Изучение ценностных ориентаций и их влияние на выбор профессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2015 в 00:41, реферат

Краткое описание

Ценностные ориентации и их влияние на выбор профессии рассматривалась как проблема многими специалистами педагогических наук.
Наиболее значимый вклад в профессиональную ориентацию внес Е.А. Климов[17;494]. Он представил классификацию типов профессий в зависимости от взаимоотношения человека и объекта действия в соответствии с разделением профессий, так же он дал классификацию типов классов, отделов, групп профессий. Е.А. Климов рассмотрел наиболее значимые для человека профессии и дал описание каждой из них.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретическая часть.
1. Теоретическое изучение ценностных ориентаций старших школьников подросткого возраста их влияние на выбор профессии.
1.1. Ценностные ориентации и их влияние на выбор профессии………………...8
1.2. Интеллектуально – образовательные, культурные ценности и их влияние
на выбор профессии………………………...……………………………………...11
1.3. Профессиональная ориентация как психолого – педагогическая
проблема…………………………………………………………………………….14
1.4. Факторы, влияющие на профессиональную ориентацию
старших школьников …………………………........................................................18
1.5. Компоненты профессиональной ориентации………………………………..20
1.6. Типы профессий в соответствии с классификацией Е.А. Климова………...22
Выводы……………………………………………………………………………...27
Глава II. Практическая часть.
2. Практическое изучение ценностных ориентаций старших школьников подросткового возраста и их влияние на выбор профессии.
2.1. Анкета 1. Ценностные ориентации старших школьников и их влияние на выбор профессии. Обработка результатов………………………………………..28
2.2. Анкета 2. Выбор типа профессии по Е.А. Климову. Обработка результатов………………………………………………………………………….30
Выводы……………………………………………………………………………...34
Заключение………………………………………………………………………….35
Рекомендации учителю по ценностным ориентациям старших школьников при выборе профессии…………………………………………………………………
Педагогический словарь…………………………………………………………...37
Список литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая готово1.doc

— 375.50 Кб (Скачать)

Пятая группа человек – художественный образ, удельный вес данной группы занимает 25,33 % от общей суммы и занимающая в ранговой таблице 1-е место. К этому типу профессий были выявлены склонности у следующих учеников: Строева Т.В., Карапетян И.В., Андреева А.С., Дрозд Е.Р., Бабкова Е.М., Гусаченок С.А., Сивая Д.В., Вечерская А.П., Коротченя А.В., Зорин А.Д., Митько Л.Г., Полудо П.В.Чернейко О.В., Черный Д.С., Вербицкая Д.Ю., Банкович С.И., Перкановский А.П.. Для этого типа профессии характерно развитие эстетического чувства, чувства красоты. Это люди творческих профессий, которые являются культурным наследием нашей страны. В настоящее время на рынке труда пользуются спросом такие профессии как, дизайнер, модельер, архитектор и многие другие, которые являются в данный момент наиболее престижными и оплачиваемыми, и поэтому у школьников выявилось в больше своей степени предпочтение такому типу профессии как человек – художественный образ.

Так же следует отметить, что в данном классе есть ученики, у которых определились склонности к двум и более типам профессий. Это Чернейко О.В., Стриго Е.В., Кипель А.В., Черный Д.С., Бурый А.В., Вербицкая Д.Ю., Кривощекий А.Ф., Банкович С.И., Прекановский А.П.

В настоящее время на рынке труда появились профессии, такие как дизайнер, модельер, маркетолог, менеджер, которые хорошо оплачиваются материально относящиеся к типу профессии человек – художественный образ и человек - человек. В предыдущем исследовании нами было определено, что у школьников в основном преобладают материальные ценности, поэтому видна связь, что они выбирают престижные профессии исходя, из своих материальных потребностей и ценностных ориентаций.

 

Таблица 2. Типы профессий.

   

Человек - природа

Человек - техника

Человек - человек

Человек - знаковая система

Человек - художественный образ

1

Чернейко О.В.

3

1

7

2

7

2

Олешкевич И.И.

5

2

3

6

4

3

Стриго Е.В.

1

5

5

5

4

4

Строева Т.В.

4

3

2

5

6

5

Ганичева В.А.

1

7

4

6

2

6

Кипель А.В.

6

0

6

4

4

7

Черный Д.С.

5

0

6

3

6

8

Карапетян И.В.

5

1

4

4

6

9

Бурый А.В.

5

5

4

2

4

10

Вербицкая Д.Ю.

3

4

3

5

5

11

Андреева А.С.

4

3

4

2

7

12

Дрозд Е.Р.

4

3

4

2

7

13

Бобкова Е.М.

5

3

4

2

6

14

Сороговец А.А.

4

3

8

1

4

15

Кривощекий А.Ф.

2

5

5

5

3

16

Иващенко Д.П.

1

7

6

5

1

17

Данилович Т.С.

2

3

8

3

4

18

Гусоченок С.А.

3

1

5

4

7

19

Корецкая Н.В.

8

3

4

2

3

20

Сивая Д.В.

2

3

4

5

6

21

Вечерская А.П.

5

2

6

0

7

22

Банкович С.И.

6

2

5

1

6

23

Коротченя А.В.

3

2

4

5

6

24

Зорин А.Д.

2

4

4

3

7

25

Митько Л.Г.

1

2

5

4

8

26

Перкановский А.П.

6

2

5

1

6

27

Кривец И.А.

3

7

4

5

1

28

Горская Е.Г.

8

0

4

2

6

29

Бондарь Ю.И.

8

2

4

4

2

30

Полудо П.В.

5

4

1

3

7

 

Сумма

120

89

138

101

152


 

По результатам исследования последнее место в данной анкете у школьников занимает такой тип профессии как человек – техника. Необходимо отметить, что школьники стремятся выбирать профессии художественной направленности, а не профессии технического профиля. Данное явление в настоящее время обусловлено тем, что ученики не ценят профессии связанные с тяжелым физическим трудом, т.к. они считают, что денежные средства можно заработать только интеллектуальным трудом, но в данный момент ученики не заботятся о своем интеллектуальном развитии, и это показал тест № 1.

 Таким образом, правильно выбранная  профессия соответствует интересам и склонностям человека, находится в полной гармонии с призванием. В таком случае профессия приносит радость и удовлетворение. Социальная значимость и удовлетворенность профессией повышаются, если она отвечает современным потребностям общества, престижна, носит творческий характер, высоко оценивается материально.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы.

В практической части курсовой работы нами были апробированы две анкеты: «Ценностные ориентации старших школьников и их влияние на выбор профессии», «Выбор типа профессии по Е.А. Климову». В результате нами было установлено, что для школьников наиболее значимыми ценностями являются здоровье (1,98 %), любовь (3,23 %), хорошие и надежные друзья (3,52 %), занимающие 1-е, 2-е, 3-е места. Ценности, которые преобладают среди школьников 9А класса, являются материальные (4,49 %), но преобладающими для них не стали интеллектуальные (4,94 %) и культурные ценности (7,14 %), которые влияют на их будущее становление как профессионала своего дела. Дети не понимают, что интеллектуальные и культурные ценности являются основой для приобретения знаний, которые в дальнейшем помогут им устроить свое материальное и общественное положение.

Мы можем утверждать на основе проведенных тестирований, что личностное, профессиональное самоопределение учеников будет успешным, когда их существование наполнено ценностными ориентациями и жизненным смыслом.

В курсовой работе нами была прослежена линия влияния ценностных ориентаций на выбор профессии. Школьники определяли тип профессии, который им наиболее подходит исходя из своих личностных качеств, склонностей к занятиям тем или иным родам деятельности, потребностям в самовыражении, интеллектуальном развитии. Исходя из теста было выявлено, что для детей на первом месте стоят профессии модельера, менеджера, маркетолога, дизайнера связанные с реализацией творческих качеств личности школьника, и направленные на материальное обеспечение. По результатам тестирования так же видно, что профессии связанные с тяжелым физическим трудом не являются главными для данного класса испытуемых, т.к. данные профессии не несут быстрого материального обеспечения. Очевидно, что школьники, которые имеют склонности к творческим профессиям, не свяжут свой жизненный путь с техническими профессиями.

 

 

Заключение.

Данная курсовая работа посвящена исследованию проблемы ценностных ориентаций и их влиянию на выбор профессии. Актуальность данной темы вызвана тем, что каждому поколению свойственны определенные ценности, и поэтому учителю необходимо приложить много усилий, чтобы их сформировать у школьников. Ведь на основе определенных ценностей, мировоззрений ученики делают свой профессиональный выбор. Каждый год все новые и новые ученики стоят пред выбором своего профессионального пути и для того, чтобы они правильно выбрали его необходимо приложить много усилий родителям и учителям. Они должны помочь детям правильно сориентироваться в таком большом мире профессий. Таким образом, данная тема была и будет актуальна еще много времени.

В теоретической части курсовой работы были рассмотрены ценностные ориентации и их влияние на выбор профессии. Ценностные ориентации являются одним из важнейших компонентов структуры личности, которые выполняют регулирующую функцию в поведении личности и проявляющиеся во всех областях человеческой деятельности. Доказано влияние социальной среды на систему ценностей отдельной личности или социальной группы.

В курсовой работе были рассмотрены интеллектуально – образовательные и культурные ценности, которые школьники приобретают из внешней среды, т.е. школы, семьи, средств массовой информации, а так же ценности передаваемые предшествующим поколением.

Выделили следующие стадии в профессиональном становлении личности школьника:

        1. стадия оптации – это стадия первоначального приобретения знаний о профессиях и знакомство с ними, т.е. формирование профессиональных намерений, профессионального самоопределения;
        2. стадия профессионального образования и подготовки – на данной стадии юноши и девушки осуществляют свой профессиональный выбор и в соответствии с ним приобретают профессию;
        3. стадия профессиональной адаптации – на данной стадии молодые специалисты после окончания учебного заведения приступают е самостоятельной трудовой деятельности.

Необходимо отметить, что переход от одной стадии к другой сопровождается нормативными кризисами в психологическом становлении личности. Данные кризисы, прежде всего, связаны с несовпадением реальной профессиональной жизни со сложившимися представлениями и ожиданиями о данной профессии.

В курсовой работе мы раскрыли основные факторы, которые влияют на профессиональный выбор молодого поколения. К факторам, оказывающим влияние на профессиональный выбор, относят внутренние факторы, т.е. мотивы, потребности, ценности, установки, личностное призвание необходимые личности школьника для развития профессионально важных качеств. Так же непосредственное влияние оказывают внешние факторы – факторы, обусловленные социально – экономическими потребностями общества, уровнем развития экономики.

Так же в курсовой работе были рассмотрены компоненты профессиональной ориентации школьников, к числу которых можно отнести:

              1. профессиональное просвещение (профинформация) – целью которого является сообщение школьникам знаний о тех или иных профессиях;
              2. профессиональная диагностика, которая занимается изучением человеческой деятельности, интересов, ценностных ориентаций, определение состояния здоровья школьника и оказывающая определенное влияние при выборе профессии;
              3. профессиональная консультация  заключается в оказании помощи, советах специалистов при выборе профессии школьниками в соответствии с их внутренним миром и требованиями, предъявляемые профессией;
              4. профессиональный отбор заключается в свободе выбора профессии личностью школьника;
              5. профессиональная адаптация представляет собой процесс адаптации молодого человека в профессиональной деятельности.

Была рассмотрена классификация типов профессий по методике Е.А. Климова, в которой было выделено пять типов профессий:

        1. человек – человек;
        2. человек – художественный образ;
        3. человек – природа;
        4. человек – техника;
        5. человек – знаковая система.

В практической части курсовой работы нами были проведены исследования с учащимися 9А класса средней школы № 153 г. Минска (30 человек).

Школьникам данного класса были предложены две анкеты. В одной из анкет были проведены исследованиями ценностных ориентаций старших школьников, в другой – школьникам было предложено самостоятельно определить, к какому типу профессий они наиболее склонны. Необходимо отметить, что в результате проведенных тестирований школьники выбирают материальные ценности (4,49 % - данные представлены в диаграмме 1) – 5-е место, так как большинство учеников в первую очередь заботит  материальное состояние, а не интеллектуальное развитие (4,94 % - данные представлены в диаграмме 1) – 7-е место. Нами прослежена зависимость между ценностями и выбором профессии ученика, которую он выбирает исходя из  своих материальных потребностей.

С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности трансформируются все ценности человечества. В прошлом ценности, которые имели приоритет в обществе, в настоящее время утратили свое значение среди современной молодежи.

В исследовании было выявлено, что культурные и интеллектуально – образовательные ценности, которые были рассмотрены в теоретической части, не являются доминирующими ценностями у современных школьников. Для учеников в настоящее время материальные ценности выступают на первый план, чем интеллектуальные, культурные и духовные.

Так же необходимо отметить, что ценностные ориентации школьников оказывают непосредственное влияние на их будущий профессиональный выбор, т.к. на основе ценностей формируется мотивационная деятельность школьников, которая побуждает их целеустремленно достигать поставленных перед собой задач.

Во второй анкете были рассмотрены типы профессий в соответствии с классификацией Е.А. Климова. Было выявлено, что школьники имеют склонности к профессии «человек – художественный образ» (25,33 % - данные представлены в диаграмме 2). В данном классе видно преобладание творческих профессий над техническими.

 

 

Рекомендации учителю по ценностным ориентациям старших школьников при выборе профессии.

 

  1. Учитель должен выявить основные ценности учеников и в соответствии с ними порекомендовать профессию.
  2. Учителю необходимо развивать у школьников культурные ценности. Для этого необходимо проводить классные часы на различные тематики по культурному воспитанию. Посещать с детьми театры, музеи, выставки.
  3. Учителю необходимо так же оказывать воздействие на интеллектуальные ценности школьников, развивать интеллект при помощи познавательных игр, приучат детей к чтению различной литературы.
  4. Учитель должен учитывать состояние здоровья ученика при выборе профессии. При состоянии здоровья противопоказанном к данной профессии направить ученика на выбор другой.
  5. Учителю необходимо использовать все компоненты профессиональной ориентации для того, чтобы ученикам рассказать, показать, разъяснить про особенности различных профессий.
  6. Учитель должен учитывать тип семьи (благополучные и неблагополучные; с высоким уровнем образованности и с низким уровнем образованности) при выборе профессии школьником.
  7. Учителю, рекомендуется выяснить, к какому типу профессии имеются склонности у определенного ученика и только после этого помогать школьнику в выборе определенной профессии.
  8. Учителю необходимо помочь школьнику в выборе профессии в соответствии с его интересами, склонностями.
  9. Учитель должен выявить мотивационно – потребностную сферу, которая влияет на выбор профессии.

Информация о работе Изучение ценностных ориентаций и их влияние на выбор профессии