Изучение ценностных ориентаций и их влияние на выбор профессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2015 в 00:41, реферат

Краткое описание

Ценностные ориентации и их влияние на выбор профессии рассматривалась как проблема многими специалистами педагогических наук.
Наиболее значимый вклад в профессиональную ориентацию внес Е.А. Климов[17;494]. Он представил классификацию типов профессий в зависимости от взаимоотношения человека и объекта действия в соответствии с разделением профессий, так же он дал классификацию типов классов, отделов, групп профессий. Е.А. Климов рассмотрел наиболее значимые для человека профессии и дал описание каждой из них.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретическая часть.
1. Теоретическое изучение ценностных ориентаций старших школьников подросткого возраста их влияние на выбор профессии.
1.1. Ценностные ориентации и их влияние на выбор профессии………………...8
1.2. Интеллектуально – образовательные, культурные ценности и их влияние
на выбор профессии………………………...……………………………………...11
1.3. Профессиональная ориентация как психолого – педагогическая
проблема…………………………………………………………………………….14
1.4. Факторы, влияющие на профессиональную ориентацию
старших школьников …………………………........................................................18
1.5. Компоненты профессиональной ориентации………………………………..20
1.6. Типы профессий в соответствии с классификацией Е.А. Климова………...22
Выводы……………………………………………………………………………...27
Глава II. Практическая часть.
2. Практическое изучение ценностных ориентаций старших школьников подросткового возраста и их влияние на выбор профессии.
2.1. Анкета 1. Ценностные ориентации старших школьников и их влияние на выбор профессии. Обработка результатов………………………………………..28
2.2. Анкета 2. Выбор типа профессии по Е.А. Климову. Обработка результатов………………………………………………………………………….30
Выводы……………………………………………………………………………...34
Заключение………………………………………………………………………….35
Рекомендации учителю по ценностным ориентациям старших школьников при выборе профессии…………………………………………………………………
Педагогический словарь…………………………………………………………...37
Список литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая готово1.doc

— 375.50 Кб (Скачать)

– изучить ценности старших школьников;

– определить важность тех или иных ценностей для старших школьников;

–  выяснить, как культурные и интеллектуальные ценности влияют на выбор профессии у старших школьников.

Методика проведения: школьникам  9А класса была предложена анкета в виде таблицы, в которой были представлены 18 ценностей: активная жизнедеятельность, жизненная мудрость, здоровье, интересная работа, красота природы и искусства, материальное обеспечение жизни, хорошие и надежные друзья, общественное признание, интеллектуальное развитие, максимальное использование своих возможностей и сил, постоянное физическое и духовное самоусовершенствование, развлечение, свобода, счастливая семейная жизнь, счастье других людей, творчество, уверенность. Ученикам необходимо было расставить данные ценности в той последовательности, которая является наиболее важной для них (см. таблицу на стр. 36).

Анализ результатов. Каждой ценности ученик определил свое ранговое место, затем  были просуммированы данные ранговые места по каждой из 18 ценностей. Каждая ценность набрала определенную сумму баллов и та сумма баллов, которая оказалась меньшей, та и является наиболее значимой для школьников. В курсовой работе нами были проанализированы ценности каждого школьника.

  1. Митько Л.Г.. Для нее наиболее значимыми ценностями являются: материальное обеспечение жизни (1-е  место), счастливая семейная жизнь (2-е место), любовь (3-е место). Тестируемая поставила интересную работу на 4-е место, тем самым показала, что стремиться найти работу, которой ей будет интересно заниматься. Рассматриваемые нами культурные и интеллектуально – образовательные ценности Митько Л.Г. поставила на 16-е и 7-е место. Это говорит о том, что она не стремиться развивать свои интеллектуальные и культурные способности, которые свидетельствуют о малой заинтересованности в приобретении новых знаний и культурном развитии. Так же необходимо отметить, что для нее материальные ценности преобладают над духовными, культурными и интеллектуально – образовательными.
  2. Бондарь Ю.И. Для нее самым главным является здоровье, хорошие и надежные друзья и любовь (1-е, 2-е, 3-е место). На 5-м месте у нее находится материальное обеспечение, но интеллектуальное развитие, которое может влиять на него, отнесла на 9-е место, что свидетельствует о стремлении к получению профессии, которая ее удовлетворяла бы только материально, а не духовно. Таким образом, видно, что у Бондарь Ю.И. материальные ценности преобладают над интеллектуальными.
  3. Полудо П.В. Для него наиболее значимыми являются ценности здоровье, интересная работа и красота природы и искусства (1-е, 2-е, 3-е место). Видно, что культурные ценности, которые мы изучаем, находятся на 3-м месте, что свидетельствует о высоком культурном развитии ученика. Он стремиться к получении интересной работы (2-е место), но не прикладывает усилий в своем интеллектуальном развитии (13-е место) для ее получения. Таким образом, видно, что культурные ценности являются у данного ученика доминирующими, а интеллектуальные занимают незначительное место в его жизни.
  4. Кривец И.А. Для нее самыми главными ценностями являются хорошие и надежные друзья, любовь, интеллектуальное развитие (1-е, 2-е, 3-е место). Видно, что для это школьника самое главное его интеллектуальное развитие, что свидетельствует ее умственному развитию. Для нее преобладающими являются ценности: счастье семейной жизни и счастье других людей. Это свидетельствует о ее духовном развитии. Изучаемые нами культурные ценности Кривец И.А. поставила на 13-е место, что свидетельствует об отсутствии интереса к культурному развитию. Таким образом, видно, что у этого школьника идет преобладание интеллектуальных и духовных ценностей над культурными.
  5. Горская  Е.Г.. Для нее наиболее значимыми ценностями являются постоянное физическое и духовное самоусовершенствование, хорошие и надежные друзья и свобода (1-е, 2-е, 3-е место). У нее в данный момент преобладают духовные ценности. Так же можно отметить, что для нее являются значимыми интеллектуальные ценности, что говорит о том, что она заинтересована в получении знаний, а это говорит о том, что человек в будущем хочет получить хорошую работу. Исследуемые нами культурные ценности находятся на 11-м месте, что свидетельствует о низком культурном развитии человека. Таким образом, видно, что духовные ценности у нее преобладают над интеллектуальными и культурными ценностями.
  6. Андреева А.С.. Для нее значимыми ценностями являются здоровье, жизненная мудрость и любовь. Видно, что она выбрала материальные ценности. В среднем можно сказать, что она стремиться к интеллектуальному, духовному и культурному развитию (5-е, 6-е, 8-е места). Видно, что материальные ценности преобладают над культурными и интеллектуальными.
  7. Перкановский А.П.. для него самыми главными ценностями являются здоровье, хорошие и надежные друзья, интеллектуальное развитие (1-е, 2-е, 3-е место). Он стремиться получить интересную работу (4-е место), благодаря своему интеллектуальному развитию, но так чтобы эта работа высоко оценивалась материально (6-е место). Так же необходимо отметить, что нами изучаемые культурные ценности находятся на 11-м месте и это говорит о низком культурном развитии ученика. Таким образом, видно, что интеллектуальное развитие преобладает над культурным.
  8. Чернейко О.В.. Для нее наиболее значимыми ценностями являются свобода, любовь, счастливая семейная жизнь (1-е, 2-е, 3-е места). Ценности, которые нами исследовались у нее находятся на последних местах. Интеллектуальное развитие (14-е место) и культурное развитие (17-е место).  Это свидетельствует о низком уровне развития ребенка.
  9. Олешкевич И.И.. Для него наиболее значимыми ценностями являются интеллектуальное развитие, здоровье и любовь (1-е, 2-е, 3-е места). Видно, что он развивает свои интеллектуальные способности для получения будущей профессии. Так же можно отметить, что культурные ценности занимают 4-е ранговое место. Это говорит о том, что интеллектуальные и культурные ценности у данного ученика преобладают над всеми остальными ценностями.
  10. Зорин А.Д.. Для него наиболее значимыми являются ценности здоровье, материальное обеспечение жизни и интересная работа (1-е, 2-е, 3-е места). Видно, что он стремиться к получению хорошей работы и материальному обеспечению, но он не занимается совершенствованием своего интеллектуального развития (15-е место). Таким образом, видно, что материальные ценности у данного школьника преобладают над интеллектуальными и культурными.
  11. Коротченя А.В.. Для него наиболее значимыми ценностями являются здоровье, материальное обеспечение жизни и уверенность (1-е, 2-е, 3-е места). Видно, что интеллектуальные ценности у него находятся на 6-м месте. Из этого видно, что он отдает предпочтение интеллектуальным ценностям для будущего материального накопления. Исследуемым культурным ценностям он не уделяет особого внимания для их развития (16-е место). Таким образом, мы видим преобладание материальных и интеллектуальных ценностей над культурными.
  12. Банкович С.И.. Для него преобладающими ценностями являются активная жизнедеятельность, здоровье и интеллектуальное развитие (1-е, 2-е, 3-е места). Видно, что человек стремиться развить свои интеллектуальные возможности для получения будущей профессии. Изучаемые нами культурные ценности занимают 11-е место, что свидетельствует о низком культурном развитии ученика. Таким образом, видно, что у данного ученика идет преобладание интеллектуальных ценностей над культурными.
  13. Вечерская А.П.. Для нее наиболее главными ценностями являются материальное обеспечение жизни, здоровье и хорошие и надежные друзья (1-е, 2-е, 3-е места), а интеллектуальные и культурные ценности занимают 16-е и 18-е место, что свидетельствует о преобладании материальных ценностей над культурными и интеллектуальными.
  14. Сивая Д.В.. Для нее наиболее значимыми ценностями являются здоровье, материальное обеспечение и любовь (1-е, 2-е, 3-е места). Так как, интеллектуальные и культурные ценности занимают 11-е и 13-е места, то это говорит о том, что этого человека волнует только его материальное обеспечение и никак не интеллектуальное и культурное развитие и получение будущей профессии.
  15. Корецкая Н.В.. Для нее наиболее значимыми ценностями являются: счастливая семейная жизнь, материальное обеспечение жизни, любовь (1-е, 2-е, 3-е места). Это говорит о том, что Корецкая Н.В. выбирает материальные ценности, но немаловажное место отводит она интеллектуальному развитию (6-е место), так же интересная работа (8-е место), что говорит о стремлении человека к выбору будущей профессии. Так же значимыми являются духовные ценности (7-е место), а вот культурные занимают лишь 10-е место, что говорит о низкой культуре тестируемой. Таким образом, интеллектуальные, духовные и материальные ценности преобладают над культурными.
  16. Гусаченок С.А.. Для него наиболее значимыми ценностями являются: жизненная мудрость, любовь и хорошие и надежные друзья (1-е, 2-е, 3-е места), что свидетельствует о материальных потребностях и о низком интеллектуальном развитии. Необходимо отметить, что значимыми так же являются ценности такие как общественное признание и уверенность (4-е и 5-е места), что говорит об уверенности и целеустремленности в будущем. А вот духовные, культурные и интеллектуальные (11-е, 12-е, 17-е места) занимают последние места в его ранговой таблице, что свидетельствует о низком развитии человека. Таким образом, материальные ценности преобладают над культурными и интеллектуальными ценностями.
  17. Данилович Т.С.. Значимыми ценностями для нее являются, здоровье, счастливая семейная жизнь, уверенность (1-е, 2-е, 3-е места). Это свидетельствует о том, что человек будет хорошим семьянином, но тестируемая не заботится о своем будущем профессиональном становлении, так как культурные, интеллектуальные и духовные ценности являются не значимыми в ее жизни. Тестируемую в первую очередь заботят только материальные ценности. Таким образом, можно сделать вывод, что материальные ценности преобладают над культурными и интеллектуальными.
  18. Иващенко Д.П.. Главными ценностями у тестируемого являются постоянное физическое и духовное самоусовершенствование, здоровье и интеллектуальное развитие (1-е, 2-е, 3-е места). Это говорит о том, что у человека есть цель в получении знаний и значит получение престижной профессии. А вот культурные ценности занимают 16-е место. Это говорит о том, что человек культурно бедный. Таким образом, у тестируемого преобладают интеллектуальные и духовные ценности над материальными и культурными.
  19. Кривощекий А.Ф.. Основными ценностями для него являются: постоянное физическое и духовное самоусовершенствование, здоровье, максимальное использование своих возможностей (1-е, 2-е, 3-е места). Это говорит о том, что этот человек целеустремлен, а так же у него есть духовная подпитка из вне. Интеллектуальные и культурные ценности являются незначительными в жизни тестируемого. Наиболее значимыми являются для него развлечения. Это говорит о том, что он не задумывается о выборе будущей профессии. Таким образом, духовные ценности преобладают над культурными и интеллектуальными.
  20. Сороговец А.А.. Значимыми ценностями для нее являются: счастливая семейная жизнь, свобода, хорошие и надежные друзья (1-е, 2-е, 3-е места). Это говорит о том, что у  человека мало свободы в данной момент и он стремиться ее завоевать. Ребенок заботиться о своей будущей стабильности в семейной жизни. Так же немаловажное место в ее жизни занимают интеллектуальные ценности (5-е место), которые свидетельствуют о развитии умственной деятельности человека. В данный момент тестируемая задумывается о выборе профессии, так как немаловажным аспектом ее будущей деятельности является выбор интересной работы (7-е место). Изучаемые нами культурные ценности находятся на 16-м месте и это говорит о том, что она не заботиться о своем культурном развитии. Таким образом, интеллектуальные ценности преобладают над культурными.
  21. Бабкова Е.М.. Основными ценностями являются: счастливая семейная жизнь, интересная работа, материальное обеспечение жизни. Первое место занимают у нее материальные ценности, а затем следуют интеллектуальные и культурные (4-е и 18-е места). В данный момент она думает о деньгах, а не о способе их получения. Было выявлено, что тестируемая думает о своей будущей профессии, но ее заботит только та, которая материально обеспечена. Таким образом, материальные ценности преобладают над интеллектуальными и культурными.
  22. Дрозд Е.Р.. Его основными ценностями являются: свобода, активная жизнедеятельность и здоровье (1-е, 2-е, 3-е места). Этот человек заботиться о своем внешнем имидже и никогда не стоит на месте. Для него главным является как материальное обеспечение (4-е место), так и общественное признание, а ведь все это достигается благодаря развитию интеллекта у человека, которое у него занимает лишь 10-е место. Для него немаловажными являются культурные ценности. Таким образом, материальные ценности преобладают над интеллектуальными и культурными.
  23. Вербицкая Д.Ю.. Для нее наиболее значимыми ценностями являются: счастливая семейная жизнь, хорошие и надежные друзья и любовь (1-е, 2-е, 3-е места). Нами было выявлено, что для нее главным является семейный очаг, а не культурное и интеллектуальное развитие, которое занимает лишь 11-е и 18-е место. Это свидетельствует о том, что человека не интересует ее умственное развитие. Для нее самое главное это ее материальное обеспечение. Таким образом, материальные ценности преобладают над интеллектуальными и культурными ценностями.
  24. Бурый А.В.. Для него наиболее значимыми ценностями являются: активная жизнедеятельность, общественное признание и материальное обеспечение жизни (1-е, 2-е, 3-е места). Для тестируемого самое главное добиться признания, стать великим человеком и при этом еще материально обеспеченно жить. Но ведь этого не будет пока человек не покажет свои интеллектуальные возможности, свою эрудицию и в этом случае материальные ценности преобладают над культурными и интеллектуальными.
  25. Карапетян И.В.. Для нее наиболее значимыми ценностями являются: здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь (1-е, 2-е, 3-е места).. Это свидетельствует о том, что ее волнует только личное семейное благополучие. Так же немаловажным для нее является выбор работы (4-е место), а это говорит  о том, что человек стремиться получить хорошую работу, но только если будет развит интеллектуально. У тестируемой интеллектуальнее развитие занимает лишь 16-е место. Таким образом, видно, что человек хочет интересную работу но не стремиться е получить.
  26. Черный Д.С.. Для него наиболее значимыми ценностями являются: активная жизнедеятельность, здоровье и интеллектуальное развитие (1-е, 2-е, 3-е места). На ряду с интеллектуальными ценностями он ставит развлечения и  свободу, что в будущем позволит стать ему независимым, а вот культурные ценности занимают 10-е место, что говорит о низком его культурном развитии. Таким образом интеллектуальные ценности преобладают над культурными и материальными.
  27. Кипель А.В.. Для нее наиболее значимыми ценностями являются: здоровье, уверенность и любовь (1-е, 2-е, 3-е места). Главным для нее являются индивидуальные способности, а интеллектуальные и культурные занимают второстепенное место. Это говорит о том, что человек не ставит для себя определенных целей, ее не интересует будущая профессия и она не занимается своим самовоспитанием. Таким образом, индивидуальные ценности у тестируемой преобладают над интеллектуальными и культурными ценностями.
  28. Ганичева В.А.. Для этого человека главными ценностями являются: хорошие и надежные друзья, любовь и здоровье (1-е, 2-е, 3-е места). Без этих особенностей не может существовать любой человек, но все же он должен развиваться и в других направлениях. Так же для нее немаловажное значение имеют культурные и материальные ценности, которые свидетельствуют о ее высоком развитии. Это говорит о том, что человек хочет лучшей обеспеченной жизни, но ведь деньги зарабатываются благодаря интеллектуальным способностям, которые у нее всего лишь на 11-м месте. Таким образом, видно преобладание материальных и культурных ценностей.
  29. Строева Т.В.. Для нее наиболее значимыми ценностями являются: здоровье, любовь и красота природы и искусства (1-е, 2-е, 3-е места). Характерным для нее является творчество, уверенность в своих силах. Это говорит о том, что человек целеустремленный, творческая натура. Так же для тестируемой немаловажными являются и интеллектуальные ценности, которые свидетельствуют о развитии ее умственной деятельности, а вот материальные ценности не являются главными для нее. Таким образом, интеллектуальное и культурное развитие преобладает над материальным.
  30. Стриго Е.В.. Для него являются наиболее значимыми ценности: счастливая семейная жизнь, интеллектуальное развитие и любовь (1-е, 2-е, 3-е места). Он понимает, что благодаря интеллектуальному развитию можно добиться больших высот в нашем обществе. Это, значит, получить хорошее образование и материальное обеспечение, но вот культурные ценности не занимают главного места в его жизни (13-е место). Таким образом, видно, что интеллектуальные ценности преобладают над материальными и культурными.

 

Таблица 1. Ценностные ориентации старших школьников.

Ф.И.О.

Ценности

   

Активная жизнедеятельность

Жизненная мудрость

Здоровье

Интересная работа

Красота природы и искусства

Любовь

Материальное обеспечение жизни

Хорошие и надежные друзья

Общественное признание

Интеллектуальное развитие

Максимальное использование своих возможностей

Постоянное физическое и духовное самоусовершенствование

Развлечение

Свобода

Счастливая семейная жизнь

Счастье других людей

Творчество

Уверенность

1

Митько Л.Г.

13

14

5

4

18

3

1

6

15

7

10

8

11

9

2

16

12

17

2

Бондарь Ю.И.

12

6

1

10

17

3

5

2

11

9

15

16

8

7

4

18

14

13

3

Полудо П.В.

6

8

1

2

3

9

12

10

15

13

11

14

16

4

7

18

17

5

4

Кривец И.А.

8

7

6

14

13

2

17

1

16

3

12

9

18

10

4

5

15

11

5

Горская Е.Г.

17

18

7

14

11

5

10

2

13

6

8

1

15

3

4

9

16

12

6

Андреева А.С.

13

2

1

9

8

3

15

4

17

5

7

6

18

16

12

11

14

10

7

Перкановский А.П.

18

17

1

4

11

5

6

2

14

3

13

12

15

7

8

16

10

9

8

Чернейко О.В.

5

15

6

16

17

2

7

4

8

14

12

9

10

1

3

13

18

11

9

Олешкевич И.И.

17

16

2

12

4

3

5

6

13

1

9

10

11

7

8

18

14

15

10

Зорин А.Д.

11

10

1

3

9

12

2

13

14

15

5

8

16

17

4

18

7

6

11

Коротченя А.В.

4

14

1

9

16

15

2

5

10

6

11

13

7

12

8

18

17

3

12

Банкович С.И.

1

18

2

11

12

13

14

15

7

3

4

5

6

10

9

17

16

8

13

Вечерская А.П.

12

15

2

8

18

9

1

3

4

16

11

13

10

5

6

17

14

7

14

Сивая Д.В.

14

12

1

8

13

3

2

4

10

11

9

15

5

16

6

18

17

7

15

Корецкая Н.В.

11

12

4

8

10

3

2

5

9

6

13

7

14

17

1

16

15

18

16

Гусаченок С.А.

7

1

8

6

12

2

9

3

4

17

13

11

10

18

14

16

15

5

17

Данилович Т.С.

15

11

1

7

16

4

5

8

10

12

17

18

9

13

3

14

12

2

18

Иващенко Д.П.

8

14

2

7

16

6

15

5

12

3

13

1

18

4

9

17

10

11

19

Кривощекий А.Ф.

5

10

2

11

14

9

8

7

12

6

3

1

4

15

17

18

16

13

20

Сороговец А.А.

14

13

6

7

16

4

8

3

12

5

11

17

18

2

1

15

10

9

21

Бобкова Е.М.

14

17

6

2

18

5

3

8

10

4

15

16

9

7

1

14

11

12

22

Дрозд Е.Р.

2

18

3

6

7

8

4

9

5

10

11

12

13

1

14

15

16

17

23

Вербицкая Д.Ю.

9

15

4

5

11

3

8

2

7

18

17

16

12

10

1

14

6

13

24

Бурый А.В.

1

16

15

8

14

11

3

13

2

10

4

5

6

7

17

12

18

9

25

Карапетян И.В.

13

12

1

4

14

3

18

10

15

16

5

9

7

6

2

17

11

8

26

Черный Д.С.

1

8

2

9

10

11

12

13

14

3

4

5

6

7

15

16

17

18

27

Кипель А.В.

18

7

1

11

13

3

6

5

10

12

17

16

9

4

8

14

15

2

28

Ганичева В.А.

10

9

3

8

7

2

6

1

18

11

17

16

5

4

12

15

14

13

29

Строева Т.В.

11

10

1

12

3

2

9

8

13

7

10

17

14

15

4

18

5

6

30

Стриго Е.В.

15

5

6

14

13

3

16

4

18

2

17

12

11

7

1

8

10

9

 

Сумма баллов

305

350

102

249

367

166

231

181

338

254

324

318

331

261

205

451

402

299

 

Ранговое место

10

15

1

6

16

2

5

3

14

7

12

11

13

8

4

18

17

9


Необходимо отметить, что в данном классе у 93 % учеников благополучные семьи и у 74 % родителей высокий уровень образованности, благодаря которому они имеют высокий материальный достаток. Исходя из своего уровня образованности родители учеников данного класса стремятся, чтобы их дети получили хорошее образование.

Нами было выявлено, что большинство школьников стремятся к материальному накоплению, так как наш век связан с денежным эквивалентом, за который можно купить все. Но все же интеллектуальные и культурные ценности для большинства школьников небезразличны, ведь они понимают, что только благодаря свом умственным и культурным способностям человек сможет получить хорошее образование, выбрать профессию по душе.

     В процессе исследования  была зафиксирована иерархия ценностей школьников. Из данных анкеты представленных в таблице 1 на стр. 36 видно, что наиболее значимыми жизненными ценностями современных школьников являются, на первом месте – здоровье (1,98 %), на втором месте – любовь (3,23 %) и на третьем месте – хорошие и надежные друзья (3,52 %), которые не относятся к интеллектуальным и культурным ценностям. По результатам анкеты школьники равнодушны к культурным ценностям: творчеству (7,87 %), красоты природы и искусству (7,14 %) (16, 17-е место), которые являются основными при выборе профессии. Необходимо отметить, что интересная работа (4,85 %) и  интеллектуальное развитие (4,94 %) занимают 6-е и 7-е место. Это говорит о том, что современных школьников волнует вопрос выбора профессии. Из занимаемого места интеллектуальными ценностями видно, что не для всех школьников данные ценности являются наиболее значимыми для выбора профессии, но большинство из них стремятся овладеть теми знаниями, которые им дает школа для поступления в высшие учебные заведения.   

 

ДИАГРАММА2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Так же, необходимо отметить, что некоторые из школьников (Митько Л.Г., Олешкевич И.И., Корецкая Н.В., Дрозд Е.Р., Черный Д.С.) полностью не могут использовать свой потенциал из – за неуверенности в своих сила, что препятствует достижению их профессиональных высот, другие же (Зорин А.Д., Вечерская А.П., Гусаченок С.А., Вербицкая Д.Ю., Карапетян И.В.) просто не заинтересованы в получении знаний.

Таким образом, по данным анкеты видно, что школьники в первую очередь отдают предпочтение материальным ценностям, а не культурным и интеллектуальным. Это связано с тем, что школьники не понимают, что их материальное обеспечение и положение, которое они займут в обществе  напрямую связано с интеллектуальными и культурными ценностями.

 

 

2.2. Анкета 2. Выбор типа профессии по Е.А. Климову. Обработка результатов.

 

На основе типов профессии по классификации Е.А. Климова, рассмотренной в теоретической части курсовой работы, проведено тестирование в данной школе с учениками 9А класса.

Цель исследования:

–  выявить, какой из пяти типов профессий является наиболее значимым для данного исследуемого класса;

– помочь школьникам в определении своих склонностей к тому или иному типу профессии.

Методика проведения. В 9А классе была предложена анкета, которая содержала в себе десять вопросов. В каждом вопросе находилось по два варианта ответа. Ученикам необходимо было выбрать из двух предложенных ответов один в соответствии с их личностными потребностями. К ответу, который соответствовал их интересам, необходимо было поставить стрелочку.

Анализ результатов: было представлено ученикам пять типов профессий в соответствии с рассмотренной классификацией. Каждому типу профессий соответствовали определенные ответы. К профессии типа человек – человек относились следующие ответы: помогать больным людям и лечить их; доводить товары для потребителя (рекламировать, продавать); тренировать товарищей в выполнении каких – либо действий (трудовых, учебных, спортивных); сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии); разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать; оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах и ожогах; принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение; организовывать культпоходы сверстников, экскурсии, туристические походы. К профессии типа человек – природа относились следующие ответы: ухаживать за животными; следить за состоянием, развитием растений; выращивать молодняк; лечить животных; выводить новые сорта растений; наблюдать и изучать жизнь микроорганизмов; делать лабораторные анализы в больнице; вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада. К профессии типа человек – знаковая система относились следующие ответы: составлять таблицы, схемы, программы ЭВМ; следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок; искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках; выполнять вычисление, расчеты; разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок); составлять точное описания – отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах; заниматься черчением, копировать чертежи, карты. К профессии типа человек – техника относились следующие ответы: обслуживать машины приборы; обрабатывать материалы; управлять каким – либо грузовым средством – подъемным краном, трактором; ремонтировать вещи, изделия, жилище; обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты; осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов; изготавливать по чертежам детали, изделия, строить здания; работать на клавишных машинках. К профессии типа человек – художественный образ относились следующие ответы: обсуждать научно – популярные книги, статьи; обсуждать художественные книги; копировать рисунки, изображения; художественно оформлять выставки витрины; конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий; наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности; художественно описывать, изображать события; красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий; играть на сцене и принимать участие в концертах.

При ответе на вопрос каждый тип профессии набирал определенное количество баллов. Каждый ученик набрал баллы, сумма которых ровнялась 20.  Набранные баллы, исходя из полученных ответов соответствовали определенным типам профессий. Затем, баллы, набранные каждым типом профессий были просуммированы.  Тип профессии, который набрал наибольшую сумму баллов, тот и является наиболее значимым для школьников этого класса. Обработанные результаты данной анкеты представлены в таблице 2 «Типы профессий» на стр.41.

Диаграмма 2

Для обработки данных и их анализа все ученики нами были объединены в пять групп.

Первая группа человек – природа, удельный вес, которой занимает 20 % от общей суммы и занимающая в ранговой таблице 3-е место. К этому типу профессий были выявлены склонности у следующих учеников: Корецкая Н.В., Горская Е.Г., Бондарь Ю.И., Кипель А.В., Бурый А.В., Банкович С.И., Перкановский А.П.. Для этих учеников характерно такое качество, как терпение, трудолюбие и бережное отношение к живому объекту, и любовь к природе.

Вторая группа человек – техника, удельный вес, которой занимает 14,83 % от общей суммы и занимающая в ранговой таблице 5-е место. К этому типу профессий были выявлены склонности у следующих учеников: Ганичева В.А., Иващенко Д.П., Кривец И.А., Стриго Е.В., Бурый А.В., Кривощекий А.Ф.. Для этих учеников характерны то, что они любят работать с техникой и заниматься ее обслуживанием. Данные школьники имеют большой кругозор в области естественных наук а прежде всего в физике, математике, химии и сопряженных с ними областях научно технического знания.

Третья группа человек – человек, удельный вес которой, занимает 23 % от общей суммы и занимающая в ранговой таблице 2-е место. К этому типу профессий были выявлены склонности у следующих учеников: Сороговец А.А., Данилович Т.С., Чернейко О.В., Стриго Е.В., Кипель А.В., Кривощекий А.Ф., Черный Д.С.. Для этих учеников характерно такое качества, как налаживание контакта с людьми, доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию. Они общительны и легко сходятся с людьми.

Четвертая группа человек – знаковая система, удельный вес которой, занимает 16,83 % от общей суммы и занимающая в ранговой таблице 4-е место. К этому типу профессий были выявлены склонности у следующих учеников: Олешкевич И.И., Стриго Е.В., Вербицкая Д.Ю., Кривощекий А.Ф., . У этих учеников были выявлены склонности к знакам и знаковой системе, так же они являются любителями книг и чтения, бескорыстно склонные к мысленным сопоставлениям фактов, идей, разысканием чего – то, они умеют сосредоточенно работать в условиях внешних помех и владеют такими качествами, как усидчивость, настойчивость, терпение. Эти ученики хорошо ориентируются, разбираются в условных обозначениях, языковых системах, текстах, документах.

Информация о работе Изучение ценностных ориентаций и их влияние на выбор профессии