Особенности федеративного устройства России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:02, реферат

Краткое описание

Когда мы приступаем к изучению государства или права, то, прежде всего сталкиваемся с тем, что они представляют собой сложные образования. Они охватывают различные явления, характеризуются многообразными гранями, сторонами, чертами. Сущность государства включает в себя форму государственного устройства.

Оглавление

Введение 3

1. Развитие государственного устройства Российской Федерации 4

2. Общая теория Федеративного устройства 6

3. Принципы Федеративного устройства современной России 8

Заключение 15

Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

реферат по тгп.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

         По своему устройству Российская Федерация - суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Федеративное устройство Российского государства, его состав закреплены Конституцией РФ.

         Федеративное устройство России базируется на принципах, закрепленных Конституцией РФ (ст. 5, ч. 3) в числе  основ конституционного строя. Одним из таких принципов Конституция РФ называет государственную целостность, которая лежит в основе устройства Российской Федерации. Государственная целостность означает, что Российская Федерация - цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другие государства и государственные образования. Они не имеют права выхода из состава Федерации, что соответствует международным стандартам и мировому опыту федеративного строительства. Целостность - естественная черта независимых государств.

         В Российской Федерации единая правовая система, в ней гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение людей, товаров, услуг и финансовых средств; она сама устанавливает правовые основы единого рынка. В Конституции РФ предусмотрены гарантии государственной целостности РФ. Большую роль здесь играет Президент РФ, на которого возложена обязанность принимать меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

         Единство системы государственной власти тесно связано с государственной целостностью и ею обусловлено. Комарова В. Ф. Формы непосредственной демократии в России. М., 1998. С. 98. Целостная, хотя и федеративная, государственная организация предполагает единую систему власти. Она проявляется в суверенитете РФ, наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю ее территорию, верховенстве федеральных Конституции и законов. Структура государственной власти многосложна. Субъекты федерации пользуются значительной самостоятельностью в осуществлении государственной власти.

         Вне пределов компетенции  Российской Федерации эти субъекты обладают всей полнотой государственной  власти. Однако они должны признавать конституционное разграничение компетенции между ними и федерацией в целом, верховенство федеральных конституций и законов и исполнять их. Юферов В. Н. Демократия: плюсы и минусы. М., 2001. С. 66.

         В пределах своей  компетенции и федерация и  субъекты федерации принимают правовые акты, решают вопросы государственной и общественной жизни. По предметам ведения Российской Федерации (первая группа вопросов) принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (вторая группа вопросов) издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты федерации принимают уже свои законы и иные нормативные акты.

         Законы и иные нормативные правовые акты субъектов  Российской Федерации не могут противоречить  федеральным законам, регулирующим первые две группы вопросов. В случае же противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Однако при противоречии между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта федерации, принятым по вопросам, находящимся вне ведения Российской Федерации и ее совместного с субъектами ведения, действует нормативный правовой акт субъекта федерации. Таким образом, предметы ведения, полномочия самой федерации и ее субъектов строго разграничены, и эти границы не должны ими нарушаться.

         В числе принципов  федеративного устройства России - принципы равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации. Значение их подчеркнуто в преамбуле Конституции РФ. Россия является многонациональным государством, и ее федеративное устройство это отражает. Мировой опыт федерального строительства свидетельствует, что в некоторых случаях федеративная форма государственного устройства может быть обусловлена многонациональным составом населения и служит государственно-правовой формой, помогающей разрешать национальный вопрос.

         В настоящее время  РФ включает субъекты федерации, образованные по национальному (национально-территориальному) принципу (республики, автономная область, автономные округа) и по территориальному (края, области, города Москва и Санкт-Петербург). При этом население республик, автономных образований имеет многонациональный характер; в краях, областях, двух крупнейших российских городах также живут представители многих наций и народностей (хотя в них, в основном, сосредоточено русское население). В современном федеративном устройстве России получает развитие территориальный (региональный) принцип. Указанные два принципа организации субъектов федерации (национально-территориальный и территориальный) -- также существенные характеристики федеративного устройства России.

         Равноправие народов  проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Государство  гарантирует всем народам нашей страны право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Оно гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от расы, национальности, языка. Каждый человек имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка обучения, воспитания, творчества. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории остается русский язык, но республики вправе устанавливать свои государственные языки. Они употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик. Самоопределение наций может осуществляться в различных национально- государственных и национально-культурных формах. Способами реализации права наций на самоопределение могут быть: создание суверенного, независимого государства, свободное присоединение к независимому государству, объединение с другим государством, установление любого другого политического статуса. Таким образом, суверенитет нации может проявляться в создании разных форм государственности, но не всегда- суверенного государства; она может изменить форму своего государственного существования, жить в многонациональном государстве.

         Право наций на самоопределение  не предполагает, что во всех случаях оно произойдет в виде независимого государства. Современное международное право, признавая право наций на самоопределение, требует, однако, соблюдения территориальной целостности независимых государств. Зарубежные конституции так же, как и Конституция Российской Федерации, не предусматривают право на отделение, выход из состава федераций, обеспечивая их территориальную целостность, не допуская расчленения независимых государств.

         Федеративное устройство России отражает ее многонациональный состав. Она имеет в своем составе много национальных государств и национально- государственных образований, в том числе 21 республику, автономную область, 10 автономных округов. Некоторые автономные образования создавались как форма национальной государственности не только одной нации (а, например, двух и более).

         Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что Федеративная природа Российского государства  отличается следующими признаками:

         1. Российская Федерация  имеет Конституцию, принятую путем  всенародного голосования. Наряду с этим, республики, входящие в состав Российской Федерации, имеют свои конституции, а иные субъекты свои уставы и законодательства. В данных актах закрепляется правовой статус субъекта Федерации.

         2. Российская Федерация  обладает своей территорией, которая включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальные моря, воздушное пространство над ними.

         3. Российская Федерация  характеризуется наличием единого  гражданства.

         4. Российская Федерация  имеет общие для всей страны органы государственной власти.

         5. Российская Федерация  имеет единую денежную и кредитную  системы, единый государственный  бюджет и единую систему налогов.

         6. Российская Федерация,  как суверенное государство строит  свои отношения с другими государствами, вправе участвовать в межгосударственных объединениях. Одновременно с этим, субъекты Российской Федерации так же имеют право внешнеполитических и внешнеэкономических связей.

         7. Отношения между  Российской Федерацией и ее  субъектами строятся на разграничении их предметов ведения. 
 
 
 
 
 
 

Заключение

         Принцип федерализма  жизненно важен для интеграции Российского  государства, отличающегося не только своими масштабами, но и многообразием  регионов: экономическим, национальным, историческим, социально-политическим, идеологическим. Уже в процессе перехода от прежней жестко централизованной экономики к рыночным хозяйственным отношениям быстро выявилась необходимость многих специфических форм и методов такого перехода. Федерализм призван стать твердой гарантией исторически сложившегося государственного единства России на основе общероссийского согласия. В многонациональной России федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию их интересов с интересами всего общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Список  использованной литературы

         1. Конституция Российской  Федерации. Текст и справочные  материалы. - М.: Эксмо, 2009.-64с.-(Карманный  справочник юриста).

         2. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный) Отв. Редактор Ю.А. Дмитриев. М., «Юстицинформ», 2007, - 371с.

         3. Федеральный конституционный  закон №6-ФКЗ «О порядке принятия  в Российскую Федерацию и образования  в ее составе нового субъекта Российской Федерации», от 17 декабря 2001г.

         4. Федеральный Конституционный  Закон №6 - ФКЗ, «Об образовании  в составе Российской Федерации  нового субъекта Российской Федерации  в результате объединения Красноярского  края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа», от 14.10.2005г.

         5. Федеральный Конституционный  Закон №6-ФКЗ «Об образовании  в составе Российской Федерации  в результате объединения Иркутской  области и Усть-Ордынского Бурятского  автономного округа», от 13.12.2006

         6. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 1999г. 

Информация о работе Особенности федеративного устройства России