Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:33, курсовая работа
Одним из оснований классификации моделей федерализма является структура федерации - симметричная и асимметричная, которая, в свою очередь, обусловлена статусом субъектов федерации.
Симметрия - это закономерное и однообразное расположение равных частей фигуры относительно друг друга. Симметричная федерация состоит из однопорядковых частей, в отличие от асимметричной, допускающей дифференциацию статуса субъектов.
Асимметрия в федеративном устройстве России
Одним из оснований классификации моделей федерализма является структура федерации - симметричная и асимметричная, которая, в свою очередь, обусловлена статусом субъектов федерации.
Симметрия - это закономерное и однообразное расположение равных частей фигуры относительно друг друга. Симметричная федерация состоит из однопорядковых частей, в отличие от асимметричной, допускающей дифференциацию статуса субъектов. У некоторых авторов встречается и такое мнение, что не может быть симметрии федеративного устройства в чистом виде; могут быть лишь ее отдельные элементы. Это, однако, не меняет общего хода рассуждений.
Выделяются несколько разновидностей асимметрии.
Асимметрия несубъектов федерации предусматривает вхождение в состав федерации наряду с субъектами иных территориальных образований: округов, союзных территорий, различных владений, ассоциированных государств, резерваций и т.п. С существованием такого типа асимметрии сложно согласиться.
Рассмотрим округ. Существует две его разновидности:
- округ, являющийся субъектом
федерации (автономные округа, города
федерального значения в
- округ, являющийся территорией
федерального подчинения, административно-
Ни первая (в силу своего
статуса субъекта федерации), ни вторая
разновидность (из-за своей административно-
То же можно отнести
к союзным территориям (в Индии,
Бразилии и др.), владениям (скорее пережиткам
колониального прошлого человечества,
нежели признакам его федеративного
будущего) и резервациям, решение
проблем которых следует
Статус же ассоциированных
государств достаточно туманен, чтобы
брать его за основание асимметричной
структуры федеративного
В результате, можно с
уверенностью полагать, что частями
федерации являются ее субъекты, и,
поэтому, только они и могут образовывать
асимметричную структуру
Формальная асимметрия (асимметрия
субъектов федерации) описывает
такую структуру федеративного
государства, при которой главным
источником асимметрии является очевидное
(т.е. юридически закрепленное в конституциях
и законах) неравноправие субъектов
федерации. Ключевым моментом здесь
является отсутствие равноправия субъектов
федерации, а не их равенства, так
как фактическое равенство
Реальная асимметрия (скрытая
асимметрия субъектов федерации)
описывает такую структуру
Утверждается, например, что
некоторые земли ФРГ объявили
себя государствами в своих
Однако, реальная асимметрия не исчерпывается приведенными примерами. В той же ФРГ земли имеют количественно разное представительство в верхней палате федерального парламента - бундесрате. На первый взгляд, неодинаковое представительство не создает асимметрии, так как, в сущности, не затрагивает фундаментальных основ статуса земель, однако, следует помнить о том значении, которое в последнее время придается деятельности верхней палаты федерального парламента. Есть мнение, что усиление федеральной компетенции и ослабление позиций субъектов федерации в таких государствах, как ФРГ, США, Австрия и др., уравновешивается как раз активной сенатской (бундесратовской) деятельностью. Таким образом, верхняя палата предстает не только и не столько в виде парламентского органа, сколько как высший орган власти федерации, синтезирующий общую волю федерации и субъектов, порождающую их общий суверенитет. С этих позиций, равный численный состав представителей субъектов федерации в верхней палате представляется весьма важным фактором, обеспечивающим способность влиять на результаты голосования и, следовательно, на принятие общих решений. Поэтому, различное количество представителей субъектов федерации в верхней палате федерального парламента может рассматриваться в качестве элемента асимметричной структуры федеративного государства. Норма представительства штатов Индии в Совете штатов колеблется от 1 (Гоа, Манипур, Сикким и др.) до 34 (Уттар-Прадеш). Очевидно, что при таком представительстве сложно говорить о равноправии штатов.
Однако проблема численного
представительства субъектов
Налицо парадоксальная ситуация: равная норма представительства может вести к практической невозможности реализации субъектами принципа равноправия, в то время как неравное представительство способно предоставить им эту возможность. В любом случае данная проблема требует более глубокого изучения.
Автор при решении данного вопроса исходит из того, что на практике норма представительства должна определяться в каждом конкретном случае применительно к конкретному федеративному государству и конкретным субъектам в его составе. Вклад штата Сикким в дело индийской федерации, вероятно, несоизмеримо меньше вклада штата Уттар-Прадеш, что и послужило основанием для столь разного их представительства в Совете штатов. Неравенство представительства в этом случае выступает гарантией равноправия субъектов. Однако, это совсем не означает, что Российская Федерация должна руководствоваться теми же принципами.
В перспективе федеративного
строительства необходимо все же
стремиться к разумному уравниванию
темпов развития субъектов федерации,
- истинная симметрия государственного
устройства не может быть достигнута
исключительно путем
Отношение к асимметрии в научных кругах как правило отрицательное. Хочется присоединиться к мнению авторов, видящих в федеративной асимметрии негативное начало, ведущее к распаду федерации. Еще Т. Гоббс в “Правилах мира” писал, что "никто не должен требовать предоставления себе какого-нибудь права, на предоставление которого другому он не согласился бы" (именно то, к чему стремятся сторонники “особых прав”, ибо права эти имеют смысл только при условии эксклюзивного пользования ими).
В современной российской действительности это высказывание может иметь следующий смысл: ни один субъект Российской Федерации не должен требовать себе прав, отличных от прав других субъектов Российской Федерации. Известно, к чему на практике приводит несоблюдение этого простого правила, - если льгота предоставлена одному субъекту Федерации, то почему другой должен довольствоваться меньшим? Единственным исключением из общего правила могли бы стать особенная изначальная сущность субъекта Федерации или какие-либо форс-мажорные обстоятельства. В качестве таковых рассматриваются иногда этнические основания, что, на взгляд диссертанта, недопустимо; никакие этнические, расовые, языковые, политические, культурные и религиозные основания не могут оправдать неравноправие субъектов, кем бы субъекты не являлись: индивидуумами, общественными организациями или частями федеративного государства.
В Российской Федерации, однако, асимметрия стала рассматриваться отдельными региональными лидерами чуть ли не как фактор консолидации государства, а особые права - как средство учета региональной специфики, что не удивительно, учитывая исключительные условия и переходный характер российского федерализма. Российская Федерация - типичный пример асимметрии в федеративном устройстве, причем асимметрии не только скрытой, но и вполне наглядной, закрепленной в Конституции страны.
Субъектный состав Российской Федерации, как предусмотренный Конституцией РФ, так и создавшийся благодаря другим факторам, сегодня весьма разнообразен. Конституция РФ в ч. 4 ст. 5 провозглашает, что ”во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны”. Это положение, ввиду своей значимости, рассматривается как один из основных принципов федеративного устройства России. Однако, в ч.1 ст. 5 Конституция РФ выделяет 6 видов субъектов Федерации: "Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации". В ч.2 ст. 5 предусматривается, что республика (государство) имеет свою конституцию, а прочие субъекты - только уставы. Получается, что Конституция РФ - внутренне противоречивый документ, предписывающий субъектам правоотношений разные модели поведения, и правовые основы, руководство которыми в практической деятельности весьма проблематично.
Была и попытка (на взгляд автора, неудачная) преодоления этого конституционного противоречия. В одной из работ по данной проблеме есть следующие рассуждения: “... равноправие (субъектов РФ), разумеется, не означает, что все субъекты Российской Федерации имеют одинаковые права (правильнее было бы написать “одинаковые возможности для их реализации”). Республика в составе Российской Федерации является государством, и она, конечно, не может иметь одинаковые права, скажем, с автономным округом. Вместе с тем, бесспорно, равноправными являются все республики в составе Российской Федерации, все области и края, города федерального значения, автономная область, все автономные округа”. Абзацем ранее читаем: ”...равноправие означает, что все субъекты Российской Федерации обладают одинаковыми правами...”. В приведенном отрывке четко прослеживается желание автора разрешить конституционное противоречие. К сожалению, в рассуждения вкрались несколько неточностей. Непонятно, чем еще может быть равноправие, как не наличием одинаковых прав, и почему республика не может иметь одинаковых прав с другими субъектами Федерации. Или вопрос надо ставить немного иначе: почему республика не хочет иметь одинаковых прав с другими субъектами Федерации? Почему республике выгодно иметь специфический статус, и почему остальные субъекты Федерации и федеральный центр должны считаться с этим ее желанием? Немного странным, учитывая положение о всеобщем равноправии субъектов Федерации, выглядит предположении об их равноправии только в рамках конкретной разновидности субъектов Российской Федерации, - российская Конституция ничего не говорит о том, что республики равноправны только республикам, края - только краям и т.п., а единственная автономная область равноправна самой себе.
Таким образом, налицо неразрешенное
конституционное противоречие, касающееся
правового статуса субъектов
Федерации и создающее
Перечень оснований для
нарушения конституционного принципа
равноправия субъектов
Конституционные основания:
- предусматривается
- только республика в
составе РФ является
- республика имеет свою конституцию, а другие субъекты - уставы (ч.2 ст. 5, ч.1 и 2 ст. 66);
- республики вправе
- в перечне (ст. 65) субъекты
Федерации указаны не в
- существует такая
специфический статус имеет город Москва - столица Российской Федерации, что отражено в Конституции РФ (ч.2 ст. 70) и в федеральном законе о статусе столицы.
Основания, не связанные с Конституцией РФ:
- республики могут
- положения Федеративного
договора 1992 г. в части, касающейся
различного статуса субъектов
Федерации, потеряли силу (ч. 1 раздела
второго Конституции); однако, сам
Договор действует, и
- некоторые субъекты не
подписали Федеративный
- некоторые субъекты подписали
Федеративный договор с
Информация о работе Асимметрия в федеративном устройстве России