Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2015 в 00:41, реферат
Ценностные ориентации и их влияние на выбор профессии рассматривалась как проблема многими специалистами педагогических наук.
Наиболее значимый вклад в профессиональную ориентацию внес Е.А. Климов[17;494]. Он представил классификацию типов профессий в зависимости от взаимоотношения человека и объекта действия в соответствии с разделением профессий, так же он дал классификацию типов классов, отделов, групп профессий. Е.А. Климов рассмотрел наиболее значимые для человека профессии и дал описание каждой из них.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретическая часть.
1. Теоретическое изучение ценностных ориентаций старших школьников подросткого возраста их влияние на выбор профессии.
1.1. Ценностные ориентации и их влияние на выбор профессии………………...8
1.2. Интеллектуально – образовательные, культурные ценности и их влияние
на выбор профессии………………………...……………………………………...11
1.3. Профессиональная ориентация как психолого – педагогическая
проблема…………………………………………………………………………….14
1.4. Факторы, влияющие на профессиональную ориентацию
старших школьников …………………………........................................................18
1.5. Компоненты профессиональной ориентации………………………………..20
1.6. Типы профессий в соответствии с классификацией Е.А. Климова………...22
Выводы……………………………………………………………………………...27
Глава II. Практическая часть.
2. Практическое изучение ценностных ориентаций старших школьников подросткового возраста и их влияние на выбор профессии.
2.1. Анкета 1. Ценностные ориентации старших школьников и их влияние на выбор профессии. Обработка результатов………………………………………..28
2.2. Анкета 2. Выбор типа профессии по Е.А. Климову. Обработка результатов………………………………………………………………………….30
Выводы……………………………………………………………………………...34
Заключение………………………………………………………………………….35
Рекомендации учителю по ценностным ориентациям старших школьников при выборе профессии…………………………………………………………………
Педагогический словарь…………………………………………………………...37
Список литературы………………………………………………………
Объектом исследования: является процесс профессиональной ориентации 9А класса в количестве 30 человек, СШ №153 г. Минска.
Гипотеза: мы предполагаем, что ценностные ориентации влияют на выбор профессии у старших школьников, потому что на основе сформировавшихся ценностей, потребностей, склонностей, личностных качеств происходит профессиональное становление школьников.
Цель работы: выявить основные ценностные ориентации старших школьников и их влияние на выбор профессии.
Задачи работы:
– изучить основные ценностные ориентации старших школьников и их профессиональный выбор;
– при помощи тестов или тестирования изучить, какие ценности являются наиболее значимыми для учеников 9А класса в определении их профессионального выбора.
Методы исследования являются анкета, беседа, наглядность, лекция, дискуссия, эксперимент.
Положения, выносимые на защиту:
– доказать, что ценности являются главным критерием в жизни человека при выборе профессии;
– доказать, что ценностные ориентации оказывают влияние на выбор профессии;
– доказать, что профориентация является главным звеном в профессиональном становлении личности школьника.
Таким образом, проблема изучения ценностных ориентаций и их влияние на выбор профессии является злободневной в настоящее время. Решением данной проблемы занимались многие педагоги. Теперь рассмотрим подробно все затронутые вопросы данной проблемы.
Глава I. Теоретическая часть.
1. Теоретическое изучение ценностных ориентаций старших школьников подросткового возраста их влияние на выбор профессии.
1.1. Ценностные ориентации и их влияние на выбор профессии.
Существует множество определений понятия «ценность», как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих это понятие до одного из явлений мотивационного процесса. Так, например, Э. Толмен определяет ценность как привлекательность целевого объекта, т.е. она наряду с потребностью определяет необходимость цели [36; 207].
В более общих определениях понятию «ценность»
может придаваться несколько значений,
в зависимости от рассматриваемого аспекта:
Во первых – ценность – как общественный
идеал, выработанное общественным сознанием,
содержащееся в нем абстрактное представление
об атрибутах должного в различных сферах
общественной жизни. Это общечеловеческие
и конкретно – исторические ценности;
Во вторых – ценности, предстающие в объективированной
форме в виде произведений материальной
и духовной культуры либо человеческих
поступков;
В третьих – социальные ценности, преломляясь
через призму индивидуальной жизнедеятельности,
входят в психологическую структуру личности
в форме личностных ценностей [34; 390].
Психологи и педагоги Ильин М.В., Жуковская В.И. и Бабанский Ю.К. отмечают, что старший школьный возраст благоприятен для образования ценностных ориентаций как устойчивого свойства личности. В этом возрасте человек осознает собственные ценности, уже научившись относиться к Миру как к целому.
Понятие «ценность» рассматривается в разных науках: аксиологии, философии, социологии, биологии, педагогике и психологии. В этих науках ценностные характеристики присущи не только человеческому индивиду, они присущи и неличностным, над индивидуальным образованием – социальной группе, обществу, культуре. В педагогических исследованиях авторы Лисовский В.Т. справедливо отмечал, что ценностные регуляторы являются принципиально важными для формирования и существования социальных систем. Ценности рассматриваются как структурные важнейшие элементы культуры, передающие ей единство и целостность [28; 46].
Сам механизм формирования ценности в современном мире претерпевает качественные изменения. Моральные ценности, оказавшие значительное влияние на формирование характера нравственного осознания нескольких поколений людей, сегодня подвергаются переосмыслению. Правомерны суждения социологов, философов, педагогов, рассматривающих наблюдающийся кризис ценности на первой дестабилизационной стадии общего кризиса не как разрушение ценности, а как качественное обновление структуры. Налицо культурно – мировоззренческий плюрализм ценностных позиций, принципиальное их не сводимость к прежнему официальному образу. Это нормально для современной цивилизации многообразия ценностных позиций свободных людей несущее собой свойственное для современной цивилизации количество экологических, политических, культурных проблем, что ставит современную педагогическую науку перед необходимостью сформулировать новую воспитательную парадигму [25; 95].
Исследования проблемы ценностей, проводившиеся в нашей республике и за рубежом, показали, что ценностные ориентации являются важнейшими компонентами структуры личности. Наряду с другими социально – психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Система ценностей отдельной личности или социальной группы зависит от возрастных, половых и психологических особенностей, социального, экономического, политического, профессионального, национального, этнического статуса.
Ценности это социальный феномен, существующий
в диалектическом отношении субъект –
объект, который является важным связующим
звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью.
Ценности носят двойственный характер,
они социальны, поскольку исторически
обусловлены и индивидуальны, поскольку
в них сосредоточен опыт конкретного субъекта.
Социальные ценности определяются как
некое данное, имеющее эмпирическое содержание,
доступное членам какой – то социальной
группы или общества в целом, значение,
соотносимое с чем – то, являющимся объектом
деятельности. Ценности конкретной личности
формируются под влиянием социальной
среды, особенностей тех социальных групп,
в которые она входит. Индивидуальные
ценности являются важнейшим компонентом
структуры личности, они выполняют функции
регуляторов поведения и проявляются
во всех областях человеческой деятельности
[23; 41-43].
В зависимости от задач и целей, которым служит та или иная ценность, они делятся на две основные группы: ценности – цели (терминальные ценности) и ценности – средства (инструментальные ценности). Терминальные ценности являются важнейшими, это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то, что он ценит сейчас и к чему стремится в будущем, они определяют смысл жизни человека, указывают, что для него особенно важно, значимо, ценно. Инструментальные ценности выступают стандартами при выборе определенного типа поведения или действий.
Кризис нашего общества породил острейший конфликт поколений. Сегодня старшие школьники оказались в сложной ситуации: переворот в социально – экономическом укладе сопровождается кризисом ценностного сознания. Социальные ценности, которыми жили «отцы», в настоящее время утратили практическое значение для детей.
В ценностном мире каждого человека существуют некие «сквозные» ценности, которые являются практически стержневыми в любой сфере деятельности. К ним можно отнести образованность, трудолюбие, честность, порядочность, воспитанность, интеллигентность и ряд других. Снижение значимости этих ценностей в тот или иной период вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство. Сегодня можно с полным основанием говорить о борьбе ценностей в массовом сознании и в жизни общества. Сегодня рушатся ценности, которые еще вчера казались стабильными, так как исчезают социальные гарантии, растут экономические катаклизмы.
Прежде чем рассматривать ценности школьников мы выделим основные общечеловеческие ценности. В качестве приемлемой рабочей модели Кон И.С. выделял основные общечеловеческие ценности:
Ценности не существуют вне отношения «субъект – объект», и их не следует отождествлять с чем – то существующем вне и независимо от субъекта. Наше житейское сознание обращено к окрестному миру, и мы сплошь и рядом ценностями называем то, что существует объективно. Это одна из многочисленных иллюзий, упрощающих нашу жизнь. Ценность – это не признак объекта, а характеристика субъекта в его среде. В связи со сказанным, должные ценностные представления надо активно и искусно культивировать сознание подрастающего человека как потенциального субъекта труда, а не рассчитывать, что они сами произрастут в порядке вольного самоопределения, сами они этого не сделают.
В мотивационной сфере личности ценностные ориентации предшествуют мотивациям, но взаимосвязь их с мотивациями сложна и иерархизована.
Как видим, базовые ценности молодежи ориентированы в некоторой степени на интересную работу, но в данный момент времени заработок является наиболее предпочитаемым показателем. Молодежь в большинстве своем предпочитает свободу материальному благополучию. Не случайно число молодых людей, называвших своей мечтой цели, связанные с материальным потреблением (иметь свою квартиру, заработать много денег, жить в достатке, съездить в путешествие и т.п.), меньше тех, кто был ориентирован на цели «непотребительского» плана (иметь хорошую семью, воспитать хороших детей, получить хорошее образование и т п.) [23; 40-42].
Таким образом, жизненное и профессиональное самоопределение школьников происходит в процессе сложного взаимодействия внутренних потребностей и ценностных ориентаций. Осмыслить свою жизнь, найти свое место в социуме, слить систему представлений про мир и себя самого – это одна из наиболее важных потребностей старших школьников. Без сформировавшихся ценностных ориентаций не может быть сделан правильный выбор профессии. Понятие ценности, можно рассмотреть с различных сторон и дать различное ее определение. Ценности представляют собой некоторые особенности человека, которые формируются в течении всей его жизни и проявляется в его деятельности, но определенный фундамент для их развития необходимо закладывать с раннего детства.
1.2. Интеллектуально – образовательные, культурные ценности и их влияние на выбор профессии.
Ценности молодежи следует рассматривать в ракурсе ее умственного, творческого потенциала, который, к сожалению, значительно снизился за последние годы. Это связано с ухудшением физического и психического состояния подрастающего поколения. Быстро увеличивается количество заболеваний и отклонений, растет число детей с умственными недостатками, дефицитом веса, что является, в частности, следствием многолетней алкоголизации народа, а также неполноценного питания и систематического недоедания многих детей [28; 134].
Результаты социологических исследований свидетельствуют: свои интеллектуальные, творческие способности молодые люди оценивают весьма низко, что и было доказано в практической части.
Столь низкая самооценка характеризует неверие молодых людей в свои силы, и это, естественно, негативно отражается на их притоке в сферу интеллектуального труда. В глазах молодежи продолжает быстро падать ценность умственного труда, образования и знаний. Даже студентами обладание знаниями ценится весьма низко [35; 117].
В связи с усилением социального и имущественного неравенства возрастает и неравенство образовательное, вследствие чего сужается социальная база развития интеллектуального потенциала молодежи. Серьезной угрозой обществу стала «утечка умов» за границу. Тем самым продолжается процесс интеллектуального оскудения, умственного вырождения нашей нации.
В настоящее время в связи с проблемой трудоустройства и непрестижности некоторых профессий, таких как токаря, слесаря, педагога, инженера молодое поколение не привлекают профессии связанные с тяжелым физическим трудом и интеллектуальной деятельностью. Поэтому молодых людей в первую очередь при выборе своей будущей профессии интересует ее материальная сторона, а не интеллектуальная.
Общество, сделавшее материальное благополучие и обогащение смыслом и философией своего существования, формирует соответствующую культуру и жизненные потребности молодых людей.
Усваивая поведенческие стандарты доминирующих социальных отношений, молодой человек может определить границы своей высшей идентификации лишь в рамках массовой культуры, унифицирующей его духовные потребности, выводя их в основном в рекреативную сферу. Подобная высшая идентификация носит конформистский характер и формирует установку на квазипотребление духовных ценностей. Внешняя идентификация не всегда переходит во внутреннюю, т.е. в самоидентификацию, обретение индивидом осознанных убеждений и ценностных ориентации, определяющих его социальную роль.
Суть самоидентификации заключается в понимании себя как целостности в процессе определения границ собственной культурной идентичности. Чаще всего этот процесс носит характер полного или частного отождествления себя с той или иной культурой (массовой, классической, конфессиональной и т.д.) или, наоборот, в случае возникновения субкультур (идентификация от обратного) осуществляется не по признаку общности, а отторжения от сложившихся культурных норм.
У молодежи культурная идентификация зачастую носит транзитный, переходный характер, когда идентичность не опирается на ближайшую среду, а ищет в меняющемся сознании новые формы [11; 321].
Изменения в идейном и культурном пространстве создают основу для разнонаправленных тенденций в развитии естественного процесса, смены и преемственности поколений; межпоколенческие различия в условиях быстрых общественных перемен, когда преодоление жизненных проблем не может вестись каждой из возрастных групп отдельно от других, не содержат признаков конфликта поколений, однако взаимодействие поколений существенно осложняется неблагополучием основной массы населения. Институты социализации (семья, школа, средства массовой информации, армия, общественные объединения и т.д.) выступают как конкурирующие или вовсе не связанные между собой образования, находящиеся к тому же в неравных условиях. Электронные средства массовой информации заполняют значительную часть досуга молодежи и выступают как важнейший инструмент формирования духовного мира, культурных ценностей, социальных установок новых поколений. Для трети молодых людей просмотр телепередач – преимущественное занятие в свободное время.
Информация о работе Изучение ценностных ориентаций и их влияние на выбор профессии