Изучение ценностных ориентаций и их влияние на выбор профессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2015 в 00:41, реферат

Краткое описание

Ценностные ориентации и их влияние на выбор профессии рассматривалась как проблема многими специалистами педагогических наук.
Наиболее значимый вклад в профессиональную ориентацию внес Е.А. Климов[17;494]. Он представил классификацию типов профессий в зависимости от взаимоотношения человека и объекта действия в соответствии с разделением профессий, так же он дал классификацию типов классов, отделов, групп профессий. Е.А. Климов рассмотрел наиболее значимые для человека профессии и дал описание каждой из них.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретическая часть.
1. Теоретическое изучение ценностных ориентаций старших школьников подросткого возраста их влияние на выбор профессии.
1.1. Ценностные ориентации и их влияние на выбор профессии………………...8
1.2. Интеллектуально – образовательные, культурные ценности и их влияние
на выбор профессии………………………...……………………………………...11
1.3. Профессиональная ориентация как психолого – педагогическая
проблема…………………………………………………………………………….14
1.4. Факторы, влияющие на профессиональную ориентацию
старших школьников …………………………........................................................18
1.5. Компоненты профессиональной ориентации………………………………..20
1.6. Типы профессий в соответствии с классификацией Е.А. Климова………...22
Выводы……………………………………………………………………………...27
Глава II. Практическая часть.
2. Практическое изучение ценностных ориентаций старших школьников подросткового возраста и их влияние на выбор профессии.
2.1. Анкета 1. Ценностные ориентации старших школьников и их влияние на выбор профессии. Обработка результатов………………………………………..28
2.2. Анкета 2. Выбор типа профессии по Е.А. Климову. Обработка результатов………………………………………………………………………….30
Выводы……………………………………………………………………………...34
Заключение………………………………………………………………………….35
Рекомендации учителю по ценностным ориентациям старших школьников при выборе профессии…………………………………………………………………
Педагогический словарь…………………………………………………………...37
Список литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая готово1.doc

— 375.50 Кб (Скачать)

 

 

1.4. Факторы, влияющие на  профессиональную ориентацию старших школьников.

 

Профессиональная ориентация составляет систему совместных мероприятий школы, родителей, внешкольных учреждений, производственных коллективов и общественности по оказанию помощи учащимся в выборе сферы труда и профессии в соответствии с призванием личности и потребностями общества в квалифицированных кадрах. При этом желательно учесть опыт профориентационной работы прошлых лет, теорию и практику подготовки молодежи к труду и выбору профессии развитых стран мира.

В момент выбора профессии на человека действуют внутренние факторы: мотивы, потребности, установки, имеющие у школьника психофизиологические потенции для развития профессионально важных качеств, ценностно – ориентировочных конструкций. Так же влияют внешняя группа факторов, обусловленная реальным функционированием экономики, т.е. текущими и перспективными социально – экономическими потребностями общества, уровнем его развития, инвестиционной политики государства [13; 54].

Главные затруднения при выборе профессии заключаются в расхождении между потребностями общества в кадрах и интересами, задатками, способностями, здоровьем учащихся. Сталкиваются субъективные и объективные факторы, которые необходимо приводить в соответствие в процессе профориентационной работы.

Субъективные факторы. С одной стороны, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, интеграция и кооперирование отраслей производства сопровождается усилием связи науки, техники и труда и требует работников с широким общим и политехническим образованием. С другой стороны – тенденция к общему разделению труда не только в рамках отрасли одной страны, но и на широком рынке приводит к специализации отдельных отраслей производства, к унификации функций работников, требующих высокой профессиональной подготовки. Теперь не человек будет выбирать профессию, а производство будет диктовать свои условия к квалификации работников.

В условиях рыночных отношений все отрасли будут рационализированы, поэтому трудоустроится на непроизводительные должности будет все труднее. Немаловажное значение имеет демографический фактор, т.е. распределение городского и сельского насечения. Сельское хозяйство занимает в экономике республики второе место. Можно предположить о смещении части городского населения в сельскую местность, где будет меньше конкуренции на рынке труда и легче трудоустроиться. Уже сейчас проводятся конкурсы на переселение горожан в сельские районы с предоставлением жилья и трудоустройства [14;174].

Объективные факторы. Научно – технический прогресс в условиях рыночных отношений интенсифицирует, все стороны человеческой деятельности, возрастают требования к надежности и качеству труда, развитию профессиональной функции личности. Поэтому уже в школьные годы необходимо развивать дарования учащихся, чтобы позволить каждому из них лучше профессионально определиться в соответствии со своими способностями. Все это позволяет выбирать сферу труда и профессию в широком диапазоне народного хозяйства, пересматривать свой выбор, а при необходимости и переучиваться, менять профессию, иметь несколько узких специальностей или профессию широкого профиля, поэтому профессиональное самоопределение во многом зависит от внутренних позиций ученика, мотивационной сферы каждого из них.

Исходя из социально – экономических условий и жизненной необходимости подготовки школьников к труду и выбору профессии, а так же потенциальной возможностей юношей и девушек можно сформировать задачи школы, родителей и общественности:

а) расширение представлений учащихся об отраслях и профессиях, о требованиях к кадрам в условиях научно – технического прогресса и рыночных отношений, о потребностях в работниках местных предприятий, колхозов и совхозов, кооперативов и арендаторов, учреждений и учебных заведений;

б) убеждение в необходимости развития способностей, нужных для получения избираемой профессии, с учетом потребностей общества в кадрах;

в) практическая подготовка учащихся к выбору сферы труда и профессии, развитию творческих способностей каждой личности;

г) дифференцированная помощь учащимся в профессиональном самоопределении в зависимости от интересов, склонностей, способностей, состояния здоровья, пола и возраста и других индивидуальных особенностей юношей и девушек.

Для решения поставленной проблемы школа располагает большими возможностями. Прежде всего, необходимо использовать возможности учебного процесса. Обучение в школе выполняет многочисленные функции, одной из которой является подготовка учащихся к труду, выбору и получению профессии. В этих целях обучение решает две задачи:

  1. развивает интересы, склонности и способности учащихся;
  2. раскрывает политехнические основы выбора и получения профессии.

Профессиональное самоопределение строится не только на политехнических знаниях, но и на практических умениях, которые служат учащимся основой для последующей подготовки к трудовой деятельности. Программами по естественным дисциплинам предусмотрены практические занятия, позволяющие выработать у школьников систему умений и навыков: среди них расчетно – вычислительные, контрольно – измерительные, технические, технологические, общетрудовые и конструктивно – экспериментальные умения и навыки. Целенаправленное формирование практических умений и навыков, развитие технического мышления поможет учащимся сознательно и обоснованно выбрать профессию [14; 176-177].

Наибольшими возможностями для практической подготовке к выбору профессии располагает трудовое обучение, которое предусмотрено с первого до выпускного классов. Сочетание обучения с производительным трудом тем более, если занятия проводятся творчески, создает реальные условия для выбора профессии той отрасли, по профилю которой ученики получили наилучшую подготовку. Многопрофильное трудовое обучение может познакомить учащихся с операциями нескольких десятков профессий промышленности, сельского хозяйства, строительства, сферы бытового обслуживания и других отраслей. Учебно – производственные комбинаты целесообразно постепенно превращаются в центры политехнизации с творческими лабораториями и мастерскими.

Учебный процесс является важным фактором разностороннего развития и подготовки школьников к жизненному самоопределению. Но обучение имеет свои задачи и ограниченные возможности, поэтому не учебные занятия могут служить логической продолжительностью для углубления общеобразовательных и политехнических знаний и умений, развитие разносторонних интересов [21; 50-52].

Таким образом, видно, что существуют субъективные и объективные факторы, которые влияют на выбор профессии у школьников с учетом их ценностных ориентаций.

 

 

1.5. Компоненты профессиональной  ориентации.

 

Правильно выбранная профессия соответствует интересам и склонностям человека, находится в полной гармонии с призванием. В таком случае профессия приносит радость и удовлетворение. Социальная значимость и удовлетворенность профессией повышаются, если она отвечает современным потребностям общества, престижна, носит творческий характер, высоко оценивается материально.

Мир профессий очень подвижен: одни профессии уходят в прошлое, другие – появляются. Их число неизменно увеличивается. Поэтому школьники нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном совете на этапе выбора жизненного пути, в поддержке и помощи в начале профессионального становления [26;115].

Схема 1. Компоненты профессиональной ориентации.

 


 

 

 

 



 

 

 

    

 

 

Профессиональное просвещение имеет своей целью сообщение школьникам определенных знаний о социально – экономических, психофизиологических особенностях тех или иных профессий. С работы по профессиональному просвещению начинается ознакомление детей и подростков с профессиями, с потребностями конкретного района, города в рабочих руках. Учителя, классные руководители, родители могут активно влиять на правильный выбор профессии, на формирование профессиональных мотивов.

Профессиональная диагностика осуществляется специалистами по отношению к каждому конкретному человеку с использованием различных методик. В ходе профессиональной диагностики изучаются особенности высшей нервной деятельности человека, состояние его здоровья, интересы и мотивы, ценностные ориентации, установки в выборе профессии.

Профессиональная консультация заключается в оказании помощи, советах специалистов (психологов, врачей, педагогов), в установлении соответствия между требованиями, предъявляемыми к профессии, и индивидуально – психологическими особенностями личности. Различают несколько типов профконсультаций. В ходе справочно – информационной консультации школьника знакомят более глубоко с содержанием профессии, требованиями к ней, возможностями трудоустройства, повышения профессионального мастерства. Диагностическая индивидуальная профконсультация имеет своей целью определение возможных областей деятельности, в которых ученики могут наиболее успешно трудиться. Результатом диагностической индивидуальной профконсультаций должно быть определение не одной какой – либо профессии, а группы родственных профессий. Медицинская профконсультация устанавливает степень соответствия здоровья человека требованиям профессии.

Профессиональный отбор направлен на предоставление личности свободы выбора в мире профессий. Его осуществляют учебные заведения, предъявляющие определенные требования к поступающим в них, или учреждения, принимающие человека на работу. При профессиональном выборе необходимо учитывать семейные традиции, мнение друзей, мотивы удовлетворенности трудом и др.

Профессиональная адаптация – это процесс вхождения молодого человека в профессиональную деятельность, приспособление к системе производства, трудовому коллективу, условиям труда, особенностям специальности. Успешность адаптации является показателем правильности выбора профессии [24; 64-66].

Таким образом, можно сделать вывод, что компоненты профориентации взаимосвязаны, соподчинены. Проведение профориентации в школе во многом зависит от возрастных особенностей школьников. На ступени начальной школы формируется положительное отношение учащихся к труду, показывается важность и необходимость их труда для общества, сила и красота труда, формируется потребность быть полезным людям. На ступени неполной средней школы раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути, учащиеся знакомятся с конкретными видами трудовой деятельности, расширяется круг их представлений о труде взрослых. Ученикам предоставляется возможность ознакомиться с практическим применением достижений науки в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства. На ступени полной средней школы профессиональные интересы школьников более дифференцированы, осознанны. Учащиеся в процессе профориентации получают более полные сведения об экономике производства, уровне механизации и автоматизации. Старшеклассники принимают решение о выборе профессии, у большинства из них четко определяются мотивы учебной деятельности.

 

 

1.6. Типы профессий в  соответствии с классификацией 

Е.А. Климова.

 

Существует множество классификаций деления профессий на типы,   из которых наиболее распространенной является классификация Климова Е.А.

Исходя из этого все профессии подразделены на пять типов в зависимости от взаимоотношения человека и объекта действия.

Типы профессий:

  1. человек – человек;
  2. человек – природа;
  3. человек – техника;
  4. человек – художественный образ;
  5. человек – знаковая система.

Первый тип профессий – это «человек – человек», группа, для которой характерны профессии: воспитатель, учитель, врач, тренер, работник сферы обслуживания, юрист и т.д. [16; 289].

Для этого типа профессии выделяют такие целостности, которые характеризуют умонастроение, поведение людей, образ их жизни и формы активности, а также способы привнесения порядка, упорядоченности в сложную жизнь человека и общества.

Представители профессий этого типа умеют руководить группами, коллективами, сообществами людей (придавать некоторую упорядоченность общественным процессам, сообразно поставленным целям), учить и воспитывать людей того или иного возраста, лечить, осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей (материальных, духовных, социальных).

Для представителей этого типа профессий, характерна не острота зрения или слуха, а своеобразная, душевная направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представить, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту или по газетам.

Противопоказаниями к выбору профессий данного типа являются дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физические недостатки (как это ни печально), нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям, отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку – интереса «просто так».

Для этой группы профессий самое главное контакт с человеком. Человек должен обладать многими качествами, чтобы поступать на эти специальности. Это доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию. Он должен быть общителен, легко сходим с людьми. Уровень нашего общества за последние годы значительно вырос и представителями профессий типа «человек – человек» должны очень много знать сами, чтобы помогать другим людям приобретать знания, лечить их от болезней, стоять на страже законна и правопорядка [17; 255].

Информация о работе Изучение ценностных ориентаций и их влияние на выбор профессии