Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2015 в 00:41, реферат
Ценностные ориентации и их влияние на выбор профессии рассматривалась как проблема многими специалистами педагогических наук.
Наиболее значимый вклад в профессиональную ориентацию внес Е.А. Климов[17;494]. Он представил классификацию типов профессий в зависимости от взаимоотношения человека и объекта действия в соответствии с разделением профессий, так же он дал классификацию типов классов, отделов, групп профессий. Е.А. Климов рассмотрел наиболее значимые для человека профессии и дал описание каждой из них.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретическая часть.
1. Теоретическое изучение ценностных ориентаций старших школьников подросткого возраста их влияние на выбор профессии.
1.1. Ценностные ориентации и их влияние на выбор профессии………………...8
1.2. Интеллектуально – образовательные, культурные ценности и их влияние
на выбор профессии………………………...……………………………………...11
1.3. Профессиональная ориентация как психолого – педагогическая
проблема…………………………………………………………………………….14
1.4. Факторы, влияющие на профессиональную ориентацию
старших школьников …………………………........................................................18
1.5. Компоненты профессиональной ориентации………………………………..20
1.6. Типы профессий в соответствии с классификацией Е.А. Климова………...22
Выводы……………………………………………………………………………...27
Глава II. Практическая часть.
2. Практическое изучение ценностных ориентаций старших школьников подросткового возраста и их влияние на выбор профессии.
2.1. Анкета 1. Ценностные ориентации старших школьников и их влияние на выбор профессии. Обработка результатов………………………………………..28
2.2. Анкета 2. Выбор типа профессии по Е.А. Климову. Обработка результатов………………………………………………………………………….30
Выводы……………………………………………………………………………...34
Заключение………………………………………………………………………….35
Рекомендации учителю по ценностным ориентациям старших школьников при выборе профессии…………………………………………………………………
Педагогический словарь…………………………………………………………...37
Список литературы………………………………………………………
Получившие свободу средства массовой информации, различные формы массовой культуры стали определяющим образом влиять на формирование ценностных установок, стиля и образа жизни населения, особенно молодежи. Например, универсальный, почти магический характер, по наблюдениям социологов, имеет у многих молодых людей акт купли – продажи хорошо разрекламированных товаров. Приобщение к миру престижных и красивых вещей становится самоцелью существования, смыслом бытия, а человек – объектом манипуляции со стороны индустрии досуга и развлечений [18; 51-52].
Культ моды, вещивизма и потребления овладевает сознанием молодежи и приобретает универсальный характер. Классическая культура начинает терять ценностную привлекательность, становясь чуждой и архаичной. Также становится безразличными для определенной части молодежи понятия «Беларусь», «родной дом, город».
Социологический анализ проблем культурной идентификации молодежи выявил тенденцию к усилению процессов стандартизации культурного потребления и досугового поведения, утвержденного пассивно – потребительского отношения к культуре.
Большая часть молодежи, отдавая дань месту и роли культуры в жизни общества, считает, что сейчас для этого нет условий. В структуре культурных потребностей молодежи происходят серьезные изменения. Наряду с их обеднением прослеживается тенденция к прагматизму. Если ранее в потребностях молодежи превалировала ориентация на творческие виды деятельности, в том числе и в познавательной сфере, сегодня приоритеты познания творческой деятельности и, тем более, нравственных потребностей утрачены [15; 96-97].
Среди молодежи началось резкое снижение значимости духовно – нравственных ценностей. Для большей ее части неоправданно приниженным является значение народного и духовного искусства, художественных произведений отечественной классики. В то же время молодые люди интересуются маскультовским и авангардистским искусством, которое является своего рода стимулятором социокультурных ценностей.
Продолжается тенденция дальнейшей дегуманизации и деморализации социокультурных ценностей, что выражается прежде всего в принижении, деформации и разрушении позитивного образа человека. Данная тенденция проявляется в неослабевающем интересе молодежи к восприятию сцен и эпизодов насилия и секса, жестокости и натуралистичности (кинематограф, телевидение, видео, рок – музыка, театр, литература, изобразительное искусство).
В социокультурных ценностях молодежи превалируют потребительские ориентации.
В результате этого «происходит тотальное выкорчевывание из культурного обихода не только отдельных имен, а целых пластов культуры, искусства, науки, образования, которые якобы не вписываются в общественно – политическую парадигму нынешнего режима».
Так же необходимо отметить, что в некоторых случаях средства массовой информации оказывают влияние на выбор профессии школьников, так как первоначальное знакомство с некоторыми профессиями школьники происходит именно там. Через средства массовой информации подрастающее поколение получает не полную информацию о профессиях, а зачастую не отражающую всех сторон деятельности в данной профессии. Поэтому необходимо обращаться к профконсультантам за полной информацией по определенной профессии [11; 328].
Таким образом, интеллектуально – образовательные ценности в нашем обществе не являются пока доминирующими. Данное явление, прежде всего, связано с трудным экономическим положением в республике, инфляцией и безработицей в нашей стране. Поэтому с улучшением экономической ситуации в нашей республике интеллектуально – образовательные ценности станут преобладающими при выборе профессии у старших школьников [28; 123]. Так же необходимо повышать культурные ценности современной молодежи, большое внимание уделять ценностям, которые были присущи нашему обществу в прошлом. Белорусская народная культура (традиции, обычаи, обряды, фольклор и т.п.) воспринимается большей частью молодежи как анахронизм. Между тем именно этническая культура является цементирующим звеном социокультурной преемственности. В силу этого без этнокультурной самоидентификации невозможно формирование у подрастающего поколения любви к Отечеству, знания истории и традиций своего народа [1;52].
1.3. Профессиональная ориентация
как психолого –
Выбор профессии, или профессиональное самоопределение – основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать [20;146].
Существуют различные варианты определения понятия «выбор профессии»: это многоаспектная, целостная система научно – практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально – экономических, психолого – педагогических и медико – физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации [22; 127].
В профессиональном становлении личности выделяют следующие стадии: оптации, профессионального образования и подготовки, профессиональной адаптации, первичной и вторичной профессионализации и мастерства. Переход от одной стадии к другой сопровождается нормативными кризисами. Рассмотрим психологические особенности кризисов профессионального становления на стадии выбора профессии.
Профессиональное становление личности начинается со стадии оптации – формирования профессиональных намерений. С ранней юностью связано появление профессионального самоопределения. К 14 годам у девушек и юношей уже сформированы разносторонние знания о профессиях, складывается избирательное отношение к одной или нескольким из них. На стадии оптации происходит переоценка учебной деятельности: в зависимости от профессиональных намерений изменяется мотивация. Учеба в старших классах приобретает профессионально ориентированный характер. Есть все основания считать, что на стадии оптации происходит смена ведущей деятельности: учебно – познавательная деятельность сменяется учебно – профилированной. Кардинально изменяется социальная ситуация развития. При этом неизбежно столкновение желаемого будущего и реального настоящего, которое приобретает характер кризиса учебно – профессиональной ориентации [16; 317].
Старшеклассники, продолжившие учебу в 10 – 11-м классах, отчетливо переживают этот кризис в 16 – 17 лет, перед завершением школьного образования. Ядром кризиса является необходимость выбора способа получения профессионального образования или профессиональной подготовки. Следует подчеркнуть, что в этом возрасте, как правило, выбирается вариант продолжения учебы, ориентированной на определенное профессиональное поле, а не на конкретную профессию.
На стадии профессионального образования многие учащиеся и студенты переживают разочарование в получаемой профессии. Возникает недовольство отдельными предметами, появляются сомнения в правильности профессионального выбора, падает интерес к учебе. Наблюдается кризис профессионального выбора. Как правило, он отчетливо проявляется в первый и последний годы профессионального обучения. За редким исключением этот кризис преодолевается сменой учебной мотивации на социально – профессиональную. Усиливающаяся из года в год профессиональная направленность учебных дисциплин снижает неудовлетворенность будущей профессией [16; 325].
После завершения профессионального образования наступает стадия профессиональной адаптации. Молодые специалисты приступают к самостоятельной трудовой деятельности. Кардинально изменяется ситуация профессионального развития: новый разновозрастной коллектив и социально –профессиональные ценности, иные социальная роль и иерархическая система производственных отношений, принципиально новый вид текущей деятельности – профессиональной.
Уже при выборе профессии молодой человек имел определенное представление о будущей работе. В профессиональном учебном заведении оно значительно обогатилось. Наступает время реального выполнения профессиональных функций. Первые недели, месяцы работы вызывают большие трудности. Но не они становятся факторами кризисных явлений. Основная причина – психологическая, являющаяся следствием несовпадения реальной профессиональной жизни со сформировавшимися представлениями и ожиданиями. Несоответствие профессиональной действительности ожиданиям молодого специалиста вызывает кризис профессиональных экспектаций [16; 255].
Выбор профессии – это во многом выбор между стратегией адаптации человека через подчинение среде, с одной стороны, и стратегией высвобождения внутренних ресурсов развития личности, включающих способность решать ценностно – нравственные проблемы и при необходимости противостоять среде – с другой. Поэтому профессиональное развитие на разных этапах жизнедеятельности человека является то результатом, то средством развития личности. Чем раньше начнется направленное личностное и профессиональное развитие, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое благополучие, удовлетворенность жизнью и личностный рост каждого человека в современном, меняющемся мире [16; 263].
Индивидуальная ситуация выбора профессии (проектирования профессионального пути и прежде всего его «старта») при всем разнообразии у каждого человека конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую структуру. Можно выделить восемь важнейших обстоятельств, влияющих на выбор профессионального будущего современной молодежи:
1. Позиция старших членов семьи (или лиц, их заменяющих).
2. Позиция сверстников (подруг, товарищей), «значимых других» из круга внесемейного общения.
3. Позиция (в отношении данного учащегося) учителей, воспитателей, классного руководителя, школьного психолога, если таковой имеется.
4. Сложившиеся к данному моменту личные профессиональные планы (ЛПП) учащегося, оптанта (включая и случай их полной неопределенности, «отсутствия»). Общая структура полного (теоретически идеализированного) личного профессионального плана (как образа желаемого будущего) может быть представлена так:
– главная цель (что молодой человек предполагает в будущем делать, какой трудовой вклад вносить в общенародное дело, или у него нет помыслов этого рода, каким хочет быть, кем быть, что хочет достигнуть, каковы его идеалы жизни и деятельности на данный момент развития);
– представление о цепочке ближайших и более отдаленных целей – «жизненная перспектива» (первая область деятельности, которая может мыслиться, впрочем, и как единственная; специальность, работа, возможные варианты предварительной пробы своих сил, возможные профессиональные учебные заведения, желательные трудовые посты после окончания профессионального учебного заведения – как видится в мечтах свой «рабочий день»; перспективы повышения профессионального мастерства, «роста», построения карьеры);
– представления о путях и средствах достижения ближайших жизненных целей (изучение справочной литературы, беседы со знающими людьми, поступление в определенное профессиональное учебное заведение);
– представление о внешних условиях достижения намеченных целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей);
– представления о внутренних условиях достижения намеченных целей (свои возможности, способности к обучению, состояние здоровья, настойчивость, терпение, склонности к практической или теоретической работе и другие личные качества, необходимые для учебы или работы по намеченной специальности);
– запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов. Следует отметить, что молодые люди часто имеют единственный вариант жизненного плана и переживают невозможность его реализации (скажем, по причинам экономического, семейного характера) как жизненную катастрофу: «Не прошел по конкурсу... ну... все рухнуло!»
Нелишне отметить, что юноши и девушки иногда скрывают наиболее дорогие для них жизненные планы, если не уверены, что взрослые или сверстники имеют достаточно такта, чтобы с пониманием и сочувствием к ним отнестись.
5. Способности, умения, достигнутый уровень развития молодого человека как субъекта деятельности. Это – звено и основа для формирования его будущей профессиональной пригодности.
6. Уровень притязаний молодого человека на общественное признание. Недооценка, переоценка своих возможностей, завышенные или заниженные притязания – важные регуляторы и выбора профессии, и адаптации к профессиональной общности, и взаимоотношений со значимыми людьми. А значит, это важные условия реалистичности выбора профессии, достижения удовлетворенности и успеха на будущем профессиональном пути.
7. Информированность. В связи с
этим обстоятельством важно
8. Склонности к тем или иным видам деятельности.
Идеальным вариантом был бы такой, когда все перечисленные факторы выбора профессии хорошо согласованы или хотя бы не противоречат друг другу. Обычно этого нет в достаточной мере: планы молодого человека могут возникнуть под влиянием предрассудков, престижности и не согласоваться с его же склонностями; его планы могут, с одной стороны, не согласоваться с позицией родителей, а с другой, с тем, куда его «тянут» товарищи, друзья, и т.п. [8; 128-130].
Таким образом, из рассмотренных профессиональных предпочтений современных молодых людей показало, что часто юноши и девушки выбирают профессию из соображений престижности и высокой оплаты труда в будущем, иногда пренебрегая собственными склонностями и способностями. В результате падения социальной ценности труда у большей части молодежи сформировался социальный пессимизм – неверие в возможность реализовать свои лучшие силы и способности в интересной и содержательной работе, оплачиваемой в соответствии с затраченными усилиями. Однако подобная ситуация не может сохраняться долго. Жизнь рано или поздно заставит проводить разумную экономическую политику, стимулирующую высококвалифицированный труд во всех социальных сферах, и прежде всего в промышленности, сельском хозяйстве, в области образования и науки. Это, естественно, будет способствовать нормализации процессов формирования профессиональных интересов молодежи, их согласованию с интересами общества.
Информация о работе Изучение ценностных ориентаций и их влияние на выбор профессии