Особенности федеративного устройства России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 10:01, курсовая работа

Краткое описание

В своей курсовой работе я выбрал тему «Федеративная форма государственного устройства». Она является актуальной уже на протяжении десятков лет и в настоящее время, не теряет интерес к себе не только среди исследователей правоведов и историков, но и простых людей, наблюдавших сначала за распадом союзного государства СССР в суверенные государства и последующие проблемы в этих государствах, затем за распадом и гражданской войной в Югославии и нерешенными до сих пор вопросами деления государства по национальным или каким-то иным признакам и так далее.

Оглавление

Введение …………………….……………………………………………………3
1. Понятие и признаки федерации.........................................................................5
2. Виды федераций………………………………………………………………12
3. Особенности федеративного устройства России……………..……………18
Заключение……………………………………………………………………...26
Список литературы.............................................................................................28

Файлы: 1 файл

Курсак.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

    Итак, рассмотрев классификацию  федераций, можно сказать, что такое разделение федераций будет весьма условно, т.к. фактически в мире не существует  ни одной федерации, которая могла бы полностью соответствовать тому или иному виду. Но так как на ТГП мы изучаем именно теорию, а не факты, то вполне можем выделить основные  виды федераций:

  1.  По способу образования:
    • Конституционные (созданные на основе конституции).
    • Договорные (образованные специальным договором).
 
  1. По  этнической окраске:
    • Территориальные (федерации, в которых субъекты основаны на территориальном признаке, и не обладают этническими правами).
    • Национальные (федерации, которые состоят из субъектов, основанных по национальному признаку, и обладают этническими правами).
    • Национально - территориальные (например: Россия).
 
  1. По  соотношению статусов субъектов:
    • Симметричные (равноправные).
    • Ассимметричные (статусы различны).
 
 
 

ОСОБЕННОСТИ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ

      По существу, ключевой проблемой  в формировании современного  Российского государства является построение дееспособной демократически-правовой государственности, подконтрольной народной воле и гражданскому обществу. Именно в этом и заключается принципиальный смысл современного государственного становления России.1

     Приобретя в 1990 г.  статус  независимого  государства,  Россия  получила

стартовые условия и уникальный шанс  для  формирования  принципиально  новых федеративных отношений. И в этом направлении  был сделан  крупный  шаг:  31 марта 1992 г. регионами России  (за  исключением  Татарстана  и  Чечни)  был подписан Федеративный Договор. Этот  документ  сыграл  исключительно  важную роль в прорыве от унитарного государства к федеративному.

     Статус федерации в России включает важнейшие черты ее федеративной

государственности. Он характеризуется, прежде всего, тем, что РФ является суверенным государством. В России сложилась ситуация, характерная сочетанием двух суверенитетов в рамках одного государства. Это сочетание проявляется в том, что суверенитет федеративного государства охватывает, покрывает собой суверенитет входящих в него республик, тоже объявивших о своем суверенитете. Иной раз такой подход напоминает известную русскую матрешку, внутри которой помещается еще несколько матрешек меньшего размера. Сам по себе такой подход вполне приемлем при условии, что им не нарушаются исторически сложившееся государственное единство народов Российской Федерации, целостность ее территорий. На территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов, и других препятствий для перемещения товаров, услуг, финансовых  средств.  Такие  препятствия  могут  быть   установлены   только федеральным законом и только в крайних случаях. Российская Федерация имеет единое гражданство, единые федеральные  органы государственной  власти,  единую  денежную  и  кредитную   систему,   единый государственный бюджет и систему налогов; право на  международные  отношения с иностранными государствами.

    Федеративное устройство России отражает ее многонациональный состав. Большое количество коренных малочисленных народов, населяющих территорию России, не позволяет предоставить каждому из них статус субъекта Федерации. Это привело бы к еще большей дробности Федерации, и без этого весьма значительной. Однако эти народы нуждаются в признании своих особых прав, которые гарантируются им Конституцией РФ11 в соответствии с общепризнанными принципами международного права и международными договорами Российской Федерации. Народы, народности, проживающие в России, в том числе самый большой по численности — русский народ, исторически самоопределились в одном крупном многонациональном федеративном государстве — Российской Федерации. Не случайно в преамбуле Основного Закона РФ, закрепляющего статус России как цельного федеративного государства (его многонациональный характер, устройство, состав), подчеркивается, что Конституция принимается исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов. Равноправие народов проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Государство гарантирует всем народам нашей страны право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Оно гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от расы, национальности, языка. Каждый человек имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка обучения, воспитания, творчества. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории остается русский язык, но республики вправе устанавливать свои государственные языки. Они употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик. Таким образом, Российская Федерация — это государственная форма самоопределения всего многонационального народа России и, вместе с тем, всех входящих в него народов, народностей.

    Система государственных органов  субъектов федерации устанавливается  ими самостоятельно, но в соответствии  с основами конституционного  строя РФ и общими принципами  организации представительных и исполнительных органов государственной власти, в согласии с федеральным законом. Это направлено на обеспечение единства системы органов Российского государства в целом. Особенно большое значение для единства системы государственной власти имеет то, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти во всей стране в пределах ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов. Для реализации компетенции Российской Федерации (а значит, единого государственного руководства в этих пределах на территории всей страны) федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Серьезная гарантия единства системы государственной власти, прав федерации состоит в том, что Президент и Правительство РФ обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории страны.   

     Федеративный договор включает в себя три близких по содержанию договора о разграничении предметов ведения между федеральными органами  государственной власти и органами власти субъектов федерации трех типов:

-   республик в составе Российской  Федерации – в настоящее время их число составляет 21;

- краев - 9, областей - 46, городов федерального значения- Москвы и Санкт-Петербурга;

-   автономных округов – 4 и автономной области - Еврейской.

Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской  Федерацией и ее субъектами  осуществляются  на  основе  Конституции  РФ,  Федеративного Договора и иных  договоров  между  федерацией  и  ее  субъектами.  Эти  акты определяют:

   1.Исключительные предметы ведения и полномочия РФ, которые полномочны решать и рассматривать только федеральные органы государственной власти, обладая для этого соответствующими правами и обязанностями.

   2.Предметы и полномочия совместного ведения РФ и ее субъектов. Причем правовые акты последних должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам. Иными словами, полномочия РФ и субъектов РФ разграничены федеральными законами уже в рамках предметов совместного ведения.

   3.Исключительные предметы ведения  и полномочия субъектов федерации, которые рассматриваются непосредственно  органами власти субъектов, т.е. уже без участия федеральных органов РФ.

   В ст. 71 Конституции РФ установлены исключительные предметы ведения и полномочия РФ. В частности - это принятие  и изменение федерального  законодательства, контроль за  его исполнением;  федеративное  устройство  и территория  РФ; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; установление  федеральных  органов   государственной   власти;   федеральная государственная собственность; установление основ федеральной политики; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное,  таможенное регулирование; федеральный бюджет, налоги и  сборы;  федеральная  и  ядерная энергетика; внешняя политика; оборона и безопасность; определение статуса  и защита  государственной границы;  судоустройство,  прокуратура,  уголовное, уголовно-    процессуальное,     гражданское,      гражданско-процессуальное законодательство, амнистия и помилование;  стандарты,  эталоны,  метрическая система и др.

  Другие  имеющиеся  у  федерации  полномочия,  установленные  в   ст.   72

Конституции РФ, она осуществляет совместно с  субъектами федерации. К ним,  в частности, относятся вопросы обеспечения соответствия нормативно-

правовых  актов  субъектов  федерации  Конституции  РФ  и  иным  федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; природопользование; землепользование; охрана окружающей среды; общие вопросы  образования  науки и культуры;  административное,  административно - процессуальное,  трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство; координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ.

     По вопросам, которые находятся вне  пределов  ведения  РФ  и  совместного ведения, субъекты федерации принимают законы по собственному  усмотрению, т.е.  отсутствие  федерального  закона  по  вопросам совместного ведения не является препятствием для урегулирования этого вопроса субъектом федерации. В случае противоречия между федеральным законом и нормативно- правовым актом по вопросам ведения субъектов федерации действует нормативно - правовой акт субъекта федерации. Споры о компетенции между государственными органами Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов разрешаются Конституционным Судом РФ. Он же разрешает дела о конституционности федеральных законов, нормативных актов Президента, Правительства РФ, палат Федерального Собрания, а также нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и ее совместному с субъектами ведению.

     Некоторые ученые, правда, полагают, что в Конституции России достаточно четко разделена компетенция между федеральными и региональными законодательными органами. Так, «по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации»12. Исходя из этого А.Н. Лебедев делает вывод, согласно которому «особенность российской модели разграничения предметов совместного ведения заключается в том, что субъекты РФ вправе издавать свои законы (иные нормативные правовые акты) лишь после федерального законодателя»13. В силу этого он считает принципиально неправильным продолжение в настоящее время практики, сложившейся еще до принятия Конституции 1993 г., опережающего законодательствования субъектов Российской Федерации.

     Еще    одной   немаловажной     особенностью    РФ   выступает    принцип

равноправия субъектов Российской Федерации — принцип федеративного устройства, впервые получивший закрепление в нынешней Конституции РФ. Она специально подчеркивает его важное проявление — равноправие всех субъектов между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это равноправие, прежде всего, проявляется:   1. в равенстве их прав и обязанностей как субъектов федерации;  2. в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограниченной компетенцией самой Российской Федерации;        3. в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации. Нынешняя Конституция РФ, закрепив принцип равноправия субъектов, внесла и некоторые другие новшества, утверждающие его. В Федеративном договоре и в тексте прежнего Основного Закона имелись различия в компетенции субъектов, в частности, там предоставлялись большие права республикам; теперь это устранено. В то же время имеются различия в государственной организации субъектов федерации. Среди них есть республики, обладающие признаками государства и государственно-территориальные образования, не имеющие, например, своих конституций, гражданства, высших органов государства, что, однако, не влияет на их равное положение в федерации. Естественны и фактические различия между субъектами в экономическом потенциале, численности населения, размерах территории, географическом положении и т.д.

     Среди правоведов и историков очень часты споры о поиске наиболее оптимальной формы государственного устройства, позволяющей стабильно развиваться всем регионам и всем народам России. Существующий спектр точек зрения на эту проблему, как впрочем, на все проблемы развития российского государства, чрезвычайно разнообразен. Некоторые предполагают в качестве наиболее оптимального варианта то, что Россия должна перестать существовать как единое государство и трансформироваться в систему близко связанных друг с другом государственных образований, т.е. в конфедерацию. Есть те, кто, напротив, настаивает на унитарности, как наиболее традиционной для России форме государственного устройства. Между тем, ясно, что Федеративный договор, заключенный в 1993г., непосредственно формулирует третий путь развития России - путь федерализма.14 

   Дальнейшая судьба российского федерализма — вопрос, интересующий не только властные структуры, но и все российское общество.

Информация о работе Особенности федеративного устройства России