Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:02, реферат
Когда мы приступаем к изучению государства или права, то, прежде всего сталкиваемся с тем, что они представляют собой сложные образования. Они охватывают различные явления, характеризуются многообразными гранями, сторонами, чертами. Сущность государства включает в себя форму государственного устройства.
Введение 3
1. Развитие государственного устройства Российской Федерации 4
2. Общая теория Федеративного устройства 6
3. Принципы Федеративного устройства современной России 8
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Московский
гуманитарно-экономический
Чувашский
филиал
Факультет юридический
Кафедра
Дисциплина
«Теория Государства и Права»
Реферат
На тему:
«Особенности федеративного устройства
России»
г. Чебоксары
2011г.
Содержание
Введение
1. Развитие государственного устройства Российской Федерации 4
2. Общая
теория Федеративного устройства
3. Принципы Федеративного устройства современной России 8
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Когда мы приступаем
к изучению государства или права,
то, прежде всего сталкиваемся с
тем, что они представляют собой
сложные образования. Они охватывают
различные явления, характеризуются
многообразными гранями, сторонами, чертами.
Сущность государства включает в себя
форму государственного устройства. И
прежде, изучить систему законодательства
какого-либо государства, необходимо познать
вышесказанную особенность формы данного
государства, которая оказывает влияние
не только на процесс формирования правовой
системы, но и на процесс практической
реализации законов и формирования правового
государства. Поэтому юристу необходимо
познание государственно-правовых явлений,
что невозможно без изучения понятия формы
государственного устройства и ее основных
компонентов.
1.1 Развитие
государственного устройства
Российской Федерации
Федеративных
Российская империя в силу набора объективных и субъективных причин, несмотря на огромную территорию, полинациональный состав и многоконфессиональность, сформировалось как жестоко централизованное государство. Однако неудачный для России исход первой мировой войны, три сокрушительные социальные революции поставили ее на грань распада. Большевики нашли единственно возможный, с их точки зрения, способ сохранить целостность государства - через спекуляцию на национальных чувствах угнетаемых царизмом народов, т.е. через гипертрофирование принципа самоопределения наций.
В итоге на развалинах
Российской империи образовался
ряд самостоятельных государств
- БССЗ, УССР, Бухарская и Хорезмская
Народные Республики, Польша и Финляндия.
А на территории центральной России
сформировалось уникальное по своей организации
государство - Российская Социалистическая
Федеративная Советская Республика. Уникальность
изначального федеративного устройства
России состояла в том, что это была федерализация
«сверху», осуществляемая по указанию
центральной власти, путем так называемой
автономизации. В итоге в составе РСФСР
были сформированы шесть типов государствоподобных
образований: автономные республики, автономные
области, национальные (позже - автономные)
округа, трудовые коммуны (например, немецкая
Трудовая коммуна, преобразованная в 1923
г. В АССР немцев Поволжья), края и области.
Из всего перечня образований только автономные
республики могли претендовать на статус
субъектов Федерации, поскольку имели
право на принятие собственной конституции
и автономное законодательство. Остальные
территории страны находились в административном
подчинении центру, т.е. в положении административно-
Потом, когда в период так называемой перестройки началось бурное преобразование территориального устройства страны (республики были объявлены суверенными государствами в составе РФ, большинство автономных областей (за исключением Еврейской) были также преобразованы в республики, Чукотский автономный округ вышел из состава Магаданской области, были образованы города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, остальные 9 автономных округов, области и края потребовали равноправного статуса субъектов Федерации), был заключен Федеративный договор (точнее три договора) согласно которому каждая из групп субъектов Федерации (суверенные республики; области, края, города федерального значения; автономные округа) получала свою систему взаимоотношений с центральной властью.
Различия в этих отношениях были минимальные. Пожалуй, наиболее существенным отличием было признание со стороны центральной власти республик суверенными государствами в составе Российской Федерации. Это была вынужденная акция, предотвратившая возможный распад Российской Федерации, наметившийся вслед за распадом СССР, произошедшим в декабре 1991г. Однако кризис федеративных отношений миновал, а Федеративный договор, согласно второму разделу Конституции, формально продолжает действовать (во всяком случае, ни одна из сторон не уведомила другую сторону о расторжении заключенного между ними договора).
Как видно из вышесказанного
развитие Федеративного государственного
устройства Российской Федерации началось
после Октябрьской революции 1917
года (образование РСФСР) и продолжается
и по сегодняшний день, совершенствуя
систему государственного устройства
Российской Федерации.
1.2 Общая
теория федеративного
государства
Территория каждого государства делится на части, определяющие его внутреннюю структуру, территориальное устройство. В рамках территориального устройства государства складываются система территориальных единиц, на которые делится государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами, характер которых зависит от правового статуса как государства в целом, так и каждой из его территориальных единиц. Подобного рода устройство территории государства принято называть государственным устройством. Таким образом, можно сказать, что государственное устройство - это территориальная организация государства, характеризующаяся определенной формой правовых отношений между государством в целом и его частями, связанной с их правовым статусом.
С точки зрения формы своего государственного устройства все государства делятся на две группы - унитарные и федеративные.
Унитарным считается государство, не имеющее в своей внутренней территориальной структуре других государств. В этом смысле унитарное государство (т.е. одно, единое) принято называть простым государством.
Унитарное государство
делится, как правило, лишь на административно-
Унитарное государство может существовать самостоятельно как отдельное суверенное государство. Оно может также входить в состав другого государства на федеративных началах, т.е. сохраняя определенный комплекс своих суверенных прав, либо на автономных началах.
Федеративное
Государства, образующие новое федеративное государство, называются его субъектами. Последние, как правило, обладают одинаковым правовым статусом. Однако мировой практике известны и такие федерации, субъекты которых обладают различным правовым статусом. Между федерацией и ее субъектами проводится разграничение компетенции, цель которого обеспечить наиболее эффективное осуществление федерацией своих задач путем объединения ресурсов и возможностей всех ее членов и в интересах как самой федерации, так и ее субъектов. Сохраняя за собой полномочия в определенном объеме, субъекты федерации добровольно ограничивают свою компетенцию в пользу федерации, признавая приоритет ее задач и целей. Они признают также на своей территории высшую юридическую силу нормативных правовых актов федерации.
Государственная власть федерации является единственной суверенной властью на ее территории. Она опирается на волю всего народа федерации. Признание полного суверенитета субъектов федерации означало бы одно из двух: либо формальный характер такого признания, не влекущий за собой никаких юридических последствий, либо ликвидацию федерации. В этом случае федерация утрачивает характер союзного государства и превращается в союз суверенных государств или распадается на отдельные суверенные государства, существующие самостоятельно.
1.3 Принципы федеративного устройства современной России
Федерация - одна из разновидностей государственного устройства (другой его вид -- унитарное государство). Государственное устройство является в свою очередь элементом формы государства (наряду с формой правления и политическим режимом). Государственное устройство характеризует строение государства, его структуру (в национально-территориальном аспекте).
Федеративное
Информация о работе Особенности федеративного устройства России