Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:33, курсовая работа
Одним из оснований классификации моделей федерализма является структура федерации - симметричная и асимметричная, которая, в свою очередь, обусловлена статусом субъектов федерации.
Симметрия - это закономерное и однообразное расположение равных частей фигуры относительно друг друга. Симметричная федерация состоит из однопорядковых частей, в отличие от асимметричной, допускающей дифференциацию статуса субъектов.
- для субъектов РФ (кроме
Ленинградской области и г.
Санкт-Петербурга), подписавших протокол
к Федеративному договору (...между
органами государственной
- часть субъектов РФ (в
настоящий момент 46) подписали с
центром договоры о
- тексты подписанных договоров
о разграничении предметов
- один из автономных округов реализовал свое право на непосредственное вхождение в состав Российской Федерации (Чукотский автономный округ); остальные округа по-прежнему входят в состав краев / областей;
- в составе РФ имеется
один субъект Федерации,
- спецификой отличается
положение приграничных с
- особый статус имеет
Калининградская область, в
- различными нормативными
актами (федеральными законами, указами
Президента РФ, постановлениями
Правительства РФ и т.д.) устанавливаются
особенности правового
Кроме того, конституции и уставы субъектов РФ, значительно расходясь с Конституцией и законами РФ, а то и прямо противореча им, вносят значительные отклонения в правовое положение отдельных субъектов Федерации. И хотя, как уже замечалось выше, противоречащее российской Конституции законодательство субъектов РФ не должно учитываться при определении их правового статуса, фактически имеет место соблюдение субъектами РФ неконституционных норм собственного законодательства, что создает дополнительные основания для их дифференциации.
Особое место в формировании
асимметрии федеративных отношений
в Российской Федерации занимают
различные договоры о разграничении
предметов ведения и
Но что можно противопоставить процессам дифференциации статуса субъектов РФ?
В первую очередь, необходимо отказаться от заключения двусторонних договоров и привести уже существующие договоры и законодательство субъектов РФ в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации (на сегодняшний день Министерство юстиции РФ зарегистрировало ок. 16000 правовых актов субъектов РФ; 70% из них оказались ненормативными, а треть актов - не соответствующими Конституции и законам РФ). Но указанные меры хороши лишь для некоторого упорядочения отношений центра и регионов, а никак не для учреждения правовых основ симметричного федеративного устройства России.
Действующая Конституция
РФ - вот юридически основное препятствие
для создания Федерации, отвечающей
современным требованиям
Разными авторами предлагается три варианта разрешения конституционных противоречий в области симметрии государственного устройства.
1. Низведение всех субъектов
Российской Федерации до
2. Придание всем субъектам
(или ряду субъектов)
3. Создание т.н. “плоской федерации”, т.е. федерации, включающей в себя однопорядковые и равноправные субъекты, не обладающие государственным статусом. Неважно, как они будут называться - землями или как-либо иначе; главное, что они будут субъектами Российской Федерации и не будут государствами. В рамках данного варианта некоторыми авторами предлагается разумное укрупнение субъектов; создание, к примеру, таких субъектов федерации, как Западная и Восточная Сибирь, Северо-Запад, Черноземье, Большая Волга, Центральная Россия, Поморье, Урал, Дальний Восток и т.д. Данный проект хотя и предстает, на первый взгляд, не учитывающим современного состояния Федерации в России, имеет, как представляется автору, куда более значительные перспективы с точки зрения будущего развития российского федерализма.
Информация о работе Асимметрия в федеративном устройстве России