Изучение ценностных ориентаций и их влияние на выбор профессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2015 в 00:41, реферат

Краткое описание

Ценностные ориентации и их влияние на выбор профессии рассматривалась как проблема многими специалистами педагогических наук.
Наиболее значимый вклад в профессиональную ориентацию внес Е.А. Климов[17;494]. Он представил классификацию типов профессий в зависимости от взаимоотношения человека и объекта действия в соответствии с разделением профессий, так же он дал классификацию типов классов, отделов, групп профессий. Е.А. Климов рассмотрел наиболее значимые для человека профессии и дал описание каждой из них.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретическая часть.
1. Теоретическое изучение ценностных ориентаций старших школьников подросткого возраста их влияние на выбор профессии.
1.1. Ценностные ориентации и их влияние на выбор профессии………………...8
1.2. Интеллектуально – образовательные, культурные ценности и их влияние
на выбор профессии………………………...……………………………………...11
1.3. Профессиональная ориентация как психолого – педагогическая
проблема…………………………………………………………………………….14
1.4. Факторы, влияющие на профессиональную ориентацию
старших школьников …………………………........................................................18
1.5. Компоненты профессиональной ориентации………………………………..20
1.6. Типы профессий в соответствии с классификацией Е.А. Климова………...22
Выводы……………………………………………………………………………...27
Глава II. Практическая часть.
2. Практическое изучение ценностных ориентаций старших школьников подросткового возраста и их влияние на выбор профессии.
2.1. Анкета 1. Ценностные ориентации старших школьников и их влияние на выбор профессии. Обработка результатов………………………………………..28
2.2. Анкета 2. Выбор типа профессии по Е.А. Климову. Обработка результатов………………………………………………………………………….30
Выводы……………………………………………………………………………...34
Заключение………………………………………………………………………….35
Рекомендации учителю по ценностным ориентациям старших школьников при выборе профессии…………………………………………………………………
Педагогический словарь…………………………………………………………...37
Список литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая готово1.doc

— 375.50 Кб (Скачать)

Следующим типом профессий является «человек – природа». Группа,                для которой характерны профессии: биолог, зоолог, ботаник, лесник, эколог и т.д.

Представители профессий этого типа умеют делать, создавать, корректировать биотические (связанные с жизнью в биологическом смысле этого слова) средства, условия существования и развития людей. Речь идет о растениях, животных, микроорганизмах и условиях их среды как предмете труда (то есть предмете распознания, воздействия, проектирования и построения, сохранения). Они создают условия размножения и развития живых организмов в нужном человеку направлении, контролируют эти процессы и управляют ими. При этом применяются многообразные технические средства, но это подчинено логике биологических закономерностей. Например, тракторист – машинист в сельском хозяйстве – это не просто механик – водитель, но специалист, ориентированный либо на агробиологию, либо на животноводство, в противном случае он не годится для этой работы.

Бережность и аккуратность в отношении к живым объектам – непременное личное качество профессионала.

Работники должны любить природу, «живое» в разных его проявлениях. Их увлекает проникновение в тайны жизни, некоторых влечет к лабораторной работе, а некоторых, к природной обстановке (истинный ботаник, флорист тот, кого тянет в поле, лес, на луг, в экспедицию – пусть с ее бытовой неустроенностью и пр.) [16; 293].

Противопоказаниями для этого типа профессий часто являются слабое здоровье, недостаточное физическое развитие, физические недостатки, препятствующие активной ходьбе (не считая более или менее «сидячего» лаборантского труда), серьезные дефекты зрения, а также отсутствие интереса и особого уважительного отношения к «живому».

Школьники, выбирающие эту профессию должны учитывать основные свои качества: терпение, трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Эту профессию можно получить в высших учебных заведениях.

Следующим типом профессий является «человек – техника». Сущность этой группы заключается в том, что человек работает с техникой. Это профессии, которые связаны с использованием, обслуживанием самых разнообразных технических устройств и в которых технические механизмы играют не второстепенную, подсобную роль, а являются объектом и продуктом труда человека.

Представители профессий этого типа производят (участвуют в производстве) вещественные продукты труда, виды, формы энергии, создают (придумывают и строят) вещественные средства деятельности, многие условия и предметы искусственной среды обитания людей, средства их существования и развития. Они, в частности, создают (поддерживают в рабочем состоянии) машины, механизмы, приборы, обрабатывают разнообразные материалы. Этот тип профессий самый многочисленный и по видимым эффектам деятельности, возможно, самый впечатляющий в том смысле, что нельзя не заметить огромных сооружений, машин, транспортных средств, а также и омертвевших рек, водоемов и целых регионов, где просто нельзя стало жить. Внешне эффектная сторона труда в профессиях данного типа легко заслоняет внутреннее содержание деятельности, сознания работающего человека, а это и есть предмет нашего рассмотрения [17; 263].

Школьники, которые собираются поступать на данные специальности, должны иметь кругозор в области естественных наук и, прежде всего в физике, химии, математике и сопряженных с ними областях научно – технического знания.

Во многих профессиях этого типа противопоказаниями являются нарушения опорно – двигательного аппарата (рук, ног, позвоночника, мышц), не говоря уже о нарушениях органов чувств. В некоторых видах труда требуется немалая физическая выносливость, и соответствующие профессии противопоказаны для женщин – в каждом случае надо специально справляться об этом (у врача, в отделе кадров предприятия).

К этой группе профессий относятся следующие специальности: слесарь, токарь, фрезеровщик, шлифовщик, слесарь – ремонтник, механик, оператор, техник – технолог и др. Эти профессии можно освоить как в профессионально – технических училищах, так и в университетах. При выборе этого типа профессии школьники должны понимать, что свою будущую профессию они связывают с техникой [16; 302].

Следующим типом профессий является «человек – художественный образ». Традиционно труд представителей профессии «человек – художественный образ», а так же область их деятельности называется искусством. В слове «художник» (от старославянского – худо – искусный) воплотилась оценка особенностей мастерства специалистов искусства. Труд представителей художественного профиля нужно рассматривать с многих сторон. Многие профессии, предоставленные в этой группе имеют ту особенность, что процесс создания художественной вещи сплошь и рядом сопряжен с трудом, требующем умений и навыков разных ремесел [17; 271].

В профессиях данного типа мир видится, усматривается работником и волнует его, прежде всего и как некая данность, в которой можно найти, выделить красивое, прекрасное, и как область, которую можно преобразовать и привнести в нее красоту, удобство, волнующую человека форму какого – то содержания.

Представители профессий этого типа умеют воплощать идею или определенное настроение в конкретном, непосредственно воспринимаемом целостном образе, а также оценивать, анализировать это воплощение.

Люди, выбравшие данный тип профессий, опирается на народный опыт, культурное наследие. Но все это ему нужно как свой, обретенный немалыми усилиями «багаж» очень разнообразных знаний – как научных, так и чисто практических. Это и всестороннее знание предметной области (мира красок, форм, звуков, тонкостей организации пространства), и мира прошлой и современной культуры, жизни общества.

Для этого типа профессий характерно развитое эстетическое чувство, чувство красивого. Важно не просто понимать, не «подсчитывать», а непосредственно чувствовать красоту и неповторимость жизненного события, произведения искусства; не только знать, но и чувствовать композиционные принципы в своей области (изобразительное искусство, скульптура, архитектура, музыка, драматическое искусство).

Благодаря труду представителей профессий художественного профиля живет и развивается современная художественная культура мастера. Художественный образ – результат мыслительной познавательно – духовной и практической деятельности человека. К этой группе относятся следующие группы профессий: скульптор, дизайнер, гравер, искусствовед, художник, артист, режиссер и др. [16; 312].

Последним типом профессий является «человек – знаковая система». Для этой группы характерны знаки, знаковые системы. Специалисты, работающие со знаковыми системами находятся на всех направлениях научно – технического прогрессе, у их истоков. Они готовят и хранят информацию, анализируют ее и доводят до потребителя, создают теоретические основы для усовершенствования машин, механизмов, технологических процессов и др. К этой группе относятся следующие профессии: почтальон, телефонист, паспортист, машинистка, астроном, экономист, физик, метролог и др.

Представители профессий этого типа умеют хорошо ориентироваться, разбираться в условных обозначениях, языковых системах (естественных и искусственных), документах, текстах; они создают и перерабатывают тексты, документы, таблицы, формулы, перечни, каталоги каких – либо объектов, чертежи, карты.

Часто  выбирают данную профессию школьники, которые являются любителями книги и чтения, бескорыстно склонные к мысленным сопоставлениям фактов, идей, разысканиям чего – то, пока не ясного или не известного: решатели «кроссвордов». Внешнее же однообразие работы такого человека не только не пугает, но даже несколько привлекает.

Особенности творчества (креативности) представителей этого типа профессий в том, что находчивость, изобретательность, бескорыстная интеллектуальная инициатива, проявляемые в работе, хотя и не имеют признаков зрелищности, но присутствуют и требуются в работе постоянно.

Особенность для представителей этого типа профессий состоит в том, что, очень важна способность сосредоточенно работать в условиях внешних помех, от которых полностью избавиться невозможно; важны такие качества, как способность контролировать ход и правильность своих умственных действий; важны усидчивость, настойчивость, терпение. Важно очень строго следовать принятым правилам действия. Важна умственная работоспособность, физически же труд чаще всего не тяжелый.

Школьники, выбирающие этот тип профессии должны хорошо владеть точными науками. Должны быть такие качества личности как: усидчивость, сосредоточенность, внимательность, аккуратность, ответственность и др. [16; 320].

Таблица 1. Группы профессий и требования предъявляемые к ним.

Группа профессий

Требования к личности

Противопоказания

Человек – человек

Должена уметь руководить группами, коллективами, сообществами людей, уметь учить и воспитывать людей того или иного возраста, осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей человека. У данного человека должна быть развита духовная направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера, его поведения, умение или способность мысленно представить, смоделировать внутренний мир.

Дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физические недостатки (как это ни печально), нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям, отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку – интереса «просто так».

Человек – природа

Должна бережно и аккуратно относиться к живым объектам, любить природу в разных ее проявлениях, у нее должно быть развито терпение и трудолюбие.

Противопоказанием является слабое здоровье, недостаточное физическое развитие, физические недостатки, препятствующие активной ходьбе, серьезные дефекты зрения, а так же отсутствие интереса или особого уважительного отношения к «живому».

Человек – техника

Данная личность должна иметь кругозор в области естественных наук и, прежде всего в физике, химии и математике и сопряженных с ними областях научно – технического знания.

Противопоказаниями являются нарушения опорно – двигательного аппарата, нарушение органов чувств. Данные профессии в большей степени противопоказаны для женщин.

Человек – художественный образ

Должна уметь воплощать идею или определенное настроение в конкретном целостном образе, а так же оценивать, анализировать данное воплощение. Личность должна иметь эстетическое чувство, чувство красоты.

Противопоказанием к данному виду профессий относятся слабое зрение, нарушение опорно – двигательного аппарата.

Человек – знаковая система

Должна любить книги и чтение, бескорыстную склонность к мысленным сопоставлением фактов, идей, разысканием чего – то пока неизвестного, хорошо владеть точными науками. У личности должны быть такие качества как усидчивость, аккуратность, сосредоточенность и т.д.

Противопоказаниями к данному типу профессий является личность с психофизическими отклонениями, нарушением органов зрения, опорно – двигательного аппарата и т.д.


 

Таким образом, школьники, выбирающие дальнейший свой путь, должны  ознакомиться с существующими типами профессий и сделать свой профессиональный выбор с учетом своих личностных особенностей, склонностей и возможностей, состояния здоровья и природных задатков и т.д.

      

 

Выводы.

 

В теоретической части курсовой работы нами были рассмотрены психолого – педагогические теоретические основы вопроса изучения ценностных ориентаций и их влияние на выбор профессии. В науке даются различные понятия ценности и ценностной ориентации, что свидетельствует об актуальности данной проблемы. В свою очередь нами были рассмотрены общечеловеческие ценности, которые формируются на протяжении всей жизни человека и ценности, которые формируются в школьный период. Так были выделены следующие две группы ценностей:

1. интеллектуально – образовательные, которые формируются во время  интеллектуального становления  личности школьника;

2. культурные ценности, которые формируются на протяжении всей жизни человека;

Было показано, как эти ценности влияют на выбор профессии у старших школьников.

Так же необходимо отметить, что на выбор профессии оказывают влияние субъективные и объективные факторы.

 Выделены компоненты профессиональной ориентации старших школьников: профессиональное просвещение (профинформация), профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация. Если упустить один из этих компонентов, то ученики не получат полных сведений о своей будущей профессии.

Для выбора профессии нами изучена классификация типов профессий по Е.А. Климову, для того, чтобы школьники лучше разбирались в своей будущей профессии. Таким образом, видно, что ценностные ориентации напрямую влияют на выбор профессии у старших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Практическая часть.

 

2. Практическое изучение  ценностных ориентаций старших  школьников и их влияние на  выбор профессии.

 

2.1. Анкета 1. Ценностные ориентации  старших школьников подросткового возраста и их влияние на выбор профессии. Обработка результатов.

 

В школе № 153 в 9А классе нами проведено тестирование по изучению ценностных ориентации старших школьников.

Цель исследования:

Информация о работе Изучение ценностных ориентаций и их влияние на выбор профессии