросов, которые не могут быть решены без участия центральной власти. Но, во всяком случае, субъекты федерации наряду с хозяйственной и социально – культурной самостоятельностью приобретают и определенную политическую самостоятельность, и это их отличает от административно – территориальных образований унитарного государства.
В федерации существует два уровня государственного аппарата: федеральный и субъекта федерации. На высшем уровне федеративный характер государства выражается в создании двухпалатного союзного парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации (верхняя). При ее формировании используется принцип равного представительства вне зависимости от численности населения. Другая палата формируется для выражения интересов всего населения государства, всех его регионов. В федерации может также существовать государственный аппарат и на местном уровне.
Одним из формальных признаков
федерации является наличие
В федеративном государстве
Конституции федеративных государств гарантируют территориальную целостность своих субъектов. Изменение территории в пределах федерации (границ между ее субъектами) требует согласия субъекта федерации. Если изменяются границы между ними, это делается только с их согласия и утверждается федерацией. Случаев отказа в утверждении, насколько известно, не было, но сам институт утверждения характеризует верховенство федерации в территориальных вопросах не только в международных уровнях, но и внутри страны.
Субъект федерации обладает правом иметь собственную судебную систему. Конституция определяет порядок организации, процедуры и предмет деятельности судебных и других правоохранительных органов, устанавливая как бы образец для построения судебной системы в субъектах федерации. Высшая судебная инстанция федерации, как правило, не рассматривает жалобы на решения судов субъектов федерации или рассматривает, но в крайне ограниченных и специально установленных случаях.
В федерации используется двухканальная система налогов: федеральные и налоги субъекта федерации. Как правило, собранные налоги поступают в общефедеральную казну и затем уже часть их передается уже для использования субъектам федерации. Иной порядок может существенно подрывать федеративную природу государства, угрожать его целостности. При этом, разумеется, собственные доходы субъектов крайне ограничены и они нуждаются в получении субсидий и дотаций от федеральной финансовой системы. Финансовая зависимость является одним из важных дополнений к тому конституционному механизму, с помощью которого центральная власть подчиняет и контролирует субъекты федерации.
Слово «федерация» происходит от лат. federare — объединять, укреплять союзом. Оно используется в конституциях для официальных наименований государств (например, Российская Федерация, Федеративная Республика Бразилия), в статьях основных законов для характеристики государства (Бельгия), наряду с ним или вместо него употребляются термины: «союзная республика» (Югославия), «объединенная республика» (Танзания), «соединенные штаты» (Мексика), «объединенные эмираты» (ОАЭ)2. Республика Индия в тексте Конституции охарактеризована как «союз». В Канаде, в Конституции Швейцарии 1999 г., вступившей в силу в 2000 г., употребляется слово «конфедерация», хотя обе страны фактически давно уже стали федерациями. Официальное же название - дань традиции.
На мой взгляд, учитывая имеющиеся в науке подходы, синтезируя достижения предшественников и исключая признаки, которые не относится к государственности, можно было бы в самом общем виде охарактеризовать федеративное государство как союзную государственно-территориальную организацию, состоящую из государств или государственных образований, опирающуюся на принцип согласия, основанную одновременно на целостности государственной власти (управления государством) и ее вертикальном разделении между федерацией и ее членами (субъектами) при верховенстве федерации3. В качестве аргумента утверждения о том, что федерация – это союзная организация государств возьмем Российскую Федерацию, т.к. в ее состав входят республики - субъекты РФ - это государства в составе Российской Федерации, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции Российской Федерации. Они образованы как формы национальной государственности, воплощают самоопределение соответствующих наций. Статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики. Республика имеет государственно-правовые признаки государства в составе РФ. К ним относятся:
· Конституция республики, республиканское законодательство;
· система органов государственной власти республики, которая устанавливается ею самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, закрепленных федеральным законом;
· территория, причем границы между субъектами могут быть изменены только с их взаимного согласия;
· республиканское гражданство;
Информация о работе Особенности федеративного устройства России