Федеративное устройство России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 13:58, контрольная работа

Краткое описание

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении особенностей федеративного устройства России.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. рассмотреть развитие федеративного устройства России;
2. проанализировать федеративное устройство современной России;

Оглавление

Введение
Основная часть:
Глава 1. Федеративное устройство России:
1.1. Развитие федеративного устройства России
1.2. Федеративное устройство современной России
Глава 2. Принципы федеративного устройства России:
2.1. Верховенство Конституции и федеральных законов
2.2. Равноправие субъектов федерации
2.3. Государственная целостность
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Федеративное устройство россии(доработать).docx

— 35.92 Кб (Скачать)

     Такого  ясного признания приоритета не только законов, но и иных актов (например, уставов) субъектов Федерации не содержалось в текстах прежних  российских конституций. Признание  приоритета актов субъектов Федерации  по вопросам их собственного регулирования  полностью соответствует ст. 73 Конституции  и юридически гарантирует положение  о том, что субъекты Федерации  вне пределов, указанных в данной статье, «обладают всей полнотой государственной  власти».

     Разумеется, и по этим вопросам возможны споры  о компетенции в Конституционном  Суде Российской Федерации, однако такие  споры могут разрешаться только с сохранением приоритета действия нормативного акта субъекта Федерации  вне пределов ведения Российской Федерации и ее субъектов, указанных  в ч. 4 ст. 76 Конституции[6].

     Следует также добавить, что индивидуальные правовые акты должны соответствовать  нормативным, а если федеральный  закон имеет приоритет перед  тем или иным нормативным актом, то ему должен соответствовать и  ненормативный акт. В случае его  расхождения с законом действует  закон.

     Несмотря  на то, что в Конституции Российской Федерации определены основные принципы верховенства Конституции и федеральных  законов, «данный основополагающий государственный принцип нарушается». Так, во многих республиках Российской Федерации закреплено юридическое  верховенство их конституций по отношению  к федеральной Конституции (Ингушетия, Калмыкия, Татарстан, Башкортостан, Тыва, Кабардино-Балкарская Республика).

     Некоторые субъекты установили в одностороннем  порядке приоритет республиканского законодательства над федеральным, закрепили право приостановления  на территории республики действия законов  и иных нормативных актов Российской Федерации, если они противоречат Конституции  или законам субъектов Российской Федерации (Саха, Коми, Тыва, Татарстан, Башкортостан).   

     2.2. Равноправие субъектов  федерации

     Конституция Российской Федерации в ч. 1 ст. 5 закрепляет, что «Российская Федерация состоит  из республик, краев, областей, городов  федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации».

     Это равноправие также состоит в  предоставлении всем субъектам Российской Федерации прав принятия законов (ст. 76 К. РФ).

     Равноправие субъектов Российской Федерации  состоит  в равном представительстве  всех субъектов в Совете Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации: «В Совет Федерации входят по два  представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного  и исполнительного органов государственной  власти» (ч. 2 ст. 95 Конституции РФ).

     В то же время между субъектами Федерации  имеются определенные различия в  государственной организации субъектов, в частности:

     ·          Республика является государством в составе Федерации (ч. 2 ст. 5 К. РФ). Она обладает всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Государственная власть республики исходит от ее народа, реализовавшего свое право на самоопределение в форме государства в составе РФ.

     ·          За республиками закреплено право на принятие Конституций, в то  время как остальные субъекты Федерации принимают Уставы «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство» (ч.2 ст. 5 К. РФ).

     ·          Республики в составе РФ самостоятельно определяют систему  своих органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти в РФ и законодательством республики. Помимо этого республики имеют право на именование своих органов государственной власти высшими. Так, каждая республика имеет свой законодательный (представительный) орган – Парламент; главу исполнительной власти или главу республики (Президента); свое Правительство; Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд.

     ·          Только республики наделены правом устанавливать свои  государственные языки: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации» (ч. 2 ст. 68 К. РФ). Централизованно регламентировать эти вопросы – значит вторгаться, вмешиваться в их внутренние национальные дела.

     Провозглашение  национальных языков государственными в республиках идет весьма интенсивно. В ряде республик государственными провозглашены несколько языков. Так, в Кабардино-Балкарской Республике государственными кроме русского являются кабардинский и балкарский, а в  Республике Марий Эл – марийский  луговой и марийский горный языки. Во многих республиках наряду с национальным (национальными) в качестве государственного определен также русский язык – в Бурятии, Хакасии, Саха (Якутии) и др. Едва ли верно употреблять в официальной деятельности республик только свой национальный язык. Ведь в республиках проживает много русскоязычного населения. Кроме того, государственно-правовая деятельность республик предполагает их отношения с центральными органами Федерации, другими ее субъектами[8].

     ·          Различие и в наличии республиканского гражданства;

     ·          Каждая республика имеет право на государственную символику.

     Каждая  республика самостоятельно утверждает Государственный герб, Государственный  флаг и Государственный гимн –  официальные символы государства, выражающие его самобытность и исторические традиции народов, населяющих эти республики, а также имеет столицу.

     Здесь следует отметить, что важным компонентом  конституционно-правового статуса  РФ являются ее государственные символы  – Государственный флаг,  Государственный герб и Государственный гимн.

     Конституционный статус субъектов Российской Федерации  не ведет к национальному неравноправию.  

     2.3. Государственная  целостность 

     Федеративное  устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности.

     Ч. 3 ст. 4 Конституции РФ говорит, что  «РФ обеспечивает целостность и  неприкосновенность своей территории».

     А ч. 3 ст. 5 К. РФ, что «федеративное  устройство РФ основано на ее государственной  целостности …».

     Российская  Федерация состоит из государств, государственно-территориальных и  национально-государственных образований, созданных для достижения общих  целей с помощью федеральной  власти. Это предполагает стремление субъектов РФ к государственному, политическому и социально-экономическому единству, которое выражается в государственной  целостности Российской Федерации[9].

     Каждому подлинно федеративному государству  свойственно унитарное начало. Это  начало не противоположно федерализму. Такой противоположностью является абсолютно единое государство. Унитаризм  и федерализм есть те две основные силы, которые действуют внутри федеративного  государства и определяют его  действительный облик в зависимости  от преобладания одной из них. Однако ни одна из этих составляющих не теряет своего влияния полностью. Если исчезнет унитарное начало, то федеративное государство подвергнется опасности дезинтеграции, и наоборот, если нежизненным оказывается федерализм, федеративное государство превращается в полностью единое.

     Целостность и неприкосновенность территории является одним из основных элементов безопасности государства, а их защита и обеспечение  – одной из важнейших его функций.

     Безопасность  Российской Федерации, включающая обеспечение  целостности и неприкосновенности ее территории, достигается единой государственной политикой в  данной области, соответствующими краткосрочными и долгосрочными федеральными программами, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

     О важности территориальной целостности  Российского государства говорит  сам факт помещения данного конституционного положения в гл. 1 Конституции.

     2.6. Равноправие и  самоопределение  народов

     Конституция Российской Федерации исходит из принципа равноправия и самоопределения  народов в Российской Федерации.

     «Федеративное устройство Российской Федерации основано на равноправии и самоопределении  народов в Российской Федерации» (ч. 3 ст. 5 К. РФ).

     Федеративное  устройство Российской Федерации исходит  из права народов на самоопределение. Данное право является одним из важнейших  достижений современной демократии и относится к общепризнанным нормам международного права. Но, как  и всякая юридическая норма, право  на самоопределение может быть реализовано  лишь при соблюдении определенных условий, закрепленных нормами международного права.

     Право на самоопределение оправданно, когда  конкретный народ или народы подвергаются угнетению или дискриминации  по национальному признаку, вследствие чего граждане не имеют возможности  реализовывать свои права и пользоваться свободами, принадлежащими им в соответствии с общепризнанными нормами международного права, в том числе если нарушается право каждого гражданина участвовать  в ведении государственных дел  как непосредственно, так и через  свободно выбранных представителей[10].

     Очевидно  также, что реализация права на самоопределение  не должна приводить к нарушению  правовых норм, соблюдение которых  предусмотрено международным правом.

     Как указано в Декларации о принципах  международного права, касающихся дружественных  отношений и сотрудничества между  государствами в соответствии с  Уставом Организации Объединенных Наций от 24.10.1970, при реализации права  народа на самоопределение ничто не должно толковаться как «санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расширению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, имеющих правительства, представляющие весь народ, принадлежащий к данной территории, без различия расы, вероисповедания или цвета кожи».

     Все сказанное нисколько не ущемляет права народов на самоопределение. Оно признается и может быть реализовано  в различных формах, в числе  которых и вхождение в состав другого государства, однако только при соблюдении указанных выше условий. Как известно, многие народы, проживающие  на территории Российской Федерации, самоопределились, иногда и по своей инициативе, но всегда с согласия и, при поддержке  государственных органов Российской Федерации. Так возникли, например, Башкирская и Бурятская республики и многие другие. Самоопределение  в составе Российской Федерации  помогло становлению как самоопределившихся народов, так и Российской Федерации  как суверенного государства.

     Согласно  ст. 69 Конституции РФ, «Российская  Федерация гарантирует права  коренных малочисленных народов  в соответствии с общепризнанными  принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации».

     ФЗ  «О гарантиях прав коренных малочисленных  народов Российской Федерации» в  соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права  и международными договорами Российской Федерации устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды  обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов[12].

     В настоящее время в Российской Федерации насчитывается свыше 60 малочисленных народов, из которых  почти 35 не имеют каких-либо национально-территориальных  образований. Среди них алеуты, ительмены, кеты, нганасаны, юкагиры и др.

     Российская  Федерация, регулируя правовой статус коренных малочисленных народов, обязалась  исходить из принципов и норм, содержащихся в международном праве, и заключенных  ею международных договоров.

     В основе международно-правовых актов, регулирующих права народов, лежат распространяющиеся и на коренные малочисленные народы принципы равноправия и самоопределения  народов, право каждого человека обладать всеми правами и свободами  без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

     Соответственно  в Международных пактах о правах человека 1966 г. закрепляется обязанность  всех государств обеспечивать провозглашенные  в них права всем лицам без  какой бы то ни было дискриминации  в отношении расы, языка, религии  и т. д.

Информация о работе Федеративное устройство России