Особенности построения семейного бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 10:44, курсовая работа

Краткое описание

В малом и среднем бизнесе проще начинать с семейной компании. Но при открытии общесемейного дела необходимо понимать все достоинства и недостатки подобной семейной организации, знать все поджидающие вас подводные камни, чтобы уметь вовремя их обойти. Как известно, весь бизнес строится на доверии. Вполне возможно, что именно в этом кроется причина преобладания в малом бизнесе семейных фирм.

Файлы: 1 файл

семейный бизнес.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

А кроме этого, европейский бизнесмен активно занимается спортом, постоянно заботится о своем имидже, обладает непререкаемым авторитетом и без сомнения способен повлиять на других людей. Как правило, предприниматель отличается огромной самодисциплиной, верой в свои силы, он готов держать любой удар, не пасовать перед трудностями. Любой преуспевающий бизнесмен удостоен в западном, а особенно американском обществе социального одобрения и уважения, полон желания передать свое преуспевающее дело и свое социальное положение в обществе своим наследникам, которых специально готовит к этой миссии. При всем этом он обладает несомненной законопослушностью и уважению к своему закону и государственным устоям и придерживается семи основных правил: уважает власть, частную собственность, любит и уважает своего ближнего, всегда верен своему слову, придерживается принципов честности и правдивости, стремится всегда жить по средствам и двигаться к выбранной цели.

К сожалению, наша социальная действительность предъявляет к предпринимателям, желающим стать успешными лидерами семейного бизнеса, несколько иные требования. Прежде всего, успешный российский бизнесмен должен обладать умением находить нужные связи в административных и правоохранительных кругах. Не секрет, что наше малое предпринимательство находится под пристальным вниманием различных проверяющих органов, желающих получить свой кусок пирога. Налоговая инспекция зорко следит, чтобы все налоги предприниматель уплатил в максимальном объеме и в самый короткий срок, чтобы не утаил части прибыли на развитие собственного дела, милиция охраняет честных граждан от всевозможных злоупотреблений бизнесмена и для охраны правопорядка наведывается к предпринимателям не реже раза в неделю. К сожалению, только в нашей стране стала возможной ситуация, когда государственно-административные учреждения и чиновники относятся к потенциальным угрозам существования бизнеса наряду с конкурентами, и открывать сегодня свой малый семейный бизнес, а особенно развивать его и укрупнять попросту небезопасно, если у вас нет связей в определенных государственных учреждениях. Поэтому, начиная свое дело, постарайтесь заручиться необходимой поддержкой в нужных кругах, иначе бесконечные визиты «гостей» вам обеспечены. Когда я впервые пошла работать в семейную торговую компанию своего брата, то нередко замечала, как отвозились сумки с подарками в различные инстанции – от администрации до санитарно-эпидимеологической станции, по простому – СЭС, о подарках для налоговой или милиции и говорить не приходилось – они дарились к любой торжественной дате или празднику. При этом связь поддерживалась и обычными телефонными разговорами «по душам» с нужными людьми, и посильной помощью милиции в предоставлении автотранспорта для их личных нужд, и поставкой бумаги и других необходимых канцтоваров. После этого я работала на достаточно крупном предприятии полиграфической промышленности, но «дружба» с нужными органами наблюдалась и там, только в виде спонсорской помощи и совершенно на другие суммы. Перейдя снова в частный бизнес и поговорив с рядом предпринимателей, я убедилась, что за четыре года ничего не изменилось, и дружба с «органами» сегодня так же необходима, как и четыре года назад. Поэтому, открывая издание новой газеты, наш директор взяла в долю человека с нужными связями, дабы обезопасить наш малый бизнес, а когда нас просят подобрать персонал на должность руководителя службы безопасности, необходимыми условиями ставят непременный стаж работы более четырех лет в органах и наличие у человека нужных связей.

Второе необходимое качество успешного российского бизнесмена – изворотливость ума, комбинаторский дар не хуже, чем у Остапа Бендера, гибкость характера. Умение договориться с партнером, поставщиком, клиентом – совершенно необходимое качество русского бизнесмена в силу явной недостаточности оборотного капитала и ликвидности у предприятия, если проще – постоянный недостаток денежной наличности. У нас отсутствует сколь-нибудь значимая поддержка предпринимательства со стороны государства, русские бизнесмены оказываются один на один со своими проблемами и пытаются решить их сообща с помощью взаимной поддержки и взаимовыручки. Поэтому от коммуникативных способностей и гибкости в проведении переговоров так много зависит в сфере малого предпринимательства. Когда я работала в крупном производстве и общалась как с книготорговцами, так и с издателями, они не раз рассказывали мне, на какие чудеса взаимовыручки им порой приходится идти. Малые издательства объединяются для продажи тиражей, магазины договариваются с издателями на годовые отсрочки платежей или полную реализацию товара, даже типографии порой производят продукцию в долг, предоставляя своим партнерам рассрочку платежей на несколько месяцев вперед. Товарный или коммерческий кредит стал реалией нашей деловой действительности, и от умения предпринимателя договориться во многом зависит, насколько успешно будет развиваться его бизнес, насколько будут скоординированы притоки и оттоки денежных средств.

Российская действительность предъявляет еще одно, свойственное только нашей стране качество, требуемое успешному предпринимателю, – способность игнорировать общественное мнение и хладнокровно идти собственным путем, несмотря на осуждающие взгляды соседей и «шушуканье» за спиной. В нашей стране быть предпринимателем, а особенно успешным предпринимателем – значит, осудить себя на нелюбовь окружающего социума. Не секрет, что в нашей стране не любят богатых и преуспевающих людей. До сих пор зачастую можно услышать в разговорах: «ясно, как он добыл эти деньги, наворовал, бандитом был, ограбил». Один из социологических опросов на тему «Как получили бизнесмены свой капитал?» показал следующие результаты: почти половина респондентов (45 %) ответили, что «путем махинаций или воровства», еще 10 % были убеждены, что «за счет взяток», и только 7 % предположили, что «благодаря удачливости и предприимчивости». О подобном настрое своих сограждан знают и сами бизнесмены, половина опрошенных предпринимателей на вопрос «как вы думаете, что думают о вас окружающие» ответили, что «их считают жуликами и мошенниками».

Зависть к чужой удаче и счастью людей на протяжении десятилетий воспитывалась советской моралью «всем поровну», заработанное богатство четко ассоциировалось с неправедно нажитым добром. Несколько в другой форме это было и в дореволюционной России, где купеческий класс предпринимателей подвергался как осуждению дворянства, так и русской интеллигенции. Возможно, именно привитому обществом чувству вины за свое богатство мы и обязаны за небывалый расцвет меценатства русского купечества, его помощь стране во время военных действий, огромные суммы на благотворительность. Воспитанное нашей религией и советским укладом жизни отношение к торговле как делу мало почтительному, в чем-то даже грязному, вряд ли могло измениться за 20 лет, хотя отношение к предпринимательству все же достаточно сильно меняется за последнее время в положительную сторону.

Таким образом, в нашей стране, чтобы стать успешным предпринимателем, необходимо обладать умением вести практически партизанскую жизнь и лишний раз не маячить перед глазами государственных структур, уметь договариваться с людьми совершенно разных уровней – от грузчиков, которых необходимо порой попросить отработать без зарплаты, до министров, которые не хотят подписывать очередной патент или лицензию. При этом необходимо научиться не только держать удар противника, но и уметь проявлять необходимую гибкость в разговоре. И наконец, обладать ярко выраженной способностью к риску и оптимизмом.

При всем этом лидер семейного бизнеса должен обладать выдержанным характером, не поддаваться на манипуляции близких родственников, уметь брать на себя ответственность и принимать абсолютно самостоятельные решения. Именно это дается нашим предпринимателям труднее всего. Мы не умеем, как правило, делать три вещи – правильно планировать, принимать рациональные и взвешенные решения и отвечать за свои поступки. Этому способствует наша правовая неграмотность, неуверенность в завтрашнем дне, постоянная нестабильность. И все же, если вы хотите преуспеть, то первое, что вы должны научиться делать – планировать свою собственную деятельность, поэтапно выстраивать план производства и продаж и придерживаться его как можно точнее. Только так можно не просто сохранить фирму, но и стать по-настоящему преуспевающим бизнесменом. Недостаток планирования приводит к определенным казусам и накладкам в работе. За примером далеко ходить не надо. Однажды мне позвонил директор детского издательства, выпускающего картонные книги для малышей, и обратился с довольно странной просьбой – посодействовать хранению на нашем складе только что выпущенных тиражей. Я удивилась – новый тираж согласно выбранной тактике данного издательства всегда поступал в продажу, и они торопили нас с изготовлением именно новых книг, а не повторов предыдущих. В этот раз он просил придержать три месяца именно такой новый тираж. На мое недоумение он признался, что заказал данный тираж нам и другой типографии, а два тиража одновременно совершенно не помещались на его небольшом по величине складе. Недостаток элементарного планирования привел к замораживанию средств в товарных запасах более чем на полгода, а сумма для издательства была немалая – около 100 000 руб., при том, что оборотных средств у заказчика часто недоставало, и на счету был каждый рубль. Кроме всего остального, ему пришлось дополнительно заплатить нам за хранение книг, т. е. он понес очевидные и достаточно ощутимые для среднего по величине издательства убытки. К таким результатам может привести наше чисто российское нежелание планировать и документировать свою деятельность.

И наконец, главное, чему должен научиться по-настоящему успешный владелец семейного бизнеса – любить свое дело и гордиться тем, что оно высокорентабельно, перестать считать прибыль чем-то второстепенным. В предпринимательской среде риск – это плата за прибыльность бизнеса. Чем выше риск – тем большая денежная отдача должна приходиться на каждый вложенный рубль. Поэтому для любого успешного предпринимателя получение денег – главный критерий оценки успешности бизнеса, только научившись уважать себя и свое дело, человек сможет стать настоящим лидером своей кампании и занять первые места в своей отрасли. Нашим предпринимателям для успеха чаще всего не хватает скорее веры в себя и амбициозности, чем умений и капитала. И необходимо помнить, что постоянное развитие и повышение своего кругозора и знаний позволяет не только совершенствовать свои руководящие качества, но и увидеть новые перспективы развития своего бизнеса. Не жалейте сил и денег на самое престижное бизнес-образование для себя и членов вашей семьи, потому что знания часто помогают обрести уверенность в себе.

 

6.1. Особенности построения семейного коллектива

Как известно, организацию, а также ее успешную работу невозможно представить без людей. Именно они – ее главное богатство. Каждый человек обладает своим индивидуальным потенциалом, и если вы хотите успешную и процветающую компанию, ваша первая задача как руководителя – создать и сплотить коллектив единомышленников, которые будут работать не ради денег и достижения личных амбиций, а ради достижения общей цели.

Если вспомнить историю развития человечества, первые охоты и поселения, древние притчи о силе единства и необходимости работать вместе, то становится понятно, что уже на протяжении многих столетий человек осознавал, что жить и выживать в этом мире, имея поддержку, гораздо легче, чем в одиночку. Долгое время это не переносилось на бизнес, но в начале 20 века Хотторнские эксперименты показали, что в сплоченном коллективе, при поддержке коллег, растет дневная выработка, увеличивается качество выпускаемой продукции. Оказалось, что социальные связи для человека не менее важны, чем кров, одежда и пища. С тех пор мировой менеджмент в тесном контакте с психологами изучали вопрос создания успешного коллектива, работоспособной группы. Чувство гордости за свой коллектив, за общность группы способно творить чудеса, достаточно вспомнить монашеские воинствующие ордены, военные примеры самопожертвования жизнью доказывают: человек в группе живет несколько по иным законам, он не только сам оказывает на нее влияние, но и подчиняется ее законам, испытывает на себе ее влияние. Рабочий коллектив – это безусловно группа, соответственно, чем лучше руководитель изучил законы, по которым она живет, факторы ее эффективности, тем успешнее и грамотнее он будет ею руководить, тем большую пользу принесет общему делу сформированный коллектив. Еще большей эффективностью в работе отличается команда. Она, как правило, меньше по численности, чем группа, и объединена, в первую очередь стоящими перед ней целями, ответственность за достижение которых разделяется между всеми членами. Таков, например, один отдел с общим планом в крупной организации, смена в магазине, где она подкреплена коллективной материальной ответственностью и общим плановым показателем. При этом команда отличается наличием и распределением между всеми ее членами определенных ролей, согласно которым каждый вносит свой индивидуальный вклад в достижение общей цели, работа в команде мотивирует человека на более успешные показатели, помогает преодолевать кризисные моменты, выступает поддерживающим фактором, при этом все члены команды тесно общаются друг с другом. У команды для ее успешного функционирования обязательно должна быть общая определенная в количественном или качественном выражении цель: разработать проект по прокладке и монтажу газопровода на участке Уренгой-Самара, или выполнить плановый показатель по кредитам в банковском подразделении, или качественно обслуживать клиентов пиццерии. При командном взаимодействии действия каждого члена не повторяют, а взаимодополняют друг друга.

Команды успешны и могут существовать достаточно в небольших коллективах, и именно команда является идеальной структурой для небольшого семейного бизнеса, не важно, общая ли это семейная гостиница или фермерское хозяйство. Примеров успешного функционирования семейных команд у меня на памяти немного, но все-таки есть, и я испытала истинное удовольствие и некоторую зависть при виде их слаженной, действительно коллективной работы. Небольшой семейный магазинчик по торговле продуктами питания. За прилавком работали несколько девушек из одного села. Приехав в город, они устроились к своей односельчанке, открывшей в городе магазин. При этом они работали в две смены, по два дня. Работали на доверии, и каждая, заказывая товар, стремилась к оптимальной раскладке не только для себя, но и для девушек-сменщиц. Они сами определяли ассортимент, вместе решали, как можно повысить выручку. При этом из месяца в месяц выручка магазина за счет расширения ассортимента, грамотного мерчендайзинга, приветливого отношения к клиентам увеличивалась. У девушек царила взаимовыручка, уходя на сессию, они оставляли отдел на своих сменщиц. Показателем слаженности коллектива было и отсутствие недостач, и всегда ломившиеся от товара прилавки. К сожалению, на моей памяти немало примеров, когда перед пересдачами полки пустели, продавцы, работая только на свою смену, совершенно не думали о заказе дополнительного для второй смены товара, потому что это приводило к дополнительной работе по его приемке и выкладке, проверке документов. Недостачи магазинов тоже давно уже стали бичом современной торговли. Семейная организация бизнеса в этой сфере преобладает именно по причине низкого доверия к «чужакам». Считается, и не без оснований, что воровать у своих смысла нет. Правда, это справедливо только в том случае, если бизнес развивается в недрах одной семьи, с ближайшими родственниками, да и то бывают исключения.

 

Еще один показательный пример обычного группового и командного коллектива службы продаж. В бытность моей работы на комбинате служба продаж у нас состояла из нескольких менеджеров с индивидуальным планом продаж, технического персонала отдела, включающего узких специалистов (маркетолога, экономиста расчетной группы, офис-менеджера и начальника). Работал коллектив по следующей схеме. Маркетолог по заданию начальника работает над своим заданием, по которому и отчитывается. Офис-менеджер работает с входящими звонками и передает всю информацию начальнику. Каждый из менеджеров имеет индивидуальный фронт работ, свою клиентскую базу и полную самостоятельность в работе, коммуникативные потоки направлены не по горизонтали (сотрудник – сотрудник), а по вертикали (через начальника). Общая цель как таковая в отделе отсутствует (у технического персонала свой план, выраженный в количестве расчетов, у менеджеров – в выполнении личных планов продаж, у начальника – в общем показателе отдела, у маркетолога – в количестве проведенных маркетинговых исследований).

Информация о работе Особенности построения семейного бизнеса