Министерство
образования Республики Беларусь
Белорусский
национальный технический университет
Кафедра «Экономика
и управление на транспорте»
Курсовая
работа
На тему: «Проектирование
информационных систем в логистике»
По дисциплине
«Информационные технологии и системы
в логистике»
Выполнила:
студентка группы 101859
Ковальчук А.В.
Преподаватель:
к.э.н., доцент
Краснова И.И.
Минск 2012
Индивидуальное задание.
1. Разработать информационно-логистическую
модель проектируемой системы «Снабжение
и доставка товаров», состоящую из следующих
информационных объектов:
- Потребители, состоящий из следующих
полей: код потребителя, код заказа, контактное
лицо, юридический адрес, телефон.
- Заказы: код заказа, товар, размер партии,
срок доставки, код производителя.
- Товары: код товара, наименование, стоимость,
код производителя.
- Перевозчики: код перевозчика, код заказа,
наименование, стоимость.
- Производители: код производителя, наименование,
страна, контактный телефон.
- Договоры: код договора, код потребителя,
код перевозчика, код заказа..
2. Разработать структуру
таблиц информационной системы
в соответствии с перечнем
информационных объектов и их
реквизитов.
3. Реализовать систему
управления базами данных в
среде приложения MS Access. Сформировать
таблицы реляционной базы данных, построить
схему данных с обеспечением целостности,
разработать запросы к базе и формы, содержащие
различные элементы управления (кнопки,
вкладки, объекты и т.д).
Содержание
Введение……………………………………………………………...............5
I. Теоретический
раздел. Современные информационные технологии
в логистике……………………………………………………………………………..6
II. Практический раздел. Проектирование
информационной системы в среде СУБД MS
Access. …………………………………………………………...25
Заключение…………………………………………………………………42
Список использованных источников
…………………………………….43
Введение
Данная работа посвящена
изучению современных информационных
технологий, применяемых в логистике.
Так как обработка информации
лежит в основе процесса управления,
одним из главных условий эффективной
работы всех звеньев логистической
цепочки является наличие информационных
систем, которые позволили бы связать
воедино всю деятельность и управлять
ею исходя из принципов единого целого.
Информационные ресурсы составляют
одну из важнейших подсистем pecypcнoгo
потенциала фирмы, а информация является
ключевым элементом логистических
операций. Информация конкретизирует
потребности объектов логистических
систем и звеньев цепей поставок.
Главная задача информационного
обмена заключается в согласовании
требований различных субъектов
к размерам заказов, доступности
запасов, скорости перемещения ресурсов.
Создание целостной информационной
системы и базы данных обеспечивает
принятие оперативных решений, быстрое
реагирование на любые изменения
внешней и внутренней среды, слаженное
взаимодействие, контроль на всех этапах,
оптимизацию документооборота и
много другое. Помимо этого СУБД
позволяет облегчить и визуализировать
анализ различных показателей. СУБД
MS Access, например, позволяет не только организовать
имеющиеся данные в удобный для восприятия
табличный вид; связать данные между собой,
но и вызывать определённые данные из
таблиц с помощью запросов; создавать
отчётные документы и многое другое. Именно
разработке базы данных и посвящена вторая
часть данной курсовой работы.
- Теоретический
раздел. Современные информационные технологии
в логистике.
Современные информационные
технологии - совокупность методов обработки
информации в рамках обоснования принимаемых
управленческий решений, направлены на
удовлетворение определенных требований,
предъявляемых к этой обработке условиями
эксплуатации. Характерной особенностью
информационных систем в логистике является
наличие обратной связи. В наше время развитие
логистических систем связано с компьютерными
технологиями, которые позволяют ускорить,
облегчить и, несомненно, повысить качество
и надёжность получаемой информации.
Основными направлениями
развития информационных технологий являются:
- Интернет-технологии:
поисковые системы: (Google, Rambler, Yahoo, Baidu, Mail,
Aport), интерактивные магазины, браузеры
(browseгs) – программы, позволяющие находить
и просматривать гипертекстовые документы,
помещенные в Сети, на компьютере пользователя
(Мicrosоft Internet Explorer, Opera, Google, Mozilla Firefox), почтовые
программы (MS Outlook, The Bat), программы для
общения (ICQ, Skype) и др.
- Спутниковые системы навигации: GPS (Global
Positioning System — глобальная система определения
координат) — спутниковая поисковая система,
составленная из совокупности 24 спутников,
помещенных на орбиту американским Министерством
обороны и наземных станций слежения,
объединенных в общую сеть. Глобальная
система определения координат (GPS)
была первоначально предназначена для
военных целей, но в 80-х годах XX века, правительство
сделало систему доступной для гражданского
использования. Глобальная система определения
координат работает в любых метеорологических
условиях, в любой точке мира, 24 часа в
день. Никаких ограничений на использование
системы определения координат не существует.
Спутники системы двигаются по точной
орбите с периодом обращения 12 часов и
передают информацию на землю. Приемники
GPS принимают эту информацию и, используя
триангуляцию (разбивку на треугольники),
вычисляют точное местоположение пользователя.
По существу, приемник GPS сравнивает время,
переданное спутником со временем, когда
это время было отправлено. Разница во
времени говорит приемнику о том, как далеко
находится спутник. Измерив такое расстояние
еще до нескольких спутников, приемник
может определить положение пользователя
и показать ее на электронной карте модуля (блока). Приемник
(GPS навигатор) должен
быть привязан к сигналам, по крайней мере,
трех спутников для определения двух координат
(широта и долгота). Имея четыре или больше
спутников в поле зрения, приемник может
определить три координаты пользователя
(широта, долгота и высота). Как только
положение пользователя будет определено,
система может вычислить другую информацию,
типа скорости, курса, пройденного расстояния,
расстояния до точки назначения, восхода
солнца и времени заката и т.д. Сегодняшние
приемники глобальной системы определения
координат чрезвычайно точны благодаря
своей параллельной многоканальности.
12 параллельных приемников GPS способны
поддерживать сигналы со спутников даже
в плотной листве или городских зданиях.
Некоторые атмосферные факторы и другие
источники погрешности могут влиять на
точность приемников глобальной системы.
К примеру, навигаторы Garmin
имеют точность определения координат
в пределах 15 метров. Более новые модели
приемников (навигаторов) GPS с системой WAAS (Wide
Area Augmentation System) способны улучшить точность
определения координат до 2-3 метров. Эта
расположенная в космосе система передает
информацию, обеспечивающую непрерывность
спутниковых сигналов, а также данные
корректировок, определяемые наземными
станциями. Правительства США, Канады
и других государств установили дифференциальные
GPS-станции (DGPS), предназначенные
для передачи корректирующих сигналов.
Эти станции работают в прибрежных районах,
а также в бассейнах судоходных рек. Пользование
системой DGPS является бесплатным. Сигналы,
передаваемые станциями DGPS, не только
корректируют ошибки при расчете местоположения,
но также компенсируют ухудшение точности
GPS, вызванное использованием программы
SA (Selective Availability), проводимой Департаментом
Обороны США. Для использования DGPS требуется
дополнительное оборудование;
ГЛОНАСС
- советская спутниковая система, предназначенная
для определения местоположения, скорости
движения, а также точного времени морских,
воздушных, сухопутных и других видов
потребителей. Система ГЛОНАСС состоит
из трех подсистем:
- подсистемы космических аппаратов (ПКА);
- подсистемы контроля и управления (ПКУ);
- навигационной аппаратуры потребителей
(НАП).
Подсистема космических
аппаратов системы ГЛОНАСС состоит из
24-х спутников, находящихся на круговых
орбитах высотой 19100 км, наклонением 64,8°
и периодом обращения 11 часов 15 минут в
трех орбитальных плоскостях. Орбитальные
плоскости разнесены по долготе на 120°.
В каждой орбитальной плоскости размещаются
по 8 спутников с равномерным сдвигом по
аргументу широты 45°. Кроме этого, в плоскостях
положение спутников сдвинуты относительно
друг друга по аргументу широты на 15°.
Такая конфигурация ПКА позволяет обеспечить
непрерывное и глобальное покрытие земной
поверхности и околоземного пространства
навигационным полем. Подсистема контроля
и управления состоит из Центра управления
системой ГЛОНАСС и сети станций измерения,
управления и контроля, рассредоточенной
по всей территории России. В задачи ПКУ
входит контроль правильности функционирования
ПКА, непрерывное уточнение параметров
орбит и выдача на спутники временных
программ, команд управления и навигационной
информации. Навигационная аппаратура
потребителей состоит из навигационных
приемников и устройств обработки, предназначенных
для приема навигационных сигналов спутников ГЛОНАСС и
вычисления собственных координат, скорости
и времени. Принцип определения позиции
аналогичен американской системе NAVSTAR.
Первый спутник ГЛОНАСС был выведен на
орбиту 12 октября 1982 года. 24 сентября 1993
года система была официально принята
в эксплуатацию. Спутники системы ГЛОНАСС непрерывно
излучают навигационные сигналы двух
типов: навигационный сигнал стандартной
точности ( СТ ) в диапазоне L1 (1,6 ГГц) и навигационный
сигнал высокой точности ( ВТ ) в диапазонах
L1 и L2 (1,2 ГГц). Информация, предоставляемая
навигационным сигналом СТ, доступна всем
потребителям на постоянной и глобальной
основе и обеспечивает, при использовании
приемников ГЛОНАСС, возможность определения:
- горизонтальных координат;
- вертикальных координат;
- составляющих вектора скорости;
- точного времени.
Точности определения
можно значительно улучшить, если
использовать дифференциальный метод
навигации и/или дополнительные
специальные методы измерений. Для определения
пространственных координат и точного
времени требуется принять и обработать
навигационные сигналы не менее чем от
4-х спутников ГЛОНАСС. При приеме навигационных
радиосигналов ГЛОНАСС приемник, используя
известные радиотехнические методы, измеряет
дальности до видимых спутников и измеряет
скорости их движения. Одновременно с проведением
измерений в приемнике выполняется автоматическая
обработка содержащихся в каждом навигационном
радиосигнале меток времени и цифровой
информации. Цифровая информация описывает
положение данного спутника в пространстве
и времени (эфемериды) относительно единой
для системы шкалы времени и в геоцентрической
связанной декартовой системе координат.
Кроме того, цифровая информация описывает
положение других спутников системы (альманах)
в виде кеплеровских элементов их орбит
и содержит некоторые другие параметры.
Результаты измерений и принятая цифровая
информация являются исходными данными
для решения навигационной задачи по определению
координат и параметров движения. Навигационная
задача решается автоматически в вычислительном
устройстве приемника, при этом используется
известный метод наименьших квадратов.
В результате решения определяются три
координаты местоположения потребителя,
скорость его движения и осуществляется
привязка шкалы времени потребителя к
высокоточной шкале Универсального координированного
времени (UTC).
- Технологии бесконтактной идентификации – технические средства, организационные мероприятия, последовательность действий, обеспечивающие распознавание и регистрация объектов и прав, ввод этой информации в компьютер без использования клавиатуры в режиме реального времени. В настоящее время известен ряд технологий бесконтактной идентификации, среди них: карточные технологии – на основе магнитной полосы, смарт-карты (с интегральной микросхемой для хранения информации), оптической карты; биометрические технологии, например, распознавание подписи, доступ к персональным компьютерам и сетям; технологии штрихового кодирования –Это метод автоматизированного сбора данных самого различного характера. С его помощью можно быстро и точно собирать и передавать информацию в учетную систему. К тому же он надежен и не столь дорог по сравнению с другими методами сбора статистических данных. Источником информации при этом является штриховой код, представляющий собой чередование штрихов и промежутков разной ширины. Такими штрихами закодирована либо цифровая, либо буквенная информация. Для расшифровки штриховых кодов пользуются специальным приспособлением - сканером. Луч от светового карандаша или от подвижного лазерного устройства, направляется на штрихи и отражаясь от линий, передается в устройство для считывания. Отраженный луч преобразуется в электрические сигналы разной силы (в зависимости от ширины штрихов и промежутков), которые затем и расшифровываются в виде цифр и букв. Штриховые коды можно условно разделить на два типа: товарные коды и технологические. Товарные коды были созданы специально для однозначной идентификации производимых товаров, учета их при транспортировке и управления складскими и торговыми процессами. К ним относятся код UPC применяемый в США и Канаде, и код EAN-13, созданный в Европе на основе кода UPC и используемый в 87 странах на всех континентах. Этот цифровой код широко распространен в пищевой промышленности. В основном он используется в розничной и оптовой торговле и является комплексным кодом с точки зрения печатания и считывания. Наряду с ним используется код групповой упаковки товаров ITF-14. CODE 39 - Самый распространенный промышленный код, который может содержать не только цифровую информацию, но и алфавитную. Во многих странах мира он стал промышленным стандартом. Используя этот код можно закодировать 42 характеристики. INTERLEAVED 2 of 5 - Этот код ограничивается только цифровой информацией. Он является идеальным для кодирования большого объема информации на малых площадях, поскольку, применяя линии для кодирования одной цифры, кодирует следующую цифру в промежутках. Таким образом, площадь, необходимая для размещения кода, сокращается на половину. ODEBAR - Данный код отличается высокой надежностью и широко применяется в медицинской промышленности, особенно при переливании крови. Это тоже цифровой код, но он имеет и несколько алфавитных вариантов. В распоряжении пользователей имеется и ряд других символик, например код 128, код 93, код 460, код 469, код 978, ISBN. ISSN и т.д.
Линейными называются штрихкоды, читаемые в одном
направлении (по горизонтали). В подобном коде символ представлен последовательностью
знаков, выстроенных в одну линию. Линейные
символики позволяют кодировать небольшой
объём информации (до 20—30 символов, обычно цифр). Двухмерными называются
символики, разработанные для кодирования
большого объёма информации. Расшифровка
такого кода проводится в двух измерениях
(по горизонтали и по вертикали). В настоящее
время наиболее распространён вид двухмерного
штрихкода Aztec. В каждом символе можно
выделить область мишени и область данных.
Мишень представляет собой набор концентрических
квадратов и служит для определения геометрического
центра символа в процессе его декодирования.
Символ состоит из двух и более смежных
по вертикали строк-знаков символа штрихового
кода. В двумерных кодах можно закодировать
существенно больший объем информации.
Для чтения штрихового кода используются
различные устройства, в том числе сканеры штрих-кода итерминалы сбора данных. Чтение
штрихового кода возможно с любой поверхности,
затем полученная информация может быть
перенесена в компьютер для последующего
анализа. Применение терминалов сбора
данных позволяет использовать процессор
и внутреннюю память устройства для, в
случае необходимости, проведения промежуточной
обработки полученных данных.
- Технологии радиочастотной идентификации RFID (Radio Frequency Identification) – это самая современная технология идентификации, предоставляющая существенно больше возможностей по сравнению с другими. В ее основе лежит технология передачи с помощью радиоволн информации, необходимой для распознавания (идентификации) объектов, на которых закреплены специальные метки, несущие как идентификационную, так и пользовательскую информацию.
Состав RFID системы: Метки (tag) RFID – устройства,
способные хранить и передавать данные.
В памяти меток содержится их уникальный
идентификационный код. Некоторые метки
имеют перезаписываемую память. Считыватели (reader) – приборы,
которые читают информацию с меток и записывают
в них данные. Эти устройства могут быть
как постоянно подключенными к учетной
системе, так и работать автономно. Учетная система – программное обеспечение,
которое накапливает и анализирует полученную
с меток информацию и связывает все элементы
в единую систему. Большинство современных
учетных систем (программы семейства 1С,
корпоративные информационные системы
– MS Axapta, R3Com) уже совместимы с RFID-технологией
и не требуют специальной доработки.
Технология RFID востребована
во многих областях. Для того, чтобы
системы, основанные на технологии RFID
эффективно работали в любой среде,
было разработано множество меток
самого различного исполнения. Их условно
можно разделить по следующим
признакам:
По типу питания: Активные – используют для передачи
данных энергию встроенного элемента
питания (зона чтения до 100 метров). Пассивные – используют энергию,
излучаемую считывателем (дальность до
8 метров).