История создания и краткая характеристика ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 01:54, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе попробуем очертить круг основных проблем вступления России в ВТО, понять так ли уж необходимо присоединение нашей страны к этой организации и попытаемся спрогнозировать, что произойдет с национальной экономикой после присоединения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
История создания и краткая характеристика ВТО……………………...4
Структура ВТО……………………………………………………………7
Основные цели и принципы ВТО………………………………………..8
Основные цели и задачи вступления России в ВТО…………………..11
Процесс вступления России в ВТО…………………………………….13
Требования, предъявляемые России на переговорах по системным вопросам присоединения………………………………………………………14
Оценка степени приемлемости предлагаемых России условий присоединения и их соответствия нормам и практике ВТО………………...21
О балансе вероятных «плюсов» и «минусов» вступления России 26 в ВТО на предлагаемых системных условиях и задачах придания процессу присоединения конструктивной направленности…………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………

Файлы: 1 файл

Менеджмент кр.docx

— 68.54 Кб (Скачать)

     Требование, согласно которому Россия будет применять  законы и нормативные акты, регулирующие деятельность государственных торговых и иных предприятий, имеющих специальные или эксклюзивные привилегии, в соответствие с нормами ВТО, вытекает из общих обязательств ее члена. Важно, однако, иметь в виду, что, во-первых, в период реформ отечественная система торговли была ликвидирована, и ныне государственные торговые предприятия существуют лишь в сфере торговли необработанными алмазами («Алмазы Россия-Саха» и «Алмазювелирэкспорт»). К такого рода предприятиям относятся также естественные монополии – «Газпром», РАО «ЕЭС» и «Росуголь». [16; с. 19-20]

     Во-вторых, нормативная база ВТО не содержит четкого определения понятия  «государственное торговое предприятие». Чтобы восполнить этот пробел, на Уругвайском  раунде многосторонних переговоров  была дана следующая дефиниция: «правительственное или неправительственное предприятие, которому предоставлены специальные  права или преимущества (включая  конституционно или законодательно закрепленные), используя которые  оно своими закупками или продажами  оказывает влияние на объем или  географическое направление импорта  или экспорта страны». Установления факта наличия в стране подобных предприятий дает повод относить ее к числу стран с нерыночной экономикой, а значит, ставит в неблагоприятное  положение в смысле возможности  проведения против нее любых антидемпинговых  расследований.

     Что касается обязанности страны, имеющей  такие предприятия, информировать  о них ВТО, то практика свидетельствует  о недисциплинированности многих государств в отношении предоставления соответствующей  информации.

     Таким образом, предъявление России рассматриваемого требования представляет собой попытку  некоторых членов ВТО получить возможность  доступа на весьма привлекательные  для них российские рынки. В данном контексте уместно констатировать, что Китай добился право сохранить  государственную торговлю зерном, растительным маслом, сахаром, табаком, сырой нефтью и нефтепродуктами, химическими  удобрениями, хлопком, и др., а также рядом товаров традиционного экспорта. Одновременно Китай дал обязательство в течение трех лет после присоединения либерализовать торговлю натуральным каучуком, лесом, фанерой, шерстью, акриловыми химическими волокнами, всеми видами черных металлов и изделий из них.

     Закупки для федеральных госнужд и госзаказ, закупки и поставки по межправительственным соглашениям прямо попадают под действие необязательного СПЗ. В этой связи требование распространить предусмотренные правилами ВТО нормы торговли госпредприятий на существующую в России соответствующую практику представляет, думается, попытку некоторых членов Рабочей группы подстраховаться на случай отказа нашей страны от присоединения к СПЗ. Цель таких действий – получение свободного доступа на соответствующие сегменты нашего внутреннего рынка.

     Подобные  требования для России неприемлемы, и от принятия таких обязательств необходимо отказаться. Формальным основанием для этого может служить тот  факт, что большинство рассматриваемых  операций осуществляют не попадающие под вышеприведенную дефиницию  Уругвайского раунда обычные разгосударствленные предприятия, функционирующие на коммерческих началах и выигрывающие открытые тендеры и конкурсы.

     Наконец, самым тяжелым по своим возможным  последствиям для отечественной  промышленности представляется требование об отмене с момента присоединения  всех запрещенных, т.е. подпадающих  под действие третьей статьи ССКМ, федеральных и региональных субсидий и об отказе от применения всех остальных, так называемых наказуемых, мер поддержки. На практике это означает принятие обязательств по выполнению требований ССКМ с момента присоединения без каких-либо изъятий и переходного периода. Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам – один из элементов нормативной базы ВТО, формирующей общие обязательства его членов, и применительно к соответствующим требованиям дилемма «принятие – непринятие» не может являться предметом переговоров. Между тем принятие и реализация Россией такого обязательства повлекут за собой существенный ущерб ряду отраслей промышленности, прежде всего оборонной и вообще высокотехнологичной, обусловят пересмотр всего аспекта используемых в настоящее время механизмов господдержки. Ситуация усугубляется тем обстоятельством, что Китай при вступлении в ВТО дал аналогичное обязательство.

     В условиях незавершенности структурной  перестройки в промышленности, в  том числе реформирования оборонно-промышленного  комплекса, полное принятие рассматриваемого требования абсолютно неприемлемым. Единственных выход видится в том, чтобы добиться существенных льгот по его выполнению, т.е. «выторговать» у ВТО согласие на сохранение в ряде отраслей промышленности в течение переходного периода некоторых мер, подпадающих под действие ССКМ. К сожалению, добиться этого на практике будет чрезвычайно трудно, так как наши партнеры по переговорам, упредив такой поворот событий, выдвинули дополнительное требование об отказе России от применения в отношении нее статей 25-27 ССКМ, предусматривающих возможность получения ряда льгот, о чем речь пойдет в дальнейшем изложении.3

     Применительно к дополнительным обязательствам (т.е. тем, что выходят за рамки общих  обязательств ВТО, вытекающих из текстов  многосторонних соглашений) можно уверенно утверждать: все выдвигаемые нашими партнерами по переговорам требования для России в настоящее время  неприемлемы. 
 

 

     6. О балансе вероятных «плюсов» и «минусов» вступления России в ВТО на предлагаемых системных условиях и задачах придания процессу присоединения конструктивной направленности 

     Проведенный анализ предлагаемых России системных  условий присоединения к ВТО  и их «поштучная» оценка с точки  зрения степени приемлемости позволяют  утверждать, что реальные преимущества вступления нашей страны в эту  организацию сводятся к следующему.

  1. Присоединение к ВТО станет мощным фактором стабилизации российского внешнеторгового и общеэкономического законодательства, превращения «правил игры» в постоянные и предсказуемые, что будет способствовать развитию внешней торговли и конкурентной среды. Кроме того, будет радикально решена задача приведения законодательств субъектов Федерации в соответствие с федеральным законодательством.
  2. Россия станет полноправным участником нового раунда переговоров и сможет самостоятельно или в коалиции с другими государствами отстаивать приемлемые для себя позиции. В противном случае (учитывая, что обсуждение и принятие новых соглашений в ВТО происходит постоянно) мы буем вынуждены непрерывно вести переговоры относительно приведения своего законодательства в соответствие с нормами перманентно обновляющейся организации, причем, не имея возможности влиять на принимаемые решения.
  3. Жесткое временное ограничение переходного периода заставит отрасли промышленности и отдельные предприятия активнее заниматься развитием производства и повышением конкурентоспособности.

     Перечень  же вероятных негативных последствий  присоединения России к ВТО на предлагаемых условиях с учетом вышеизложенного  представляется таким.

  1. Удовлетворение Россией требования отменить с момента присоединения и не применять впредь все федеральные и региональные субсидии, подпадающие под действие ССКМ, повлечет за собой полный пересмотр нынешних правил и порядка господдержки отечественных товаропроизводителей путем прямого и косвенного субсидирования из федерального бюджета и из бюджетов субъектов Федерации.
  2. Принятие Россией обязательства, позволяющего подходить к ней как к стране с нерыночной экономикой (а оно навязывается нам ради прессингования в течение длительного переходного периода антидемпинговыми и компенсационными расследованиями), означает наше согласие на продолжение задействования против РФ односторонних санкций при невозможности использования для защиты российских интересов существующего в ВТО механизма разрешения торговых споров. Присоединение к ВТО не приведет к автоматической отмене уже действующих в отношении нашей страны торговых санкций, в том числе введенных с нарушением норм этой организации, что ставит под вопрос значительные выгоды, которые рассчитывают получить от членства в ней России производители ряда отраслей промышленности, в том числе черной металлургии, химической (в части производства минеральных удобрений) и текстильной индустрии.
  3. Согласие РФ не применять меры в области защиты своего рынка до приведения соответствующих механизмов в полное соответствие с Антидемпинговым кодексом, ССКМ и с Соглашением по защитным мерам означает отказ от использования важных инструментов государственной поддержки промышленности.
  4. Принятие российской стороной обязательства с момента присоединения к ВТО выполнять без изъятий и переходного периода все требования таких многосторонних соглашений, как Соглашение по процедурам импортного лицензирования, Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам, и др., тождественно отказу от применения существующих в настоящее время в России механизмов господдержки промышленности в виде процедур лицензирования и сертификации, стандартов, ограничений на иностранные инвестиции в отдельные отрасли, и т.п. Присоединение к СПЗ на практике будет означать ликвидацию еще одного механизма косвенной господдержки отечественной промышленности.
  5. Присоединение к СТГА заблокирует перспективу сохранения за Россией роли одной из ведущих авиационных держав.
  6. Ослабление прямого государственного регулирования внутренних цен на энергоносители и на транспортные услуги, сближение их с уровнем мировых цен вызовет неизбежный рост затрат в материальном производстве, особенно в базовых отраслях, следствием чего станет снижение ценовой конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности.
  7. Серьезными угрозами чреваты отказ от взимания экспортных пошлин и пересмотр существующих соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве, в том числе в рамках СНГ.

     Исходя  из вышеизложенного, принимая во внимание факт незавершенности реформирования отечественной промышленности и  учитывая текущий уровень конкурентоспособности  обрабатывающих отраслей, можно уверенно утверждать: конкретная комбинация предлагаемых ныне России системных условий присоединения  к ВТО для нас неприемлема.

     При этом необходимо отдавать себе отчет  в следующем: даже если России удастся  добиться существенной корректировки  этой совокупности условий по линии  отказа от большинства дополнительных требований, то выполнение неприемлемых обязательств, вытекающих из многосторонних соглашений ВТО, все равно повлечет за собой значительное изменение  российского законодательства и  серьезно повлияет на общие условия  хозяйствования в нашей стране, на формы, методы и механизмы госрегулирования экономики, в первую очередь касающихся поддержки предприятий. Даже в этом случае потери последних будут носить абсолютно конкретный, незамедлительный и весьма тяжелый (а то и катастрофический для многих из них) характер, тогда как выгоды – характер абстрактно-перспективный, чисто гипотетический (нельзя, в частности, забывать о том, что действующий в ВТО квазисудебный механизм разрешения споров не гарантирует от применения против России антидемпинговых и других ограничительных процедур).

     Как уже отмечалось, для разных отраслей промышленности и предприятий последствия  корректировки механизмов господдержки, а также отказа от применения некоторых  из них окажутся неодинаковыми. Естественно, что в наибольшей степени это  затронет отрасли, получающие прямую поддержку  государства (в различных формах). В настоящее время к числу  таковых, прежде всего, относятся отрасли  оборонно-промышленного комплекса, включая авиационную промышленность (находящуюся в этом смысле в несколько  привилегированном положении), а  также автомобильная индустрия  и сельскохозяйственное машиностроение. Однако грядущее изменение общих  условий хозяйствования, стоит еще  раз подчеркнуть, затронет всю промышленность в целом.

     Понятно, что масштабы и характер влияния  вступления в ВТО как на общие условия хозяйствования, так и на состояние конкретных отраслей отечественной промышленности и существующие механизмы их господдержки будут всецело определяться условиями вступления, которые должны быть зафиксированы в Протоколе о присоединении, в докладе Рабочей группы и других приложениях к этому протоколу. Таким образом, от исхода переговоров по системным условиям присоединения к ВТО напрямую зависят перспективы не только развития, но даже элементарного выживания целых отраслей промышленности, а значит, и экономической безопасности страны в целом.

     Проведение  переговоров и подготовка экономики  к присоединению России к ВТО  ныне резко затруднены двумя обстоятельствами. Во-первых, - отсутствием внятных  промышленной и торгово-промышленной политики России, прежде всего –  ясных приоритетов развития народного  хозяйства, отдельных отраслей и производств. Во-вторых, - очевидным дефицитом информации о действительных размерах и формах прямого и косвенного субсидирования отечественных производителей на федеральном и (особенно) на региональном уровнях. Зачастую меры поддержки предприятий носят индивидуальный (групповой), характер, определяются лоббистскими возможностями отдельных руководителей и являются, согласно терминологии ВТО, специфическими и наказуемыми субсидиями, относящимся к предприятиям, промышленным секторам или группам секторов, к определенным регионам.

     Подготовка  к вступлению в ВТО ведется  бессистемно и без увязки с  другими аспектами экономической  политики. Принятое политическое решение  о присоединении к этой организации  не согласуется с уже осуществленными  мерами поддержки промышленности. Фактически все практикуемые в России механизмы  регулирования промышленного развития действуют без учета требований ВТО, а работа по их модификации в  соответствии с последними, мягко говоря, весьма далека от завершения.

     Переговорная  ситуация в настоящее время крайне невыгодна для России. Это связано  с происшедшим снижением среднего уровня импортных пошлин с 16% в 1999г. до 10% в 2001г., что следует признать грубой стратегической ошибкой, резко  ухудшившей наши позиции на переговорах. В России в настоящее время практически не задействованы нетарифные механизмы регулирования импорта, а ведь ввести их после вступления в ВТО будет невозможно4.

     До  сих пор переговорный процесс  практически сосредоточивался главным  образом на тарифной проблематике, причем и здесь похвастаться нечем. Хотя к настоящему времени согласовано 85% тарифных позиций, приводить эту цифру в качестве свидетельства успешности переговоров нельзя: почти все согласованные тарифы относятся к второстепенным по рыночной значимости товарам. Главное же состоит в ошибочности развертывания обсуждения уровня тарифных барьеров прежде рассмотрения системных аспектов присоединения к ВТО. В ходе последующих этапов переговорного процесса ради достижения прогресса по системным вопросам, похоже, придется, как уже отмечалось, идти на уступки по уже согласованным тарифным позициям, что ставит под сомнение и без того незначительную ценность уже достигнутых договоренностей5.

Информация о работе История создания и краткая характеристика ВТО