Особенности федеративного устройства России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 10:01, курсовая работа

Краткое описание

В своей курсовой работе я выбрал тему «Федеративная форма государственного устройства». Она является актуальной уже на протяжении десятков лет и в настоящее время, не теряет интерес к себе не только среди исследователей правоведов и историков, но и простых людей, наблюдавших сначала за распадом союзного государства СССР в суверенные государства и последующие проблемы в этих государствах, затем за распадом и гражданской войной в Югославии и нерешенными до сих пор вопросами деления государства по национальным или каким-то иным признакам и так далее.

Оглавление

Введение …………………….……………………………………………………3
1. Понятие и признаки федерации.........................................................................5
2. Виды федераций………………………………………………………………12
3. Особенности федеративного устройства России……………..……………18
Заключение……………………………………………………………………...26
Список литературы.............................................................................................28

Файлы: 1 файл

Курсак.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

ПЛАН: 

Введение …………………….……………………………………………………3

1. Понятие и признаки федерации.........................................................................5

2. Виды федераций………………………………………………………………12

3. Особенности федеративного устройства России……………..……………18

Заключение……………………………………………………………………...26

Список  литературы.............................................................................................28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     В своей курсовой работе я выбрал тему «Федеративная форма государственного устройства». Она является актуальной уже на протяжении десятков лет и в настоящее время,  не теряет интерес к себе не только среди исследователей правоведов и историков, но и простых людей, наблюдавших сначала за распадом союзного государства СССР в суверенные государства и последующие проблемы в этих государствах, затем за распадом и гражданской войной в Югославии и нерешенными до сих пор вопросами деления государства по национальным или каким-то иным признакам и так далее. В  настоящее  время  существует  около  200 суверенных  государств, и только около тридцати из них являются федерациями. Но какую роль  занимают они в современном мире? На  этот  вопрос  можно  ответить  однозначно  -  их значение  для  современного  общества  неоценимо.  Федеративные  государства  имеются  на  всех  континентах  и,  как  правило, занимают там лидирующие позиции.  Федеративное  государство  является  самой молодой формой государственно-территориального устройства,  большинство  из них возникло в 20 веке (кроме Швейцарии (1291) и США (1787)). Но за свое  менее чем столетнее существование они уже успели наделать много шума в мире  и  перехватить  пальмовую  ветвь   прогресса.    Актуальность федерализма во  всей своей сложности проявилась и в современной России. После распада СССР была  развита децентрализующая       тенденция    в    развитии  российской государственности. Она  базировалась  на  росте  национального  самосознания народов СССР и России. Эта тенденция  стала  серьезной  угрозой  целостности России, т.к. националистические организации активно  использовали  лозунг  о праве наций на самоопределение,  за  которым,  как  показали  в  последствие события  в  Татарстане  и  в  Чечне,  стояло   стремление   к   национальной независимости.   Но   достаточно   своевременный   процесс    реформирования федеративных отношений и подписание Федеративного Договора сдержали еще более негативные последствия распада  СССР.  Хотя,  если  бы  это  произошло раньше, может быть, и не состоялось кровавых событий в Чечне.

При всей разработанности федеративное устройство остается одной из самых дискуссионных  проблем со множеством неясностей, двусмысленностей и недоразумений. Американский политолог Д. Элейзер считает, что причины всего этого заключаются в том, что: 1)федерализм одновременно относится и к структуре, и к функционированию государственной власти; 2)обеспечивает синтез единства и разнообразия; 3)выступает одновременно как политическое и социальное явление; 4)предусматривает определенные цели и средства их достижения, причем эти цели могут быть по своему характеру ограниченными и глобальными.                                                                      Все перечисленные выше  события    подвигли   меня   на    выбор именно этой темы, несмотря на высокую степень ее разработанности учеными.      

 Цель  моего курсового  исследования: дать наиболее широкое и полное представление федеративной форме государственного устройства.                       Задачами же для достижения данной цели являются:

  1. Дать наиболее точное понятие федерации и рассмотреть ее признаки.
  2. Рассмотреть различные виды федераций.
  3. Выявить особенности федеративного устройства современной РФ.

   Для рассмотрения этих вопросов я постарался привлечь  наиболее  всесторонний  и объективный  круг  нормативных  и  литературных  источников и,  конечно  же,  тот  багаж  знаний,  который  я получил, обучаясь в СибЮИ МВД РФ.

    
 
 
 
 

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ФЕДЕРАЦИИ

     Прежде чем дать определение федерации, необходимо отметить, что это форма государственно-территориального устройства. Государственно-территориальное устройство можно  определить  как организацию территории государства, систему взаимоотношений государства  как целого со своими составными частями. Составные  части  государства,  так  же как и государство в целом имеют органы  власти,  между  которыми  существует система взаимоотношений, урегулированных  нормами  права.  В одних случаях географические   части   государства   являются   его   административно - территориальными   единицами,   не   обладающие   какой-либо    политической самостоятельностью, в других - это государствоподобные  образования,  имеющие собственное   законодательство.   На   основании    политического    статуса административных  единиц  выделяют  две   основные   формы   государственно- территориального устройства: унитарную и федеративную.

   Основное отличие между унитарными  и федеративными государствами состоит в том, что унитарное государство - это единое, слитное государство,  разделенное на административно - территориальные  единицы,  не  обладающие  политической самостоятельностью. В отличие от унитарного государства,  федерация  состоит из   внутренних   государственных   образований,   имеющих    свои    органы законодательной,  исполнительной  и   судебной   власти.   Составные   части федерации называются субъектами федерации, и они обычно имеют свои  основные законы: конституции, как, например, штаты в США, земли в ФРГ, кантоны в Швейцарии, республики в РФ, или же уставы, как края  и  области  в РФ.1

    Федеративная форма государственного устройства является еще более многоликой, чем унитарная. Каждая федерация обладает уникальными, специфическими особенностями. И все же можно выделить черты, характеризующие все федеративные государства. Так, в отличие от унитарного государства, федеративное в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Оно состоит из территорий субъектов федерации и является союзным государством. Государственные образования, входящие в состав федеративного государства, могут не являться государствами в собственном смысле слова, поскольку они не обладают полным суверенитетом, т.е. самостоятельностью и независимостью по всем вопросам внутренней и внешней политической  жизни. Степень суверенности может быть разной. Однако выделяется круг вопросов, которые не могут быть решены без участия центральной власти. Но, во всяком случае, субъекты федерации наряду с хозяйственной и социально – культурной самостоятельностью приобретают и определенную политическую самостоятельность, и это их отличает от административно – территориальных образований унитарного государства.

     В федерации существует  два уровня государственного аппарата: федеральный и субъекта федерации. На высшем уровне федеративный характер государства выражается в создании двухпалатного союзного парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации (верхняя). При ее формировании используется принцип равного представительства вне зависимости от численности населения. Другая палата формируется для выражения интересов всего населения государства, всех его регионов. В федерации может также существовать государственный аппарат и на местном уровне.

     Одним из формальных признаков  федерации является наличие двойного  гражданства. Каждый гражданин  считается гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного образования. И это закрепляется конституциями государств. Это означает, что объем прав и свобод у каждого гражданина, независимо от того, на территории какого субъекта федерации он проживает, один и тот же.

     В федеративном государстве функционирует правовая система, построенная на принципе централизации, единства (вертикальная). Но субъекты федерации могут создавать и свою правовую систему (горизонтальная). Чаще всего, хотя и не всегда, им предоставляется право принятия собственной конституции. Однако всегда при этом устанавливается принцип субординации, иерархии законов, согласно которому конституции субъектов федерации должны полностью соответствовать союзной конституции и ей не противоречить, а республиканские законы не должны противоречить федеральным законам. Этот принцип должен соблюдаться и тогда, когда в отдельных государственных образованиях сохраняются конституции, принятые ими до вступления в федерацию. Они должны проводиться в соответствие с союзной конституцией. Это же правило касается и всех других нормативных актов, прежде всего законов. Принцип верховенства общефедерального закона над законами субъектов федерации является всеобщим и необходимым для всех видов федераций. Таким образом, в пределах федерации действуют федеральные законы, а также соответствующие им законы субъектов федерации. Действие последних, как правило, распространяется лишь на территорию соответствующего субъекта. Кроме того, федеральные законодательные органы могут принимать законы специально для определенных членов федерации и устанавливать им особый правовой статус.

    Конституции федеративных государств гарантируют территориальную целостность своих субъектов. Изменение территории в пределах федерации (границ между ее субъектами) требует согласия субъекта федерации. Если изменяются границы между ними, это делается только с их согласия и утверждается федерацией. Случаев отказа в утверждении, насколько известно, не было, но сам институт утверждения характеризует верховенство федерации в территориальных вопросах не только в международных уровнях, но и внутри страны. 

  Субъект федерации обладает правом иметь собственную судебную систему. Конституция определяет порядок организации, процедуры и предмет деятельности судебных и других правоохранительных органов, устанавливая как бы образец для построения судебной системы в субъектах федерации. Высшая судебная инстанция федерации, как правило, не рассматривает жалобы на решения судов субъектов федерации или рассматривает, но в крайне ограниченных и специально установленных случаях.

    В федерации используется двухканальная система налогов: федеральные и налоги субъекта федерации. Как правило, собранные  налоги поступают в общефедеральную казну и затем уже часть их передается уже для использования субъектам федерации. Иной порядок может существенно подрывать федеративную природу государства, угрожать его целостности. При этом, разумеется, собственные доходы субъектов крайне ограничены и они нуждаются в получении субсидий и дотаций от федеральной финансовой системы. Финансовая зависимость является одним из важных дополнений к тому конституционному механизму, с помощью которого центральная власть подчиняет и контролирует субъекты федерации.

  Слово «федерация» происходит от лат. federare — объединять, укреплять союзом. Оно используется в конституциях для официальных наименований государств (например, Российская Федерация, Федеративная Республика Бразилия), в статьях основных законов для характеристики государства (Бельгия), наряду с ним или вместо него употребляются термины: «союзная республика» (Югославия), «объединенная республика» (Танзания), «соединенные штаты» (Мексика), «объединенные эмираты» (ОАЭ)2. Республика Индия в тексте Конституции охарактеризована как «союз». В Канаде, в Конституции Швейцарии 1999 г., вступившей в силу в 2000 г., употребляется слово «конфедерация», хотя обе страны фактически давно уже стали федерациями. Официальное же название - дань традиции.

На мой  взгляд, учитывая имеющиеся в науке  подходы, синтезируя достижения предшественников и исключая признаки, которые не относится к государственности, можно было бы в самом общем виде охарактеризовать федеративное государство как союзную государственно-территориальную организацию, состоящую из государств или государственных образований, опирающуюся на принцип согласия, основанную одновременно на целостности государственной власти (управления государством) и ее   вертикальном разделении между федерацией и ее членами (субъектами) при верховенстве федерации3. В качестве аргумента утверждения о том, что федерация – это союзная организация государств возьмем Российскую Федерацию, т.к. в ее состав входят республики - субъекты РФ -  это государства в составе Российской Федерации, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции Российской Федерации. Они образованы как формы национальной государственности, воплощают самоопределение соответствующих наций. Статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики. Республика имеет государственно-правовые признаки государства в составе РФ. К ним относятся:

·        Конституция республики, республиканское законодательство;

·       система органов государственной власти республики, которая устанавливается ею самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, закрепленных федеральным законом;

·        территория, причем границы между субъектами могут быть изменены только с их взаимного согласия;

·        республиканское гражданство;

Информация о работе Особенности федеративного устройства России