Проектирование информационных систем в логистике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена изучению современных информационных технологий, применяемых в логистике. Так как обработка информации лежит в основе процесса управления, одним из главных условий эффективной работы всех звеньев логистической цепочки является наличие информационных систем, которые позволили бы связать воедино всю деятельность и управлять ею исходя из принципов единого целого.

Оглавление

Введение……………………………………………………………...............5
I. Теоретический раздел. Современные информационные технологии в логистике……………………………………………………………………………..6
II. Практический раздел. Проектирование информационной системы в среде СУБД MS Access. …………………………………………………………...25
Заключение…………………………………………………………………42
Список использованных источников …………………………………….43

Файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

— 1.58 Мб (Скачать)

Запросы – это специальные структуры, предназначенные для выборки данных из таблиц, автоматизации операций по обновлению и изменению таблиц. Запрос – это требование к базе данных предоставить необходимую информацию, накопленную в ее таблицах. Для этого используются соответствующие инструменты запроса. С помощью запроса данные упорядочивают, фильтруют, изменяют. Для одной и той же таблицы можно создать много разных запросов, каждый из которых будет извлекать из таблицы незначительную часть информации, необходимую в данный момент. Данные, положенные в основу запроса, могут быть сохранены в одной или нескольких таблицах. Результат запроса представляет собой динамический набор записей – результирующую таблицу. Базовая таблица при этом не изменяется. При создании более сложных запросов (например, запрос на изменения) автоматически создаются новые таблицы или изменяются уже существующие.

Виды запросов:

Запрос на выборку – это самый простой и потому наиболее часто используемый вид запроса. Запросы этого типа возвращают данные из одной или нескольких таблиц и отображают их в виде таблицы, записи в которой можно обновить (с некоторыми ограничениями). Эти запросы можно использовать для группировки записей и вычисления сумм, средних значений и других типов итоговых значений.

Запрос с параметрами – это запрос, отображающий при выполнении в собственном диалоговом окне приглашение ввести данные (например, значение, которое требуется вставить в поле). Можно разработать запрос, выводящий приглашение на ввод нескольких единиц данных, например, двух дат. Эти запросы удобно использовать в качестве основы для форм, отчетов и страниц доступа к данным.

Перекрестный запрос подсчитывает сумму, среднее число значений и выполняет другие статистические расчеты, после чего результаты группируются в таблицы по двум наборам данных. Один из них определяет заголовки столбцов, другой – заголовки строк.

Запрос SQL – это запрос, создаваемый при помощи инструкций SQL. Некоторые запросы, называемые запросами SQL, невозможно создать в бланке запроса. Для запросов к серверу, управляющих запросов и запросов на объединение необходимо создавать инструкции SQL непосредственно в окне запроса в режиме SQL.

Запрос на изменения – это запрос, который за одну операцию изменяет или перемещает несколько записей. Существует несколько типов таких запросов – запросы на удаление, обновление, добавление записей, запросы на создание таблиц.

Запрос к базе данных рассматривается  как некоторая команда на выбор, просмотр, изменение, создание или удаление данных.

Возможности запросов:

  • Собирать воедино информацию из нескольких таблиц с учетом существующих между ними связей;
  • Выбирать, какие поля и в какой последовательности будут включены в результатную таблицу;
  • Учитывать, какая часть результатной информации будет отображена;
  • Манипулировать данными (например, запросы на изменения);
  • Формировать различные отчеты.

Формы – специальные объекты, предназначенные для ввода и просмотра данных, а также создания экранных документов. Это созданные пользователями специальные электронные бланки для отображения на экране отдельных записей из одной или нескольких таблиц базы данных. С помощью форм можно вводить информацию в таблицы, редактировать и удалять ее, ограничить доступ к данным и отображать их только в режиме просмотра. Формы состоят из разделов, каждый из которых содержит соответствующие элементы управления. Настройка свойств элемента управления осуществляется с помощью программы-Мастера. Пользователь вводит данные в поля формы, и они автоматически заносятся в таблицы базы данных.

Отчеты – объекты базы данных, предназначенные для вывода данных и их печати. Отчет выводит на печать информацию из базовых таблиц, полученную по результатам работы запроса. Базовой называется исходная таблица базы данных, в ячейках которой хранится информация. Отчеты обеспечивают создание не экранного, а бумажного документа. Как и формы, отчеты состоят из разделов (заголовка отчета, области данных, верхнего и нижнего колонтитулов, примечания), а разделы содержат соответствующие элементы управления. Используются для представления данных, которые должны быть выведены на печать в наглядной форме. Записи отчета можно группировать по отдельным критериям, можно производить необходимые вычисления для отдельных групп записей и всего отчета.

Макросы и модули – эти категории объектов, предназначенные для автоматизации повторяющихся операций при работе с СУБД, а также для создания новых функций путем программирования на языке Visual Basic.

 

 

  1.  Практический раздел. Проектирование информационной системы в среде СУБД MS Access.

Основные этапы создания базы данных:

1. Создание структуры таблиц (имена, типы полей и т.д.)

2. Ввод и редактирование данных в таблице

3. Связывание таблиц и создание запросов для обработки данных в таблицах

4. Создание формы

Разработаем информационно-логическую модель проектируемой системы «Снабжение и доставка товаров», состоящую из следующих информационных объектов:

  • Договоры
  • Потребители
  • Заказы
  • Производители
  • Перевозчики
  • Транспортные средства

Данные объекты будут  представлены в виде таблиц с уточняющей информацией. В MS Access они примут следующий вид:

    1. Таблица «Договоры». Является обобщающей таблицей, в которой не находится дополнительной информации, а лишь отражена связь между определёнными потребителями и перевозчиками по поводу выполнения определённого заказа. Перед тем как вводить данные в таблицу необходимо рассмотреть ее структуру и описать тип данных каждого поля, в зависимости от того какого рода информация будет содержаться в том или ином поле. Например, для текстовой информации выбираем тип: «текстовый», для числовой – «числовой». Так же существует возможность выбора таких типов данных как: дата/время, денежный, счётчик, логический, гиперссылка и другие.  Данные действия подготавливают таблицу к использованию в MS Access.

Рис. 1 – таблица «Договоры» в режиме конструктора

Рис. 2 – таблица «Договоры» в режиме таблицы

  1. Таблица «Заказы» содержит в себе данные, касающиеся наименования товаров, размера партии, срока доставки и кода транспортного средства.

Рис. 3 – таблица «Заказы» в режиме конструктора

Рис. 4 – таблица «Заказы» в режиме таблицы

  1. Таблица «Перевозчики» содержит информацию о наименовании, стоимости услуги,  так же содержит код заказа.

Рис. 5 – таблица «Перевозчики» в режиме конструктора

Рис. 6 – таблица «перевозчики» в режиме таблицы

  1. Таблица «Потребители» предоставляет информацию о юридическом адресе потребителя, контактном лице и о номере телефона.

Рис. 7 – таблица «Потребители» в режиме конструктора

Рис. 8 – таблица «Потребители» в режиме таблицы

  1. Таблица «Производители» содержит в себе информацию о производителях товаров, содержащихся в заказах.

Рис. 9 – таблица «Производители» в режиме конструктора

Рис. 10 – таблица «Производители» в режиме таблицы

  1. Таблица «Товары».

Рис. 11 – таблица «Товары» в режиме конструктора

Рис. 12 – таблица «Транспортные средства» в режиме таблицы

После того как были сформированы все таблицы необходимо создать схему данных с обеспечением целостности и создать связи между таблицами.

Рис. 13 – схема данных

Для быстрого доступа к  данным есть гибкое и удобное средство – запросы. Поэтому седующим этапом в разработке и реализации системы  управления базами данных будет их создание. Для одной и той же таблицы можно создать множество  различных запросов, каждый из которых  сможет извлекать из таблицы лишь малую часть информации, но именно ту часть, которая в данный момент необходима. В результате работы запроса  из общей исходной базы формируется  результирующая таблица, содержащая часть  общей информации, соответствующая  запросу.

  1. Запрос на выборку. Цель запроса на выборку состоит в создании результирующей таблицы, в которой отображается только нужные по условию запроса данные из базовых таблиц. Для этого необходимо задать условие согласно которому будут отбираться те или иные данные.

Рис. 14 – запрос на выборку по условию срока доставки

После применения данного  запроса в результирующей таблице  будут отражены лишь те заказы, срок доставки которых датируется июнем  месяцем.

Рис. 15 – результат применения запроса на выборку

  1. Запрос на выборку с параметром - это запрос, при выполнении отображающий в собственном диалоговом окне приглашение ввести данные (условие для возвращения записей) или значение, которое требуется вставить в поле.

Рис. 16 – запрос на выборку с параметром. Конструктор

Рис. 17 – ввод параметра

Рис. 18 – результат запроса на выборку с параметром

Рис. 19 – параметрический запрос

Рис. 20 – ввод параметра

Рис. 21 – результат параметрического запроса

  1. Запрос на обновление. Вносит общие изменения в группу записей одной или нескольких таблиц. Например, на 10 процентов поднимаются цены на продукты или на 5 процентов увеличивается зарплата сотрудников. Запрос на обновление записей позволяет изменять данные в существующих таблицах.

Рис. 22 – запрос на обновление. Конструктор

Рис. 23 – запрос на обновление. Результат

  1. Запрос на удаление. Удаляет группу записей из одной или нескольких таблиц. Например, запрос на удаление позволяет удалить записи о товарах, поставки которых прекращены или на которые нет заказов. С помощью запроса на удаление можно удалять только всю запись, а не отдельные поля внутри нее.

Рис. 24 – запрос на удаление. Конструктор

Так как мы выбрали поле «контактное  лицо» и ввели условие отбора «Like «П*», то после применения данного запроса из таблицы «Потребители» будут удалены все потребители, чьи фамилии начинаются с буквы «П».

Рис. 25 – запрос на удаление. Результат

  1. Запрос на создание таблицы. Создает новую таблицу в текущей БД или другой БД на основе всех или части данных из одной или нескольких таблиц, запросов.

Рис. 26 – запрос на создание таблицы. Конструктор

Рис. 27 – запрос на создание таблицы. Результат

  1. Перекрестный запрос, позволяющий создавать результирующие таблицы на основе результатов расчетов, полученных при анализе группы таблиц. В перекрестном запросе отображаются результаты статистических расчетов (суммы, количество записей и средние значения), выполненных по данным из одного поля таблицы. Эти результаты группируются по двум наборам данных, один из которых расположен в левом столбце таблицы, а второй — в верхней строке.

Рис. 27 – перекрёстный запрос. Конструктор

Рис. 28 – перекрёстный запрос. Результат

Теперь  перейдём к созданию форм. Форма – это средство представления информации  для просмотра, изменения или печати данных в виде, удобном для восприятия пользователями. Использование форм существенно облегчает ввод и контроль данных.

  1. Создание формы с помощью мастера. Создадим простую форму для отображения заказчиков.

Рис. 29 – создание формы

Рис. 30 –  простая форма 

  1. Создание формы для предоставления результата запроса. В данном случае используем запрос «кто что заказал». Создадим форму с помощью мастера и выберем вид « В один столбец». В результате применения данной формы мы получим наглядно представленную информацию о содержании заказа необходимого потребителя.

Рис. 31 – форма для запроса

Рис. 32 – результат применения формы

  1. Создание кнопочной формы

Рисунок 33 – кнопочная форма

 

Заключение

В ходе курсовой работы была разработана  информационно-логическая модель проектируемой  системы «Снабжение и доставка товаров»

В результате проектирования и реализации базы данных разработана структура  таблиц информационной системы в  соответствии с перечнем информационных объектов и их реквизитов, реализована  система управления базами данных в  среде приложения MS Access. Сформированы таблицы реляционной базы данных. Построена схема данных с обеспечением целостности, разработаны запросы к базе и формы, содержащие различные элементы управления.

При проектировании были учтены возможные  варианты работы специалиста с разработанной  базой данных. Использование данного  продукта позволяет оптимизировать работу специалиста  – уменьшить  трудозатраты на обработку, поиск и  выборку информации и др. Информация, содержащаяся в базе, рационально  отражает сведения обо всех информационных объектах.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что задача, поставленная в задании курсовой работы, выполнена. База данных может быть использована в практических целях в качестве инструмента профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

    1. Р.Б. Ивуть, Н.В. Стефанович, И.И. Краснова. Методические указания к выполнению лабораторных работ по курсу «Сетевые технологии и базы данных», Минск, 2008.
    2. www.wikipedia.ru
    3. http://www.be5.biz
    4. http://www.startlogistic.ru
    5. http://www.logist.ru

Информация о работе Проектирование информационных систем в логистике