Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2015 в 00:41, реферат
Ценностные ориентации и их влияние на выбор профессии рассматривалась как проблема многими специалистами педагогических наук.
Наиболее значимый вклад в профессиональную ориентацию внес Е.А. Климов[17;494]. Он представил классификацию типов профессий в зависимости от взаимоотношения человека и объекта действия в соответствии с разделением профессий, так же он дал классификацию типов классов, отделов, групп профессий. Е.А. Климов рассмотрел наиболее значимые для человека профессии и дал описание каждой из них.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретическая часть.
1. Теоретическое изучение ценностных ориентаций старших школьников подросткого возраста их влияние на выбор профессии.
1.1. Ценностные ориентации и их влияние на выбор профессии………………...8
1.2. Интеллектуально – образовательные, культурные ценности и их влияние
на выбор профессии………………………...……………………………………...11
1.3. Профессиональная ориентация как психолого – педагогическая
проблема…………………………………………………………………………….14
1.4. Факторы, влияющие на профессиональную ориентацию
старших школьников …………………………........................................................18
1.5. Компоненты профессиональной ориентации………………………………..20
1.6. Типы профессий в соответствии с классификацией Е.А. Климова………...22
Выводы……………………………………………………………………………...27
Глава II. Практическая часть.
2. Практическое изучение ценностных ориентаций старших школьников подросткового возраста и их влияние на выбор профессии.
2.1. Анкета 1. Ценностные ориентации старших школьников и их влияние на выбор профессии. Обработка результатов………………………………………..28
2.2. Анкета 2. Выбор типа профессии по Е.А. Климову. Обработка результатов………………………………………………………………………….30
Выводы……………………………………………………………………………...34
Заключение………………………………………………………………………….35
Рекомендации учителю по ценностным ориентациям старших школьников при выборе профессии…………………………………………………………………
Педагогический словарь…………………………………………………………...37
Список литературы………………………………………………………
– изучить ценности старших школьников;
– определить важность тех или иных ценностей для старших школьников;
– выяснить, как культурные и интеллектуальные ценности влияют на выбор профессии у старших школьников.
Методика проведения: школьникам 9А класса была предложена анкета в виде таблицы, в которой были представлены 18 ценностей: активная жизнедеятельность, жизненная мудрость, здоровье, интересная работа, красота природы и искусства, материальное обеспечение жизни, хорошие и надежные друзья, общественное признание, интеллектуальное развитие, максимальное использование своих возможностей и сил, постоянное физическое и духовное самоусовершенствование, развлечение, свобода, счастливая семейная жизнь, счастье других людей, творчество, уверенность. Ученикам необходимо было расставить данные ценности в той последовательности, которая является наиболее важной для них (см. таблицу на стр. 36).
Анализ результатов. Каждой ценности ученик определил свое ранговое место, затем были просуммированы данные ранговые места по каждой из 18 ценностей. Каждая ценность набрала определенную сумму баллов и та сумма баллов, которая оказалась меньшей, та и является наиболее значимой для школьников. В курсовой работе нами были проанализированы ценности каждого школьника.
Таблица 1. Ценностные ориентации старших школьников.
№ |
Ф.И.О. |
Ценности | |||||||||||||||||
Активная жизнедеятельность |
Жизненная мудрость |
Здоровье |
Интересная работа |
Красота природы и искусства |
Любовь |
Материальное обеспечение жизни |
Хорошие и надежные друзья |
Общественное признание |
Интеллектуальное развитие |
Максимальное использование своих возможностей |
Постоянное физическое и духовное самоусовершенствование |
Развлечение |
Свобода |
Счастливая семейная жизнь |
Счастье других людей |
Творчество |
Уверенность | ||
1 |
Митько Л.Г. |
13 |
14 |
5 |
4 |
18 |
3 |
1 |
6 |
15 |
7 |
10 |
8 |
11 |
9 |
2 |
16 |
12 |
17 |
2 |
Бондарь Ю.И. |
12 |
6 |
1 |
10 |
17 |
3 |
5 |
2 |
11 |
9 |
15 |
16 |
8 |
7 |
4 |
18 |
14 |
13 |
3 |
Полудо П.В. |
6 |
8 |
1 |
2 |
3 |
9 |
12 |
10 |
15 |
13 |
11 |
14 |
16 |
4 |
7 |
18 |
17 |
5 |
4 |
Кривец И.А. |
8 |
7 |
6 |
14 |
13 |
2 |
17 |
1 |
16 |
3 |
12 |
9 |
18 |
10 |
4 |
5 |
15 |
11 |
5 |
Горская Е.Г. |
17 |
18 |
7 |
14 |
11 |
5 |
10 |
2 |
13 |
6 |
8 |
1 |
15 |
3 |
4 |
9 |
16 |
12 |
6 |
Андреева А.С. |
13 |
2 |
1 |
9 |
8 |
3 |
15 |
4 |
17 |
5 |
7 |
6 |
18 |
16 |
12 |
11 |
14 |
10 |
7 |
Перкановский А.П. |
18 |
17 |
1 |
4 |
11 |
5 |
6 |
2 |
14 |
3 |
13 |
12 |
15 |
7 |
8 |
16 |
10 |
9 |
8 |
Чернейко О.В. |
5 |
15 |
6 |
16 |
17 |
2 |
7 |
4 |
8 |
14 |
12 |
9 |
10 |
1 |
3 |
13 |
18 |
11 |
9 |
Олешкевич И.И. |
17 |
16 |
2 |
12 |
4 |
3 |
5 |
6 |
13 |
1 |
9 |
10 |
11 |
7 |
8 |
18 |
14 |
15 |
10 |
Зорин А.Д. |
11 |
10 |
1 |
3 |
9 |
12 |
2 |
13 |
14 |
15 |
5 |
8 |
16 |
17 |
4 |
18 |
7 |
6 |
11 |
Коротченя А.В. |
4 |
14 |
1 |
9 |
16 |
15 |
2 |
5 |
10 |
6 |
11 |
13 |
7 |
12 |
8 |
18 |
17 |
3 |
12 |
Банкович С.И. |
1 |
18 |
2 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
7 |
3 |
4 |
5 |
6 |
10 |
9 |
17 |
16 |
8 |
13 |
Вечерская А.П. |
12 |
15 |
2 |
8 |
18 |
9 |
1 |
3 |
4 |
16 |
11 |
13 |
10 |
5 |
6 |
17 |
14 |
7 |
14 |
Сивая Д.В. |
14 |
12 |
1 |
8 |
13 |
3 |
2 |
4 |
10 |
11 |
9 |
15 |
5 |
16 |
6 |
18 |
17 |
7 |
15 |
Корецкая Н.В. |
11 |
12 |
4 |
8 |
10 |
3 |
2 |
5 |
9 |
6 |
13 |
7 |
14 |
17 |
1 |
16 |
15 |
18 |
16 |
Гусаченок С.А. |
7 |
1 |
8 |
6 |
12 |
2 |
9 |
3 |
4 |
17 |
13 |
11 |
10 |
18 |
14 |
16 |
15 |
5 |
17 |
Данилович Т.С. |
15 |
11 |
1 |
7 |
16 |
4 |
5 |
8 |
10 |
12 |
17 |
18 |
9 |
13 |
3 |
14 |
12 |
2 |
18 |
Иващенко Д.П. |
8 |
14 |
2 |
7 |
16 |
6 |
15 |
5 |
12 |
3 |
13 |
1 |
18 |
4 |
9 |
17 |
10 |
11 |
19 |
Кривощекий А.Ф. |
5 |
10 |
2 |
11 |
14 |
9 |
8 |
7 |
12 |
6 |
3 |
1 |
4 |
15 |
17 |
18 |
16 |
13 |
20 |
Сороговец А.А. |
14 |
13 |
6 |
7 |
16 |
4 |
8 |
3 |
12 |
5 |
11 |
17 |
18 |
2 |
1 |
15 |
10 |
9 |
21 |
Бобкова Е.М. |
14 |
17 |
6 |
2 |
18 |
5 |
3 |
8 |
10 |
4 |
15 |
16 |
9 |
7 |
1 |
14 |
11 |
12 |
22 |
Дрозд Е.Р. |
2 |
18 |
3 |
6 |
7 |
8 |
4 |
9 |
5 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1 |
14 |
15 |
16 |
17 |
23 |
Вербицкая Д.Ю. |
9 |
15 |
4 |
5 |
11 |
3 |
8 |
2 |
7 |
18 |
17 |
16 |
12 |
10 |
1 |
14 |
6 |
13 |
24 |
Бурый А.В. |
1 |
16 |
15 |
8 |
14 |
11 |
3 |
13 |
2 |
10 |
4 |
5 |
6 |
7 |
17 |
12 |
18 |
9 |
25 |
Карапетян И.В. |
13 |
12 |
1 |
4 |
14 |
3 |
18 |
10 |
15 |
16 |
5 |
9 |
7 |
6 |
2 |
17 |
11 |
8 |
26 |
Черный Д.С. |
1 |
8 |
2 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
15 |
16 |
17 |
18 |
27 |
Кипель А.В. |
18 |
7 |
1 |
11 |
13 |
3 |
6 |
5 |
10 |
12 |
17 |
16 |
9 |
4 |
8 |
14 |
15 |
2 |
28 |
Ганичева В.А. |
10 |
9 |
3 |
8 |
7 |
2 |
6 |
1 |
18 |
11 |
17 |
16 |
5 |
4 |
12 |
15 |
14 |
13 |
29 |
Строева Т.В. |
11 |
10 |
1 |
12 |
3 |
2 |
9 |
8 |
13 |
7 |
10 |
17 |
14 |
15 |
4 |
18 |
5 |
6 |
30 |
Стриго Е.В. |
15 |
5 |
6 |
14 |
13 |
3 |
16 |
4 |
18 |
2 |
17 |
12 |
11 |
7 |
1 |
8 |
10 |
9 |
Сумма баллов |
305 |
350 |
102 |
249 |
367 |
166 |
231 |
181 |
338 |
254 |
324 |
318 |
331 |
261 |
205 |
451 |
402 |
299 | |
Ранговое место |
10 |
15 |
1 |
6 |
16 |
2 |
5 |
3 |
14 |
7 |
12 |
11 |
13 |
8 |
4 |
18 |
17 |
9 |
Необходимо отметить, что в данном классе у 93 % учеников благополучные семьи и у 74 % родителей высокий уровень образованности, благодаря которому они имеют высокий материальный достаток. Исходя из своего уровня образованности родители учеников данного класса стремятся, чтобы их дети получили хорошее образование.
Нами было выявлено, что большинство школьников стремятся к материальному накоплению, так как наш век связан с денежным эквивалентом, за который можно купить все. Но все же интеллектуальные и культурные ценности для большинства школьников небезразличны, ведь они понимают, что только благодаря свом умственным и культурным способностям человек сможет получить хорошее образование, выбрать профессию по душе.
В процессе исследования была зафиксирована иерархия ценностей школьников. Из данных анкеты представленных в таблице 1 на стр. 36 видно, что наиболее значимыми жизненными ценностями современных школьников являются, на первом месте – здоровье (1,98 %), на втором месте – любовь (3,23 %) и на третьем месте – хорошие и надежные друзья (3,52 %), которые не относятся к интеллектуальным и культурным ценностям. По результатам анкеты школьники равнодушны к культурным ценностям: творчеству (7,87 %), красоты природы и искусству (7,14 %) (16, 17-е место), которые являются основными при выборе профессии. Необходимо отметить, что интересная работа (4,85 %) и интеллектуальное развитие (4,94 %) занимают 6-е и 7-е место. Это говорит о том, что современных школьников волнует вопрос выбора профессии. Из занимаемого места интеллектуальными ценностями видно, что не для всех школьников данные ценности являются наиболее значимыми для выбора профессии, но большинство из них стремятся овладеть теми знаниями, которые им дает школа для поступления в высшие учебные заведения.
ДИАГРАММА2
Так же, необходимо отметить, что некоторые из школьников (Митько Л.Г., Олешкевич И.И., Корецкая Н.В., Дрозд Е.Р., Черный Д.С.) полностью не могут использовать свой потенциал из – за неуверенности в своих сила, что препятствует достижению их профессиональных высот, другие же (Зорин А.Д., Вечерская А.П., Гусаченок С.А., Вербицкая Д.Ю., Карапетян И.В.) просто не заинтересованы в получении знаний.
Таким образом, по данным анкеты видно, что школьники в первую очередь отдают предпочтение материальным ценностям, а не культурным и интеллектуальным. Это связано с тем, что школьники не понимают, что их материальное обеспечение и положение, которое они займут в обществе напрямую связано с интеллектуальными и культурными ценностями.
2.2. Анкета 2. Выбор типа профессии по Е.А. Климову. Обработка результатов.
На основе типов профессии по классификации Е.А. Климова, рассмотренной в теоретической части курсовой работы, проведено тестирование в данной школе с учениками 9А класса.
Цель исследования:
– выявить, какой из пяти типов профессий является наиболее значимым для данного исследуемого класса;
– помочь школьникам в определении своих склонностей к тому или иному типу профессии.
Методика проведения. В 9А классе была предложена анкета, которая содержала в себе десять вопросов. В каждом вопросе находилось по два варианта ответа. Ученикам необходимо было выбрать из двух предложенных ответов один в соответствии с их личностными потребностями. К ответу, который соответствовал их интересам, необходимо было поставить стрелочку.
Анализ результатов: было представлено ученикам пять типов профессий в соответствии с рассмотренной классификацией. Каждому типу профессий соответствовали определенные ответы. К профессии типа человек – человек относились следующие ответы: помогать больным людям и лечить их; доводить товары для потребителя (рекламировать, продавать); тренировать товарищей в выполнении каких – либо действий (трудовых, учебных, спортивных); сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии); разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать; оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах и ожогах; принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение; организовывать культпоходы сверстников, экскурсии, туристические походы. К профессии типа человек – природа относились следующие ответы: ухаживать за животными; следить за состоянием, развитием растений; выращивать молодняк; лечить животных; выводить новые сорта растений; наблюдать и изучать жизнь микроорганизмов; делать лабораторные анализы в больнице; вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада. К профессии типа человек – знаковая система относились следующие ответы: составлять таблицы, схемы, программы ЭВМ; следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок; искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках; выполнять вычисление, расчеты; разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок); составлять точное описания – отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах; заниматься черчением, копировать чертежи, карты. К профессии типа человек – техника относились следующие ответы: обслуживать машины приборы; обрабатывать материалы; управлять каким – либо грузовым средством – подъемным краном, трактором; ремонтировать вещи, изделия, жилище; обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты; осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов; изготавливать по чертежам детали, изделия, строить здания; работать на клавишных машинках. К профессии типа человек – художественный образ относились следующие ответы: обсуждать научно – популярные книги, статьи; обсуждать художественные книги; копировать рисунки, изображения; художественно оформлять выставки витрины; конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий; наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности; художественно описывать, изображать события; красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий; играть на сцене и принимать участие в концертах.
При ответе на вопрос каждый тип профессии набирал определенное количество баллов. Каждый ученик набрал баллы, сумма которых ровнялась 20. Набранные баллы, исходя из полученных ответов соответствовали определенным типам профессий. Затем, баллы, набранные каждым типом профессий были просуммированы. Тип профессии, который набрал наибольшую сумму баллов, тот и является наиболее значимым для школьников этого класса. Обработанные результаты данной анкеты представлены в таблице 2 «Типы профессий» на стр.41.
Диаграмма 2
Для обработки данных и их анализа все ученики нами были объединены в пять групп.
Первая группа человек – природа, удельный вес, которой занимает 20 % от общей суммы и занимающая в ранговой таблице 3-е место. К этому типу профессий были выявлены склонности у следующих учеников: Корецкая Н.В., Горская Е.Г., Бондарь Ю.И., Кипель А.В., Бурый А.В., Банкович С.И., Перкановский А.П.. Для этих учеников характерно такое качество, как терпение, трудолюбие и бережное отношение к живому объекту, и любовь к природе.
Вторая группа человек – техника, удельный вес, которой занимает 14,83 % от общей суммы и занимающая в ранговой таблице 5-е место. К этому типу профессий были выявлены склонности у следующих учеников: Ганичева В.А., Иващенко Д.П., Кривец И.А., Стриго Е.В., Бурый А.В., Кривощекий А.Ф.. Для этих учеников характерны то, что они любят работать с техникой и заниматься ее обслуживанием. Данные школьники имеют большой кругозор в области естественных наук а прежде всего в физике, математике, химии и сопряженных с ними областях научно технического знания.
Третья группа человек – человек, удельный вес которой, занимает 23 % от общей суммы и занимающая в ранговой таблице 2-е место. К этому типу профессий были выявлены склонности у следующих учеников: Сороговец А.А., Данилович Т.С., Чернейко О.В., Стриго Е.В., Кипель А.В., Кривощекий А.Ф., Черный Д.С.. Для этих учеников характерно такое качества, как налаживание контакта с людьми, доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию. Они общительны и легко сходятся с людьми.
Четвертая группа человек – знаковая система, удельный вес которой, занимает 16,83 % от общей суммы и занимающая в ранговой таблице 4-е место. К этому типу профессий были выявлены склонности у следующих учеников: Олешкевич И.И., Стриго Е.В., Вербицкая Д.Ю., Кривощекий А.Ф., . У этих учеников были выявлены склонности к знакам и знаковой системе, так же они являются любителями книг и чтения, бескорыстно склонные к мысленным сопоставлениям фактов, идей, разысканием чего – то, они умеют сосредоточенно работать в условиях внешних помех и владеют такими качествами, как усидчивость, настойчивость, терпение. Эти ученики хорошо ориентируются, разбираются в условных обозначениях, языковых системах, текстах, документах.
Информация о работе Изучение ценностных ориентаций и их влияние на выбор профессии