Проектирование информационных систем в логистике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена изучению современных информационных технологий, применяемых в логистике. Так как обработка информации лежит в основе процесса управления, одним из главных условий эффективной работы всех звеньев логистической цепочки является наличие информационных систем, которые позволили бы связать воедино всю деятельность и управлять ею исходя из принципов единого целого.

Оглавление

Введение……………………………………………………………...............5
I. Теоретический раздел. Современные информационные технологии в логистике……………………………………………………………………………..6
II. Практический раздел. Проектирование информационной системы в среде СУБД MS Access. …………………………………………………………...25
Заключение…………………………………………………………………42
Список использованных источников …………………………………….43

Файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

— 1.58 Мб (Скачать)

По видам памяти: "RO" (Read Only) – данные записываются только один раз сразу при изготовлении. Такие метки пригодны только для идентификации. Никакую новую информацию в них записать нельзя, и их практически невозможно подделать. "WORM” (Write Once Read Many) – кроме уникального идентификатора такие метки содержат блок однократно записываемой памяти, которую в дальнейшем можно многократно читать. "RW" (Read and Write) – такие метки содержат идентификатор и блок памяти для чтения/записи информации. Данные в них могут быть перезаписаны большое число раз.

По исполнению (определяется целями и условиями использования  меток): Самоклеящиеся бумажные или лавсановые метки; Стандартные пластиковые карты; Дисковые метки (в том числе с центральным отверстием для закрепления на палете); Различные виды брелоков; Специальное исполнение для жестких условий эксплуатации. В настоящее время существует огромное многообразие меток, поэтому подходящее исполнение можно подобрать для любой задачи, в зависимости от нужд заказчика.

Считыватели: Приборы для считывания данных с меток также бывают нескольких типов. По исполнению считыватели делятся на стационарные и переносные. Стационарные считыватели крепятся неподвижно на стенах, порталах и в других подходящих местах. Они могут быть выполнены в виде ворот, вмонтированы в стол или закреплены рядом с конвейером на пути следования изделий. По сравнению с переносными, считыватели такого типа обычно обладают большей зоной чтения и мощностью и способны одновременно обрабатывать данные с нескольких десятков меток. Стационарные считыватели обычно напрямую подключены к компьютеру, на котором установлена программа контроля и учета. Задача таких считывателей – поэтапно фиксировать перемещение маркированных объектов в реальном времени. Переносные считыватели обладают сравнительно меньшей дальностью действия и зачастую не имеют постоянной связи с программой контроля и учета. Мобильные считыватели имеют внутреннюю память, в которую записываются данные с прочитанных меток (потом эту информацию можно загрузить в компьютер) и, так же, как и стационарные считыватели, способны записывать данные в метку (например, информацию о произведенном контроле). В зависимости от частотного диапазона метки, дистанция устойчивого считывания и записи данных в них будет различна.

Преимущества радиочастотной идентификации

  • Возможность перезаписи. Данные RFID-метки могут перезаписываться и дополняться много раз, тогда как данные на штрих-коде не могут быть изменены – они записываются сразу при печати.
  • Отсутствие необходимости в прямой видимости. RFID-ридеру не требуется прямая видимость метки, чтобы считать ее данные. Взаимная ориентация метки и считывателя часто не играет роли. Метки могут читаться через упаковку, что делает возможным их скрытое размещение. Для чтения данных метке достаточно попасть в зону регистрации, в том числе при перемещении через нее на достаточно большой скорости. Напротив, устройству считывания штрих-кода всегда необходима прямая видимость штрих-кода для его чтения.
  • Большее расстояние чтения. RFID-метка может считываться на значительно большем расстоянии, чем штрих-код. В зависимости от модели метки и считывателя радиус считывания может составлять до нескольких десятков метров.
  • Больший объем хранения данных. RFID-метка может хранить значительно больше информации, чем штрих-код. До 10 000 байт могут храниться на микросхеме площадью в 1 квадратный сантиметр, в то время, как штриховые коды могут вместить 100 байт (знаков) информации, для воспроизведения которых понадобится площадь размером с лист формата А4.
  • Поддержка чтения нескольких меток. Промышленные ридеры могут одновременно считывать несколько десятков RFID-меток в секунду, используя так называемую антиколлизионную функцию. Устройство считывания штрих кода, однако, может единовременно сканировать только один штрих-код.
  • Считывание данных метки при любом ее расположении. В целях обеспечения автоматического считывания штрихового кода, комитетами по стандартам (в том числе EAN International ) разработаны правила размещения штрих-меток на товарной и транспортной упаковке. К радиочастотным меткам эти требования не относятся. Единственное условие - нахождение метки в зоне действия сканера.
  • Устойчивость к воздействию окружающей среды. Существую RFID-метки обладающие повышенной прочностью и сопротивляемостью жестким условиям рабочей среды, а штрих-код легко повреждается (например, влагой или загрязнением). В тех сферах применения, где один и тот же объект может использоваться бессчетное количество раз (например, при идентификации паллет или возвратной тары), радиочастотная метка оказывается идеальным средством идентификации, так ее не требуется размещать на внешней стороне упаковки. Пассивные RFID-метки имеют практически неограниченный срок эксплуатации.
  • Интеллектуальное поведение. RFID-метка может использоваться для выполнения других задач, кроме того, чтобы быть просто хранителем и переносчиком данных. Штрих-код же не обладает никаким интеллектом и является лишь средством хранения данных.
  • Высокая степень безопасности. Уникальное неизменяемое число-идентификатор, присваиваемое метке при производстве, гарантирует высокую степень защиты меток от подделки. Также данные на метке могут быть зашифрованы. Как и любое цифровое устройство, радиочастотная метка обладает возможностью закрыть паролем операции записи и считывания данных, а также зашифровать их. В одной метке можно одновременно хранить открытые и закрытые данные.
  1. Технология электронного обмена данными (EDI – Electronic Data Interchange). Это технология автоматизированного обмена электронными сообщениями в стандартизированных форматах между бизнес-партнерами.  
    При этом документы, имеющие в изначальном («человеческом») виде удобную и специфическую для каждой фирмы форму, прозрачно передаются между различными партнерами в стандартном «электронном» формате (при помощи конвертора (на входе) и деконвертора (на выходе соответственно)). Технология гарантирует как правильность конвертации данных, так и саму доставку сообщений адресатам и последовательность доставки сообщений. При этом обеспечиваются достоверность и конфиденциальность передаваемой информации. В классическом виде EDI предполагает полностью автоматизированное взаимодействие между информационными системами партнеров, исключая участие человека. Каждая сторона может выступать как отправитель, так и получатель сообщений. Такой вариант интеграции дает максимальный эффект при внедрении данной технологии.

На современном этапе  развития технологии EDI позволяют не просто экономить деньги, но и упростить  и оптимизировать процессы управления и принятия решений, а в целом  оптимизировать и повысить эффективность  бизнеса. EDI базируется на следующих основных стандартах:

UN/EDIFACT – United Nations Electronic Data Interchange for Administration, Commerce and Transport - "Правила ООН электронного обмена документами для гос. управления, торговли и транспорта" – основополагающий глобальный избыточный стандарт, содержащий наиболее общие справочники международных кодов и форматов сообщений, расширенных для удовлетворения всех возможных запросов пользователей.

(UN/CEFACT) – адаптированный Центром ООН по упрощению процедур международной торговли и электронному бизнесу (CEFACT) стандарт UN/EDIFACT

GS1 EANCOM – подмножество EDIFACT для розничной торговли - разработан международной ассоциацией GS1 и дополнен использованием ключевых идентификаторов системы GS1.

GS1 XML – современный формат сообщений, используемых при обмене данными в цепях поставок в системе GS1.

Основными считаются  следующие сообщения EDI : COMDIS – коммерческая дискуссия, PRICAT – прайс-лист, ORDER – заказ, ORDRRSP – подтверждение заказа, DESADV – уведомление об отгрузке, RECADV – уведомление о приемке, INVOICE – счет, SLSRPT – отчет о продажах, INVRPT – отчет об инвентаризации.

Технология EDI предполагает использование единого способа  идентификации товаров и контрагентов на базе стандартов GS1: идентификация  товарных позиций ведется с использованием кодов GTIN (штриховых кодов), идентификация  контрагентов ведется с использованием GLN-номеров. Присвоение кодов GTIN и GLN номеров  осуществляет национальная ассоциация GS1 (в РФ - Ассоциация Автоматической Идентификации ЮНИСКАН/ГС1 РУС). 

  1. Электронная цифровая подпись (ЭЦП) – реквизит электрон-ного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи и установить отсутствие искажения информации в электронном документе. Электронный документ, заверенный ЭЦП, допускается в арбитражный процесс в качестве письменного доказательства и имеет правовой статус документа.
  2. MRP система - система планирования потребностей в материалах. Одна из наиболее популярных в мире логистических концепций, на основе которой разработано и функционирует большое число микрологистических систем. На концепции MRP базируется построение логистических систем «толкающего типа». Система MRP основной задачей ставит отслеживание, чтобы каждый элемент, каждая комплектующая деталь доставлялись на производство в нужное время в нужном количестве. Для этого формируется последовательность производственных операций, которая позволяет соотносить своевременное изготовление продукции с заложенным планом выпуска. На основе вводимых данных MPS («MPS»: ведомость материалов, состав изделия, состояние запасов) система MRP выполняет основные операции:
  • определяется количество конечных изделий для каждого периода времени планирования;
  • к составу конечных изделий добавляются запасные части, не включённые в MPS;
  • для MPS и запасных частей определяется общая потребность в материальных ресурсах в соответствии с ведомостью материалов и составом изделия с распределением по периодам времени планирования;
  • общая потребность материалов корректируется с учётом состояния запасов для каждого периода времени планирования;
  • осуществляется формирование заказов на пополнение запасов с учётом необходимого времени опережения.

Система MRP формирует  план-график снабжения материальными  ресурсами производства (потребность  каждой учётной единицы материалов и комплектующих для каждого  периода времени). Для реализации план-графика снабжения система  создаёт график заказов в привязке к периодам времени. Он используется для размещения заказов поставщикам  материалов и комплектующих или  для планирования самостоятельного изготовления с возможностью внесения корректировок в процессе производства.

Системы MRP II являются дальнейшим развитием систем MRP и ориентированы на эффективное планирование всех ресурсов производственного предприятия. В общем случае можно выделить следующие направления

  • планирование бизнеса
  • планирование производства
  • формирование основного производственнгго плана-графика
  • MRP
  • CRP
  • ...

Системы MRP II предполагают вовлечение в информационную интеграцию финансовой составляющей (планирование бизнеса). В системах MRP II предполагается специальный инструментарий формирования финансового плана и составления  бюджетных смет, прогнозирования  и управления движением денежных средств, на основании которых определяется возможность реализации производственного  плана с точки зрения наличных и предополагаемых денежных средств.

ERP системы (Enterprise Resources Planning), как дальнейшее развитие интегрированных информационных систем управления предприятием кроме вышеуказанной функциональности, как правило, включают планирование ресурсов распределения (DRP – I, DRP – II), и ресурсов для проведения технологического обслуживания и выполнения ремонтов. Системы DRP обеспечивают оптимальное решение (планирование, учет и управление) транспортных задач по перемещению материально-технических ресурсов и готовой продукции. Кроме этого для MRPII и ERP систем характерно наличие специальной подсистемы управления реализацией долгосрочных проектов (Project Management), предполагающей полнофункциональное планирование материальных ресурсов, трудовых ресурсов, оборудования, формирования сетевых графиков работ, управление ходом выполнения и фактурирование реализуемых проектов. 

  1. Системы сотовой связи. Заложенные в основу различных стандартов сотовой связи технические принципы их построения позволяют решать с их помощью задачи местоопределения абонентов. Эта услуга представляет особый интерес для таких пользователей, как: курьерские службы и службы посыльных, грузоотправители и перевозчики; торговые и сервисные компании, компании, занимающиеся прокатом автомобилей и др.
  2. Системы профессиональной мобильной радиосвязи (ПМР) (PMR – Pгofessional Моbile Radio) – системы двусторонней сухопутной подвижной радиосвязи, использующие диапазон ультракоротких волн (УКВ). Сети ПМР используются огpаниченными гpуппами пользователей, объединенными по профессиональному признаку. Это могут быть ceти оперативного, диспетчерского, административно-хозяйственного, производственно-технологического и т.п. назначения. Они используются транспортными и производственными предприятиями, силовыми структурами и т.д. Именно поэтому сети ПМР часто называют ведомственными и корпоративными сетями радиосвязи.
  3. База данных – это организованная структура, предназначенная для хранения данных и информации. Система управления базой данных (СУБД) – это комплекс программных средств, предназначенных для создания структуры новой базы, наполнения ее содержимым, редактирования содержимого и визуализации информации. Самой распространённой является СУБД MS Access. Ее «доступность» обуславливается тем, что внедрение более совершенных программных продуктов требует огромных затрат денежных средств. Так же работникам требуется немало времени, чтобы освоится с более серьёзным программным обеспечением. СУБД MS Access не представляет особой сложности в использовании. Microsoft Access - это функционально полная реляционная СУБД. В ней предусмотрены все необходимые средства для определения и обработки данных, а также для управления ими при работе с большими объемами информации. Что касается легкости использования, то Microsoft Access совершил здесь настоящий переворот, и многие для создания своих собственных баз данных и приложений обращаются именно к нему.

Система управления базами данных предоставляет возможность контролировать задание структуры и описание своих данных, работу с ними и  организацию коллективного пользования  этой информацией. СУБД также существенно увеличивает возможности и облегчает каталогизацию и ведение больших объемов хранящейся в многочисленных таблицах информации. СУБД  включает в себя три основных типа функций: определение (задание структуры и описание) данных, обработка данных и управление данными. В практике, как правило, необходимо решать и задачи с использованием электронных таблиц и текстовых процессоров. Например, после подсчета или анализа данных необходимо их представить в виде определенной формы или шаблоны. В итоге пользователю приходится комбинировать программные продукты для получения необходимого результата. В этом смысле все существенно упростят возможности, предоставляемые Microsoft Access. СУБД Access предназначена для разработки баз данных реляционного типа для локального их использования на персональных компьютерах и для работы с этими базами. В СУБД Access процесс создания реляционной базы данных включает создание схемы данных. Схема данных наглядно отображает таблицы и связи между ними, а также обеспечивает использование связей при обработке данных. В схеме данных устанавливаются параметры обеспечения целостности связей в базе данных. Любой объект базы данных может создаваться двумя способами:

  • С использованием Конструктора – специального элемента управления, позволяющего создавать объекты базы данных вручную;
  • С использованием Мастера – специальной программы, которая руководит пользователем при выполнении им определённой операции. Такое руководство осуществляется через последовательность диалоговых окон, в каждом из которых пользователь указывает необходимые параметры.

Объекты СУБД:

Таблица - основной объект любой базы данных; в них хранятся все данные, имеющиеся в базе данных; таблицы хранят и структуру базы. Основные элементы таблицы: Поле (столбец, атрибут) – это основной элемент структуры таблицы. Поля обладают свойствами, определяющими их имя, тип, размер, формат. Разные типы полей (текстовое, числовое, логическое и др.) имеют разное назначение и, соответственно, разные свойства. Чтобы связи между таблицами базы данных работали надежно, предусматриваются уникальные поля. Уникальным называется поле, значения в котором не могут повторяться (например, табельный номер работника). Ключевое поле (или первичный ключ) – это ключ, идентифицирующий отношение. В качестве первичного ключа часто используется поле, имеющее тип Счетчик. Запись (строка, кортеж) – это совокупность логически связанных полей. Схема данных – это структура связей между таблицами. Окно таблицы позволяет просматривать данные в привычном табличном виде и выполнять необходимые операции с записями таблицы

Информация о работе Проектирование информационных систем в логистике