Особенности управления инновационным бизнесом

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:55, сочинение

Краткое описание

Теория инновационных процессов довольно хорошо разработана, как зарубежными, так и отечественными исследователями. Данной теме посвящали свои публикации такие известные зарубежные авторы, как Мартино Дж., Друкер П., Сакто Б., Шумпетер И., Портер М., Твисс Б., Янч Э. и другие. В отечественной научно-технической и экономической литературе анализ инновационных процессов можно часто встретить в трудах Архангельского В.Н., Глазьева С.Г., Бляхмана Л.С., Васильева Г.А., Дуженкова В.И., Дагаева А.А., Олейникова Е.А. и многих других авторов.
С учетом специфики условий современной российской экономики, вопрос

Файлы: 1 файл

Особенности управления инновационным бизнесом.doc

— 54.00 Кб (Скачать)


Особенности управления инновационным бизнесом: российский и зарубежный опыт

 

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся управления инновационным бизнесом; объясняется необходимость присутствия инновационного менеджера в организации.

 

Ключевые слова: Инновационный бизнес, инновационный процесс, рисковый бизнес, управление, венчурное предпринимательство, научно-технические разработки

 

Теория инновационных процессов довольно хорошо разработана, как зарубежными, так и отечественными исследователями. Данной теме посвящали свои публикации такие известные зарубежные авторы, как Мартино Дж., Друкер П., Сакто Б., Шумпетер  И., Портер М., Твисс Б., Янч Э. и другие. В отечественной научно-технической  и экономической литературе анализ инновационных процессов можно часто встретить в трудах Архангельского В.Н., Глазьева С.Г., Бляхмана Л.С., Васильева Г.А., Дуженкова В.И., Дагаева А.А., Олейникова Е.А. и многих других авторов.

С учетом специфики условий современной российской экономики, вопросу об организации инновационного процесса уделено  не достаточно внимания.  В работах иностранных авторов подробно изучены не только теоретические  и практические стороны инновационных процессов, но и большое внимание уделяется организации внедрения научно-технических новаций, учитывая все особенности современных достижений. Тем не менее, для переноса зарубежного опыта на российские предприятия, необходимо дополнительно изучить ряд вопросов, касающийся поиска эффективного механизма внедрения нововведений, направленного на отечественную реальность, определения наиболее оптимального вида продукции с точки зрения организаторов производства, технологов, конструкторов и потребителей.

Советским и российским авторам удалось внести огромный вклад в развитие теории нововведений, несмотря на то, что внимание к этому направлению в нашей стране стали уделять несколько позже, по сравнению с рядом зарубежных стран. Однако, детальная проработка теоретических вопросов зачастую не сопровождается практическими рекомендациями по разработке экономически эффективного комплекса методов и средств повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Важную позицию среди организационных структур инновационного менеджмента  занимают малые фирмы.  Характерной чертой рыночной экономики является широкое распространение рыночных отношений на все хозяйственные сферы. В связи с этим инновация рассматривается в качестве товара.

Американская практика организации поисковых исследований дала начало новой своеобразной форме предпринимательства – рисковому (венчурному) бизнесу.

Рисковый бизнес выглядит, как самостоятельная небольшая фирма, специализирующаяся на разработках, исследованиях, выпуске новой продукции. Их организовывают ученые-исследователи, новаторы и инженеры. Данный бизнес наиболее масштабен в США, Западной Европе, Японии.

Коллектив с небольшой численностью может значительно эффективнее воспринимать и генерировать новые идеи.

Малый исследовательский бизнес развивается с 60-х годов прошлого века. Часто мелкие и средние исследовательские организации формировались в непосредственной близости от крупных университетских центров. Фирмы совместно арендовали участки земли, пользовались лабораторной и информационной техникой университета. Таким образом, в США вблизи Стенфордского университета расположено более 3 тысяч малых и средних электронных фирм, а численность занятых в них человек составляет 190-200 тысяч. Деятельность каждой из них направлена на разработку и освоение нескольких видов продукции, а в общем покрывает 20% всех мировых потребностей в компьютерной техники и электронных компонентах определенных видов. [1,c.71]

За рубежом к малому и среднему предпринимательству относят фирмы с количеством работающих до 500 человек. Любопытны примеры внутриотраслевых и внутрифирменных подходов к разработке критериев разграниченных предприятий. Таким образом, в американской компании «Мак-Гроу-Хилл» малыми  предприятиями считаются предприятия с числом до 50 человек, средними – до 99, крупными - от 100 и более.

На заводе по выпуску автомобильных шин компании «Гудьир» организационно – производственная структура включает в себя 164 отдельные рабочие группы (производственные центры) с численностью рабочих от 5 до 27 человек.

В японской перерабатывающей промышленности 750 тысяч заводов, из них 70%- сравнительно небольшие предприятия (от 1 до 9 человек ), а предприятий с числом работающих от 10 до 20 человек – около 10%.

Широко известные автомобили «Тойота» и «Хонда» на больших японских предприятияхпроходят этап сборки, десятки тысяч малых и средних предприятий производят для них отдельные узлы и детали. К примеру, на заводе, который осуществляет поставки пластмассовых деталей для компании «Хонда», работают 9 человек , а площадь завода составляет всего – навсего 300 кв. метров. Лишь один человек изготавливает пресс-формы для этих деталей, и он имеет на своем дворе в подсобном помещении всего 2 станка. Этот человек и хозяин, и работник своего предприятия, но за то он выпускает такие пресс - формы, которые отвечают самым высоким требованиям фирмы «Хонда». Возможно, причина в том, что материал, использованный на производстве, самого высокого качества , поступает из Швеции, где он выпускается в более крупных заводах.

В Японии наименьшими считаются те предприятия, которые имеют основные фонды в размере, равном низкому или среднему уровню годовой заработной платы одного работающего, другими словами практически каждая семья может открыть свой собственный бизнес.

Японские фирмы производят отчисления в размере большой доли от объема продаж (в передовых отраслях 8-10%)на разработки и исследования , осознавая, что наибольшую прибыль приносят товары, изготовленные с применением передовых технологий.

Венчурные компании осуществляют свою деятельность на этапах роста и насыщения изобретательской активности и еще сохраняющейся, но уже падающей активности научных изысканий.

Венчурные фирмы, как таковые, не принимают участие в организации производства продукции. Они сотрудничают с фирмами - эксплерентами, патиентами, коммутантами, посредством передачи им своих разработок.

Такие фирмы могут являться дочерними у других, более крупных фирм. Обычно количество персонала в них небольшое. В таких организациях функции менеджера по инновациям обычно выполняются традиционным менеджером, но в некоторых случаях приглашаются специалисты со стороны, чаще всего из консалтинговых фирм.

Венчурные вложения обладают высокой доходностью в случае удачи. Например, в США доходность венчурных фирм в среднем  составляет около 20% в год. Чтобы снизить риск неприбыльности, в венчурных организациях разрабатываются типовые схемы финансирования в зависимости от срока финансирования и размера капиталовложения.

1. Новое вложение осуществляется, если предыдущее было прибыльным. Это означает, что эксплерент положительно реализовал капитал и значительно превзошел прежний уровень в создании или распространении продукта.

2. Каждое последующее  вложение должно быть больше предыдущего. При этом, условия, на которых оно осуществляется должны быть более выгодны для эксплерента.

Фирмы-эксплеренты специализируются на создании новых или значительных преобразованиях старых сегментов рынка. Они продвигают и выгодно позиционируют новшества на рынке.

В этом случае колоссальное значение имеют научно-технические разработки. Но инновационный бизнес включает в себя не толькозанятие наукой и разработкой инноваций. огромное значение в нем принимает процесс управления.

На Западе во главе инновационных предприятий стоит инженер, разработавший техническую сторону проекта, и менеджер, имеющий опыт в  управлении инновациями и коммерции. Такой союз основан на том, что крупные компании обладают скептицизмом относительно рискованных проектов.

Фирмы-эксплеренты можно охарактеризовать как «пионерские». Они работают в «окрестностях» этапа максимума цикла изобретательской активности и с самого начала выпуска продукции. Венчурные фирмы и фирмы-эксплеренты стали первопроходцами в создании условий для положительных научно-технических сдвигов в современной западной экономике. Фирмы-эксплеренты, как и венчурные, характеризуются небольшим размером.

Малое научно-техническое предпринимательство развивается и в России. Современный этап развития науки и производства в России стремится приобретению инновационной направленности. Поэтому инновационные процессы в стране требуют всесторонней поддержки.

На территории России действует приблизительно 15 тысяч структур, поддерживающих малый бизнес. Большинство из них создано или работает при содействии бывшего Госкомвуза (вошедшего в Министерство общего и профессионального образования РФ). В настоящее время разрабатываются областные, региональные и городские программы по поддержке малого бизнеса. Согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации",определены формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства.

Высшая школа имеет около 800 малых фирм, которые, в свою очередь, объединяются в технопарки. Такие учреждения создаются с целью поддержки малого инновационного предпринимательства. Кроме технопарков, существуют бизнес-инкубаторы, имеющие целью реализацию любого прибыльного проекта. Бизнес-инкубаторы обычно патронирует банк, готовый инвестировать в некоторые проекты инкубатора рисковый капитал.

Фирма-эксплерент стоит перед проблемой объема производства, после создания новинки и вывода ее на рынок. Поэтому эксплеренты заключают союз с мощной фирмой. Малый по размеру эксплерент не в состоянии   самостоятельно выпускать новшества в больших количествах. Но промедление же с тиражированием влечет за собой копирование и создание аналогов. Альянс с крупной фирмой (даже при поглощении и подчинении) дает возможность функционировать при выгодных условиях и даже сохранить автономию в некоторой степени. Выбор партнера зависит от специфики потребителя и специализации фирмы.

В том случае, если сегмент рынка узкий – это будут фирмы-патиенты.

Такие организации удовлетворяют потребности, которые сформировались под влиянием моды или  рекламы. Они работают на стадиях роста выпуска продукции и при падении инновационной активности. Требования к соответствию основным характеристикам и объемам продукции у этих фирм связаны с проблемами завоевания и освоения  рынков. Возникает необходимость принимать решения о проведении или прекращении разработок, о целесообразности продажи и покупки лицензий, патентовании  и других мер по управлению инновациями. Такие фирмы отличаются прибыльностью. Опасность же в том, что имеется вероятность принятия неконструктивного решения, предвещающего кризис. В таких фирмах  необходима должность постоянного инновационного менеджера, призванного снизить риски и обезопасить деятельность. Кроме того, инновационный менеджер обязан обеспечить сотрудников фирмы комфортными условиями для работы.

Если бизнес носит характер крупного и стандартного, то здесь функционируют фирмы-виоленты. Они имеют «силовую» стратегию, имеют крупный капитал и высокий уровнь освоения технологии. Продукция в фирмах-виолентах отличается крупносерийностью и массовостью,  широким кругом потребителей, которых устраивают товары среднего качества со средним уровнем цен. Виоленты функционируют при максимальном выпуске продукции. В их научно-технической политике преобладают решения о сроках постановки продукции на производство (в том числе, о приобретении лицензий и патентов); о снятии продукции с производства; об инвестициях и расширении производства; о замене парка машин и оборудования. Фирмы-виоленты способны трансформироваться в ТНК.

Как и фирмы-патиенты, виоленты прибыльны. Прибыльность – основополагающее условие деятельности фирм. В таких организациях необходима должность инновационного менеджера, который будет быстро и точно прогнозировать результаты изменения политики фирмы.

В среднем или мелком бизнесе, который ориентирован на удовлетворение местно-национальных потребностей, функционируют фирмы-коммутанты. Они  действуют на этапе падения цикла выпуска продукции при  ограниченном спросе. В своей деятельности они пользуются достижениями фирм-виолентов, Инновационный менеджер такой фирмы должен быть осведомлен о специфике покупателя товара, сложившейся ситуации на рынке, обеспечить точное, оперативное и достоверное прогнозирование возможных кризисов .

Опыт проведения реформ показал, что предприятиям нелегко перейти от административных принципов работы к рыночным; особенно в тех случаях, когда встает вопрос о выпуске новых видов продукции, обновлении производственных фондов.  Поэтому, необходимо уделять большое внимание управлению инновациями. Причин для того множество. Во-первых, с каждым годом возрастает значение инноваций для подъема и развития экономики, они позволяют преодолевать кризисные явления в социальной сфере и экологии. Во-вторых, необходимостью существенных преобразований в области инноваций, обусловленных важностью перехода к постиндустриальной цивилизации с принципиально новым технологическим способом производства и новым типом экономического роста. В-третьих, новыми требованиями, предъявляемыми к организации и управлению инновационными процессами, наиболее важные среди которых, взаимосвязь и взаиморазвитие различных сфер инновационного процесса на основе создания комплексной системы управления.        

 

 

Список использованных источников

1 Инновационный менеджмент. Учебник для вузов. / Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2007. – 280 с. 

Информация о работе Особенности управления инновационным бизнесом