История ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 17:35, реферат

Краткое описание

Все возрастающая роль мировой торговли заставила индустриальные страны уже в XIX веке поддерживать на международном уровне ограниченную кооперацию по вопросам таможенных пошлин. Разразившийся в 1929 году глобальный экономический кризис и попытки его преодоления в отдельных развитых странах путём прямой защиты внутреннего рынка высокими таможенными пошлинами от иностранного импорта показали, что при все возрастающих объёмах внешней торговли необходима её институционализация и наднациональное регулирование в признанных международно-правовых рамках.

Файлы: 1 файл

История ВТО.docx

— 17.79 Кб (Скачать)

История ВТО 

Все возрастающая роль мировой торговли заставила индустриальные страны уже в XIX веке поддерживать на международном уровне ограниченную кооперацию по вопросам таможенных пошлин. Разразившийся в 1929 году глобальный экономический кризис и попытки  его преодоления в отдельных  развитых странах путём прямой защиты внутреннего рынка высокими таможенными  пошлинами от иностранного импорта  показали, что при все возрастающих объёмах внешней торговли необходима её институционализация и наднациональное регулирование в признанных международно-правовых рамках.

Экономическим фундаментом  требований либерализации внешней  торговли служит экономическая теория сравнительного преимущества, разработанная  в начале XIX века Давидом Рикардо.

Идея создания международной  организации, призванной регулировать международную торговлю, возникла ещё  до окончания Второй мировой войны. В основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на конференции в Бреттон Вудсе были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО). Для этого в 1946 году в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать материально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, предложить заинтересованным странам устав этой организации, взять на себя координирующую роль в вопросах упрощения внешней торговли и снижения таможенного бремени на пути товаров из страны в страну. Уже в октябре 1947 года было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации. Это соглашение, рассматриваемое как временное, вступило в силу 1 января 1948 года. СССР не был приглашён к участию в Гаванской конференции, так как отказался быть участником МВФ и МБРР. Советское правительство опасалось того, что большое влияние, которое имели США в этих организациях, и начало противостояния между идеологическими блоками (Холодная война) не позволят в должной степени учитывать интересы СССР в рамках этих организаций.

Конгресс США, однако, неожиданно отказался от ратификации  Устава МТО, несмотря на то что Соединённые Штаты были главной движущей силой организации МТО, и ГАТТ, первоначально временное соглашение, продолжало действовать без всякой организационной структуры, которой должна была стать МТО.

В последующие годы ГАТТ, хотя и в урезанном от первоначально  задуманного виде, оказался достаточно эффективной системой, в рамках которой  средняя таможенная пошлина снизилась  с 40 % к моменту подписания соглашения в середине сороковых годов до 4 % в середине девяностых. С целью  снижения прямых таможенных пошлин и  скрытых, так называемых нетарифных, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ регулярно проводились  раунды переговоров между странами-участницами. Так называемый Уругвайский раунд  переговоров, длившийся с 1986 по 1994 год, был наиболее успешным. В результате долгих переговоров в 1994 году в Марракеше было подписано соглашение о создании ВТО, вступившее в силу 1 января 1995 года. Страны-участницы достигли согласия о том, что в рамках этой организации будет не только регулироваться торговля товарами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 года), но и в связи со все возрастающей ролью услуг в постиндустриальном обществе и их растущей долей в мировой торговле (на начало XXI века — около 20 %) принято Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS), регулирующее эту область внешней торговли. Также в рамках Марракешского соглашения было принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPs), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО.

Таким образом, спустя почти 50 лет после неудачных попыток  создания международной организации  и существования временной конструкции  ГАТТ, регулирующей вопросы внешней  торговли, с 1 января 1995 года ВТО приступила к работе.

Цели и принципы ВТО

Задачей ВТО является не достижение каких-либо целей или  результатов, а установление общих  принципов международной торговли[2]. Работа ВТО, также как и ГАТТ до него, опирается на основные принципы, среди которых:

Равные права. Все  члены ВТО обязаны предоставлять  всем другим членам режим наибольшего  благоприятствования в торговле (НБТ). Режим НБТ означает, что  преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации[2]

Взаимность Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными[3].

Прозрачность. Члены  ВТО должны полностью публиковать  свои торговые правила и иметь  органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО[4]

Организационная структура  ВТО

Официальным высшим органом организации является Министерская Конференция ВТО, которая собирается не реже, чем один раз в два  года. За время существования ВТО  было проведено шесть таких конференций, практически каждая из которых сопровождалась активными протестами со стороны  противников глобализации. В подчинении Совета состоит специальная комиссия по торговой политике стран-участниц, призванная следить за выполнением  ими своих обязательств в рамках ВТО. Кроме общих исполнительных функций, Генеральный Совет руководит  еще несколькими комиссиями, созданными на основании заключенных в рамках ВТО соглашений. Самыми важными из них являются: Совет по товарной торговле (так называемый Совет-ГАТТ), Совет по торговле услугами и Совет  по вопросам торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Кроме того, в подчинении Генерального Совета состоит множество  других комитетов и рабочих групп, призванных снабжать высшие органы ВТО  информацией о развивающихся  странах, бюджетной политике, финансово-бюджетных  вопросах и т. д.

Во главе организации  стоит Генеральный Директор с  соответствующим подчиненным ему  секретариатом.

Комиссия по урегулированию споров

Одним из важнейших  инструментов урегулирования возникающих  между странами-участницами споров в рамках ВТО является Комиссия по урегулированию споров (DSB) — квазисудебный орган, призванный беспристрастно и быстро разрешать разногласия между сторонами. За истекшие после основания ВТО годы Комиссия была вынуждена много раз решать сложные, нередко достаточно политизированные торговые проблемы между влиятельными странами — участницами ВТО. Многие решения Комиссии за истекшие годы воспринимаются неоднозначно. Большую озабоченность у активистов защиты окружающей среды вызывает, например, чрезмерная торговля между странами в ущерб интересам окружающей среды[источник не указан 121 день].

Отдельные решения

Некоторые решения  Комиссии по Урегулированию Споров Всемирной  Торговой Организации, вызвавшие большой  общественный резонанс:

Решение 1992 года в  рамках ГАТТ в отношении закона США, регулирующего импорт тунца. Американский закон о защите морских млекопитающих  запрещал импорт рыбы, выловленной  с применением определенного  вида сетей, при применении которого гибли дельфины. Закон применялся как к американским, так и к иностранным продавцам рыбы и по мнению правительства США ставил перед собой «легитимную цель» защиты окружающей среды. Мексика, как страна, в которой применялся этот способ ловли тунца подала жалобу на этот закон, аргументируя тем, что он нарушает соглашения о свободной торговле и представляет собой запрещенное в рамках ГАТТ нетарифное ограничение. Предшественник Комиссии действительно признал этот закон не соответствующим нормам свободной торговли и указал на то, что американское правительство хотя и преследовало оспариваемым запретом легитимную цель защиты дельфинов, однако эта цель могла быть достигнута другими, не ущемляющими другие страны методами. Tuna/Dolphin Case I (англ.)

Похожий спор по отношению  к закону, запрещавшему импорт креветок в США, выловленных методом, опасным  для морских черепах был вынесен  на рассмотрение Комиссии уже в рамках ВТО в 2000 году. Азиатские страны (Индия, Пакистан, Малайзия и Таиланд), использовавшие этот метод ловли придерживались мнения о том, что подобные ограничения  импорта в США являются ничем  иным как «зеленым протекционизмом», за которым на самом деле стоит  желание развитых стран ограничить ввоз дешевого импорта, а экологические  обоснования являются всего лишь предлогом. Рассматривая это дело Комиссия хотя и признала в мотивировочной части своего решения возможность того, что меры по охране окружающей среды могут теоретически являться легитимной причиной для ограничения импорта определенных товаров, однако в конкретном случае закон о запрете ввоза креветок по ее мнению не соответствует нормам ВТО и США предписывается его отменить. Shrimp/Turtle Case (англ.)

Основную часть  торговых споров в рамках ВТО составляют споры между крупнейшими субъектами международной торговли — Европейским  союзом и США. Так, например, получил  широкую огласку конфликт относительно введенных США в марте 2002 года высоких пошлин на импорт европейской  стали с целью поддержки американской сталелитейной отрасли. Европейский  союз расценил это как запрещенную  нормами ВТО дискриминацию и  оспорил эти меры жалобой в  Комиссию, которая признала меры по защите американского рынка нарушающими  правила ВТО. США вынуждены были отменить дискриминационные пошлины.

Критика

Заявленная цель ВТО — распространение идей и  принципов свободной торговли и  стимуляция экономического роста. Многие считают, что свободная торговля не делает жизнь большинства более  процветающей, а лишь приводит к  дальнейшему обогащению уже богатых (как стран, так и личностей). Договоры ВТО также обвинялись в частичном  несправедливом приоритете мультинациональным корпорациям (транснациональным) и богатым странам.

Критики полагают, что  небольшие страны имеют очень  малое влияние на ВТО, и, несмотря на заявленную цель — помощь развивающимся  странам, — развитые страны концентрируются, прежде всего, на своих коммерческих интересах. Также, по их утверждениям, вопросы здравоохранения, безопасности и защиты окружающей среды постоянно  игнорируются в пользу дополнительных льгот для бизнеса.

В частности, деятельность ВТО часто подвергается критике  и осуждению со стороны антиглобалистов.

Информация о работе История ВТО