Особенности федеративного устройства России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 10:01, курсовая работа

Краткое описание

В своей курсовой работе я выбрал тему «Федеративная форма государственного устройства». Она является актуальной уже на протяжении десятков лет и в настоящее время, не теряет интерес к себе не только среди исследователей правоведов и историков, но и простых людей, наблюдавших сначала за распадом союзного государства СССР в суверенные государства и последующие проблемы в этих государствах, затем за распадом и гражданской войной в Югославии и нерешенными до сих пор вопросами деления государства по национальным или каким-то иным признакам и так далее.

Оглавление

Введение …………………….……………………………………………………3
1. Понятие и признаки федерации.........................................................................5
2. Виды федераций………………………………………………………………12
3. Особенности федеративного устройства России……………..……………18
Заключение……………………………………………………………………...26
Список литературы.............................................................................................28

Файлы: 1 файл

Курсак.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

  «Федерализму  ничего не грозит» — публично  успокаивал общественность Председатель  Комитета Совета Федерации по  делам Федерации и региональной  политике А.И. Казаков. Он высказал уверенность, что светлое будущее для России как федерации состоит в дальнейшем развитии и совершенствовании в области разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления. И лишь посредством этого Россия в полном соответствии со ст.1 Конституции РФ останется демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.15

    Доктор экономических наук Валерий Горегляд считает, что только при “комбинированном” развитии федеративных отношений и реформировании экономики наш федерализм будет экономически (следовательно, и политически) перспективным. При ином варианте Россия начнет движение к унитарной модели национальной государственности. А эта модель, как доказала история, у нас всегда тяготеет к волюнтаризму. Чтобы этого не произошло, нужна также и политическая ответственность, направленная на сохранение ростков отечественного федерализма и основанная на понимании того, что ни в одной стране мира реформы не удавались в условиях нестабильности общества.16

   Размышляя о судьбах России, Ю.М.  Лужков в своей книге «Путь  к эффективному государству»  пишет: «Обширные пространства, требующие  значительных скоординированных усилий для их освоения, этническое многообразие, особенности национального характера — все это способствовало укреплению государства как организующего начала, призванного обеспечить территориальную целостность и внешнюю безопасность, выработать приемлемые формы сосуществования различных этнических, религиозных и культурных общностей».17 Лужков считает, что у России огромные предпосылки для создания в нашей стране поистине развитого федерализма. Он также придерживается точки зрения, основанной на необходимости успешной реализации происходящих в стране реформ, от которых во многом зависят дальнейшие перспективы развития отечественного федерализма, включающего в себя социальное и экономическое благополучие граждан Российской Федерации.

    Проанализировав указанные выше точки зрения, можно сказать, что большинство высказываний по поводу судьбы российского федерализма как у ученых, так и у политических деятелей оптимистичны, но  этот оптимизм они связывают с необходимостью решения некоторых задач. От себя могу лишь добавить, что если мы хотим укреплять и развивать российский федерализм, то следует укреплять и развивать как его основу, так и несущие конструкции - этносы и территории.

    Рассмотрев и обобщив последний вопрос хотелось бы выделить основные особенности современной России как федерации:

    • РФ – национально-территориальная федерация.
    • РФ – федерация с единым законодательным верховенством.
    • РФ – суверенное государство.
    • В РФ единые гражданство, денежная и кредитная политика, государственный бюджет и система налогов.
    • РФ – равноправный субъект международного права.
    • В РФ – верховенство Федеральной власти.
    • Наличие Федеральных округов и полномочных представителей Президента в этих округах.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Итак, я подведу итог своему исследованию: федеративное государство является суверенным государством, объединяющим территорию своих субъектов на договорной или конституционной основе. Управление в федеративном государстве основано на дуализме государственной и правовой системы, проявляющегося в разделение полномочий и предметов ведения между федерацией и ее субъектами, которое основано на федеральных законах и договорах между федерацией и ее субъектами. Но напомню - федерация всегда имеет приоритет осуществления государственной власти на своей территории.

     Я попытался дать ответы на затронутые мной общегосударственные вопросы, вплотную связанные с федерализмом. Проведя сравнительное исследование, я пришел к выводу, что в современных условиях России нет альтернативы до определенной степени централизованной, но демократической федерации, основанной на принципах национально-территориального подхода к её структуре, верховенстве федеральной государственной власти с широкой самостоятельностью субъектов федерации в их внутренних делах. Необходимые, последовательные, но поэтапные реформы, осуществляемые на научной основе, должны вести к новому федерализму, в котором должен быть учтен предшествующий российский опыт.

      Мое исследование подошло к концу. Я  постарался проанализировать большое  количество разнообразных нормативных и литературных источников и, думаю, смог представить объективную, лишенную политических и иных предрассудков работу на тему «Федеративная форма государственного устройства». В своей работе я обобщил разные знания о государственно-территориальном устройстве в науках «Теории государства и права» и «Конституционного права». И мне хочется закончить свою работу на оптимистической ноте. Ведь федерация - это самая молодая и самая прогрессивная форма государственно- территориального устройства.

      ЛИТЕРАТУРА

Нормативно  – правовые акты:

1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. – Ст.7.

Монографии, учебники, пособия:

2.Теория  государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и  А.В. Малько. – М.: Издательство  «Юристъ». 2006. – С.164.

  3.Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. И.П.Николаевой. - М.: Издательство «Проспект» .2001. – С.448.

4.Шишкин А.Ф.  Экономическая теория: Учебное пособие  для вузов. – М.: Издательство  «ВЛАДОС».1996.

5. Курс экономики:  Учебник / Под ред. Б.А.Райзберга. - М.: Издательство «ИНФРА-М», 2001.

6.Булатов А.С.  Экономика: Учебник для экономических  академий, вузов и факультетов.  – М.: Издательство «БЕК», 2005. –  С.71.

7.Каменецкий  В.А. и Патрикеев В.П. Лекции  по экономике. «Проблемы становления социального государства». -  М.: Издательство «АТиСО»,2001. С.316

8.Общая экономическая  теория: Учебное пособие/ Под ред.  В.Ю. Корогодина  - Воронеж: Издательство  «ВГУ», 2000 – С.321.

Научные статьи:

9.Ясин Е. «Государство  и экономика на этапе модернизации»/ Е.Ясин // Вопросы экономики. 2006. №4.- С.4.

10.Плышевский  Б. «Условия восстановления государственного  регулирования экономики» / Б.Плышевский // Экономист. 1998. - №6. - С.11.

11.Ясин Е. «Государство и экономика на этапе модернизации»/ Е.Ясин // Вопросы экономики. 2006. №4.- С.5

12.Клейнер  Г., Петросян Д., Беченов А. «Ещё  раз о роли государства и  государственного сектора в экономике»/Г  .Клейнер, Г.Петросян, А.Беченов // Вопросы экономики. 2004. №4. С. 19 –  20.

  13. Варга В. «Роль государства в рыночном хозяйстве» / В.Варга //. МЭиМО. 1992.  №11 С. 131

14.Осадчая И.  «Эволюция макроэкономической теории»/  И.Осадчая//Вопросы экономики. 2006. №  5. С.6.

15.Мау В.И.  Драма 2008 года: от экономического  чуда  к экономическому кризису. / В.И.Мау // Вопросы экономики. 2009. №2. – С.15 – 16.

16.Кудрин А.  Мировой финансовый кризис и  его влияние на Россию./А.Кудрин//Вопросы  экономики. 2009. № 1.- С.26. 
 

Информация о работе Особенности федеративного устройства России