Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 08:55, курсовая работа
Построение АИС является начальным этапом процесса разработки систем управления базам данных (СУБД). СУБД, в свою очередь, являются совокупностью, предназначенной для обработки на ЭВМ поименованных данных, которая служит для запросов многих пользователей в рамках организации (предметной области).
Целью данного курсового проекта является создание автоматизированной информационной системы заданной предметной области - гипотетического предприятия «Мебельный цех».
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
1. Первый этап проектирования АИС. Предпроектное обследование . . . . . . . . . .
5
1.1 Предметная область . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5
1.2 Кратко о предпроектном исследовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6
1.3 Построение структуры предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
8
1.4 Определение миссии, выделение критических факторов успеха и проблем предприятия (задание 1). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
17
2. Проектирование информационной системы. Выделение бизнес-процессов (задание 2).. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
21
2.1 Способы описания бизнес-процессов. . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
21
2.2 Горизонтальное описание бизнес-процессов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
23
2.3 Выделение основных и вспомогательных бизнес-процессов мебельного цеха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
25
3. Проектирование информационной системы. Анализ и оптимизация бизнес-процессов (задание 3). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
31
3.1 Оценка бизнес-процессов по степени удовлетворения критическим факторам успеха. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
31
3.2 Кратко о методах оптимизации бизнес-процессов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
33
3.3 Оптимизация бизнес-процессов мебельного цеха. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
35
3.4 Итоги оптимизации бизнес-процессов мебельного цеха. . . . . . . . . . . . . . . . . .
41
4. Проектирование информационной системы. Проектирование базы данных (задание 4). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
42
4.1 Кратко о базах данных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
42
4.2 Построение информационной модели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
43
4.3 Концептуальная модель базы данных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
44
5. Проектирование информационной системы. Проектирование интерфейса системы (задание 5).
49
5.1 Обоснование выбора среды разработки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
49
5.2 Описание интерфейса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
51
5.3 Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
54
6 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
55
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Рисунок 3.5 Бизнес-процесс «Работа склада»
Итак, мы видим, что основным итогом оптимизации бизнес-процессов мебельного цеха стала функциональная модель с четкой слаженной работой всех подразделений предприятия и качественным улучшением работы всего предприятия в целом.
Следующим шагом будет внедрение на предприятии информационной системы, которая поможет воплотить в жизнь нашу новую модель и даст следующие результаты:
4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ. ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ (задание 4).
4.1 Кратко о базах данных
Для обеспечения эффективности информационных процессов необходима соответствующая организация данных. Проблема моделирования данных связана с таким представлением данных, которое наиболее естественно отражает реальный мир и может поддерживаться компьютерами. В настоящее время в самых различных областях широкое распространение получила разработка баз данных (БД).
База данных – это совокупность предназначенных для обработки на ЭВМ поименованных данных, которая служит для запросов многих пользователей в рамках организации (предметной области). Для программной реализации баз данных обычно используются универсальные системы управления базами данных (СУБД).
Жизненный цикл базы данных можно условно разбить на 2 фазы.
1. Анализа и проектирования;
2. Реализации и функционирования.
На этапе анализа и
1) Формирование и анализ
Здесь осуществляется сбор требований к содержанию и процессу обработки данных от всех пользователей, обеспечивается согласованность данных.
2) Концептуальное проектирование.
Построение независимой от СУБД информационной структуры путем объединения требований пользователей. Концептуальная схема не зависит от конкретной СУБД и технических решений.
3) Проектирование реализации.
На этом этапе осуществляется реализация информационной модели в рамках конкретной СУБД. Производится описание структуры данных, разработка программ обработки данных.
На этапе реализации и функционирования БД осуществляется.
1) Реализация БД.
2) Анализ функционирование и поддержка.
3) Модификация и адаптация.
4.2 Построение информационной модели
Информационную модель нашего мебельного цеха мы построили в ходе предпроектного исследования (см.рис 1.3). В результате оптимизации бизнес-процессов информационная модель приобрела следующий вид:
Рисунок 4.1. Информационная модель предприятия после оптимизации
4.3 Концептуальная модель базы данных.
Составим концептуальную модель БД для проектируемой информационной системы. Для этого используем методологию информационного моделирования IDEF1X, основанную на подходе П.Чена. Эта методология позволяет построить модель данных, эквивалентную реляционной модели в третьей нормальной форме. На основании описания предметной области создадим словарь ПО, содержащий имена сущностей, ключевых и неключевых атрибутов и их определения, (см. таб.2) и построим FA-диаграмму (рис.5.2)
В базу данных занесём только то, что касается производственной деятельности предприятия. Внешние связи (с поставщиками и с муниципальными органами) описывать не будем. Все сущности мы условно разделили на четыре модуля: модуль Каталог, модуль Заказы, модуль Производство и модуль Склад. Т.к. автор данного курсового проекта имеет очень поверхностное представление о технологической стороне изготовления мебели, то мы позволим себе опустить описание части таблиц, касающийся технологической документации (карты раскроя, таблиц операций, сборочные чертежи и т.д.).
Таблица 2. Сущности и атрибуты.
Имя |
Описание |
Владелец |
Описание сущности |
Модуль Каталог | |||
сущность Модельный ряд | |||
КодРяда (РК) |
Уникальный номер модельного ряда |
Модельный ряд |
Модельный ряд мебельного цеха |
НазваниеРяда |
Название модельного ряда |
Модельный ряд | |
ОписаниеРяда |
Описание модельного ряда |
Модельный ряд | |
сущность Каталог | |||
КодМодели (РК) |
Уникальный номер модели |
Каталог |
Каталог продукции мебельного цеха |
КодРяда (FK) |
Уникальный номер модельного ряда |
Модельный ряд | |
ТипМодели |
Тип модели. Один из вариантов: диван, диван-кровать, кресло, кресло-кровать, угловой диван, пуф. |
Каталог | |
Длина |
Длина модели |
Каталог | |
Ширина |
Ширина модели |
Каталог | |
Высота |
Высота модели |
Каталог | |
ДлинаСпальногоМеста |
Длина спального места |
Каталог | |
ШиринаСпальногоМеста |
Ширина спального места |
Каталог | |
Трансформация |
Механизм трансформации (для раскладывающихся моделей). Один из вариантов: софа, еврокнижка, клик-кляк, пума |
Каталог | |
Описание |
Описание модели |
Каталог | |
сущность Цены | |||
КодЦены (PК) |
Уникальный номер цены модели |
Цены |
Цены моделей. Каждая модель представлена в трех ценовых категориях, зависящих от типа обивки. |
КодМодели (FК) |
Уникальный номер модели |
Каталог | |
КодРяда (FK) |
Уникальный номер модельного ряда |
Модельный ряд | |
ЦеноваяКатегорияМодели |
Ценовая категория обивки модели. Один из вариантов: Т1, Т2, Т3. |
Цены | |
Цена |
Цена модели в данной ценовой категории. |
Цены | |
сущность Ведомость комплектации | |||
КодВедомости (PК) |
Уникальный номер ведомости комплектации |
Ведомость комплектации |
Ведомость комплектации для каждой модели мягкой мебели из каталога продукции |
КодМодели (FК) |
Уникальный номер модели |
Каталог | |
КодРяда (FK) |
Уникальный номер модельного ряда |
Модельный ряд | |
НомНомер (FК) |
Номенклатурный номер материала |
СправочникМатериалов | |
Кол-во |
Количество материала, используемого для изготовления модели |
Ведомость комплектации | |
сущность Обивка | |||
НомНомер (FК) |
Номенклатурный номер ткани |
Обивка |
Каталог тканей для обивки мягкой мебели |
КодМодели (FК) |
Уникальный номер модели |
Каталог | |
ВидОбивки |
Вид ткани |
Обивка | |
ЦеноваяКатегория |
Ценовая категория ткани. Один из вариантов: Т1, Т2, Т3. |
Обивка | |
Модуль Заказы | |||
сущность Заказы | |||
КодЗаказа (PК) |
Уникальный номер заказа |
Заказы |
Общие сведения о заказе |
ФИОКлиента |
ФИО заказчика |
Заказы | |
АдресКлиента |
Адрес заказчика |
Заказы | |
ТелефонКлиента |
Телефон заказчика |
Заказы | |
ДатаРазмещения |
Дата оформления договора |
Заказы | |
ДатаИсполнения |
Дата выполнения заказа |
Заказы | |
ДатаДоставки |
Дата доставки заказа |
Заказы | |
СуммаПредоплаты |
Сумма предоплаты |
Заказы | |
СтоимостьДоставки |
Стоимость доставки заказа клиенту |
Заказы | |
СрокИзготовления |
Срок изготовления заказа в днях |
Заказы | |
сущность Сведения о заказе | |||
КодЗаказанного (PК) |
Уникальный номер сущности |
Сведения о заказе |
Подробные сведения о заказе. Комплектация заказа. |
КодЗаказа (FК) |
Уникальный номер заказа |
Заказы | |
КодМодели (FK) |
Уникальный номер модели |
Каталог | |
Кол-воЗаказанного |
Кол-во заказанных моделей |
Сведения о заказе | |
ЦенаЗаЕд |
Цена модели в выбранной ценовой категории |
Сведения о заказе | |
Скидка |
Скидка в процентах |
Сведения о заказе | |
Обивка |
Номенклатурный номер выбранной обивки |
Сведения о заказе | |
Модуль Производство | |||
сущность Производство | |||
КодРаботы (PК) |
Уникальный номер выполняемой работы |
Производство |
Основные этапы работы над заказом. Каждый заказ проходит четыре технологических участка цеха. |
КодЗаказа (FК) |
Уникальный номер заказа |
Заказы | |
НомерУчастка |
Номер участка мебельного цеха |
Участки | |
ДатаНачала |
Дата начала работы |
Производство | |
ДатаОкончания |
Дата окончания работы |
Производство | |
Контроль |
Пройден или нет технологический контроль |
Производство | |
сущность Поступления материалов | |||
КодПоступления (PK) |
Уникальный номер поступления |
Поступления материалов |
Поступления материалов, необходимых для выполнения заказа, на участки. |
НомНомер (FК) |
Номенклатурный номер материала |
СправочникМатериалов | |
КодЗаказа (FК) |
Уникальный номер заказа |
Заказы | |
КодОперации (FК) |
Уникальный номер складской операции |
Операции | |
КодРаботы (FК) |
Уникальный номер выполняемой работы |
Производство | |
НомерУчастка (FK) |
Номер участка мастерской |
Участки | |
ДатаПоступления |
Дата поступления материала |
Поступления материалов | |
Кол-во Поступления |
Кол-во поступившего материала |
Поступления материалов | |
Использовано |
Кол-во использованного материала |
Поступления материалов | |
сущность Контроль | |||
КодКонтроля (PK) |
Уникальный номер контроля |
Контроль |
Сведения о проведении технологического контроля на каждом этапе работы над заказом |
КодРаботы (FК) |
Уникальный номер выполняемой работы |
Производство | |
КодЗаказа (FК) |
Уникальный номер заказа |
Заказы | |
НомерУчастка (FK) |
Номер участка мастерской |
Участки | |
ДатаКонтроля |
Дата проведения технологического контроля |
Контроль | |
РезультатКонтроля |
Результат проведения технологического контроля |
Контроль | |
сущность Участки | |||
НомерУчастка (PK) |
Номер участка мастерской |
Участки |
Справочник участков цеха |
Участок |
Название участка |
Участки | |
сущность Мастера | |||
КодМастера (PK) |
Уникальный номер мастера |
Мастера |
Справочник мастеров |
НомерУчастка (FK) |
Номер участка мастерской |
Участки | |
ФИОМастера |
ФИО мастера |
Мастера | |
Модуль Склад | |||
сущность СправочникМатериалов | |||
НомНомер (PК) |
Номенклатурный номер материала |
СправочникМатериалов |
Справочник номенклатур |
НаименованиеМатериала |
Название материала |
СправочникМатериалов | |
ГруппаМатериалов |
Группа материалов |
СправочникМатериалов | |
ЕдИзм |
Единица измерения |
СправочникМатериалов | |
ЦенаМатериала |
Цена материала |
СправочникМатериалов | |
Кол-воМатериала |
Кол-во материала на складе |
СправочникМатериалов | |
сущность Операции | |||
КодОперации (PK) |
Уникальный номер операции |
Операции |
Складские операции |
НомНомер (FК) |
Номенклатурный номер материала |
СправочникМатериалов | |
КодЗаказа (FК) |
Уникальный номер заказа |
Заказы | |
Операция |
Приход или расход |
Операции | |
Описание |
Описание складской операции |
Операции | |
ДатаОперации |
Дата проведения складской операции |
Операции | |
Кол-во |
Кол-во материала |
Операции |
Примечания: независимые сущности выделены цветом. Первичные и внешние ключи обозначены соответственно PK и FK.
Рисунок 4.2. IDEF1X-диаграмма. Состав атрибутов сущностей (FA-уровень)
5. Проектирование информационной системы. Проектирование интерфейса системы (задание 5).
Интерфейсом системы называют комплекс средств, при помощи которых происходит взаимодействие системы с пользователями, другими информационными системами и окружающей средой. Посредством интерфейса система получает исходную информацию, необходимую для ее работы, и выдает результирующую информацию для пользователей системы. Графический интерфейс пользователя – это графическая среда организации взаимодействия пользователя с вычислительной системой. Графический интерфейс позволяет управлять поведением вычислительной системы через визуальные элементы управления: окна, списки, кнопки, гиперссылки и т.д. Наиболее популярным видом интерфейса в информационных системах является GUI (Graphic User Interface) – набор графических окон для ввода и просмотра информации.
5.1 Обоснование выбора среды разработки.
Для программной реализации работы одного из бизнес-процессов нашего мебельного цеха мы выбрали СУБД Microsoft Access. MS Access – это самая популярная сегодня настольная система управления базами данных. Её успех заключается в прекрасной реализации продукта, рассчитанного как на начинающего, так и квалифицированного пользователя. Опишем основные эргономические особенности данной СУБД:
5.2 Описание интерфейса.
Работа начинается с загрузки кнопочной формы, с помощью которой осуществляется навигация по приложению:
Рисунок 5.1 Главная кнопочная форма
Форма «Каталог продукции».
Рисунок 5.2 Форма «Каталог продукции»
Перемещения между модельными рядами осуществляется с помощью кнопок перехода внизу формы. Чтобы увидеть, какие предметы входят в конкретный модельный ряд, создан список предметов. Покупатель может увидеть внешний вид предметов, их характеристики и цены. После выбора покупателем модели по вкусу, продавец может начать оформлять заказ. Для этого предназначена кнопка «Начать оформление заказа». После нажатия кнопка блокируется, и становятся доступными кнопки «Открыть заказ №», «Добавить в заказ» и «Виды обивок».
Кнопка «Добавить в заказа» добавляет выбранный предмет в заказ.
Кнопка «Виды обивок»
Кнопка «Открыть заказ №» открывает форму оформления заказов (см.рис.5.4).
Рисунки моделей мы не стали внедрять в базу данных, т.к. это сильно увеличивает его размер. Рисунки в формате JPG хранятся на диске в папке Picture. Для корректной работы программы папка должна находиться в том же каталоге, что и наша база данных Мебель.mdb.
Форма «Каталог тканей»
Рисунок 5.3 Форма «Каталог тканей»
В каталоге тканей покупатели могут ознакомиться с вариантами обивки для мебели.
Форма «Заказы»
Рисунок 5.4 Форма «Заказы»
Здесь можно откорректировать заказ: данные о заказчике, комплектация, обивку и т.д. Чтобы выбрать другую обивку, нужно дважды нажать на соответствующее поле. После того, как заказа полностью сформирован, можно распечатать договор, выдать ведомость комплектации на изготовление заказа и ведомость на закупку недостающих материалов. Данные о материалах берутся из таблицы «СправочникМатериалов» модуля «Склад».
5.3 Выводы.
Конечно, наш каталог продукции и тканей оставляет желать лучшего. Но мы ограничились этим, т.к. целью нашей курсовой работы является создание автоматизированного приложения для бизнес-процесса мебельного цеха «Оформление договора», а не создание полноценного каталога.
Отчёты базы данных можно посмотреть в приложении №1. Более подробно ознакомиться с работой базы данных можно, запустив файл Мебель.mdb.
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Результатом проделанной работы по внедрению в мебельном цехе информационной системы стали следующие результаты:
Список использованной литературы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Отчёт «Ведомость комплектации»
Отчёт «Ведомость на закупку»
Информация о работе Проектирование информационной системы. Проектирование интерфейса системы