Особенности построения семейного бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 10:44, курсовая работа

Краткое описание

В малом и среднем бизнесе проще начинать с семейной компании. Но при открытии общесемейного дела необходимо понимать все достоинства и недостатки подобной семейной организации, знать все поджидающие вас подводные камни, чтобы уметь вовремя их обойти. Как известно, весь бизнес строится на доверии. Вполне возможно, что именно в этом кроется причина преобладания в малом бизнесе семейных фирм.

Файлы: 1 файл

семейный бизнес.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

А вот как выглядит тот же самый отдел, построенный по принципу команды. Маркетолог предает данные офис-менеджеру, который по результатам мониторинга готовит пресс-релизы и рассылает их заказчикам. Входящие звонки поступают к офис-менеджеру, который распределяет их между менеджерами. У всего отдела имеется общий план продаж, от которого зависит премия отдела. Начальнику остается роль стратега, именно он определяет, где будет проводиться мониторинг рынка, каким образом будет осуществляться поиск новых потенциальных клиентов. Технический персонал занимается обработкой полученных заказов и координацией работы со структурами производства.

Подобный тип работы не только сплотил бы коллектив, но и повысил бы общий план продаж, на который бы работали все участники команды. Подобная работа в команде привела бы к еще одному положительному моменту – если заболевает один из членов команды, остальные настолько хорошо знают специфику дела, что могут на определенный момент все вместе его заменить. В обычном коллективе, к сожалению, чаще всего фронт работ остается невыполненным, и незаконченные задания, отчеты ждут, пока не выздоровеет болеющий менеджер, либо выполняются присутствующими совершенно формально. Но я уверена, что гораздо больше сохраняется отделов, объединенных чисто фиктивно, без общих целей и идей, без взаимной поддержки. Поэтому при построении семейного бизнеса, я думаю, первой задачей станет именно формирование доверяющего, взаимодополняющего коллектива.

Сегодня уже не секрет, что хороший коллектив сам по себе ниоткуда не возьмется, команду необходимо растить. В своем развитии любая команда проходит определенные стадии, требующие своих методов по работе, своих задач. Особенно подобная работа необходима в небольших семейных коллективах, где разобщенность приведет не только к проблемам в деловой сфере, но и неминуемо перенесется на дом. Нередки случаи, когда конфликты в бизнесе приводят к концу семейных отношений. Поэтому формирование своих единомышленников, грамотно построенная работа в коллективе обязательно приведут к успешному развитию и домашних семейных отношений.

Итак, первый этап в формировании команды – собственно говоря, само зарождение. На первом этапе перед новым коллективом ставится задача: совместно определить общую цель, структуру команды, свои роли в ней, выделить и назначить руководителя, определить свои функциональные обязанности, определиться с взаимоотношениями в коллективе и ее рамками. Как правило, в небольших семейных коллективах – это весь штат сотрудников. В средних и крупных компаниях команда обычно формируется внутри определенного подразделения. Удачнее всего, если все предприятие составляет единую сплоченную команду с общей целью. Но я подобного примера в крупных компаниях не наблюдала. У рабочего, как правило, были свои цели, весьма далекие от целей даже начальника производства, не говоря уже о топ-менеджерах.

Второй этап – притирка, или хаотический этап, еще называемый бурей.

Когда собирается много разных людей, естественно, у них возникает много сомнений и колебаний, а смогут ли они работать и добиваться целей вместе, правильно ли выбран руководитель и роли остальных участников, правильно ли выбрана сама цель.

Третий этап – это нормализация отношений и складывание собственно коллектива. На этом этапе начинают решаться определенные проблемы и задачи, формируются нормы поведения в коллективе, начинается текущая работа.

И наконец, завершающий этап – плодотворная работа над задачей, эффективное функционирование команды.

Каждому этапу соответствует грамотная политика руководства, от поддержки и поэтапного указывания на первом этапе до полной самостоятельности и доверия к действиям группы на последнем. Это важно знать, потому что недостаток контроля на пером этапе неминуемо приведет к потере веры в дело и собственные силы, и, как итог, к увольнению сотрудников, а тотальный контроль на последнем этапе приведет к недовольству излишней дотошностью руководства и отсутствию доверия с его стороны к проверенному коллективу.

Среди всех типов ролей один американский исследователь Мередит Белбин, работая над исследованием командных ролей, выделил 8 основных типов, которые должны присутствовать в любой успешной команде. Недостаток в команде человека, который играет одну из ролей, приводила к значительному снижению показателей работы команды, поэтому в каждом сложившемся коллективе, у которого есть определенная задача, должны быть представители всех 8 ролей. Дадим им всем короткие характеристики.

1. Генератор идей – обычно это несколько «витающий в облаках» член коллектива, который обладает серьезностью, высоким интеллектом, развитым воображением, способен разрешить многие вопросы, но в то же время без должной серьезности относится к бумажной волоките и ведению записей. Не любит быть в центре внимания, склонен работать в одиночку, бывает замкнут и нелюдим, при этом обладает выраженными творческими способностями.

2. Исследователь (изыскатель) ресурсов. Ярко выраженный экстраверт, общительный, коммуникабельный, настроенный на установление дружеских связей с внешним миром, прекрасно умеет налаживать контакты, заинтересовать собеседника. Крайне любопытен. При всем этом обладает излишним оптимизмом, некоторой поверхностностью суждений, не умеет анализировать и обрабатывать полученную информацию, передает ее в сыром виде. Видит возможности и приносит чужие новые идеи в свой коллектив.

3. Координатор. Спокойный доброжелательный член команды, поддерживающий со всеми ровные отношения. Прекрасно умеет разбираться в людях и оценивать их потенциал.

Видит, кто, как и какими средствами способен добиться результата. При всем этом может не обладать ярко выраженными умственными или творческими способностями. Замечательно справляется с распределением работы. Ориентирован на саму команду.

4. Активизатор (организатор). Холерического склада характера, у которого буквально все в руках горит. Обычно взвинчен, нервничает, всех приводит в повышенное возбужденное состояние. Часто преувеличивает и хвалит себя, но при этом служит своеобразными подпитывающими батарейками коллектива. Часто конфликтует, неуживчив, может оскорблять, чтобы побудить к действию. Обладает выраженными лидерскими чертами, способен заразить своими идеями.

5. Оценщик (оценивающий контролер). Осторожный и предусмотрительный интроверт, отличающийся излишней рассудительностью и логичностью. Прямая противоположность изыскателю ресурсов. Отличается пессимизмом и скепсисом к различным начинаниям, не способен никого побудить ни к каким действиям. При всем этом обладает высоким интеллектом и развитой аналитикой, тщательно продумывает все варианты и не спешит с выводами. Необходим для проверки предположений генератора идей.

 

6. Гармонизатор отношений (реализатор). Отличается прагматизмом, все делает тщательно, педантично, очень дисциплинированный и исполнительный, действует только на основе здравого смысла, отличается повышенной трудоспособностью. При этом достаточно хороший организатор, но по своей сути консервативен, не любит и не одобряет свежих идей, сопротивляется нововведениям.

7. Гарант качества (завершитель). Добросовестный, усидчивый, дотошный и исполнительный сотрудник, который всегда стремиться сдержать данное слово, стремиться к максимальному выполнению своих обязанностей, очень переживает за дело и за качество выполнения работы, волнуется, стремится все сделать только сам. Это типичная рабочая лошадка в коллективе, предусматривающая малейшие детали и качество выполнения заданий, при этом всегда нервничающий и переживающий за успешный исход всего дела сотрудник. Постоянно проверяют и перепроверяют сделанную работу.

8. Специалист. Индивидуалист в работе, который сам определяет свое задание и ход его выполнения. Как правило, эксперт в своей области, но только в своей. Как Шерлок Холмс, может не подозревать, что земля круглая, но знать сотни необходимых в его работе мелочей. Не любит контроля со стороны, в качестве руководителя способен признавать только специалиста более высокого уровня, чем сам.

Конечно, немного существует коллективов, если они вообще существуют, составленных с учетом всех этих восьми ролей. Как правило, и сами люди могут в разные моменты принадлежать к двум-трем разным типам. Но для успешного развития и работы коллектива необходимо при его формировании учитывать, каких именно ролей недостает, а каких переизбыток. Потому что если в коллективе несколько генераторов идей, но нет завершителей, команда будет много чего изобретать, но никогда не приведет задуманное в действие. Не лучше, если будет переизбыток оценщиков и рабочих лошадок, тогда коллектив будет прекрасно справляться с рутинной привычной работой, но не сможет двигаться вперед. Переизбыток организаторов может и вовсе привести к появлению конфликтных ситуаций.

6.2. Основные способы поиска и найма персонала

Именно на возможность выполнения тех или иных ролей и должен быть направлен ваш взгляд при найме и подборе персонала. Семейная компания отличается от любой другой тем, что все члены группы хорошо знают друг друга (потенциал, характер и т. д.). Поэтому справиться с этой задачей будет не так сложно. При необходимости можно провести небольшое профессиональное тестирование на природные способности к выполнению той или иной роли. При этом внимательно присмотритесь к нанимаемому персоналу (какие еще роли они могут выполнять?). Вполне возможно, что им придется выполнять сразу две или три роли, в зависимости от численности коллектива. Для чего это нужно?

Не секрет, что определенные деловые качества личность получает при рождении, и именно они труднее всего поддаются корректировке. Интроверту трудно будет стать успешным менеджером по продажам, но из него выйдет прекрасный оценщик. Деятельного энтузиаста (исследователя ресурсов) было бы грех усаживать за аналитические отчеты на компьютере. К сожалению, именно это и происходит сплошь и рядом. А в результате руководители злятся на то, что задуманные показатели остаются недостижимыми, у людей не клеится их работа. Клиенты не идут у менеджера-интроверта на контакт, хотя он следует всем инструкциям руководителя, экономист, будучи по природе экстравертом, любящий общение с людьми и умеющий как никто налаживать контакты, всю жизнь мучается над отчетами, порой яростно ненавидя свою работу бухгалтера и выполняя ее спустя рукава. Мы склонны в подобной ситуации списывать все на халатность, невнимательное отношение к работе, бесталанность сотрудника, но никак на свою управленческую ошибку назначения сотрудника без учета его природных способностей. Это особенно касается бизнеса семейного, когда и обучение членов семьи часто происходит для получения знаний в определенной области с расчетом на должность в семейном бизнесе. Поэтому здесь ошибка двойная – и как родственника, и как будущего руководителя. Приобрести навык можно, но изменить основу своего характера весьма сложно.

Отметим такие природные черты характера, которые необходимо учитывать при приеме своих родственников на работу: коммуникативность, эмпатия (способность к сопереживанию), способность к пониманию, красноречие. При наличии этих качеств, заложенных от природы, люди могут быть прекрасными коммуникаторами, могут выполнять роль координаторов и исследователей ресурсов. Если же ваш родственник аналитик, интеллектуал, способен разобраться в мелочах, назначьте его бухгалтером, маркетологом, но не стоит предоставлять ему должность в сфере обслуживания клиентов, и весьма маловероятно, что он сможет стать выдающимся менеджером по продажам. Генератор идей будет прекрасен в качестве дизайнера, креативного рекламного деятеля, может стать неплохим арт-директором, но не начальником службы продаж. Учет природных способностей, невзирая на родственные отношения, непредвзятый взгляд со стороны, – главный залог успеха формирования команды. Талантливых детей своих ближайших родственников я посоветовала бы выделять еще с детства, подробно объяснять им перспективы карьерного развития в вашей семейной компании и постепенно готовить молодой талант к новой должности в фирме. Потому что найм персонала исключительно по родственному принципу без учета способностей каждого из членов вашей семьи неминуемо приведет к появлению рабочих конфликтов.

При формировании успешно функционирующего коллектива необходимо учесть шесть правил. Должен быть один координатор, только один генератор идей, иначе возникнет ненужное соперничество между ними и команда разделится на две части, поддерживая то одного, то другого. В команде не должно быть много высокоинтеллектуальных людей, оптимально – два человека, чтобы они могли стимулировать друг друга на более продуктивную работу. Обязанности в команде распределяются не столько согласно полученному опыту, сколько согласно определенной в данной команде роли. При этом команда должна осознавать свою структуру, знать, кого не хватает, и стремиться восполнить пробелы. В семейных фирмах это сделать не трудно – просто присмотритесь к своим родственникам, характер и способности которых хорошо известны. Главное – соответствие типу, потому что навык в работе достаточно быстро придет, а обучить новенького, ввести его в курс дела, объяснить нюансы новой работы возьмется весь дружный семейный коллектив. При этом необходимо отметить, что структура команды в разных отраслях бизнеса отличается. В издательском деле без генератора идей не проживешь, а в бухгалтерии он может быть опасен, там больше пригодится завершитель и оценщик. При работе с уже сложившимся коллективом перераспределением ролей можно достичь повышения эффективности работы. Для этого поинтересуйтесь, что интересно выполнять вашим родственникам, и поменяйте при необходимости их должности, можно изменить функциональную наполненность должностей без смены наименования, для этого внесите соответствующие изменения в должностные инструкции. Если никто из сотрудников не подходит на необходимую в данный момент роль, то остается только нанять сотрудника.

Основные способы найма сотрудника не меняются уже на протяжении нескольких десятилетий. Это, прежде всего, анкетирование, тестирование, интервьюирование нанимаемого персонала в ходе собеседования. В качестве основных источников подбора можно отметить специализированные периодические издания, интернет-сайты, кадровые центры и агентства, биржи труда, учебные заведения и курсы. В семейных фирмах кадровый подбор имеет свою специфику. Прежде всего, у вас ограничивается спектр поиска на рынке труда вашими родственниками. С другой стороны, хорошее знание основных личностных черт кандидата и его послужной список избавляет вас от изучения резюме и долгих часов собеседования. Многолетнее наблюдение, семейные разговоры об успехах в учебе, постоянные личные переговоры с кандидатом уже позволили вам до начала собеседования понять основные социальные и интеллектуальные способности человека, что избавляет вас от проведения специализированных тестов. Поэтому при найме родственника основной упор надо сделать на проверку его профессиональных качеств, а для приема на должность руководителя отдела – на способность решать различные вопросы. Для того чтобы проверить будущего вашего сотрудника, дайте ему решить в качестве кейс-задания одну из будущих проблем и посмотрите на предложенное решение. Как правило, грамотный руководитель предложит несколько правильных решений, а не одно. После этого обязательно проверьте его на ролевую способность и готовность работать в единой команде. Если он успешно проходит эти несколько стадий, вы вполне можете проверить его в настоящем деле.

Информация о работе Особенности построения семейного бизнеса