Проектирование информационной системы. Проектирование интерфейса системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 08:55, курсовая работа

Краткое описание

Построение АИС является начальным этапом процесса разработки систем управления базам данных (СУБД). СУБД, в свою очередь, являются совокупностью, предназначенной для обработки на ЭВМ поименованных данных, которая служит для запросов многих пользователей в рамках организации (предметной области).
Целью данного курсового проекта является создание автоматизированной информационной системы заданной предметной области - гипотетического предприятия «Мебельный цех».

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
1. Первый этап проектирования АИС. Предпроектное обследование . . . . . . . . . .
5
1.1 Предметная область . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5
1.2 Кратко о предпроектном исследовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6
1.3 Построение структуры предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
8
1.4 Определение миссии, выделение критических факторов успеха и проблем предприятия (задание 1). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
17
2. Проектирование информационной системы. Выделение бизнес-процессов (задание 2).. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
21
2.1 Способы описания бизнес-процессов. . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
21
2.2 Горизонтальное описание бизнес-процессов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
23
2.3 Выделение основных и вспомогательных бизнес-процессов мебельного цеха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
25
3. Проектирование информационной системы. Анализ и оптимизация бизнес-процессов (задание 3). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
31
3.1 Оценка бизнес-процессов по степени удовлетворения критическим факторам успеха. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
31
3.2 Кратко о методах оптимизации бизнес-процессов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
33
3.3 Оптимизация бизнес-процессов мебельного цеха. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
35
3.4 Итоги оптимизации бизнес-процессов мебельного цеха. . . . . . . . . . . . . . . . . .
41
4. Проектирование информационной системы. Проектирование базы данных (задание 4). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
42
4.1 Кратко о базах данных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
42
4.2 Построение информационной модели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
43
4.3 Концептуальная модель базы данных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
44
5. Проектирование информационной системы. Проектирование интерфейса системы (задание 5).
49
5.1 Обоснование выбора среды разработки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
49
5.2 Описание интерфейса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
51
5.3 Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
54
6 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
55
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

kurs.doc

— 3.83 Мб (Скачать)

Для осуществления миссии предприятия и устранений назревших проблем принято решение разработать и внедрить информационную систему, позволяющую повысить эффективность работы мебельного цеха. Для этого нужно провести комплексную автоматизацию всего производственного процесса.

 

1.4.5 Список задач информационной системы.

Список задач, стоящих перед ИС, должен  показать, как (или с помощью чего) достичь поставленных целей. Соотношение целей и задач ИС аналогично соотношению миссии и списка КФУ предприятия.

В идеале, на предприятии должен работать единый программный комплекс, связывающий работу разных специалистов на различных рабочих местах в единую технологическую и информационную цепочку. Для этого мы составили список первоначальных целей, стоящих перед ИС:

  1. Проанализировать обмен информацией между отделами цеха и директором.  По возможности упростить передачу, сделать ее более эффективной, устранить дублирование информации. Автоматизировать документооборот внутри предприятия. Это позволит сократить ручные операции, ускорить обработку информации, повысить точность учета и, самое главное, сократить время обработки заказов. Руководство предприятия в любой момент времени будет иметь необходимую оперативную информацию.
  2. Автоматизировать работу технологического отдела. Т.к. цех выпускает только стандартный набор мягкой мебели (не создает мебель на заказ), то имеет смысл заранее подготовить всю конструкторско-технологическую документацию и ведомости комплектации. Это позволит повысить производительность труда технолога, и значительно сократить время технологической проработки рабочих и сборочных чертежей, выпуска карт раскроя и т.д. Как следствие значительно сократиться брак на производстве, время обработки заказов и будет достигнута значительная экономия материалов.
  3. Немаловажным фактором повышения эффективности работы предприятия является организация строгого учета и контроля расходования материалов и комплектующих, обеспечение бесперебойного снабжения производства всем необходимым, наличие оптимальных запасов на складе, то есть, по сути, внедрение автоматизированной системы складского учета.
  4. Создать электронный каталог моделей мягкой мебели, производимой в цехе, а также связать этот каталог с прайс-листом. По каталогу можно будет сразу получить ведомость комплектации, стоимостной расчет, и весь комплект чертежей и спецификаций для изготовления.
  5. Произвести разделение труда в мастерской.

 

2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ. ВЫДЕЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ (задание 2).

Бизнес-процесс представляет собой систему последовательных, целенаправленных и регламентированных видов деятельности, в которой посредством управляющего воздействия и с помощью ресурсов входы процесса преобразуются в выходы, результаты процесса, представляющие ценность для потребителей. Бизнес-процессы делят на основные, производящие основные выходы, получаемые клиентами организации, и вспомогательные, выход которых используется другими подразделениями организации. Бизнес-процесс должен иметь поставщика и потребителя (внешний объект или другой бизнес-процесс).

 

2.1 Способы описания бизнес-процессов

Существует два вида инструментов, применяемых при описании бизнес-процессов  – вертикальное и горизонтальное описание.

При вертикальном описании показывают только работы и их иерархический порядок в дереве бизнес-процесса. В этом случае имеются только вертикальные связи между родительскими и дочерними работами (рис.4а).

При горизонтальном описании так же показывается, как эти работы между  собой взаимосвязаны, в какой последовательности они выполняются, какие информационные и материальные потоки между ними движутся. В этом случае в модели бизнес-процесса появляются горизонтальные связи между различными работами, которые процесс составляют (рис.4б).

 

                                  (а)                                                                            (б)

Рисунок 2.  Вертикальное и горизонтальное описание бизнес-процессов

 

Специалисты по организационному проектированию используют различную терминологию при описании бизнес-процессов. Например, вертикальное описание называют функциональным описанием,   горизонтальное – процессным описанием или просто описанием бизнес-процессов.

 

 

2.2 Горизонтальное описание бизнес-процессов.

В настоящее  время существуют три основных способа горизонтального описания бизнес-процессов: текстовый, табличный, графический. Опишем кратко эти способы.

1. Текстовый

Этот способ есть не что иное, как текстовое последовательное описание бизнес-процесса. Многие российские компании разработали и используют в своей деятельности регламентирующие документы, часть которых является процессными регламентами и представляет не что иное, как текстовое описание бизнес-процессов. Приведем в качестве примера текстовое описание одного из бизнес-процессов нашего мебельного цеха:

Бизнес процесс: «Оформление заказа» - Продавец принимает заказ от покупателя, оформляет договор, принимает предоплату. Предоплата передается в бухгалтерию. Информация о заказе поступает директору, и запускается следующий бизнес-процесс «Выполнение заказа».

2. Табличный.

Для целей анализа и оптимизации деятельности компании текстовое описание бизнес-процессов не оптимально. Дело в том, что описание бизнес-процесса в текстовом виде системно рассмотреть и проанализировать невозможно. Текстовая информация воспринимается человеческим мозгом последовательно. Например, когда человек читает регламент и доходит до его конца, он практически всегда забывает про то, что было в начале документа. Второй недостаток текстового представления бизнес-процесса заключается в том, что человеческое сознание устроено так, что оно может работать эффективно только с образами. При восприятии и анализе текстовой информации человеческий мозг раскладывает ее на ряд образов, на что уходят дополнительное время и умственные усилия. Поэтому при использовании текстового описания бизнес-процессов производительность и качество решений по оптимизации деятельности оставляют желать лучшего, что особенно сильно проявляется, когда решение принимается группой людей.

В свое время специалисты по информационным технологиям разработали более структурированный подход к описанию бизнес-процессов. Ими было предложено разбить бизнес-процесс по ячейкам структурированной таблицы, в которой каждый столбец и строчка имеют определенное значение. Данную таблицу читать проще, из нее легче понять, кто за что отвечает, в какой последовательности в бизнес-процессе выполняются работы, и, соответственно, бизнес-процесс проще проанализировать. Табличная форма описания бизнес-процессов более эффективна по сравнению с текстовой и в настоящее время активно применяется специалистами по информационным технологиям для описания бизнес-процессов в приложении к задачам их автоматизации.

Таблица №1. Табличное  описание бизнес-процесса «Оформление заказа».

Операция

Ответствен-ный

Что (Вход)

От кого (Поставщик)

Что (Выход)

Кому (Клиент)

1

Принять заказ

Продавец

Заказ

Покупатель

-

-

2

Оформить договор

Продавец

-

-

Договор 

Директор, б-п. «Выполне-ние заказа».

3

Получить предоплату

Продавец

Предоплата

Покупатель

Предоплата

Бухгалтерия


 

 

3.   Графический.

В последнее  время стали интенсивно развиваться  и применяться при описании бизнес-процессов  графические подходы. Признано, что  графические методы обладают наибольшей эффективностью при решении задач  по описанию, анализу и оптимизации деятельности компании.

Оказалось, что графика хороша тем, что графическая  информация, расположенная в поле зрения человека, воспринимается его  мозгом одновременно. Второе преимущество в том, что менеджер, как и любой  человек, имеет правополушарное мышление и мыслит в виде образов. Любую текстовую информацию он переводит в образы. В случае, когда ему представляется информация в виде графических образов, значительно возрастают его возможности анализа и принятия решений.

Рисунок 2.1 Бизнес-процесс «Оформление заказа»

 

В данной работе мы будем описывать  бизнес-процессы текстовым способом и графически.

 

2.3 Выделение основных и вспомогательных бизнес-процессов мебельного цеха.

Итак, проанализировав деятельность мебельного цеха и проведя предпроектное исследование, мы смогли выделить четыре основных бизнес-процессов мебельного цеха:

        1. Оформление заказа;
        2. Выполнение заказа;
        3. Доставка заказа покупателю;
        4. Разработка новой модели.

и четыре вспомогательных бизнес-процесса:

        1. Технологическая проработка заказа;
        2. Получение материалов со склада;
        3. Работа склада;
        4. Работа бухгалтерии.

Первый бизнес процесс мы описали  в предыдущем шаге. Опишем остальные.

 

Бизнес-процесс «Выполнение  заказа»

В состав данного бизнес-процесса входят два вспомогательных бизнес-процесса - «Технологическая проработка заказа»  и «Доставка материалов со склада» (их мы подробно опишем ниже). Директор поручает заказ конкретному мастеру. После получения технологической документации и необходимых материалов со склада, начинается изготовление заказа.  Мастер ведет всю работу, начиная с распилки пиломатериалов и заканчивая обтяжкой мебели тканью. После окончания работ запускается следующий бизнес-процесс «Доставка заказа».

Рисунок 2.2 Бизнес-процесс «Выполнение заказа»

 

Бизнес-процесс «Доставка заказа»:

Запускается после бизнес-процесса «Выполнение заказа». Информация о готовности заказа поступает в магазин. Продавец связывается с заказчиком и договаривается о времени доставки. Затем создает документы на получение заказа, остатка оплаты и гарантийный талон. Документы передаются водителю, который забирает заказ с мастерской и доставляет его заказчику. Подписанные документы и   остаток оплаты передаются в бухгалтерию.

Рисунок 2.3 Бизнес-процесс «Доставка заказа»

 

Бизнес-процесс «Разработка новой модели»

Дизайнер-технолог цеха, изучая спрос  покупателей, создает новую модель мягкой мебели. Если директор одобряет новую модель, то проект передается в мастерскую для дальнейшего изготовления, а оттуда в магазин. Продавцы в магазине предлагают новую модель покупателям.

Рисунок 2.4 Бизнес-процесс «Разработка новой модели»

Бизнес-процесс «Технологическая проработка заказа»

На этом этапе выполняется две основные задачи:

  • коррекция рабочих и сборочных чертежей и выпуск технологической документации: карт раскроя материалов, таблиц операций и т.д. Документация передается в производство;
  • формирование ведомости комплектации - списка материалов и комплектующих, необходимых для изготовления изделия, с указанием их точного количества. Запускается бизнес-процесс «Доставка материалов со склада»

Рисунок 2.5 Бизнес-процесс «Технологическая проработка заказа»

 

Бизнес-процесс «Доставка материалов со склада»:

Запускается после выполнения бизнес-процесса «Технологическая проработка заказа». На основании ведомости комплектации формируется накладная на получение материалов, которая передается на склад. Если материалы есть на складе, то они передаются в производство вместе с накладной на передачу материалов. Если требуемых материалов нет на складе, то формируется ведомость на закупку, которая передается директору цеха. Технологическая операция «Установить наличие материалов» данного бизнес-процесса является так же технологической операцией вспомогательного бизнес-процесса «Работа склада».

Рисунок 2.6 Бизнес-процесс «Доставка материалов со склада»

 

 

Бизнес-процесс «Работа бухгалтерии»

Работа бухгалтерии заключается в следующем:

    • материально-финансовый контроль;
    • предоставление необходимой информации директору цеха (договоры, счета, отчёты, сводки и т.д.);
    • расчет заработной платы сотрудников;
    • начисление выплат в муниципальные службы (пенсионный фонд, коммунальные службы, налоговая и т.д.).

Информация о работе Проектирование информационной системы. Проектирование интерфейса системы