Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 01:54, курсовая работа
В данной работе попробуем очертить круг основных проблем вступления России в ВТО, понять так ли уж необходимо присоединение нашей страны к этой организации и попытаемся спрогнозировать, что произойдет с национальной экономикой после присоединения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
История создания и краткая характеристика ВТО……………………...4
Структура ВТО……………………………………………………………7
Основные цели и принципы ВТО………………………………………..8
Основные цели и задачи вступления России в ВТО…………………..11
Процесс вступления России в ВТО…………………………………….13
Требования, предъявляемые России на переговорах по системным вопросам присоединения………………………………………………………14
Оценка степени приемлемости предлагаемых России условий присоединения и их соответствия нормам и практике ВТО………………...21
О балансе вероятных «плюсов» и «минусов» вступления России 26 в ВТО на предлагаемых системных условиях и задачах придания процессу присоединения конструктивной направленности…………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………
Требование, согласно которому Россия будет применять законы и нормативные акты, регулирующие деятельность государственных торговых и иных предприятий, имеющих специальные или эксклюзивные привилегии, в соответствие с нормами ВТО, вытекает из общих обязательств ее члена. Важно, однако, иметь в виду, что, во-первых, в период реформ отечественная система торговли была ликвидирована, и ныне государственные торговые предприятия существуют лишь в сфере торговли необработанными алмазами («Алмазы Россия-Саха» и «Алмазювелирэкспорт»). К такого рода предприятиям относятся также естественные монополии – «Газпром», РАО «ЕЭС» и «Росуголь». [16; с. 19-20]
Во-вторых,
нормативная база ВТО не содержит
четкого определения понятия
«государственное торговое предприятие».
Чтобы восполнить этот пробел, на Уругвайском
раунде многосторонних переговоров
была дана следующая дефиниция: «правительственное
или неправительственное
Что касается обязанности страны, имеющей такие предприятия, информировать о них ВТО, то практика свидетельствует о недисциплинированности многих государств в отношении предоставления соответствующей информации.
Таким
образом, предъявление России рассматриваемого
требования представляет собой попытку
некоторых членов ВТО получить возможность
доступа на весьма привлекательные
для них российские рынки. В данном
контексте уместно
Закупки для федеральных госнужд и госзаказ, закупки и поставки по межправительственным соглашениям прямо попадают под действие необязательного СПЗ. В этой связи требование распространить предусмотренные правилами ВТО нормы торговли госпредприятий на существующую в России соответствующую практику представляет, думается, попытку некоторых членов Рабочей группы подстраховаться на случай отказа нашей страны от присоединения к СПЗ. Цель таких действий – получение свободного доступа на соответствующие сегменты нашего внутреннего рынка.
Подобные
требования для России неприемлемы,
и от принятия таких обязательств
необходимо отказаться. Формальным основанием
для этого может служить тот
факт, что большинство
Наконец, самым тяжелым по своим возможным последствиям для отечественной промышленности представляется требование об отмене с момента присоединения всех запрещенных, т.е. подпадающих под действие третьей статьи ССКМ, федеральных и региональных субсидий и об отказе от применения всех остальных, так называемых наказуемых, мер поддержки. На практике это означает принятие обязательств по выполнению требований ССКМ с момента присоединения без каких-либо изъятий и переходного периода. Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам – один из элементов нормативной базы ВТО, формирующей общие обязательства его членов, и применительно к соответствующим требованиям дилемма «принятие – непринятие» не может являться предметом переговоров. Между тем принятие и реализация Россией такого обязательства повлекут за собой существенный ущерб ряду отраслей промышленности, прежде всего оборонной и вообще высокотехнологичной, обусловят пересмотр всего аспекта используемых в настоящее время механизмов господдержки. Ситуация усугубляется тем обстоятельством, что Китай при вступлении в ВТО дал аналогичное обязательство.
В условиях незавершенности структурной перестройки в промышленности, в том числе реформирования оборонно-промышленного комплекса, полное принятие рассматриваемого требования абсолютно неприемлемым. Единственных выход видится в том, чтобы добиться существенных льгот по его выполнению, т.е. «выторговать» у ВТО согласие на сохранение в ряде отраслей промышленности в течение переходного периода некоторых мер, подпадающих под действие ССКМ. К сожалению, добиться этого на практике будет чрезвычайно трудно, так как наши партнеры по переговорам, упредив такой поворот событий, выдвинули дополнительное требование об отказе России от применения в отношении нее статей 25-27 ССКМ, предусматривающих возможность получения ряда льгот, о чем речь пойдет в дальнейшем изложении.3
Применительно
к дополнительным обязательствам (т.е.
тем, что выходят за рамки общих
обязательств ВТО, вытекающих из текстов
многосторонних соглашений) можно уверенно
утверждать: все выдвигаемые нашими
партнерами по переговорам требования
для России в настоящее время
неприемлемы.
6.
О балансе вероятных
«плюсов» и «минусов»
вступления России в
ВТО на предлагаемых
системных условиях
и задачах придания
процессу присоединения
конструктивной направленности
Проведенный анализ предлагаемых России системных условий присоединения к ВТО и их «поштучная» оценка с точки зрения степени приемлемости позволяют утверждать, что реальные преимущества вступления нашей страны в эту организацию сводятся к следующему.
Перечень же вероятных негативных последствий присоединения России к ВТО на предлагаемых условиях с учетом вышеизложенного представляется таким.
Исходя
из вышеизложенного, принимая во внимание
факт незавершенности реформирования
отечественной промышленности и
учитывая текущий уровень
При этом необходимо отдавать себе отчет в следующем: даже если России удастся добиться существенной корректировки этой совокупности условий по линии отказа от большинства дополнительных требований, то выполнение неприемлемых обязательств, вытекающих из многосторонних соглашений ВТО, все равно повлечет за собой значительное изменение российского законодательства и серьезно повлияет на общие условия хозяйствования в нашей стране, на формы, методы и механизмы госрегулирования экономики, в первую очередь касающихся поддержки предприятий. Даже в этом случае потери последних будут носить абсолютно конкретный, незамедлительный и весьма тяжелый (а то и катастрофический для многих из них) характер, тогда как выгоды – характер абстрактно-перспективный, чисто гипотетический (нельзя, в частности, забывать о том, что действующий в ВТО квазисудебный механизм разрешения споров не гарантирует от применения против России антидемпинговых и других ограничительных процедур).
Как
уже отмечалось, для разных отраслей
промышленности и предприятий последствия
корректировки механизмов господдержки,
а также отказа от применения некоторых
из них окажутся неодинаковыми. Естественно,
что в наибольшей степени это
затронет отрасли, получающие прямую поддержку
государства (в различных формах).
В настоящее время к числу
таковых, прежде всего, относятся отрасли
оборонно-промышленного
Понятно, что масштабы и характер влияния вступления в ВТО как на общие условия хозяйствования, так и на состояние конкретных отраслей отечественной промышленности и существующие механизмы их господдержки будут всецело определяться условиями вступления, которые должны быть зафиксированы в Протоколе о присоединении, в докладе Рабочей группы и других приложениях к этому протоколу. Таким образом, от исхода переговоров по системным условиям присоединения к ВТО напрямую зависят перспективы не только развития, но даже элементарного выживания целых отраслей промышленности, а значит, и экономической безопасности страны в целом.
Проведение переговоров и подготовка экономики к присоединению России к ВТО ныне резко затруднены двумя обстоятельствами. Во-первых, - отсутствием внятных промышленной и торгово-промышленной политики России, прежде всего – ясных приоритетов развития народного хозяйства, отдельных отраслей и производств. Во-вторых, - очевидным дефицитом информации о действительных размерах и формах прямого и косвенного субсидирования отечественных производителей на федеральном и (особенно) на региональном уровнях. Зачастую меры поддержки предприятий носят индивидуальный (групповой), характер, определяются лоббистскими возможностями отдельных руководителей и являются, согласно терминологии ВТО, специфическими и наказуемыми субсидиями, относящимся к предприятиям, промышленным секторам или группам секторов, к определенным регионам.
Подготовка
к вступлению в ВТО ведется
бессистемно и без увязки с
другими аспектами
Переговорная
ситуация в настоящее время крайне
невыгодна для России. Это связано
с происшедшим снижением
До сих пор переговорный процесс практически сосредоточивался главным образом на тарифной проблематике, причем и здесь похвастаться нечем. Хотя к настоящему времени согласовано 85% тарифных позиций, приводить эту цифру в качестве свидетельства успешности переговоров нельзя: почти все согласованные тарифы относятся к второстепенным по рыночной значимости товарам. Главное же состоит в ошибочности развертывания обсуждения уровня тарифных барьеров прежде рассмотрения системных аспектов присоединения к ВТО. В ходе последующих этапов переговорного процесса ради достижения прогресса по системным вопросам, похоже, придется, как уже отмечалось, идти на уступки по уже согласованным тарифным позициям, что ставит под сомнение и без того незначительную ценность уже достигнутых договоренностей5.
Информация о работе История создания и краткая характеристика ВТО